Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Развитие предпринимательства в Западной Европе и США).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие предпринимательства в Западной Европе и США
1.1. Развитие предпринимательства в период промышленных революций
1.2. История становления предпринимательства в США
Глава 2.Основные этапы развития бизнеса в России
2.1.Особенности ведения бизнеса в допетровский период
2.2.Развитие бизнеса в эпоху реформ Петра I
2.3.Бурное развитие бизнеса в XIX - начале XX в.
2.4.НЭП и развитие бизнеса в 20-е гг. XX в.
2.5.Хозрасчет как форма активизации предпринимательской инициативы
2.6. Развитие бизнеса в эпоху рыночных преобразований конца XX - начала XXI в.
2.7. Анализ тенденций развития предпринимательства в РФ на современном этапе
Сегодня американская экономика может похвастаться широким спектром предприятий, начиная от индивидуальных предпринимателей и заканчивая некоторыми из крупнейших в мире корпораций.
Совокупное воздействие сектора малого бизнеса огромно:
- 28 миллионов малых предприятий в Америке составляют 54% от всех продаж в США.
- Малые предприятия обеспечивают 55% всех рабочих мест и 66% всех новых рабочих мест, начиная с 1970-х годов.
- Более 600 000 франчайзинговых малых предприятий в США насчитывают 40% от всех розничных продаж и обеспечивают рабочие места для 8 миллионов человек.
- Сектор малого бизнеса в Америке занимает 30-50% всех торговых площадей, по оценкам, 20-34 млрд квадратных футов.
- Число малых предприятий в Соединенных Штатах увеличилось на 49% с 1982 года.1
Кроме того, сектор малого бизнеса стремительно растет. В то время как корпоративная Америка сокращалась, темпы малого бизнеса «стартапы» выросли, а уровень неудач малого бизнеса сократился.
Глава 2.Основные этапы развития бизнеса в России
2.1.Особенности ведения бизнеса в допетровский период
Предпринимательство начиналось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов - звероловства и лесного пчеловодства (бортничества). Первыми массовыми представителями этого предпринимательства были купцы, прославившие его не только внутри страны, но и за ее пределами. Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились крупными зонами предпринимательства. К XI в. на Руси появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный изначально Киевским князем Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками. Характерной чертой этого документа являлось то, что в нем были зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства и принципы разрешения имущественных отношений при банкротстве.
В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина рассказывается: «В X веке жило множество россиян в Цареграде, которые продавали там невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, меду и драгоценных мехов, бывших вместе с невольниками главным предметом их торговли. Они ходили на судах не только в Болгарию, в Грецию, Хазарию или Тавриду, но и в самую отдаленную Сирию. Черное море, покрытое их кораблями, или, справедливее сказать, лодками, было названо Русским». В этот период в городах образуются купеческие общества, купцы и «гости» становятся любимыми героями русского фольклора (Садко Богатый гость, Добрыня Никитич, Иван Гостиный сын и другие).
Постепенно примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.
В XVI в. на Руси зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка и начался расцвет торгово-промышленного предпринимательства, в частности купечества. Зарождаются поколения предпринимателей, первым из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI по XX в. Рядом со Строгановыми успешно работали их многочисленные конкуренты, крупные солепромышленники, торговцы, гости: Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы и другие.
В XV-XVI вв. предпринимательство было распространено в основном в виде сельских промыслов, представленных лыкодерством, изготовлением мочал, звероловством, рыболовством, лесным пчеловодством, смолокурением, солеварением, производством изделий из металлов. Впоследствии развивалась торговля, предметом которой стали смола, воск, меха, кожа, лес, лен, конопля, полотно, изделия из кожи и металла.
Москва XV века, по свидетельству многих иностранцев, бывших там, отличалась особым изобилием дешевых съестных продуктов, что свидетельствовало о широком развитии товарных отношений среди крестьян. Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. С глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками, распространялся купцами-коробейниками по всей стране.
Русские купцы вели торговлю с Литвой, Персией, Хивой, Бухарой, Крымом, Кафой, Азовом и другими странами.
Уже в XVI-XVII вв. Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.
В XVII в. в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских, или посадских, людей, которая, в свою очередь, разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные предприниматели с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.
Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей XVII в. была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей торгово-предпринимательской деятельности русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.
Беломорский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. Центрами русского предпринимательства на этом пути были Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Сысольск.
