Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (на примере аэропорта «Алые Паруса»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Жизненные циклы развития организаций
1.1 Жизненный цикл и развитие организации
1.2 Варианты развития предприятия
1.3 Жизненный цикл и поддержка развития предприятия
Глава 2 Анализ жизненного цикла аэропорта «Алые Паруса»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Специфика функционирования предприятия на этапе создания фирмы
2.3 Функционирование на стадии развития
2.4 Особенности специфики малого предприятия на стадии кризиса
Введение
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для организации производства продукции на основе сочетания личных, коллективных и общественных интересов. Виды и объемы производимой продукции определяются потребностями, спросом и производственным потенциалом предприятия.
Под организацией в буквальном смысле слова понимают устройство, упорядочение, приведение в систему. В более конкретной формулировке – это совокупность принципов, методов и форм согласования действий работников предприятия, направленных на наиболее рациональное использование производственных ресурсов.
Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
В современной России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора экономики началось в конце 80-х гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых предприятий пришелся на тот период (до 1995 г.), когда практически отсутствовало законодательное регулирование в данной области. После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста их числа резко сократились. В научной литературе того времени данному феномену нашли следующее объяснение: малый бизнес уже заполнил все полагающиеся ему ниши российской экономики.
Малое предприятие, как и любая организация в современных условиях в своей деятельности находится на разных жизненных циклах. При этом предупреждение кризисов необходимо на протяжении всего цикла деятельности организации.
На каждом этапе деятельности организация имеет свои особенности развития. При неверном управлении ими организация может прийти к упадку.
Целью данной курсовой работы является изучение жизненного цикла организации на примере конкретного предприятия.
Задачи работы:
- изучить жизненные циклы организаций;
- исследовать пример развития компании «Алые паруса»;
- выявить преимущества и недостатки управления на всех циклах деятельности организации «Алые Паруса»
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Жизненные циклы развития организаций
1.1 Жизненный цикл и развитие организации
Время от времени все системы развиваются и выходят на новые витки спирали своего жизненного цикла. В теории менеджмента рассматривают организацию как развивающуюся во времени систему, имеющую жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано одной из процессных теорий — теорией жизненных циклов. В основе теории жизненного цикла организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Обычно исследователи идентифицируют статичные характеристики организаций на разных стадиях или рассматривают, скорее, различные типы организаций, чем эволюцию их развития. В таблице 1 приведена обобщенная модель ЖЦО по стадиям его развития. [1]
Для обеспечения и сохранения высокого уровня конкурентоспособности организации должны циклически развиваться, чтобы сбалансировано воздействовать на жизненные циклы спроса предлагаемой рынку продукции. Это подтверждается эмпирически и обосновано теоретически анализом составляющих воспроизводственного цикла, в котором процесс потребления ресурсов и реализация продукции неотделимы от экономических циклов приобретения ресурсов и освоения и производства продукции. Развитию цивилизаций, в т. ч. и организаций, присущи генетические закономерности наследственности, изменчивости и отбора. Выделяют короткие, средние и длинные волны в развитии экономического цикла составляющих ресурсов и продукции. Н.Д. Кондратьев полагал, что материальной основой больших циклов (длинных волн) является изнашивание, смена и расширение основных капитальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат.
Таблица 1
Характеристики стадий развития в обобщенной модели ЖЦО
В соответствии с диалектикой развития любая организация – это открытая социально-экономическая система, которая зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает и прекращает свое существование либо переходит на новую ступень развития.
Модель жизненного цикла является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненного цикла можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненного цикла позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием[2]. Предприятие, как производственная система, в процессе жизненного цикла находится в состоянии динамического равновесия как с внешней средой (конкретная деловая рыночная среда и прочие неэкономические составляющие внешней среды), так и с внутренней средой организации (параметры производственной и управленческой структур, управление персоналом, внутрифирменный учет и финансовые потоки, издержки и т. д.).
Именно динамический характер равновесия делает производственную и организационную структуры предприятия устойчивыми и дает ему возможность существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное состояние (поломка оборудования, сбой поставки материальных ресурсов, задержки поступления денежных средств, брак продукции и т.д.) – это означает, что нормальный процесс на предприятии нарушен и его следует восстанавливать.
Концепция эволюционного развития систем предполагает сопоставление результативности системы по стадиям жизненного цикла. «Традиционно … принимают за аксиому то, что фирмы стремятся к максимизации своих прибылей. Однако, лишь в случае применения принципа максимизация стоимости имеется цель, которую можно принять фирме, руководствуясь исключительно соображениями эффективности» .
