Файл: Метод экспертных оценок и область его применения (Методы экспертных оценок. Понятие экспертных оценок).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 8
=(xi(j)-(3*11/2))2 =0.25+2.25+0.25+156.25+36+132.25+12.5+20.25+42.25+132.25
i=1 j=1
Ŵ(3) = 12*534.25/32(103-10)=0.72
Связь между 10 исследуемыми переменными статистически значима.
Пример 4. Требуется проверить статистическую значимость множественной ранговой связи 28 переменных (m = 28), характеризуемой величиной выборочного коэффициента конкордации W(28) = 0,08, подсчитанного по 13 объектам (n = 13).
Воспользуемся фактом (12)-распределённости случайной величины m(n - l)W(m), который имеет место (приближенно) в случае, если в исследуемой генеральной совокупности множественная ранговая связь отсутствует. Тогда критерий сводится к проверке неравенства (10). Задавшись уровнем значимости критерия = 0,05, находим из таблиц значение 5%-ной точки -распределения с 12 степенями свободы (12) = 21,026. В то же время m(n - l)W(m) = 28*12*0,08 = 27.
Поскольку m(n- l)W(m) >(12),то оказалось, что даже такого маленького числа, как 0,08, «хватило» для того, чтобы объявить связь между 28 исследуемыми переменными статистически значимой.
Глава III. Методы экспертных оценок на примере АО «РСК МиГ»
В современных условиях в основе любой уважающей себя организации оценка персонала является важнейшим аспектом системы управления, на её основе руководители принимают соответствующие решения в отношении своих сотрудников. Эффективность принимаемого решения зависит от того, насколько информация, полученная в ходе оценочных мероприятий, является доброкачественной и надёжной.
Колоссальная роль оценки персонала предприятия определена и тем, что она объединяет все составляющие системы управления персоналом в единое целое. Невозможно осуществить управление персоналом ни по одному направлению (кадровому планированию, отбору, развитию работников, стимулированию труда, трудовым перемещениям и др.), не проводя оценку соответствующих характеристик сотрудников предприятия.
Если не проводить оценку определённых характеристик сотрудников предприятия, то реализовать управление персоналом нереально ни по одному направлению (кадровому планированию, отбору, развитию работников, стимулированию труда, трудовым перемещениям и др.)
Рассмотрим практический опыт оценки персонала на примере одного из крупнейших отечественных промышленных предприятий АО «РСК МиГ» («Российская самолётостроительная компания «МиГ»).
На корпорации трудится более 10 тысяч сотрудников. В структуре предприятия молодое поколение преобладает над опытом. Огромное значение уделяется на получение молодыми специалистами, как среднего специального образования, так и высшего по профилю своей трудовой деятельности. Сейчас стратегия кадровой политики направлена на омоложение кадров, но и своим ветеранам оказывается должное уважение. Высококвалифицированные специалисты и рабочие батрачившие на благо родины и военного потенциала страны широко востребованы и за рубежом. Могу сказать по собственному опыту, что условия для становления и развития более чем достойные.
Скажем в г. Луховицы Московской области расположен Производственный комплекс № 1 – филиал АО «РСК МиГ». Для города завод имеет колоссальное значение – одно из достойных мест трудовой деятельности не только в Луховицком городском округе, но и в соседних округах: Зарайском, Коломенском и граничащей Рязанской области. Во все времена о процветании города можно было судить о состоянии ПК №1. Благодаря заводу городу был подарен ДК «Старт», дворец бракосочетания, кинотеатр «Космос», парки и детские сады, школы, которые и по сей день служат на благо жителей города и работников завода. Благополучие предприятия напрямую зависит от внутреннего состояния, возьмите хоть кадровую политику организации. Весь механизм чётко отлаженных взаимодействий завязан на мелочах. Оценке персонала в АО «РС МиГ» уделено большое внимание.
В роли основополагающей формы разбираемого процесса в течение длительного времени использовалась аттестация работников. Осуществление аттестации характеризовалось довольно несложной схемой. Непосредственный руководитель сотрудника составлял на него характеристику. Вслед за этим следовало собрание аттестационной комиссии, которая лишь основываясь на оценку начальника (характеристику) брала на себя решение о компетентности (некомпетентности) работника занимаемой должности. Ни о каких иных специалистах (помимо начальника сотрудника) не шло и речи. Итоги такого рода аттестации не предоставляли в достаточной мере аргументированных сведении по совершенствованию работы с кадрами, т. е. аттестация имела исключительно формальный уклон, не имелось единого подхода к сему мероприятию, стимула в получении подлинных итогов. Заключения аттестационной комиссии регистрировались в личных делах сотрудников и не находили последующего применения с целью повышения качества персонала. Подход к персоналу поменялся с появлением в АО «РСК МиГ» нового руководства. Сменился владелец и команда управляющих, вследствие чего персонал начал рассматриваться как более значимый ресурс формирования. По этой причине вопросам, относящимся к сотрудникам, стало уделяться больше интереса, а концепция оценки персонала претерпела существенные эволюционные перемены. В 2009 году в Дирекции по персоналу было основано отделение анализа персонала в целях развития системы оценки персонала, анализа полученных вследствие оценки сведений и успешного их применения. В этот промежуток времени начальством была поставлена миссия: осуществить оценку управляющих, экспертов и рабочих путём проведения аттестации с применением последней методики, в качестве коего нами был подобран метод экспертной оценки.
Таким образом, мы подразумеваем под аттестацией операцию определения квалификации, степени познаний, практических умений способностей, деловитых и индивидуальных достоинств сотрудника, качества трудовой деятельности и её итогов и определения их соответствия (несоответствия) требованиям занимаемой должности. Аттестация в АО «РСК МиГ» проводится в целях увеличения производительности труда и заинтересованности сотрудника в итогах собственного труда и работы всей компании.
Аттестации подвергаются все без исключения руководители, специалисты и служащие АО «РСК МиГ», за исключением:
- сотрудников, отработавших на занимаемой должности не более 1-го года;
- беременных женщин;
- представительниц слабого пола и сиротливых представителей сильного пола, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
Аттестация в АО «РСК МиГ» проводится время от времени, один раз в три года. Сроки проведения аттестации устанавливаются приказом генерального директора ОАО «УАЗ». Расписание проведения аттестации формируется Дирекцией по персоналу и утверждается директором по персоналу.
АО «РСК МиГ» входит в структуру ПАО «ОАК» («Объединённая авиастроительная корпорация»). На сегодняшний день ОАК включает в себя около 30 предприятий и является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения.
РСК «МиГ» – официальный передовой представитель министерства обороны РФ
Заключение
В анализе социально-экономических явлений часто приходится прибегать к различным условным оценкам, например рангам, а взаимосвязь между отдельными признаками измерять с помощью непараметрических коэффициентов связи.
Среди непараметрических методов оценки тесноты связи наибольшее значение имеют ранговые коэффициенты Спирмэна и Кендалла. Эти коэффициенты могут быть использованы для определения тесноты связей как между количественными, так и между качественными признаками при условии, если их значения упорядочить или проранжировать по степени убывания или возрастания признака.
Меры связей между неколичественными переменными применяются при обработке данных экспертных опросов. Если экспертам нужно оценить объект не по одному, а по нескольким свойствам, то используется коэффициент конкордации.
Использование метода экспертных оценок помогает формализовать процедуры сбора, обобщения и анализа мнений специалистов с целью преобразования их в форму, наиболее удобную для принятия обоснованного решения.
Экспертные методы непрерывно развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути устранения выявляющихся недостатков.
Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода экспертных оценок, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки. Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение надёжности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок.
Однако, уже сегодня экспертные оценки в сочетании с другими математико-статистическими методами являются важным инструментом совершенствования управления на всех уровнях.
Библиография
И.И. Елисеева, Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. - 4-е изд., перераб. идоп, - М.: Финансы и статистика, 2001.
Оценка надёжности: 5.
- Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А., Садовникова Н.А., Моисейкина Л.Г., Рыбакова Е.С. Теория статистики / Московская финансово-промышленная академия, - М., 2004 г.
Оценка надёжности: 5. - Айвазян С. А., Методы эконометрики: Учебник / С. А. Айвазян, Моск. школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.
Оценка надёжности: 5. - Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб.пособ. - М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2007.
Оценка надёжности: 4. - Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, принятие решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2007.
Оценка надёжности: 5. - Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА - М, 2003.
Оценка надёжности: 5. - Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. Учеб.пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001.
Оценка надёжности: 5. - Шмойлова Р.А, Садовникова Н.А Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А Шмойловой.- 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000.
Оценка надёжности: 5. - Айвазян С.А. Прикладная статистика. Основы эконометрии: В 2-х томах. Т.1: Теория вероятностей и прикладная статистика/ Айвазян С.А., Мхиторян В.С; Рец.: Ершов Э.Б., Магнус Я. - 2-е изд., испр. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2001.
Оценка надёжности: 5. - Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.
Оценка надёжности: 5.
- Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок. Теория и практика. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.Оценка надёжности: 5.
-
Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А., Садовникова Н.А., Моисейкина Л.Г., Рыбакова Е.С. Теория статистики / Московская финансово-промышленная академия, - М., 2004 г. – 197 с. ↑
-
Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб.пособ. - М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2007. – 263 с. ↑
-
Айвазян С. А., Методы эконометрики: Учебник / С. А. Айвазян, Моск. школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 14 с. ↑
-
Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 202 с. ↑
-
Айвазян С. А., Методы эконометрики: Учебник / С. А. Айвазян, Моск. школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 63 с. ↑
-
И.И. Елисеева, Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. - 4-е изд., перераб. идоп, - М.: Финансы и статистика, 2001. – 30 с. ↑
-
И.И. Елисеева, Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. - 4-е изд., перераб. идоп, - М.: Финансы и статистика, 2001. – 31 с. ↑
-
Шмойлова Р.А, Садовникова Н.А Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А Шмойловой.- 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 554 с. ↑
-
Шмойлова Р.А, Садовникова Н.А Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А Шмойловой.- 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 554 с. ↑
-
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА - М, 2003. – 202 с. ↑
-
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА - М, 2003. – 196 с. ↑
-
Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, принятие решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2007. – 363 с. ↑
-
Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. Учеб.пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001. – 121 с. ↑
-
Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, принятие решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2007. – 361 с. ↑
-
Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок. Теория и практика. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. – 97 с. ↑
-
Шмойлова Р.А, Садовникова Н.А Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А Шмойловой.- 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 501 с. ↑
-
Шмойлова Р.А, Садовникова Н.А Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А Шмойловой.- 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 499 с. ↑
-
Айвазян С.А. Прикладная статистика. Основы эконометрии: В 2-х томах. Т.1: Теория вероятностей и прикладная статистика/ Айвазян С.А., Мхиторян В.С; Рец.: Ершов Э.Б., Магнус Я. - 2-е изд., испр. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2001. – 466 с. ↑
-
Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 317 с. ↑
-
Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А., Садовникова Н.А., Моисейкина Л.Г., Рыбакова Е.С. Теория статистики / Московская финансово-промышленная академия, - М., 2004 г. – 151 с. ↑
-
Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, принятие решений в экономике – М.: Финансы и статистика, 2007. – 43 с. ↑
-
И.И. Елисеева, Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. - 4-е изд., перераб. идоп, - М.: Финансы и статистика, 2001. – 221 с. ↑