Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Анализ теоретических концепций эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более вырази тельной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации.[24]

Визуальный контакт является исключительно частью общения. Человек зрительно фиксирует все изменения во внешности и выражении лица собеседник. Зрительная система может регистрировать все особенности объекта восприятия. Время от времени взгляды собеседников встречаются, в некоторых случаях собеседник воздерживается от пристального и прямого визуального контакта. В ситуации острого соперничества или враждебности люди избегают прямо смотреть друг на друга. В обычном разговоре контакт глазами помогает говорящему почувствовать, что он общается именно с вами, произвести благоприятное впечатление, лучше донести до собеседника смысл сказанного вами.[25]

Позы

Положение человеческого тела и его движения называются его позой.

При общении принято выделять три группы поз:

1) Включение или исключение из ситуации, т.е. открытость или закрытость для контакта. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело поверну ты к партнеру, туловище наклонено вперед.

2) Доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость - взгляд снизу вверх, сутулость.

3) Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.[26]

Такесика

Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание и т.п. Как показали наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью.[27]

Объятия

По длительности и силе объятий можно определить эмоциональное состояние людей.

Похлопывание по спине

Похлопывание по плечу или спине чаще всего символизируют ободрение или расположение человека.

Прикосновения


Прикосновения широко встречаются в коммуникации между людьми. Они могут быть как грубыми, так и нежными и быть проявлениями огромного количества эмоциональных состояний.

Поцелуи

Поцелуи также как и прикосновения могут выражать как родительские чувства, приветственные настроения, традиционность и холодность, так и чувственными. Так же как и объятья, их характер и передаваемые эмоции можно определить по длительности и силе.

Сенсорика

Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представите лей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим собеседником.[28]

Проксемика

Расстояние поддерживаемое округ человека, его личное пространство, границы психологического комфорта –это проксемика. Психолог Э. Холл ввёл этот понятийный термин и выделил четыре зоны:

1. Интимная зона- это расстояние между собеседниками составляет не более полуметра. Близкие друзья, родственники.

2. Личная зона - от полуметра до метра. Коллеги в неформальном общении, хорошо знакомые люди.

3. Социальная зона – это расстояние от метра до трех. Малознакомые люди и коллеги на работе.

4. Общественная зона – расстояние превышающее три метра. Незнакомые люди [Фомин Ю.А. Психология делового общения. – 2 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2000.- 384 с.].

Хронемика

Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения.[29] C помощью невербальных проявлений внутренних эмоциональных состояний человек может передавать информацию о своём темпераменте, личностных качествах, самооценке, отношению к собеседнику и т.п., чаще всего неосознанно.

От того, с помощью каких средств невербального общения человек коммуницирует, зависит предполагаемые эмоции, которые он испытывает, желание или нежелание общаться и степень близости с собеседником. На примере, проведённого эксперимента, было доказано, что эмоциональное состояние респондентов характерным образом было «читаемо» по невербальным проявлениям. В моменты затруднения ответа на вопрос, респондент проявлял характерные движения тела, мимики и жестов, указывающие на затруднения в ответе.


Люди иногда осознанно, а иногда неосознанно используют невербальное общение и таким образом взаимодействуют с миром и обществом.

3.2. Исследование невербальных проявлений эмоций человека

Целью экспериментального наблюдения являлось изучение на практике взаимосвязи эмоционального состояния человека и невербальных проявлений в жестах, мимике и т.д.

Исследование проходило в три этапа.

Первый этап- подготовка респондента для участия в исследовании. Респондент М. 33 года, имеет высшее образование, работник некоммерческой сферы.

Задачи первого этапа:

1. Составление карты наблюдения для записи соответствующих невербальных проявлений эмоциональности.

2. Проведение анализа, полученных диагностических данных матриц Равена и анализа карты наблюдений.

Второй этап- проведение диагностики, с записью в карту наблюдений.

Задачи второго этапа:

1. Провести диагностику по матрицам Равена.

2. Записать в карту наблюдений невербальные эмоциональные проявления.

Третий этап- составление заключения наблюдения. Решались задачи:

1. Провести окончательный анализ и сопоставление результатов исследования.

2. Обработать результаты тестирования матриц Равена математическим методом, путём подсчёта результатов.

3. Опросить респондента после выполнения заданий тестирования, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения о том, какие эмоции он испытывал при выполнении конкретных заданий теста, чтобы потдвердить или опровергнуть предположение.

4. Описать свои наблюдения и подвести итог исследования.

