Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (на примере аэропорта «Алые Паруса»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Жизненные циклы развития организаций
1.1 Жизненный цикл и развитие организации
1.2 Варианты развития предприятия
1.3 Жизненный цикл и поддержка развития предприятия
Глава 2 Анализ жизненного цикла аэропорта «Алые Паруса»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Специфика функционирования предприятия на этапе создания фирмы
2.3 Функционирование на стадии развития
2.4 Особенности специфики малого предприятия на стадии кризиса
1.3 Жизненный цикл и поддержка развития предприятия
Развитие — это эволюционный процесс перехода системы (организации) из одного качественного состояния в другое. Для перехода в новое состояние система должна стать неустойчивой. Абсолютно устойчивая система неспособна к развитию, так как любые отклонения от определенного состояния система возвращает в начальное равновесное состояние. Постоянная неустойчивость также вредна, так как исключает адаптивное закрепление полезных характеристик для выживания системы в данной среде.
Различают две формы развития (рис. 7):
1) эволюционную - процесс постепенного, непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения;
2) революционную – процесс скачкообразного перехода от одного качественного состояния к другому.
Периодическое инновационное обновление является всеобщей закономерностью общества и его организационных систем. Вслед за обновлением следует период сравнительно плавного, равномерного развития, пока не будет исчерпан потенциал его эволюционного совершенствования.
Рис. 7 - Основные формы развития предприятия (организации)
В зависимости от достигаемого результата можно выделить два вида развития (изменений состояния) системы (рис. 8):
1) прогрессивное развитие, которое предполагает переход системы от низшего к высшему уровню, от менее совершенного к более совершенному;
2) регрессивное изменение, которое означает деградацию системы, снижение уровня знаний и отношений, переход к устаревшим или возврат к прежним формам и структурам.
Деградация системы может быть конечной, что ведет к её исчезновению и временной (преходящей). В последнем случае это предпосылка обновления системы на более высоком уровне. Современная методология обновления производственных систем это реинжиниринг. В тоже время, развитие систем чаще всего ассоциируется с прогрессом, потому что такова универсальная тенденция эволюции природы и общества.
Рис. 8 - Основные виды развития предприятия (организации)
Кроме этого, как показано в статье авторов «Организационные механизмы А. Богданова и развитие хозяйственных систем», помимо прогрессивного и регрессивного типов можно выделить такие типы развития как неустойчивое и инерционное, а прогрессивное подразделить на устойчивое положительное и устойчивое отрицательное. Также в этой статье охарактеризованы интенсивный, инновационный и экстенсивный типы развития производства предприятия.
Развитие любых систем происходит циклически. У каждой системы есть свой цикл формирования и развития, охватывающий период времени от зарождения системы до ее разрушения. Длительное существование систем обусловливается тем, что каждая из них обладает свойством самовоспроизведения (копирования). Если в системе у элементов появляются новые свойства, цикл называется асимметричным и приобретает дисбаланс свойств: в наличии имеются элементы со «старыми» свойствами и элементы с новыми. Однако система становится более совершенной, а ее развитие более интенсивным.
Закон развития: каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как системы в целом, так и составных ее элементов на основе их активности и динамического равновесия. Каждая организация стремится достичь наибольшего системного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие бывает не только прогрессивным, но и регрессивным. Жизненный цикл организации включает в себя как прогрессивные этапы развития (создание, рост, зрелость), так и регрессивные – (упадок, ликвидация). Любая организация постоянно находится между стремлением к прогрессу и регрессивными остановками и отступлениями, вызванными внутренними и внешними деструктивными помехами. Развитие происходит через неустойчивость, изменчивость, бифуркации. Нестабильность способствует отбору лучшего. Сам процесс организации - это развитие и самый главный импульс развития. Не всякую последовательность изменений можно назвать развитием. Особенно, если в этих изменениях невозможно усмотреть закономерность и цикличность. Само по себе течение времени не является организующим началом. Вместе с тем, при исследовании процессов развития организации необходимо учитывать исходные установки: фактор времени, обоснованная интенсивность качественных изменений в ходе развития, соответствие этапам ЖЦО и следующие принципы развития (таблица 3).
