Файл: Рынок ценных бумаг (Анализ развития рынка государственных ценных бумаг в России).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 522
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Анализ развития рынка государственных ценных бумаг в России
1.1 Структура рынка государственных ценных бумаг
1.3 Виды государственных ценных бумаг Российской Федерации
Глава 2 Понятие и правовое регулирование рынка ценных бумаг
2.1 Понятие рынка ценных бумаг
Развитию рынка ценных бумаг местных органов власти препятствовали основные недостатки, присущие большинству эмиссий, такие как:
-несовершенство проспектов эмиссии, из-за отсутствия профессионалов на рынке муниципальных облигаций;
-отсутствие института андеррайтинга – системы инвестиционных банков и компаний, осуществляющих размещение ценных бумаг по названной цене в оговоренном объеме и в установленные сроки;
-неотработанность системы гарантий погашения эмиссий и возврата денег инвесторам региональными властями.
Изменение конъюнктуры рынка муниципальных облигаций возможно при решении названных проблем.
Инвестиционный интерес крупных инвесторов рынка может вызвать использование этих ценных бумаг в качестве залога и средства взаиморасчетов с местными властями, а также введение механизма конвертации облигаций в ликвидные акции приватизированных предприятий региона.
Глава 2 Понятие и правовое регулирование рынка ценных бумаг
2.1 Понятие рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений по поводу выпуска специфического товара – ценных бумаг и его обращения между участниками. [9]
На рынке ценных бумаг, как и на любом другом рынке возможно вложение капитала, с целью получения прибыли. Однако в отличие от товарных, производственных рынков существуют рынки, где капиталы накапливаются, концентрируются и вкладываются в развитие производства. Таким рынком, в частности, является финансовый рынок (рынок капиталов) – Финансовый рынок – это рынок посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.
Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения являются:
- рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платёжных средств (векселей, чеков и т.д.);
- рынок ссудного капитала (банковских кредитов) – рынок, объектом сделок на котором выступает предоставляемый в ссуду денежный капитал;
- валютный рынок;
- рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, где обращаются специфические финансовые инструменты – ценные бумаги.
В целом место рынка ценных бумаг в системе финансового рынка страны предоставлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Место рынка ценных бумаг в системе финансового рынка страны.
Следует подчеркнуть, что рынок ценных бумаг в системе финансового рынка не является строго обособленным сегментом. Он принимает участие как в привлечении денежных средств из различных источников, так и в размещении этих средств в каком либо из рынков.
Рынок ценных бумаг опосредует движение средств между различными сегментами финансового рынка, и сам является сегментом рынка капиталов денежного и валютного рынка. Он играет значительную роль в развитии экономики страны, в привлечении инвестиций. Рынок ценных бумаг является наиболее активным сегментом финансового рынка страны, его значение в настоящее время продолжает возрастать. [10]
Рынок ценных бумаг в финансовой системе государства выполняет те же функции, что и другие звенья системы: перераспределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную.
Сущность перераспределительной функции состоит в перераспределении денежных средств путём обращения ценных бумаг между государством, предприятиями и населением; между различными отраслями народного хозяйства; между регионами, между государствами и международными сообществами.
Регулирующая функция означает регулирование различных социально-экономических процессов посредствам каких-либо фондовых операций. Фондовый рынок как инструмент регулирования экономики играет важную роль. Инструменты рынка ценных бумаг используются в регулировании процессов приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации внешних и внутренних долгов государства, стабилизационной государственной политике.
Стимулирующая функция – заключается в стимулировании экономического роста путём привлечения дополнительного капитала на фондовом рынке и его рационального размещения. Две группы участников рынка – инвесторы и эмитенты – стремятся активно работать на рынке. Первые – разместить свой капитал на наиболее выгодных условиях, вторые приобрести капитал.
Контрольная функция – предполагает обязательный учёт всех ценных бумаг обращающихся на рынке, регистрацию участников фондового рынка, контроль за соблюдением норм законодательства участниками рынка, а так же регистрацию и контроль фондовых операций.
Кроме общих функций рынка ценных бумаг можно выделить так же ряд специфических функций, таких как: [11]
1) Перевод сбережений населения из непроизводительной в производительную форму;
2) Функция сбалансирования спроса и предложения
3) Ценообразующая функция
4) Финансирование дефицитов государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации на неинфляционной основе.
5) Информационная функция.
6) Функция страхования ценовых или финансовых рисков (хеджирования).
Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, предоставляет собой сложную организационно – правовую систему с определенной технологией проведения операций.
