Файл: Метод экспертных оценок и область его применения (Методы экспертных оценок. Понятие экспертных оценок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Я выбрал тему «Метод экспертных оценок и область его применения», так как считаю, что смогу наиболее доступно и интересно раскрыть её на примере конкретной организации и собственном опыте.

Динамизм и новшество нынешних экономических проблем, вероятность появления различных обстоятельств, оказывающих большое влияние на продуктивность вердиктов, призывают, дабы данные постановления воспринимались молниеносно и в то же время могли быть добротно аргументированы.Опыт, чутье, ощущение возможности в совмещении со сведениями могут помочь экспертам вернее подбирать более значимые цели и тенденции формирования, обнаруживать лучшие виды постановления трудных учено-промышленных и общественно-финансовых вопросов в ситуациях, при случае отсутствия данных о постановлении подобных трудностей в минувшем.

Смысл экспертных оценок состоит в проведении специалистами подсознательно-логичного рассмотрения вопроса с численной оценкой соображений и формальной обработкой итогов. Получаемое вследствие обработки общее суждение специалистов берется ровно как разрешение препятствия. Единое применение проницательности (бессознательного мышления), логического мышления и численных оценок с их формалистским обрабатыванием дает возможность приобрести результативное разрешение трудности.

Свойственными отличительными чертами метода экспертных оценок в виде научного приспособления решения трудоемких неформализуемых задач считаются:

  1. Научно аргументированная организация выполнения абсолютно всех стадий экспертизы, обеспечивающая максимальную продуктивность труда на любой из стадий;
  2. Использование численных способов, что при формировании экспертизы, то и при анализе мнений специалистов и формальном коллективном обрабатывании итогов.

Указанные 2 отличительные черты различают метод экспертных оценок от типичной уже давно популярной экспертизы, обширно используемой в разных областях людской работы.

Экспертные коллегиальные оценки обширно применялись на уровне страны с целью выполнения трудоемких задач управления национальным хозяйством еще в первоначальные годы Советского правления. В 1918 году при Высшем совете народного хозяйства был основан Совет экспертов, целью коего считалось разрешение в наибольшей степени трудных задач реорганизации общенародного хозяйства державы. При создании пятилетних проектов формирования общенародного хозяйства государства регулярно применялись экспертные оценки обширной области экспертов.


На сегодняшний день в нашем государстве и за границей метод экспертных оценок массово используется с целью урегулирования необходимых задач всевозможного нрава. В разнообразных областях, коалициях и на предприятиях функционируют стабильные либо скоротечные экспертные комиссии, образовывающие решения по многообразным трудоемким неформализуемым вопросам.

Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления.

В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству принимаемых решений. Для того чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.

Целью курсовой работы является определение области применения решений данных экспертных оценок.

Для этого нам необходимо решить следующие задачи:

  • Провести теоретическое обоснование темы курсовой работы;
  • Определить в чём заключается сущность метода экспертных оценок;
  • Проанализировать данные экспертных оценок.

В своей курсовой работе я использовал следующую литературу:

  1. И.И. Елисеева, Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. - 4-е изд., перераб. идоп, - М.: Финансы и статистика, 2001.
    Оценка надёжности: 5.
  2. Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А., Садовникова Н.А., Моисейкина Л.Г., Рыбакова Е.С. Теория статистики / Московская финансово-промышленная академия, - М., 2004 г.
    Оценка надёжности: 5.
  3. Айвазян С. А., Методы эконометрики: Учебник / С. А. Айвазян, Моск. школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.
    Оценка надёжности: 5.
  4. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб.пособ. - М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2007.
    Оценка надёжности: 4.
  5. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, принятие решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2007.
    Оценка надёжности: 5.
  6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА - М, 2003.
    Оценка надёжности: 5.
  7. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. Учеб.пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001.
    Оценка надёжности: 5.
  8. Шмойлова Р.А, Садовникова Н.А Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А Шмойловой.- 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000.
    Оценка надёжности: 5.
  9. Айвазян С.А. Прикладная статистика. Основы эконометрии: В 2-х томах. Т.1: Теория вероятностей и прикладная статистика/ Айвазян С.А., Мхиторян В.С; Рец.: Ершов Э.Б., Магнус Я. - 2-е изд., испр. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2001.
    Оценка надёжности: 5.
  10. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.

Оценка надёжности: 5.

  1. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок. Теория и практика. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.Оценка надёжности: 5.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

Глава I. Методы экспертных оценок. Понятие экспертных оценок 

Методы, основанные на опыте и интуиции, – эвристические методы, используют в решении наиболее сложных проблем, в особенности в условиях неопределенности, которая возникает из-за недостатка информации или неустойчивости развития.