Новгородский (Балтийский) торговый путь шел из Москвы в Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Новгород, Псков, затем к Балтийскому морю.
Поволжский путь проходил по рекам Москва, Ока и Волга, а затем через Каспийское море в Персию, Хиву и Бухару. Главным предпринимательским центром на этом пути был Нижний Новгород.
Сибирский путь шел водой из Москвы до Нижнего Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. От Енисейска купцы двигались в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов продолжала путь и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск.
Смоленский (Литовский) путь шел из Москвы через Смоленск и Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало.
Степной Малороссийский (Крымский) путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Главными предпринимательскими центрами данного пути были Лебедянь, Путивль, Елец, Козлов, Коротояк, Острогожск, Белгород, Валуйки.
В экономическое освоение огромной территории России предприниматели вложили гигантские усилия. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, они нередко принимали участие в организации их производства.
Важно отметить, что развитие предпринимательства в России имело ряд особенностей. В истории экономики отмечается, что на русской почве меньшее значение, чем в европейских странах, и особенно в США, придавалось личному богатству, не было принимавшего там уродливые формы культа денег, поклонения «золотому тельцу».
2.2.Развитие бизнеса в эпоху реформ Петра I
Мощным импульсом развития предпринимательства в России стала, несомненно, эпоха Петра I. Достаточно сказать, что число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Самым ярким примером этого может служить рождение династии Демидовых, берущих свое начало от тульского кузнеца. Известны были Демидовы и своей благотворительной деятельностью, например они основали Высшее наук училище в Ярославле - сейчас это Демидовский университет. Сам Петр I по существу являлся первым предпринимателем всей России хотя бы уже потому, что ему в полной мере были присущи основные качества предпринимателя, а его деятельность впитала в себя предпринимательские начала. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и порожденное им новое поколение предприимчивых людей заложили основы торгово-промышленного бизнеса в России. Важнейшими достижениями этих реформ стало бурное развитие торговли, в том числе металлами, возникновение легкой промышленности, внедрение инноваций в сельском хозяйстве.
2.3.Бурное развитие бизнеса в XIX - начале XX в.
Ко второй половине XIX в. появилась необходимость проведения различий между предпринимателем и менеджером (управленцем). Новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, складыванию торгово-промышленных династий Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Третьяковых и др.
Наиболее массовыми группами предпринимателей на рубеже XIX-XX вв. становятся богатые крестьяне, ремесленники и торговцы. В это время предпринимательством в царской России занималось более 5 миллионов человек, насчитывалось около полутора тысяч акционерных компаний. Процветал также семейный капитал, частный бизнес. Семьи Прохоровых, Морозовых, Мамонтовых оставили глубокий след в истории отечественного предпринимательства. Развитию торгового бизнеса способствовало биржевое дело, а финансового предпринимательства - банковское дело, которые были широко представлены в России начала ХХ в. В полной мере нашли проявление такие организационные формы предпринимательства, как кооперативы, товарищества, артели.
Символом русского предпринимательства XIX в. стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов, крепостной крестьянин, работал ткачом на фабрике, а через некоторое время он сам стал владельцем шелкоткацкого заведения. В 1820 г. Савва Морозов вместе с сыновьями выкупается на волю за 17 тыс. руб. В 1820-1840-е гг. Морозовы создали четыре хлопчатобумажных фабрики, которые во второй половине XIX в. вырастают в четыре огромных фирмы. Перед революцией собственные капиталы семьи составляли более 110 млн руб.
19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. разделили историю России на дореформенный период и пореформенный период. Последний, который продлился до 1913 г., можно назвать «золотым веком предпринимательства». Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 1880-м гг. завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.
В сельском хозяйстве, благодаря проведению столыпинской реформы, были созданы предпосылки крестьянского предпринимательства, которое, однако, из-за незавершенности реформ не достигло уровня фермерства. Помещичий уклад в деревне, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали расцвет предпринимательства в России.
2.4.НЭП и развитие бизнеса в 20-е гг. XX в.
Во время советской власти, начиная с 1917 г., предпринимательство практически находилось вне закона. Оно возродилось в Советской России в период новой экономической политики (НЭПа) с 1921 по 1926 г. Вместо прямой и полной ломки старого строя для замены его новым общественно-экономическим укладом, проводившейся в годы «военного коммунизма», большевиками был предпринят «реформистский» подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию. НЭП включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности - государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. В промышленности стали возникать синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, особенно если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников).