Файл: Метод экспертных оценок и область его применения (Методы экспертных оценок. Понятие экспертных оценок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов[4]. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

К группе эвристических методов относят[5]:

  1. метод индивидуальных экспертных оценок;
  2. метод коллективных экспертных оценок.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод опросов типа «интервью» и аналитический метод.

Метод опросов типа «интервью» предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», т.е. беседу, в ходе которой прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта в соответствии с заранее разработанной программой опроса. Успех такой оценки в значительной степени зависит от психологической способности эксперта давать экспромтом заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам. Недостатком этого способа является психологическое давление на эксперта» (правда, незначительное).

Аналитический метод, или метод аналитических экспертных оценок предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот способ позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки. Психологическое давление на эксперта в этом случае минимально.

Метод морфологического анализа. Впервые идея морфологического анализа применительно к поисковому решению проблем была выдвинута философом, писателем, богословом, миссионером, астрологом – Раймундом Луллием (1235 – 1315). Окончательно метод сформировался благодаря американцу Фрицу Цвикки в 1942 году[6].

Метод ориентирован на целевой поиск, т.е. выявление новых решений на базе полученного большого количества альтернатив осуществлении составных частей объекта прогнозировании с учетом его строения (морфологии).

Суть метода состоит в следующем: проблема, требующая решения, изучается с общей точки зрения для выявления всех возможных решений. Затем, путем перебора всех возможностей, в пределах полученной абстрактной структуры, обнаруживается область всех возможных решений – это и является целью. В ходе исследований среди всех выявленных новых решений могут оказаться те, что представляют особый интерес. Для применения метода необходимо[7]:


  • методологическое обеспечение, т.е. изучение специалистами структуры, содержания, правил и процедур морфологического исследования;
  • информационное обеспечение, т.е. подготовка информационно - справочных материалов для формирования проблемы;
  • математическое и программное обеспечение, включающее в себя разработку алгоритмов и программ для ЭВМ с целью автоматизации нетворческих процессов и облегчения творческих.

Метод позволяет получить большое число возможных решений по любой изучаемой проблеме при сравнительной легкости процедуры поиска.

Недостатком метода является трудоемкость перебора всех возможных вариантов решения проблемы. В настоящее время отсутствуют универсальные способы объективной оценки эффективности того или иного варианта решения проблемы. Тем не менее, метод применяется для решения прогностических задач в различных сферах социально-экономического развития. Только в пределах морфологического анализа возникает необходимость содержательной интерпретации соответствующих формальных прогнозов.

Метод функционально-стоимостного анализа. В обстоятельствах урезанного финансирования разрешения какой угодно общественно-финансовой трудности анализ соотношения «ожидаемого и реального» делается значимой. Моделирование, как составляющее управления, никак не даёт мгновенно тех или иных вещественных плодов. В таком случае расходы на любой его период обязаны быть чётко регламентированы.

Для получения наилучшего из возможных по критерию стоимости решения применяют метод функционально-стоимостного анализа.

Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) стал разрабатываться на рубеже 40-х годов советским инженером Юрием Михайловичем Соболевым и американцем Майлзом Лоуренсом Делос, а в наше время раскручивается Михаилом Григорьевичем Карпуниным, Борисом Ионтелевичем Майданчиком, Ниной Константиновной Моисеевой[8].

Метод ФСА заключается в едином целом постижении функций предметов. В виде системы, ФСА представляет собой комплекс операций, формирующих координационные ресурсы, научно-методические убеждения, технико-финансовые способы, нацеленные на выявление, предотвращение, снижение либо устранение лишних расходов.

Результатом ФСА считается сокращение расходов на единицу выгодного результата. Имеется несколько вариаций ФСА в зависимости от исследуемого предмета: ФСА промышленных объектов, ФСА нетехнических объектов. Метод ФСА причисляется к стратегии направленного отбора на основании частично формализованных операций разбора и синтеза функций предметов, их упорядочения, оптимизации и, в конечном счете, извлечения оптимального из потенциальных, согласно аспекту, цены заключения. ФСА создан на совокупности последующих основ: регламентный нрав ФСА; комплексное отношение; соотношение важности функций и расходов для их реализации.


Известны 7 ключевых этапов выполнения ФСА[9]:
1) предварительный;
2) информационный;
3) аналитический;
4) творческий;
5) исследовательский;
6) рекомендательный;
7) введения.

Для применения метода требуется[10]:

  • методологическое обеспечение, заключающееся в создании и совершенствовании методик проведения исследования;
  • экономические условия, т.е. планирование, финансирование и стимулирование работ ФСА;
  • информационное обеспечение, т.е. создание информационных фондов самого различного содержания.

Метод ФСА обеспечивает получение решений, так как является универсальным, использующим методы упорядоченного систематического анализа объектов.

Недостатком метода является сложность в его изучении и практическом освоении, а также то, что он требует не только экономического, гуманитарного или технического образования, но и практического опыта работы. Однако высокий экономический эффект метода практически всегда компенсирует затраты на его применение. Метод применим при решении всех прогностических задач, поскольку позволяет составить ответ на вопрос об эффективности прогнозирования.

Существует большое число модификаций методов коллективных экспертных оценок. Основной принцип этих методов – выявление коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования.

В настоящее время наиболее популярны:

  1. Метод круглого стола, или метод комиссий;
  2. Метод коллективной генерации идей, или метод «мозгового штурма»;
  3. Метод «Дельфи».

