Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Развитие предпринимательства в Западной Европе и США).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие предпринимательства в Западной Европе и США
1.1. Развитие предпринимательства в период промышленных революций
1.2. История становления предпринимательства в США
Глава 2.Основные этапы развития бизнеса в России
2.1.Особенности ведения бизнеса в допетровский период
2.2.Развитие бизнеса в эпоху реформ Петра I
2.3.Бурное развитие бизнеса в XIX - начале XX в.
2.4.НЭП и развитие бизнеса в 20-е гг. XX в.
2.5.Хозрасчет как форма активизации предпринимательской инициативы
2.6. Развитие бизнеса в эпоху рыночных преобразований конца XX - начала XXI в.
2.7. Анализ тенденций развития предпринимательства в РФ на современном этапе
Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 г. было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков, укрепился советский рубль.
Однако со второй половины 1920-х гг. начались первые попытки свертывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жесткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). В октябре 1928 г. началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут. Юридически НЭП была прекращена только 11 октября 1931 г., когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.
2.5.Хозрасчет как форма активизации предпринимательской инициативы
Начиная с 1965 г., ознаменовавшегося первой советской экономической реформой, которая представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий, 1) восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзнореспубликанские и республиканские министерства и ведомства; 2) сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9); 3) расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счет собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения; 4) ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счет прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др.; 5) ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства.
Таким образом, реформа А. Н. Косыгина раскрепощала товарно-денежные отношения, расширяла хозяйственную самостоятельность предприятий, объединений и организаций, широко использовала приемы материального стимулирования, произошло минимальное размораживание предпринимательства (в основном в «теневом», незаконном аспекте, появлялись частные предприниматели в виде «цеховиков», «спекулянтов», «фарцовщиков».
2.6. Развитие бизнеса в эпоху рыночных преобразований конца XX - начала XXI в.
Новые перспективы для предприимчивых людей открылись с наступлением эпохи «перестройки» и «гласности». Начало развития многоукладной экономики в СССР выпало на конец 1980-х гг. - появились экономические субъекты - представители различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий. В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение, но их развитие было технически отстало, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто целое.
В 1990-1991 гг. государственной статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам. Наряду с государственной, появлялись и новые формы собственности - коллективная и частная.
Россия в конце ХХ в. совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка, по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны.
Но, наряду с этим, в это и последующее время проявилась масса проблем, имеющих отношение к развитию малого предпринимательства. В первую очередь они были связаны с отсутствием соответствующего законодательства и экономической поддержки государства. Имеющиеся законы во многом уже не могли быть использованы, новых создано не было. Законодательная база не поспевала за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые в это время другими проблемами, не обращали внимания на бурное развитие малого бизнеса и связанные с ним проблемы. По большей части они ограничивались общими декларациями.
Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие малого предпринимательства, и временами даже возникала опасность его свертывания.
И тем не менее предпринимательская сфера развивалась довольно бурно. Достаточно сказать, что каждый год прирост произведенной продукции и услуг увеличивался примерно на 1% от общего национального валового продукта, как это исчисляли раньше. Сегодня все коммерческие структуры дают прирост, по неполным данным, примерно 4-6% валового национального дохода. Возросло и количество тех, кто уже занимается предпринимательством. Так, по данным различных социологических исследований, более 20% участвует в предпринимательстве. По неофициальным данным, в коммерческих структурах различных форм собственности и деятельности насчитывается около 20 млн сотрудников.
К основным негативным тенденциям можно отнести: низкий рост малых предприятий, занимающихся непосредственным производством товаров. В общей численности коммерческих структур их насчитывается примерно 30%, в основном это строительные организации.
2.7. Анализ тенденций развития предпринимательства в РФ на современном этапе
Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, так как она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров и услуг, призванных удовлетворить количественно и качественно изменяющиеся потребности общества, различных слов населения и индивидов. На 2018 год в России более 6 млн. компаний только малого и среднего бизнеса, где заняты более 16 млн. человек, однако вклад предпринимателей в ВВП страны чуть более 20%, что связано со сравнительно небольшим опытом государственной поддержки и развития бизнес-структур[1].
