Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Развитие предпринимательства в Западной Европе и США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Исследование проблем развития истории бизнеса, как и многих других дисциплин, предполагает изучение генезиса и эволюции данного явления.

«Бизнес» в переводе с английского означает «дело». При этом многие словари часто уточняют, о каком деле идет речь: имеется в виду экономическая деятельность, занятие, дающее прибыль, а соответственно, «бизнесмен» — это человек, получающий прибыль от своей деятельности. Термины «бизнес», «бизнесмен» по смыслу весьма близки понятиям «предпринимательство», «предприниматель», поэтому в российской практике их можно считать синонимами.

Основные этапы развития бизнеса совпадают с тремя промышленными революциями. Первая из них охватывает возникновение и бурное развитие мануфактурного производства, увеличения производительности труда и период первоначального накопления капитала. Время второй промышленной революции характеризует возникновение и эволюцию понятия «менеджмент» как системы профессиональных управленцев. Третья промышленная революция предъявила новые требования к предпринимательству, сделав акцент на развитии инновационного производства и актуализации социальной ответственности бизнеса.

Важно отметить, что в России история развития предпринимательства всегда была связана с политическими и экономическими особенностями развития страны. При этом данное явление в теории и практике рассматривалось как в позитивном, так и в негативном значении.

Объект исследования общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и развития предпринимательской деятельности.

Предмет исследования – исторические аспекты развития предпринимательства.

Цель работы – изучить основные вези развития бизнеса в России и зарубежных странах.

Задачи работы:

  • рассмотреть историю и особенности развития бизнеса за рубежом;
  • исследовать особенности развития предпринимательства в России;
  • проанализировать современные тенденции развития предпринимательства в РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Развитие предпринимательства в Западной Европе и США


1.1. Развитие предпринимательства в период промышленных революций

Некоторые авторы считают, что своим возникновением акционерные общества обязаны появлению колоний и развитию, в связи с этим международной торговли. Другое мнение на причину появления акционерных обществ высказали Ф. Энгельс и К. Маркс. По их мнению, главная причина возникновения акционерных обществ — это необходимость централизации капитала. Кроме этого, причинами появления акционерных обществ стали развитие крупного производства на основе достижений научно-технического прогресса, превращение всех основных видов человеческой деятельности в полностью общественный процесс, в совместную деятельность многих людей; развитие рыночных отношений, которое приводит к превращению всех товаров и денежных сумм в формы существования капитала, или в активы, предназначение которых - производство любых форм доходов для их владельцев; возникновение рынка ценных бумаг в форме вексельного рынка и рынка государственных облигаций. При этом мощный толчок развитию бизнеса дала первая промышленная революция XVIII в., ознаменовавшая переход к крупным предприятиям.

Понятия «бизнес» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII в. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска, а источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ. Известный французский экономист конца XVIII - начала XIX в. Ж.-Б. Сэй сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства - земли, капитала и труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по его мнению, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель — это лицо, которое за свой счет, на свой риск и в свою пользу берется произвести какой-нибудь продукт.

Капитализм на стыке XIX-XX вв. вступал в свою новую, монополистическую, стадию, полным ходом шла техническая революция, принесшая миру электричество в быту и производстве, телефонную связь, двигатели внутреннего сгорания (автомобили и самолеты), конвейер Форда и трубопроводы Нобеля, автоматические механизмы и оружие (пулемет Максима), жилье с «удобствами» и новый рост производительности труда. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью ремесленеческих методов.


Во время второй промышленной революции начинается осознание значения и роли института предпринимательства. В частности, возникает менеджмент как условие развития рыночной экономики и производства. Это было связано с укрупнением и усложнением предприятий, возникновением специализации, необходимостью координации различных функций. Менеджмент распадается на множество подфункций - планирование, делопроизводство, сбыт, закупки и т. д.

Таким образом, происходит разделение управляющих на два сообщества - акционеров/собственников и наемных руководителей.

Одним из инновационных направлений развития бизнеса в эпоху третьей промышленной революции стало появление и развитие большого количества инноваций. Инновация - это, во- первых, определенный набор информации, содержащий инновационную идею (инновация как разновидность информации и в этом смысле как предполагаемое новшество); во-вторых, материализуемая инновационная идея, прошедшая через процесс принятия соответствующего решения (инновация как процесс ее освоения, внедрения, или реализуемое новшество); в-третьих, полученный результат, или внедренное новшество. Это понятие получило распространение в середине XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Более того, на этой основе возникла инновационная инфраструктура, то есть совокупность самых разных организаций и учреждений, без наличия которых инновационный процесс развивался бы менее эффективно, например бизнес-инкубаторы, технопарки, юридические и консалтинговые компании и т. п.