Экспертными оценками называют эвристические оценки, основывающиеся на интуиции, воображении и опыте. Примерами традиционных эвристических процедур являются консилиумы, совещания, заседания, поскольку порядок их проведения регламентируется традициями. Постепенно в эту область начинают проникать математические методы планирования и обработки результатов эвристической деятельности.

Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействия на взгляд каждого из них суждения другого эксперта и всего коллектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде реализуют принцип обратной связи посредством воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнениями, полученными ранее от этой группы (или от одного из экспертов).

Экспертные методы применяются в последующих вариантах: в виду нехватки довольно презентабельных и надёжных статистических свойствах предмета: в случае огромной неопределенности сферы функционировании предметов этих сфер индустрии, какие подвергаются мощному воздействию новейших открытий; при недостатке времени либо в чрезвычайных обстоятельствах.

Экспертиза дает возможность обогнуть проблемы долговременного учета высококачественных перемен предмета моделирования, сопряженных равно как с внутренней логикой его формирования, зависящей от взаимосвязей качественных признаков, в частности и с переменой внешних условий. За образец может сгодиться учитывание воздействия формирования науки и техники на макроэкономические характеристики во всём государстве и по части отраслей.


Область применения метода экспертных оценок разнообразна. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

  • составление перечня возможных событий в различных областях за определённый промежуток времени;
  • определение наиболее вероятных интервалов времени свершения совокупности событий;
  • определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
  • определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;
  • альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
  • альтернативные варианты принятия решений в определённой ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся[1]: анкетирование и интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий.

Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы.

Для реализации процедуры экспертного оценивания необходимо сформировать группу экспертов. Общим требованием при формировании группы экспертов является эффективное решение проблемы экспертизы. Эксперты производят две основные функции[2]: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т.п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т.п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.

Предполагается, что эксперт основывает свое суждение на группе причинных факторов, действующих в рамках определенного сценария, оценивая вероятность его реализации и влияния факторов на изучаемый показатель. Причинно-следственная структура неразрывно связана с личностью эксперта. Так, два разных эксперта, решая одну и ту же проблему, используя одну и ту же информацию, могут прийти к разным выводам.

Значимость приобретенных оценок находится в зависимости от навыка и проницательности личности, формулирующего оценку. Сократить угрозу субъективности личного предположения возможно, адресовавшись к команде экспертов, какие имеют все шансы рассматривать и координировать собственные баллы.


При урегулировании нестандартных трудностей, к примеру, сопряжённых с прогнозированием в неустойчивых обстоятельствах, обязаны принимать участие эксперты первоклассной квалификации. Мониторинги, наложенные «так себе» специалистами, как правило, основаны на классических, обычных оценках. В условиях неопределенности, непостоянства они зачастую ложны. Эксперты экстра-класса расценят тайные моменты и вероятность возникновения новейших направленностей.

Для массовых экспертных оценок зачастую применяют раскрытое рассмотрение установленных задач с дальнейшим гласным либо приватным голосованием.

Главными принципами методов личных экспертных оценок считаются наибольшая вероятность применения личных возможностей специалиста и небольшой уровень эмоционального давления на него.

Методы коллективных экспертных оценок владеют превосходством над методами индивидуальных экспертных оценок, потому при корпоративном мышлении больше достоверность мониторингов, и кроме того, при обрабатывании разных индивидуальных самостоятельных оценок экспертов нередко появляются эффективные мысли. Таким образом, изучения результативности коллективных экспертных оценок, проведенные в университете Буффало, выявили то, что коллективное мышление рожает на свет на 70 процентов больше значимых новейших мыслей, нежели совокупность плодов личных мышлений.

Метод экспертных оценок как приём извлечения мониторингов обладает несколькими недочётами[3]:

  1. Доля специалистов экспертной группы (либо даже один самый деятельный участник группы) имеют все шансы оказать влияние на других экспертов, и, в случае если их (его) позиция неверна, может быть выявлен неверный прогноз;
  2. Неблагоприятное воздействие на действия членов экспертной группы в единичных вариантах способно проявить отнюдь не углублённость аргументов, а численность замечаний «за» и «против»;
  3. Возможно, кроме того, что трудность свершения договора между членами экспертной группы станет обладать наиболее существенной ролью, нежели основательно созданный прогноз.

Несмотря на указанные минусы, методы экспертных оценок остаются ключевым и наиболее безопасным способом прогнозирования. Однако диапазон экспертных методов, применяемых в прогнозировании, довольно обширен. Используются подобные классические методы, равно как непосредственно персональные оценки управляющих прогнозных исследований; групповые оценки коллектива разработчиков; групповые оценки, проверенные консультациями у специалистов; оценки, приобретенные вследствие формальных запросов и утверждённые решениями учено-экспериментальных и иных знающих учреждений.