Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Анализ теоретических концепций эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мир учёных интересовал также вопрос классификации эмоций. К проблеме классификации каждый учёный относился через призму своего подхода. Одни учёны подходили к вопросу классификации деля эмоции на те, которые ярко выражены в человеке и те, которые менее, другие- делили их на общие, базовые и т.д. В общем, имеется масса классификаций эмоциональных явлений на сегодняшний день. Само многообразие эмоциональных состояний человека ставит задачу к более подробной дифференциации. Пионер научной психологии В. Вундт предполагал, что количество эмоциональных состояний настолько необъятно, что человеческий вокабулар не сможет их всех вместить. Т. Браун классифицировал эмоции согласно временной шкале, разделяя эмоции на непосредственные, ретроспективные и перспективные [Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.].

Л.Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы:

1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки);

2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации);

3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг)[15]

Согласно теории когнитивного диссонанса, где эмоции это реакция на те или иные потребности человека, некоторые психологи таким же образом- отталкиваясь от потребностей человека- осуществляли классификацию эмоциональных состояний. Они исходят из того, что потребности делятся на первичные и вторичные, таким же образом они делят и эмоции- базовые- радость, страх, интеллектуальные- интерес, волнение. Одним из таких психологов был Б.И. Додонов.

Альтруистические эмоции он связывал с потребностью в содействии, желании приносить добро и помощь окружающим.

Коммуникативные эмоции возникаю вследствие потребности в общении.

Глорические эмоции. Потребность в признании.

Праксические эмоции. Эти эмоции возникают в связи с деятельностью.

Пугнические эмоции. Желание экстрима, потребность в жизни на грани.

Романтические эмоции. Стремление к тайне.

Гностические эмоции. Сюда относятся «высшие чувства», такие как сомнения или ясности ума.

Эстетические эмоции исходят из потребностей человека в созерцании гармоничного и красивого.

Гедонистические эмоции являются следствием потребности человека в комфорте тела и души.

Акизитивные эмоции. (От франц. acquisition — приобретение) спровоцированы потребностью в коллекционировании чего- либо [Додонов Б. И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 1987. – 460с.].


В.К. Вилюнас проводит демаркационную черту между эмоциями, деля их на ведущие и ситуативные [Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Просвещение, 1976. – 278с.].

Первая группа эмоций- эмоции, являющиеся следствием определённых потребностей и отношением к предметам с ними связанными. Эти эмоции возникают непосредственно перед какой- то целенаправленной деятельностью. Именно ведущие эмоции определяют направленность всех других эмоций.

Вторая группа- эмоции, которые являются следствием мотивации и направлены не на предметы, а на обстоятельства, через которые возможно удовлетворение потребностей. Соответственно, если ведущие эмоции уже определили направленности, эмоции, относящиеся ко второй группе возникают во вторую очередь.

В этой главе приведено несколько определений термина «эмоции» авторов различных концептуальных подходов, и хотя, это, безусловно, не исчерпывающие себя определения, можно сделать вывод о том, что «эмоция» сама по себе не является самодостаточной, за проявлением эмоций всегда что- то стоит, и это что-то каждый учёный видит либо в оценке реальной сложившейся ситуации человеком, либо в его прошлом опыте и т.д. и т.п. Чтобы исследовать данный феномен необходимо обращаться к смежным дисциплинам, таким как медицина, физиология и т.д. Свести все классификации эмоций во едино тоже не представляется возможным, так как каждая подчёркивает какой- то один определённый аспект.

Одной из распространённых классификаций является классификация, предложенная А.Н. Леонтьевым. А.Н. Леонтьев выделяет следующие виды эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции и предметные чувства; где аффекты- это краткие по длительности но сильные по уровню воздействия эмоциональные переживания, собственно эмоции более длительные состояния, которые выражают отношения к действительной или мнимой ситуации, предметные чувства- особые реакции, которые посещают человека при мысли о каком- либо объекте, это устойчивые эмоциональные отношения.

Без эмоций человеку невозможно осознать своих потребностей, определить мотивацию и т.д. Исследование эмоций началось сравнительно недавно и хотя, история знает немало различных концепций и теорий предназначения и происхождения эмоции, её взаимосвязи с другими функциями организма- в работе приведены не все теории и концепции известные современной науке- на мой взгляд, существует огромный диапазон для будущих исследований в этой области. Процесс дифференциации нельзя считать завершенным- об этом свидетельствует масса научных подходов.


ГЛАВА 2. Эмоциональный интеллект

Исследования в области эмоционального интеллекта проводятся с конца ХХ века. И хотя точного и однозначного ответа что такое «эмоциональный интеллект» нет, огромное количество учёных трудятся над тем, чтобы исследовать этот феномен.

Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры, например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». Дэниел Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».[16] 

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с  данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие “эмоциональный интеллект”, который определяется  как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний; способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000).[17]

Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом обладает большей адаптивной способностью, лучше распознаёт свои эмоции и может идентифицировать чужие. В некоторых случая можно сравнить хорошо развитый эмоциональный интеллект с эмпатией, очень полезной для психолога способностью.

Мейеру и Сэловею мы обязаны определением эмоционального интеллекта. Ученые описывали его, исходя из составных его частей.

   Эмоциональный интеллект – это совокупность четырех навыков, среди которых:

   ● точность оценки и выражения эмоций – это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Сюда же относится способность выражать свои эмоции и связанные с ними потребности другим людям;

   ● использование эмоций в мыслительной деятельности – это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Многие проблемы человека идут от того, что он не умеет управлять своими эмоциями, не понимает их и не способен контролировать. Если у него есть такое умение, он обретает бесценный дар – способность вставать на позицию другого, смотреть на себя со стороны, оценивать ситуацию с разных точек зрения. Все это – умение видеть мир под разным углом. Такое умение крайне продуктивно, потому что позволяет регулировать взаимоотношения и находить решения актуальных проблем;

   ● понимание эмоций – это умение определить источник эмоций, классифицировать их, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой. Сюда же исследователи относят возможное дальнейшее развитие эмоции;

   ● управление эмоциями – это умение использовать информацию, которую они дают, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.[18]


Разумеется, что умение давать название своим эмоциям, отличать их, развитая способность отреагирования на эмоциональные запросы тех, с кем общается человек- это всё составляющие эмоционального интеллекта- влияют на невербальные проявления самих эмоций. Невербальная коммуникация тоже является составляющей эмоционального интеллекта.

Эмоции выражают отношение человека к окружающему миру, а интеллект помогает в понимании этого отношения. Необходимым условием эмоционального интеллекта является понимание эмоций субъектом. Завершающим циклом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе эмоций.

Эмоциональный интеллект может быть направлен как на самого человека, как и на окружающих его людей. Существует связь между интеллектом и эмоциональным интеллектом. На проявление невербальных эмоциональных проявлений оказывает влияние эмоциональный интеллект, а точнее его развитость/неразвитость. Рассмотрение невербальных проявлений эмоций как закодированных посланий, безусловно, невозможно в отрыве от понятия эмоционального интеллекта человека.

ГЛАВА 3. Невербальная коммуникация

3.1. Теория невербальной коммуникации

На сегодня установлено, что большая часть информации, передаваемая и воспринимаемая, во время взаимодействия между людьми передаётся через невербальные каналы.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.[19]

Невербальное общение невозможно контролировать, так как эмоциональные вспышки возникают так же непредсказуемо.

Проблемы невербальной коммуникации привлекают особое внимание ученых, так как изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих себя и на основе полученных данных сделать свой образ наиболее обаятельным.[20]

Одна из особенностей невербального проявления эмоций –это то, что чем лучше человек идентифицирует свои эмоции тем точнее он может понять собеседника. В.А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова в своём исследовании установили зависимость между успехом субъекта в распознавании эмоции по выражению лица и способности определения собственных эмоциональных состояний [Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица. Проблемы общения в психологии. – М.: Просвещение, 1981. – 245с.].


«В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоций; но из того, что по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации не всегда удается определить эмоции, не правильно заключают, что мы узнаем эмоции не по выражению лица, а по ситуации, которая ее вызывает. В действительности из этого можно заключить только то, что для распознавания эмоций (особенно сложных и тонких) выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимопониманиями человека с окружающими».[21]

Само по себе невербальное проявление эмоций было бы бесполезно, если бы человек не мог бы их «кодировать» и читать, распознавать эмоции и соответственно реагировать на них [Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 1997. – 483с.].

Как было отмечено в Главе 2. Умение распознавать не даётся от рождения, и что его можно развить –данное явление называется «эмоциональный интеллект».

Рассмотрим подробно каждый элемент невербального проявления человеческой эмоциональности, согласно схеме (рисунок), приведённой в Приложении. Все органы человека в равной степени задействованы в невербальном проявлении эмоциональных состояний человека. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус- каждый орган чувств образует свой коммуникативный канал. Все каналы могут как помогать друг другу, так и вступать в конфликт друг с другом.[22]

Кинесика

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения.[23]

Жесты

Движения руками или телом, которыми человек дополняет свою речь называются жестами. Жесты позволяют более ярко передать содержание устного рассказа. Жесты являются эмоциональным проявлением состояний человека.

Мимика

Каждое изменение лица человека во время коммуникации- является мимикой. Мимика позволяет выразить весь спектр человеческих эмоций от грусти и стыда до гнева и радости.