Коллективные экспертные оценки – это современные научные методы, которые могут широко использоваться в прогнозировании[11]. Естественной областью их применения является прогноз научно-технического прогресса, определение его основных направлений и темпов. Эти методы могут также успешно использоваться для определения возможных изменений в параметрах экономико-математических моделей развития социально-экономической системы под влиянием НТП и мероприятий организационного и финансового характера. В условиях неопределенности и нестабильности развития социально-экономической системы методы экспертных оценок приобретают большое значение.

В соответствии с методом круглого стола специальная комиссия, входящая в состав этого «круглого стола», обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения.


Этот метод имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях изначально ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза. Кроме того, на суждения экспертов может влиять и авторитет отдельных участников «круглого стола»[12].

Метод «мозгового штурма». Метод коллективной генерации идей, или метод «мозгового штурма» возник в 50-е гг. и получил широкое распространение в США, Японии. Метод «мозговой атаки» заключается в том, что выдвижение новых идей протекает лавинообразно. Это связано с тем, что высказываемая одним из членов группы экспертов идея порождает либо творческую, либо критическую реакцию. Однако, в силу сложившегося правила запрета на критику негативные реакции у эксперта порождают продуктивные результаты[13].

Большое количество прогностических задач может решаться как непосредственно методом «мозгового штурма», так и путем применения его в качестве вспомогательного. Опыт применения метода показывает, что с его помощью можно «сдвинуть с мертвой точки» почти любую проблему. Автором метода является американец Алекс Осборн, разработавший его основы в 1957 г. Целью «мозгового штурма» является активизация творческого процесса генерации идей путем реализации определенных правил организации, проведения и оценки его результатов.

Главная задача метода – обеспечение максимальной творческой активности, душевного подъема и концентрации внимания всех участников на заданной проблеме. В целях преодоления инерционности и стереотипности мышления, стимулирования энергичного коллективного поиска новых оригинальных концепций в основу метода положен принцип разделения во времени процессов: генерации идей и их оценки. Это представляется несправедливым по следующим причинам.

Метод «мозгового штурма» состоит из двух этапов: генерации идей и их оценки[14]. Существуют следующие его разновидности:

  • метод обратного «мозгового штурма», предложенный в 60-е годы в США фирмой «Дженерал Электрик»;
  • метод массового «мозгового штурма», разработанный в 70-е годы также в США В. Филлипсом;
  • метод двойного «мозгового штурма», предложенный в 70-е годы в СССР;
  • метод «конференции идей», примененный в 70-е годы в ГДР Вернер Гильде.

Все разновидности метода базируются на использовании стратегии ненаправленного случайного поиска. Общим принципом построения и применения прямого «мозгового штурма» и его разновидностей является принцип разделения во времени процессов генерации идей и их критической оценки для устранения психологических препятствий творческому поиску, вызываемых критикой.


Метод обратного «мозгового штурма» сочетает в себе две «мозговые атаки» коллектива генераторов идей: первую – для свободного выявления недостатков исследуемого объекта и вторую – для поиска новых концепций и устранения выявленных недостатков. Такое разделение коллективного «мозгового штурма» повышает его целенаправленность и придает поиску более конкретный характер.

Метод массового «мозгового штурма» распараллеливает процесс генерации идей, а метод двойного «мозгового штурма» организует последовательность из двух «мозговых атак» и двух стадии оценки идей.

Метод «конференции идей» объединяет для повышения результативности коллективного поиска идей несколько принципов: высокий профессионализм участников, заблаговременную их подготовку, различные приемы психологической настройки специалистов в сочетании с правилами морфологического анализа по систематизации поиска и логикой эвристики.

Для применения метода «мозгового штурма» требуется:

  • организационное обеспечение, заключающееся в выборе ведущего, формировании групп генераторов идей и экспертов, упорядочении их работы в соответствии с правилами и принципами метода;
  • методологическое обеспечение, включающее в себя обучение специалистов принципам, правилам и содержанию этапов метода, выбор разновидностей метода практическое освоение всех необходимых процедур;
  • психологическое и мотивационное обеспечение, состоящее из психологической настройки и стимулирования творческой работы специалистов, привлекаемых в группы генераторов идей и экспертов с учетом особенностей этих групп;
  • информационное обеспечение, заключающееся в подготовке информационно-справочных и методических материалов для формулирования проблемы, постановке задач, а также в анализе выдвинутых идей.

Самостоятельно метод может применяться для прогнозирования развития СЭС, её отдельных подсистем и параметров.

В качестве вспомогательного творческого элемента при прогнозировании метод может успешно применяться на всех этапах, особенно в условиях неопределенности и при возникновении «тупиковых» ситуаций, когда другие способы не позволяют получить удовлетворительный результат.

Метод «мозгового штурма» предполагает выполнение следующих положений[15]:

  1. не допускается критика высказанных идей, разрешается только их положительное обсуждение;
  2. приветствуется оригинальность, необычность, а также многочисленность концепций, так как это увеличивает вероятность появления ценных идей;
  3. ведущему разрешается изменять тематическую направленность и снимать проблему с обсуждения, а также решать вопрос о повторной сессии;
  4. допускается оценку предложений производить позднее, в аналитической группе;
  5. не допускается исключать ни одну идею без детального её анализа;
  6. приветствуется комбинация различных идей, их усовершенствование.