Схематично организацию фондового рынка можно представить в виде следующих взаимосвязанных звеньев (рис.2)
Рисунок 2 - Функциональная структура рынка ценных бумаг
По стадии размещения и обращения ценных бумаг различают фондовые рынки: первичный и вторичный. [12]
Первичный рынок – это место, где происходит первичная эмиссия и первичное размещение ценных бумаг. Целью первичного рынка является организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение.
Реализация экономических интересов эмитентов происходит на первичном фондовом рынке. На первичном фондовом рынке происходит размещение эмитентами ценных бумаг среди первых владельцев.
Вторичный рынок – это дальнейшее, после размещения, движение прав собственности на ценные бумаги. Таким образом, на вторичном рынке происходит перепродажа ранее выпущенных ценных бумаг. Основной целью вторичного рынка является поддержание уровня ликвидности фондового рынка, что достигается обеспечением оптимальных условий для операций купли-продажи ценных бумаг. Ликвидный фондовый рынок позволяет реализовать интересы инвесторов. Высокий уровень ликвидности рынка ценных бумаг обеспечивает доверие к фондовому рынку, как месту вложения временно свободных средств.
Объектом рынка ценных бумаг являются – ценные бумаги – документы удостоверяющие имущественные права владельца документа или отношения займа между инвестором и эмитентом.
2.2 Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение на нем, уполномоченными госорганами, участников и происходящих между ними операций. Участниками могут выступать: эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники. Вообще регулирование рынка бывает внутренним и внешним. Внутреннее регулирование осуществляется посредством собственных нормативных документов организации (устава, правил и других, регулирующих деятельность организации). Внешнее регулирование возникает под влиянием государственных правовых актов, нормативных документов иных организаций, международных соглашений. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется во всех видах деятельности и происходящих на нем операциях: инвестиционных, эмиссионных, спекулятивных, посреднических, трастовых, залоговых и т.д.
Государство является:[13]
- эмитентом, выпуская государственные ценные бумаги;
- инвестором, в случае наличия крупного портфеля акций промышленного предприятия;
- профессиональным участником на приватизационном аукционе при торговле акциями;
- регулятором, через законодательные акты;
- верховным арбитром в спорах участников рынка посредством судов.
В систему регулирования рынка государством входят: нормативные акты и органы государства, осуществляющие регулирование и контроль.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг может осуществляться в административной форме. При этом устанавливаются обязательные требования к участникам, производится регистрация ценных бумаг и участников рынка, лицензирование профессиональной деятельности, обеспечивается гласность и равная информированность участников, поддержание правопорядка.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг ведется за счет:[14]
-установления определенных условий к работе эмитентов и профессиональных участников рынка;
-государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и контроля над соблюдением условий и обязательств;
-лицензирования работы профессиональных участников рынка;
-создания системы защиты прав владельцев и контроля над соблюдением их прав эмитентами;
-запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Правовое регулирование осуществляется законодательными и подзаконными нормативными актами, указанными ниже:
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ). Этот закон регулирует отношения, которые возникают при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, устанавливает основы государственного регулирования данного рынка.
Федеральный закон от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Этот закон устанавливает меры, которые направлены на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления других форм возмещения ущерба инвесторам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Предметом его регулирования являются отношения, которые влияют на конкуренцию на рынке финансовых услуг и на рынке ценных бумаг.
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N° 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Этот закон устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, и исполнения обязательств РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг.
Примерами подзаконных нормативных актов можно считать Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»; Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги».
Особыми среди источников правового регулирования рынка ценных бумаг являются акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
Нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, принимаются иными органами в пределах их компетенции: Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, Банком России. Не нужно забывать и о нормативных актах, которые обуславливают правовой режим ценных бумаг, в первую очередь это - Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 ноября 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и прочее.
Отношения, которые возникают при осуществлении деятельности в сфере ценных бумаг, регулируются при помощи актов из других правовых отраслей, таких как Налоговый кодекс РФ.
Урбанович О.Н. выделяет следующие принципы финансово-правового регулирования:
-недопущение монополизации и поощрение конкуренции на рынке;
-гласность и публичность регулирования;
-раздельное регулирование отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка - с другой;
-выделение при регулировании инвестиционных бумаг;
-раскрытие информации обо всех участниках рынка;
-преемственность системы регулирования рынка ценных бумаг;
-сочетание государственного регулирования с саморегулированием.
Международная организация комиссий по ценным бумагам определила 8 категорий принципов регулирования рынка ценных бумаг:
1) принципы, относящиеся к регулирующему органу (РО): круг обязанностей РО должен быть четко определен. Регулятор должен быть независим в своей оперативной работе и отчитываться вышестоящему органу управления; РО должен иметь возможности для выполнения своих функций; сотрудники РО должны строго соблюдать требования профессиональной этики, в том числе требования конфиденциальности;