Таблица 3
Основные принципы закона развития
Перечисленные принципы развития следует принимать во внимание при разработке и реализации проектов реинжиниринга бизнеса, проведения реструктуризации и санации действующих предприятий, что может осуществляться неоднократно в пределах жизненного цикла предприятия.
Реинжиниринг бизнес-процессов (англ. Business process reengineering) — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. При этом происходит резкое, скачкообразное улучшение в основных актуальных показателях деятельности предприятия: стоимость, качество, услуги и темпы. Реинжиниринг должен рассматриваться как альтернатива традиционным стратегиям обновления деятельности предприятия: инновационное развитие, санация, реструктуризация, реконструкция, модернизация.
Целесообразен мониторинг жизненного цикла предприятия и разработка стратегий обновления его состояния с учётом изменений внешней среды и потенциала предприятия. В тоже время по опыту японских предприятий совершенствование производственной и управленческой деятельности должно осуществляться непрерывно на всём протяжении жизненного цикла предприятия и на всех уровнях управления. На основе опыта Тойоты авторами разработана соответствующая таблица 4, в которой показана деятельность по совершенствованию производства и управления на предприятии для поддержки его жизненного цикла.
Таблица 4
Подход Toyota к решению проблем по поддержке жизненного цикла предприятия
Глава 2 Анализ жизненного цикла аэропорта «Алые Паруса»
2.1 Характеристика предприятия
Основным видом деятельности фирмы являет оказание туристических услуг по организации туров внутри страны и зарубежные страны. Фирма имеет зарекомендованное имя, что позволяет продавать свою торговую марку «Алые Паруса» другим турфирмам (франчайзинг).
В настоящее время турфирма представляет собой:
- 26 собственных офисов и 60 франчайзинговых агентств;
- 164 менеджера, работающих на массовых направлениях;
- 45 специалистов по экзотическим направлениям;
- Расположение офисов на основных магистралях и торговых центрах;
- Собственная персональная тренинговая программа для сотрудников;
- Современный Интернет-сайт с системой поиска туров;
- Программа повышения лояльности потребителей, участие в массовых дисконтных программах и подарки покупателям;
- Потребительское кредитование на покупку туров в сотрудничестве с ведущими российскими банками;
- CRM - отдел (Customer Relationship Management, единая база данных клиентов);
- Единый call - центр, с единым номером 777-777-4 как для Москвы, так и для всей России.
- Предоставить клиентам весь спектр услуг туристического рынка;
- Обеспечить высокий уровень обслуживания по единому стандарту качества;
- Сохранить индивидуальный подход к каждому клиенту.
Сеть Бюро Путешествий «Куда.ru», является участником Пула «Шесть семерок», в который входят такие сетевые торговые марки, как «Старик Хоттабыч» (материалы для ремонта), «Спортмастер» (товары для спорта и отдыха), «Арбат Престиж» (парфюмерия и косметика), «М Видео» (аудио, видео и домашняя техника), «МВО» (автомобильные шины и диски, шиномонтаж), «Седьмой континент» (продуктовые супермаркеты). В настоящее время более 1.500.000 клиентов являются обладателями дисконтной карты Пула «Шесть семерок». Сеть Бюро Путешествий «Куда.ru» выдала около 60.000 дисконтных карт, предоставляя своим клиентам лучшие условия покупки более чем в 180 магазинах.
Структура управления предприятием представлена в Приложении 1.
В построении организационной структуры используются, разработанные на предприятии с учетом отраслевой специфики, классификаторы.
Основные принципы функционирования предприятия («кто и что делает») находят отражение в «Положении об организационной структуре».
В настоящее время на рассматриваемом предприятии применяется линейно-функциональная структура управления, которая обладает следующими характеристиками: всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, директор, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений, отделов.
