Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Анализ теоретических концепций эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрена тема невербальных проявлений эмоциональных состояний человека. Для моей работы данная тема важна и интересна, так как я занимаюсь проведением семинаров и тренингов для будущих сотрудников реабилитационных центров для людей с химической/нехимической зависимостью; в условиях терапевтических кружков, в которых я работаю, очень важно уметь замечать и правильно интерпретировать невербальные проявления человека. В исследовании невербальных проявлений эмоциональных состояний человека можно отследить соотношение и причинно-следственную связь в работе мозга и психики человека- именно этим и занимается психофизиология.

Невербальное общение, на мой взгляд, является настоящим общением, проявления эмоций в этом формате лишены защитных механизмов психики человека. В режиме взаимодействия человек гораздо больше информации получает в невербальном режиме общения. Эмоции человека моментально отображаются на его лице. Для моей профессии важно уметь правильно определять эмоции и чувства человека, чтобы при встрече с «отрицанием болезни» помочь человеку прийти к принятию его аддикции.

АКТУАЛЬНОСТЬ: исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека имеет ценность для всех областей деятельности человека, которые связанны с взаимодействием человека с человеком. Важно уметь правильно интерпретировать невербальные проявления эмоций при приёме на работу будущего сотрудника. Можно оценить коммуникативные навыки и более точно предположить подойдёт тот или иной соискатель на предложенную вакансию. Для меня очень важно отследить эмоции человека в личной беседе или в терапевтическом кругу, так как часто приходится работать с людьми на постабстинентном этапе выздоровления от химической зависимости, люди ещё не умеют хорошо справляться с чувствами. Данные исследования открывают огромный диапазон для дальнейших эмпирических исследований.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: эмоциональные состояния человека.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

ЦЕЛЬ: исследовать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

В соответствии с указанной целью были определены основные

ЗАДАЧИ:

- провести теоретический анализ концепций эмоций, разработанных в зарубежной и отечественной литературе.

- раскрыть на содержательном уровне понятие «эмоциональный интеллект».

- провести теоретический анализ невербальной коммуникации.


- охарактеризовать основные особенности невербальных эмоциональных проявлений человека.

ГИПОТЕЗА: эмоциональный интеллект имеет взаимосвязь с коммуникативными функциями эмоций, что выражается в невербальном проявлении.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, анализ гипотезы.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: методика обработки данных.

РАЗРАБОТАННОСТЬ В НАУКЕ:

Проявления человеческих эмоций, в том числе и невербальных, исследовались учёными, специализировавшимися на социальной психологии (В.А. Лабунская), лингвисты (Г.В. Колшанский, С.В. Воронин и р.).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе в коррекционной работе, программах личностного роста, для повышения качества эмоциональной компетентности человека, для проведения тренингов и семинаров, направленных на улучшение взаимопонимания человека и коллектива, повышения способности читать язык жестов и мимики.

СТРУКТУРА РАБОТЫ состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Во Введении определяется объект, предмет и задачи исследования, актуальность, методы и методики.

В первой главе- «Анализ теоретических концепций эмоций»- рассматриваются различные подходы и определяется суть «эмоции».

Во второй главе- «Эмоциональный интеллект»- даётся определение понятию «эмоциональный интеллект» и объясняется его значимость для невербального взаимодействия между людьми.

В третьей главе- «Невербальная коммуникация»- проводится теоретический обзор определения «невербальная коммуникация» и выделяются основные особенности в невербальном проявлении эмоций человека. Проведён эксперимент по наблюдению за респондентом, выполняющим тест по матрицам Равена, таблица наблюдений и заключение, основанное на наблюдении прилагаются.

В конце каждой главы приводятся выводы.

В Заключении подводятся итоги проведённого исследования.

Литература, использованная в данной работе выбрана как авторитетная и заслуживающая доверия по данной теме. Выбраны учебники по психологии, актуальные в учебных заведениях общего и узкого профиля и монографии, авторов.

ГЛАВА 1. Анализ теоретических концепций эмоций

Значение эмоций в жизни человека чрезвычайно велико, и не случайно многие авторы (В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, К. Э. Изард, П. В. Симонов, П. Фресс и др.) отмечают их роль в мотивационном, и адаптивном процессе, связывая эмоции с потребностями и их удовлетворением.[1]


Эмоция (от лат. Emoveo — потрясаю, волную) — «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определить биологическую значимость состояний организма и внешних воздействии».[2]

«Термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему «что значит что».[3]

«Эмоция есть стремление к чувствованиям».[4]

«Эмоции физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения».[5]

М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев, связывающие переживания с возникающими у человека эмоциями, пишут об эмоциях: «Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека».[6]

Эмоции сопровождают человека от начала его жизнедеятельности и до самой смерти. Эмоции имеют свой онтогенез и филогенез. Пока нет точных исследовательских данных, согласно которым, можно было бы сказать со стопроцентной уверенность каково, было назначение эмоций и функция в первобытном обществе, зачем они развились в процессе эволюции у человека. На сегодня есть масса теорий связанных как с онтогенезом, так и с филогенезом такого явления как «эмоции» и «эмоциональные состояния». Тем больше множится теорий и исследований на тему невербальных проявлений человеческих эмоций.