Для проведения исследования были выбраны стандартные прогрессивные матрицы Равена. Тест предназначен для определения умственных способностей. Был выбран именно этот тест, так как на его выполнение определяется 20 минут и за это время можно конкретно определить на каком этапе выполнения задания респондент испытывал/не испытывал затруднения при выполнении. Наблюдая за тем, как усложняются задания на карточках и какое количество времени требуется респонденту на выполнение можно сделать предположение о тех чувствах, которые он испытывает по невербальным проявлениям эмоций.

Выполненная матрица Равена и карта наблюдений внесены в приложение.


3.3. Анализ исследования невербальных проявлений эмоций человека

Согласно заполненной таблице составленной на основании стандартных матриц Равена (приведённой в Приложении 2), произведён подсчёт правильных ответов:

А=12 баллов; В=12 баллов; С=7баллов; D=7 баллов; E=0 баллов. Всего= 38 балла.

Вычисление разницы со среднестатистическими показателями:

А=(10-12)=-2; В=(8-12)=-4; С=(7-7)=0; D=(4-7)=-3; E=(3-0)=3.

Вычисление уровня IQ для лиц старше 30-летнего возраста.

IQ= (IQ для 16-30 лет/% (по табл. 2))*100%

IQ (респондент №1)= (72/92)*100%=78 (небольшая степень слабоумия)

Заключительный итог тестирования матриц Равена: высокий уровень внимательности при выполнении задания, способность к аналогии. Плохая способность выявлять динамическое развитие фигуры и группировать между собой фигуры по горизонтали и вертикали. Способность выявлять аналитико- синтетическую деятельность не обнаружена.

С помощью карты наблюдений и интервью, после проведения диагностического теста была обнаружена связь между невербальными проявлениями эмоций и реальных эмоциональных состояний респондента.

Данные, полученные в результате исследования, занесены в карту наблюдений (Приложение 3).

Во время выполнения респондентом теста, строились предположения, относительно испытываемых им чувств, на основе собственного опыта- собственного эмоционального интеллекта.

По результатам интервью, проведённого после выполнения диагностического теста установлено, что когда респондент менял полу или сжимал губы- по его словам- он испытывал затруднения в выполнении заданий. Однообразные раскачивание ноги- тоже по его словам являлось неосознанным движением- которое также выказывало его эмоциональное состояние. Когда респондент старался выполнять быстрее задания по карточкам матриц Равена, мною была замечена хаотичность в его действиях, рассеянность- листы падали со стола, карточки он путал, и пока пытался найти нужную терял время. Мною было предположено, что респондент испытывает нервное возбуждение- в последствии во время интервью это подтвердилось. Большинство предположений так же подтвердились благодаря тому, что я и респондент относились к одной и той же культуре, так как известно что некоторые жесты в разных культурах имеет разные значения.

Во время проведения исследования было доказано, что существует зависимость между испытываемыми состояниями человека и невербальными их проявлениями, чаще всего неосознанными. Проведённое исследование также показало зависимость правильной идентификации эмоций и эмоционального интеллекта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было обозначено в начале работы- именно невербальное общение является тем самым «настоящим общением», которое выдаёт настоящие эмоции, испытываемые человеком.

В Заключении следует отметить следующие выводы:

1. Эмоция- это отношение человека к чему- либо в данный момент, переживание. Об этом говорят современные концепции и теории о происхождении эмоций, приведённые в 1 главе.

2. Развитый эмоциональный интеллект помогает идентифицировать эмоциональные состояния собеседника и лучше его понимать.

В данной курсовой работе согласно поставленной цели было проведено исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Задачи, обозначенные в начале работы, были выполнены согласно плану курсовой работы в соответствии со структурой работы в размере трёх глав.

Считаю гипотезу о том, что эмоциональный интеллект участвует в правильном интерпретировании эмоциональных состояний человека доказанной.

Исследования в области невербальных проявлений человеческих эмоций всё больше привлекают интерес современных исследователей. Эти исследования открывают дверь в подсознание человека, а также могут быть полезны не только в области психологии, но и для других сфер общества. Например, в деловых переговорах, продажах, исследовании психологии преступника и т.д. Во всех сферах общества где имеет место быть общение человека с человеком, поэтому исследования в данной области очень важны и, я думаю, будут продолжаться с большей интенсивностью год от года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности:  6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С. 22-26. URL: http://psixologiya.org/socialnaya/emocionalnyj-intellekt/1593-ponyatie-i-struktura-emoczionalnogo-intellekta-andreeva-in-.html. (Дата обращения: 19.09.2016).

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

3. Анохин П. К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. – М.: Феникс, 1964. – 650 с.

4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 224 с.