Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (на примере аэропорта «Алые Паруса»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Жизненный цикл и поддержка развития предприятия

Развитие — это эволюционный процесс перехода системы (организации) из одного качественного состояния в другое. Для перехода в новое состояние система должна стать неустойчивой. Абсолютно устойчивая система неспособна к развитию, так как любые отклонения от определенного состояния система возвращает в начальное равновесное состояние. Постоянная неустойчивость также вредна, так как исключает адаптивное закрепление полезных характеристик для выживания системы в данной среде.

Различают две формы развития (рис. 7):

1) эволюционную - процесс постепенного, непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения;

2) революционную – процесс скачкообразного перехода от одного качественного состояния к другому.

Периодическое инновационное обновление является всеобщей закономерностью общества и его организационных систем. Вслед за обновлением следует период сравнительно плавного, равномерного развития, пока не будет исчерпан потенциал его эволюционного совершенствования.

Рис. 7 - Основные формы развития предприятия (организации)

В зависимости от достигаемого результата можно выделить два вида развития (изменений состояния) системы (рис. 8):

1) прогрессивное развитие, которое предполагает переход системы от низшего к высшему уровню, от менее совершенного к более совершенному;

2) регрессивное изменение, которое означает деградацию системы, снижение уровня знаний и отношений, переход к устаревшим или возврат к прежним формам и структурам.

Деградация системы может быть конечной, что ведет к её исчезновению и временной (преходящей). В последнем случае это предпосылка обновления системы на более высоком уровне. Современная методология обновления производственных систем это реинжиниринг. В тоже время, развитие систем чаще всего ассоциируется с прогрессом, потому что такова универсальная тенденция эволюции природы и общества.

Рис. 8 - Основные виды развития предприятия (организации)

Кроме этого, как показано в статье авторов «Организационные механизмы А. Богданова и развитие хозяйственных систем», помимо прогрессивного и регрессивного типов можно выделить такие типы развития как неустойчивое и инерционное, а прогрессивное подразделить на устойчивое положительное и устойчивое отрицательное. Также в этой статье охарактеризованы интенсивный, инновационный и экстенсивный типы развития производства предприятия.


Развитие любых систем происходит циклически. У каждой системы есть свой цикл формирования и развития, охватывающий период времени от зарождения системы до ее разрушения. Длительное существование систем обусловливается тем, что каждая из них обладает свойством самовоспроизведения (копирования). Если в системе у элементов появляются новые свойства, цикл называется асимметричным и приобретает дисбаланс свойств: в наличии имеются элементы со «старыми» свойствами и элементы с новыми. Однако система становится более совершенной, а ее развитие более интенсивным.

Закон развития: каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как системы в целом, так и составных ее элементов на основе их активности и динамического равновесия. Каждая организация стремится достичь наибольшего системного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие бывает не только прогрессивным, но и регрессивным. Жизненный цикл организации включает в себя как прогрессивные этапы развития (создание, рост, зрелость), так и регрессивные – (упадок, ликвидация). Любая организация постоянно находится между стремлением к прогрессу и регрессивными остановками и отступлениями, вызванными внутренними и внешними деструктивными помехами. Развитие происходит через неустойчивость, изменчивость, бифуркации. Нестабильность способствует отбору лучшего. Сам процесс организации - это развитие и самый главный импульс развития. Не всякую последовательность изменений можно назвать развитием. Особенно, если в этих изменениях невозможно усмотреть закономерность и цикличность. Само по себе течение времени не является организующим началом. Вместе с тем, при исследовании процессов развития организации необходимо учитывать исходные установки: фактор времени, обоснованная интенсивность качественных изменений в ходе развития, соответствие этапам ЖЦО и следующие принципы развития (таблица 3).

Таблица 3

Основные принципы закона развития

Перечисленные принципы развития следует принимать во внимание при разработке и реализации проектов реинжиниринга бизнеса, проведения реструктуризации и санации действующих предприятий, что может осуществляться неоднократно в пределах жизненного цикла предприятия.

Реинжиниринг бизнес-процессов (англ. Business process reengineering) — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. При этом происходит резкое, скачкообразное улучшение в основных актуальных показателях деятельности предприятия: стоимость, качество, услуги и темпы. Реинжиниринг должен рассматриваться как альтернатива традиционным стратегиям обновления деятельности предприятия: инновационное развитие, санация, реструктуризация, реконструкция, модернизация.


Целесообразен мониторинг жизненного цикла предприятия и разработка стратегий обновления его состояния с учётом изменений внешней среды и потенциала предприятия. В тоже время по опыту японских предприятий совершенствование производственной и управленческой деятельности должно осуществляться непрерывно на всём протяжении жизненного цикла предприятия и на всех уровнях управления. На основе опыта Тойоты авторами разработана соответствующая таблица 4, в которой показана деятельность по совершенствованию производства и управления на предприятии для поддержки его жизненного цикла.

Таблица 4

Подход Toyota к решению проблем по поддержке жизненного цикла предприятия

Глава 2 Анализ жизненного цикла аэропорта «Алые Паруса»

2.1 Характеристика предприятия

Основным видом деятельности фирмы являет оказание туристических услуг по организации туров внутри страны и зарубежные страны. Фирма имеет зарекомендованное имя, что позволяет продавать свою торговую марку «Алые Паруса» другим турфирмам (франчайзинг).