П. А. Рудик давая определение эмоциям так же отождествлял их с переживаниями, однако, соотносил переживания более с отношением и оценкой нежели непосредственно с самой эмоцией: «Эмоциями называются психические процессы, содержанием которых является переживание, отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности... ».[7]

«Элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей»- пишет Р.С. Немов.[8]


В 1872 году Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных"- важный пункт в понимании взаимных связей между биологическими и психологическими явлениями, взаимосвязи организма и эмоций [Дарвин Ч. О выражение эмоций у человека и животных. – СПб.: Питер, 2001. – 570с.]. В частности говорилось, что эволюционный принцип применим к психолого-поведенческому развитию животного. Наблюдения Ч. Дарвина за внешним выражением эмоциональных состояний у антропоидов и слепорождённых детей показали много общего. Возникновение эволюционной теории эмоций является следствием этих наблюдений. Согласно эволюционной теории эмоции появились в процессе эволюции живых организмов. Так, принято считать, сторонниками этой теории, что эмоции либо полезны, либо вредны. В одном случае являются полезными в адаптации к условиям среды, в другом случае это- рудименты, оставшиеся от предков и уже не нужны для выживания. Согласно теории эмоции также способствовали адаптации организмов к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

«Большая часть эмоциональных реакций в эволюционной теории эмоций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага) и, следовательно, повторяются; либо просто тем, что они являются рудиментами движений, которые были целесообразны на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев».[9]

Эмоции характеризуются отношением субъекта к объекту и выражают состояние субъекта в режиме +/-, т. е. имеют полярность.

В 1884 и 1885 гг. возникла гипотеза «обратной связи» у двух учёных, независимо от друг друга (У. Джеймс и К. Ларге). Один из них, У. Джейс утверждал: «телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и сознавание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция».[10]

«Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир и попытайтесь вообразить себе мир таким, каков он сам по себе без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным.. Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, - все это чистый продукт, созерцающей личности».[11]


Гипотеза «обратной связи» предполагает, что не чувства влекут за собой выражение той или иной эмоции, а биологические процессы, происходящие в организме вызывают эмоциональные выражения в человеке. К. Ларге утверждал, что составляющей эмоции является изменение во внутренних и железистых органах. Ученый полагал, что переживаемые явления это вторичные аффекты. Позже было сделано уточнение, что авторы говорят лишь о проявлении низших эмоций и не берут в расчёт высшие проявления чувств- такие как чувства мужчины к женщине, религиозные чувства и т.п.[12]

У. Джеймс пишет о теории: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание человеком этого возбуждения и есть эмоция… Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, лишенным колорита и эмоциональной «теплоты».[13]

Недостаточность теории «обратной связи» можно увидеть в том, что в конечном счёте всё сводится только к периферическим реакциям. Дальнейший путь развития этой теории можно проследить в активационной теории Линдсея- Хебба.

Исследования физиологов в последующие годы открыли путь для дальнейших построений теорий. Выяснилось, что для успешной работы человека нежелательны ни слабые эмоциональные колебания, ни высокие эмоциональные колебания.

Теория когнитивного диссонанса была предложена Л. Фистенгером [Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – М.: «Феникс», 2000. – 302с.]. Теория когнитивного диссонанса говорит о том, что когда ожидания человека подтверждаются условиями извне то возникает консонанс. И напротив, возникают негативные эмоции, когда ожидание человека не подтверждается и возникает когнитивный диссонанс. Состояния когнитивного диссонанса воспринимается человеком как дискомфорт и он стремиться от него избавится, что в свою очередь, возможно только одним из двух возможных путей: изменение когнитивных ожиданий соответствующим образом, чтобы они соответствовали реальным условиям или получение нового результата, который был бы согласован с прежними ожиданиями. Сегодня в качестве эмоциональных факторов сегодня рассматривают сознательные оценки, которые человек определяет согласно реальной ситуации. Предположительно именно они влияют на характер эмоционального состояния.

Отечественный физиолог П.В. Симонов разработал информационную концепцию, согласно которой критерии эмоции, возникшей у человека, определяются критериями потребности и оценкой способности её удовлетворения в реальном состоянии. Если вероятность удовлетворения потребности велика возникают положительные эмоции, при невозможности удовлетворения- негативные эмоции. Таким образом всегда присутствует рассогласование в человеке: эмоция страха возникает при недостатке информации о защите и так далее.[14]