Преимущества данной организационной структуры:
1 Более гибкая подготовка решений и планов, связанных со специализацией предприятия
2 Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем
3 Возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки:
1 Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;
2 Недостаточно четкая ответственность.
2.2 Специфика функционирования предприятия на этапе создания фирмы
Процесс создания торговой марки фирмы рассмотрим на примере Туристической фирмы «Алые паруса», марка которой в настоящее время является брендом и используется турфирмами всей страны.
При организации фирмы в 2001 году возникли следующие вопросы:
- Название фирмы. По мнению руководителя, оно должно было отождествляться с путешествиями и в тоже время обладать оригинальностью и неповторимостью;
- Логотип фирмы. Также требованием к созданию было наличие вида путешествий и оригинальность.
Отметим, что фирма только начинала свою деятельность в Москве среди огромного количества конкурентов. Естественно, что торговая марка была не единственным путем к созданию бренда фирмы. Предъявлялись высокие требования к набору персона и качеству оказываемых услуг. Но так как это уже тема другой работы – в данном пункте отразим вопросы, связанные с торговой маркой.
Для разработки торговой марки фирма обратилась в консалтинговое агентство по продвижению торговых марок. При этом специалисты развернули широкую рекламную компанию с составлением рекламных роликов, рекламных листовок, плакатов с изображением логотипа и названия «Алые паруса». При этом, видев их у людей сразу возникало представление об отдыхе в разных странах. Торговая марка начинала выполнять свои функции привлечения клиентов.
Одной из серьезнейших проблем при продвижении торговой марки «Алые паруса» было отсутствие твердой уверенности потенциальных клиентов в качестве оказываемых услуг фирмой, которое и без инвестиций направленных на создание фирменного стиля способствовало формированию лояльности, скорейшему росту и развитию фирмы. Но для того, чтобы узнать о качестве и по достоинству оценить его, потенциальному клиенту необходимо принять решение в пользу компании. В такой момент фирменный стиль помог стать дополнительным аргументом, подчеркивающим статус и экспертизу компании, формируя доверие и лояльность потенциальной аудитории.
В итоге в фирме появились первые клиенты. Далее торговая марка уже играла роль опознавания фирмы. Появились первые положительные отклики о качестве услуг фирмы. Количество клиентов постоянно увеличивалось. На рисунке 9 показано соотношение количества клиентов «Алые паруса» в 2002 году (начальная стадии функционирования компании) и 2004 году (фирмы приобрела известность, торговая марка стала узнаваемой).
Рис. 9 – Основные показатели фирмы при продвижении торговой марки
Таким образом, из рисунка видно, что при раскрутке товарной марки «Алые паруса» - наблюдался постоянный рост клиентов, что повлекло за собой увеличение объема продаж и соответственно рост прибыли, что непосредственно является конечной целю деятельности фирмы.
2.3 Функционирование на стадии развития
Торговая марка «Алые паруса» постепенно переходила в бренд фирмы, который в свою очередь заключался в следующем:
Бренд – это не только торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа). Понятие бренда более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят:
- Сами услуги фирмы со всеми его характеристиками.
- набор ожиданий и ассоциаций, воспринимаемых и приписываемых услугам;
- информация о клиентах;
- обещания каких-либо преимуществ, данные фирмой потребителям.
Компания работает с собственной репутацией для того, чтобы быть наиболее привлекательными для соискателей. Сегодня можно с уверенностью сказать, что сильный бренд - залог успеха на рынке и имиджа компании в глазах клиентов.
Бренд «Алые паруса» формировался:
- из фирменного названии;
- из фирменного логотипа (торговой марки);
- качества обслуживания;
- Известности среди клиентов;
- Наличия постоянных клиентов;
- Наличия преимуществ перед другими турагенствами;
- Широкомасштабной рекламной компанией, где основное внимание уделялось торговой марке фирмы (логотипу с названием).
- Прочие факторы.