В настоящее время турфирма представляет собой:

  • 26 собственных офисов и 60 франчайзинговых агентств;
  • 164 менеджера, работающих на массовых направлениях;
  • 45 специалистов по экзотическим направлениям;
  • Расположение офисов на основных магистралях и торговых центрах;
  • Собственная персональная тренинговая программа для сотрудников;
  • Современный Интернет-сайт с системой поиска туров;
  • Программа повышения лояльности потребителей, участие в массовых дисконтных программах и подарки покупателям;
  • Потребительское кредитование на покупку туров в сотрудничестве с ведущими российскими банками;
  • CRM - отдел (Customer Relationship Management, единая база данных клиентов);
  • Единый call - центр, с единым номером 777-777-4 как для Москвы, так и для всей России.
  • Предоставить клиентам весь спектр услуг туристического рынка;
  • Обеспечить высокий уровень обслуживания по единому стандарту качества;
  • Сохранить индивидуальный подход к каждому клиенту.

Сеть Бюро Путешествий «Куда.ru», является участником Пула «Шесть семерок», в который входят такие сетевые торговые марки, как «Старик Хоттабыч» (материалы для ремонта), «Спортмастер» (товары для спорта и отдыха), «Арбат Престиж» (парфюмерия и косметика), «М Видео» (аудио, видео и домашняя техника), «МВО» (автомобильные шины и диски, шиномонтаж), «Седьмой континент» (продуктовые супермаркеты). В настоящее время более 1.500.000 клиентов являются обладателями дисконтной карты Пула «Шесть семерок». Сеть Бюро Путешествий «Куда.ru» выдала около 60.000 дисконтных карт, предоставляя своим клиентам лучшие условия покупки более чем в 180 магазинах.


Структура управления предприятием представлена в Приложении 1.

В построении организационной структуры используются, разработанные на предприятии с учетом отраслевой специфики, классификаторы.

Основные принципы функционирования предприятия («кто и что делает») находят отражение в «Положении об организационной структуре».

В настоящее время на рассматриваемом предприятии применяется линейно-функциональная структура управления, которая обладает следующими характеристиками: всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, директор, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений, отделов.

Преимущества данной организационной структуры:

1 Более гибкая подготовка решений и планов, связанных со специализацией предприятия

2 Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем

3 Возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки:

1 Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

2 Недостаточно четкая ответственность.

2.2 Специфика функционирования предприятия на этапе создания фирмы

Процесс создания торговой марки фирмы рассмотрим на примере Туристической фирмы «Алые паруса», марка которой в настоящее время является брендом и используется турфирмами всей страны.

При организации фирмы в 2001 году возникли следующие вопросы:

  1. Название фирмы. По мнению руководителя, оно должно было отождествляться с путешествиями и в тоже время обладать оригинальностью и неповторимостью;
  2. Логотип фирмы. Также требованием к созданию было наличие вида путешествий и оригинальность.

Отметим, что фирма только начинала свою деятельность в Москве среди огромного количества конкурентов. Естественно, что торговая марка была не единственным путем к созданию бренда фирмы. Предъявлялись высокие требования к набору персона и качеству оказываемых услуг. Но так как это уже тема другой работы – в данном пункте отразим вопросы, связанные с торговой маркой.

Для разработки торговой марки фирма обратилась в консалтинговое агентство по продвижению торговых марок. При этом специалисты развернули широкую рекламную компанию с составлением рекламных роликов, рекламных листовок, плакатов с изображением логотипа и названия «Алые паруса». При этом, видев их у людей сразу возникало представление об отдыхе в разных странах. Торговая марка начинала выполнять свои функции привлечения клиентов.


Одной из серьезнейших проблем при продвижении торговой марки «Алые паруса» было отсутствие твердой уверенности потенциальных клиентов в качестве оказываемых услуг фирмой, которое и без инвестиций направленных на создание фирменного стиля способствовало формированию лояльности, скорейшему росту и развитию фирмы. Но для того, чтобы узнать о качестве и по достоинству оценить его, потенциальному клиенту необходимо принять решение в пользу компании. В такой момент фирменный стиль помог стать дополнительным аргументом, подчеркивающим статус и экспертизу компании, формируя доверие и лояльность потенциальной аудитории.

В итоге в фирме появились первые клиенты. Далее торговая марка уже играла роль опознавания фирмы. Появились первые положительные отклики о качестве услуг фирмы. Количество клиентов постоянно увеличивалось. На рисунке 9 показано соотношение количества клиентов «Алые паруса» в 2002 году (начальная стадии функционирования компании) и 2004 году (фирмы приобрела известность, торговая марка стала узнаваемой).

Рис. 9 – Основные показатели фирмы при продвижении торговой марки

Таким образом, из рисунка видно, что при раскрутке товарной марки «Алые паруса» - наблюдался постоянный рост клиентов, что повлекло за собой увеличение объема продаж и соответственно рост прибыли, что непосредственно является конечной целю деятельности фирмы.

2.3 Функционирование на стадии развития

Торговая марка «Алые паруса» постепенно переходила в бренд фирмы, который в свою очередь заключался в следующем:

Бренд – это не только торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа). Понятие бренда более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят:

  • Сами услуги фирмы со всеми его характеристиками.
  • набор ожиданий и ассоциаций, воспринимаемых и приписываемых услугам;
  • информация о клиентах;
  • обещания каких-либо преимуществ, данные фирмой потребителям.

Компания работает с собственной репутацией для того, чтобы быть наиболее привлекательными для соискателей. Сегодня можно с уверенностью сказать, что сильный бренд - залог успеха на рынке и имиджа компании в глазах клиентов.

Бренд «Алые паруса» формировался:

  1. из фирменного названии;
  2. из фирменного логотипа (торговой марки);
  3. качества обслуживания;
  4. Известности среди клиентов;
  5. Наличия постоянных клиентов;
  6. Наличия преимуществ перед другими турагенствами;
  7. Широкомасштабной рекламной компанией, где основное внимание уделялось торговой марке фирмы (логотипу с названием).
  8. Прочие факторы.