Предпринимательская деятельность как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
Предпринимательская деятельность представляет собой сложный социально-экономический феномен, прошедший большой путь исторического развития. Так, в римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. В Средние века под предпринимателем понимался человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов. В XVII веке предпринимателем считалось лицо, заключающее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение[2].
В этот период времени основным направлением приложения предпринимательской инициативы было купечество и мореплавание, связанное с территориальным перемещением товаров с целью извлечения прибыли за счет разницы в ценах в разных географических точках. С переходом от натурального хозяйства к товарному производству, основной сферой приложения предпринимательской инициативы все больше становится материальное производство. От поиска привлекательных рынков предприниматель переходит к поиску оптимального сочетания производственных ресурсов и способов производства, обеспечивающих предпринимательских успех. Риск предпринимательской деятельности на этом этапе исходит в основном от непредсказуемого изменения спроса и предложения на товары и ресурсы, необходимые для их производства, а также действий конкурентов[3].
Начавшаяся в конце прошлого века постиндустриальная стадия мирового экономического развития характеризуется высоким динамизмом и интенсивностью производства, быстрым качественным обновлением ассортимента производства товаров, при снижении численности занятых в этой сфере, а также переносом акцента с собственно производства на различные виды деятельности, связанные с поиском и обработкой информации и подготавливающие качественное обновление товаров и технологий, их производства и распределения. В этот период уже недостаточно было ориентироваться на текущий период, появилась необходимость оценивать перспективные цели и задачи для продления успеха деятельности в будущем. Так, уже на современном этапе развития предпринимательства, задачей деятельности является не только извлечение прибыли, но и обеспечение финансовой и экономической устойчивости на длительный период[4].
МСП в России начало свое существование сравнительно недавно, в 80-90-х гг. XX века. Несмотря на непродолжительный период времени, данный сегмент бизнеса сумел занять свою нишу в экономике страны и стал играть важную роль в ее развитии[5]. Проанализируем современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации.
Представим основные показатели деятельности малых предприятий Российской Федерации в 2013-2017 гг. (Таблица 4).
Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий Российской Федерации в 2013-2017 гг.
Год |
Количество предприятий, ед. |
Средняя численность работников, чел. |
Оборот предприятий, тыс. руб. |
Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. |
2013 |
1938432 |
11480427 |
22610239470 |
431551322 |
2014 |
1994038 |
11683934 |
23463700783 |
521544852 |
2015 |
2122126 |
11695729 |
24781609173 |
574933682 |
2016 |
2802780 |
11744174 |
26392218698 |
664431528 |
2017 |
2754562 |
11040056 |
38877026922 |
801623255 |
Для начала отразим на динамику изменения количества малых предприятий Российской Федерации в 2013-2017 гг. (Рисунок 2).
Рисунок 1.Динамика изменения количества малых предприятий РФ в 2013-2017 гг., тыс. ед[6].
В течение 2013-2017 гг. по количеству малых предприятий наблюдалась положительная динамика, за последний год темп роста этого сегмента существенно ускорился. Так, количество малых предприятий за 5 лет выросло на 42 %. Рост количества малых предприятий отмечен на фоне снижения количества средних предприятий, это объясняется уточнением перечня предприятий с учетом критериев отнесения к категории МСП - по обороту и доле капитала. Наиболее сложный критерий - доля в уставном капитале. Иногда этот критерий уточнялся не только по непосредственным учредителям среднего предприятия, но и по организациям, создавшим его учредителей (Рисунок 3).
Рисунок 2. Сравнение прироста количества малых и средних предприятий в 2013-2017 гг. в РФ, %[7]
Диаграмма, которая отражает сравнение прироста количества малых и средних предприятий в 2013-2017 гг. в РФ, подтверждает тот факт, что увеличение количества малых предприятий связано с изменениями критериев отнесения предприятий к категории МСП. Далее рассмотрим динамику изменения средней численности работников малых предприятий Российской Федерации в 2013-2017 гг. (Рисунок 4) .