Одной из инноваций данного периода стало появление венчурного бизнеса. Он трактуется как рисковый бизнес и одна из форм технологических нововведений; характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и в первую очередь в высокотехнологичных областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается обычно коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с не определенным заранее доходом, то есть с рискованным вкладом капитала. Важно отметить, что малые предприятия играют важную роль в развитии инновационного предпринимательства. В свою очередь венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе - высокая гибкость, динамизм и др. Венчурный бизнес зародился и получил широкое развитие в США. Там разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному бизнесу, включающая в себя прямое финансирование малых предприятий из Федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятные налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний.


1.2. История становления предпринимательства в США

История предпринимательства США начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким.

Малые предприятия были неотъемлемой частью американской жизни и экономики США со времен первых колониальных поселенцев. В XVII и XVIII веках публика превозносила пионера, который преодолел большие трудности, чтобы вырезать дом и образ жизни из американской пустыни. В течение этого периода в американской истории большинство колонистов были маленькими фермерами, которые зарабатывали на небольших семейных фермах в сельских районах. Затем, в XIX веке, когда небольшие сельскохозяйственные предприятия быстро распространились по обширному пространству американской границы, фермер-усадьба воплощал многие идеалы экономического индивидуалиста.

Кэлвину Кулиджу, президенту Соединенных Штатов в 1920-е, принадлежит знаменитое высказывание: «Дело Америки - это бизнес» («Business of America is business»). В первое столетие существования страны - до 1880-х годов - с такой же точностью можно было сказать, что дело Америки - это малый бизнес, поскольку в те годы практически все предприятия в стране были малыми. С тех пор крупные предприятия, конечно, в значительной степени затмили малый бизнес, но подавляющее большинство - почти 90 процентов американских работодателей имеют менее 20 работников - все еще составляют малые предприятия.

Американцы всегда верили, что они живут в стране возможностей, где любой, у кого есть хорошая идея, решительность и готовность работать, может начать бизнес и процветать. На практике это убеждение в предпринимательстве приобрело много форм на протяжении истории в Соединенных Штатах, от самозанятого человека до глобального конгломерата.

В 1953 году в США было создано Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса США (далее АМБ) , защищающая интересы малого предпринимательства на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах.


Малый бизнес продемонстрировал свою прочность, особенно в 1970-е и 1980-е годы. В новой глобальной экономике относительно более важными стали услуги, а производство стало менее важным, и это означало повышение роли малых компаний, которые традиционно доминировали во многих сервисных отраслях. Но некоторые экономисты усмотрели дополнительные причины, по которым малые предприятия станут более важной частью экономического ландшафта.

В глобальной экономике с ее высокой конкуренцией и быстрыми изменениями, преимущество получают компании, способные к инновационной деятельности, изготовлению продукции по требованиям заказчика и быстрой адаптации к меняющимся условиям. Малый бизнес с менее иерархическими системами управления и менее охваченной профсоюзами рабочей силой, похоже, обладает именно этими достоинствами. Более того, малые предприятия получили дополнительный стимул, поскольку уменьшение транспортных издержек и появление Интернета как никогда облегчили им конкуренцию на глобальной сцене.

Рост энтузиазма в отношении малого предпринимательства достиг пика в 1987 году, когда Дэвид Берч, экономист и основатель исследовательской фирмы «Когнетикс инкорпорейтед», писал, что малые предприятия создают большинство новых рабочих мест в экономике. Выводы Берча привлекли огромное внимание и цитируются до сих пор. Но многие экономисты их оспаривают. Например, в 1993 году Национальное бюро экономических исследований установило, что, хотя фирмы с численностью работников менее 500 человек действительно создали больше рабочих мест в период с 1972 по 1978 год, они также гораздо чаще уходили из бизнеса. Их итоговое воздействие на создание рабочих мест, таким образом, было не более сильным, чем со стороны крупных фирм, заключила частная непартийная исследовательская организация.

Сегодня большие и малые предприятия, похоже, достигли некоего равновесия.

Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте США, например, которая в 1958 году составляла 57 процентов, с 1980 года колеблется на уровне около 50 процентов. В 1995 году в США насчитывалось 16,4 млн. индивидуальных предпринимателей, 1,6 млн. Партнерств и 4,5 млн.

Корпораций в Соединенных Штатах - в общей сложности 22,5 млн. независимых предприятий.

XX век, продолжая тенденцию, начавшуюся во второй половине XIX века, вызвал огромный скачок в масштабах и сложности экономической деятельности.

Во многих отраслях промышленности небольшие предприятия испытывали трудности с получением достаточных средств и функционировали в масштабах, достаточно больших, чтобы эффективно производить все товары, требуемые все более изощренным и богатым населением. В этой среде современная корпорация, часто использующая сотни или даже тысячи рабочих, приобретает все большее значение.