В качестве результирующего показателя роста (развития) может использоваться показатель чистых активов, который ежегодно по оси времени жизненного цикла организации впитывает капитализированную часть прибыли. Тогда получается S-образная кривая динамики чистых активов или их прироста (рис.1). Такие кривые склонны принимать Sобразную форму, т.е. стремиться к пределу, математики называют их "логистическими". S-образная кривая описывает закономерность изменения получаемых системой приростов капитала от вложенных затрат в объект управления. В начале кривой при малых затратах эффект растет быстро, затем после точки перегиба при росте затрат прирост эффекта замедляется.[3]
Рис.1- Логистическая S-образная кривая
Такой ход событий характерен для всех процессов роста объёмов выпуска, по мере того, как они приближаются к своему теоретическому пределу. Тогда обнаруживается, что для каждого эквивалентного периода времени в прошлом и для каждого дополнительного капиталовложения, улучшение (прирост стоимости) становится все менее и менее значительным.
Если переход на новый уровень развития предприятия является конкурентоспособным, то предприятие продолжает жизненный цикл и переходит на другую S-образную кривую.
Это следует из обновления основного капитала (создание, реконструкция, технические перевооружение, расширение производственной мощности) После инвестиций обновляется жизненный цикл предприятия, который отражается финансовым циклом начиная с освоения инвестиций и реализации инвестиционного проекта. После завершения инвестиционного проекта предприятие наращивает свою выручку и достигает порога рентабельности (нулевого прироста прибыли), далее накапливает запас финансовой прочности и реализует новый инвестиционный проект. Если предыдущий инвестиционный проект неудачен, то фирму ждут очень тяжелые времена с высокой вероятностью банкротства и прекращения собственного существования.
Поэтому зарождение или обновление (оздоровление) жизненного цикла предприятия является важным стратегическим решением бизнеса, повышающего его эффективность, и затрагивает цепочки смежных предприятий, охватывая потоки от исходных ресурсов до конечного потребителя. «Этот процесс – вызов эпохи глобализации … привел к формированию нового управленческого мышления – процессностоимостного подхода к управлению бизнесом», который требует проведения организационного проектирования бизнеса.
«Результатом организационного проектирования … является разработка и корректировка стратегии развития, а также построение бизнеспроцессов создания стоимости для потребителя, начиная проектированием изделия и заканчивая его утилизацией после использования потребителем».
Успешные предприятия, “становящиеся более здоровыми ” после каждого жизненного цикла обновления становятся крупнее, а их бизнес растет. Большие компании в силу воздействия эффекта масштаба более устойчивы по сравнению с мелкими компаниями. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни”. Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. на длительных отрезках жизненного цикла.
1.2 Варианты развития предприятия
Несмотря на социально-экономическую специфику, жизненный цикл организации имеет много общего с жизненным циклом биологических систем. В одной из статей авторов приведена аналогия жизненных циклов в экономике и биологии с указанием таких понятий как генерация, метаморфоз, метаболизм, мутация и т. п. Продолжим эту аналогию применительно к развитию предприятия в рамках его жизненного цикла.
Для живого организма можно выделить следующие варианты развития:
1) постепенный рост и последующее старение и смерть: зародыш, младенчество, детство, зрелость, старость и смерть;
2) развитие с метаморфозами: так насекомые в своём развитии последовательно находятся в следующих состояниях: яйцо, личинка, куколка, имаго (взрослое насекомое). При этом стадия имаго завершается смертью насекомого.
3) смена внешней оболочки (панциря, кожного покрова) на оболочку большего размера. Это характерно, например, для змей и улиток.
4) развитие с мутациями, которые передаются следующим поколениям. Мутации развивают и совершенствуют способы передвижения, добывания пищи, защиты, выживания в экстремальных условиях.
Для предприятия рассмотренные варианты развития выглядят следующим образом:
1) создание и функционирование предприятия включает: проектирование, строительство, освоение производственной мощности, стабильный выпуск и реализация продукции, падение спроса и выпуска, реструктуризация или ликвидация (рис.2). [4]
Рис.2 – Классическая модель жизненного цикла .предприятия
Между тем развитие многих предприятий не может быть отражено классической кривой жизненного цикла. Так:
а) развитие коммерчески несостоятельных предприятий прерывается на этапе выхода на рынок и завершается банкротством (рис.3); [5]
Рис.3 - Жизненный цикл неудачного бизнес проекта
б) стареющие (умирающие) предприятия могут быть реанимированы (при наличии заинтересованных инвесторов) посредством реинжиниринга (санации, реструктуризации, модернизации) и при этом у них возобновляется рост и они восстанавливают и упрочняют свои позиции на рынке (рис.4).
Рис.4 – Жизненный цикл в случае успешного реинжиниринга
2) по типу метаморфоз происходит превращение мелких фирм эксплерентов и коммутантов в крупные фирмы виоленты.[6]
3) обновление состояния предприятия на новом этапе развития характеризуется формированием нового технического базиса (новое оборудование и технологии) и новых организационной и производственной структур (рис. 5).[7]
Рис.5 – Рост предприятия с обновлением структуры и технологии
4) мутации, рассматриваемые как инновации, приводят к появлению и использованию более совершенных методов организации и управления производством. Наиболее значимые из нововведений последних десятилетий: бережливое производство, всеобщий контроль качества, всеобщий уход за оборудованием. В качестве мутаций можно также рассматривать введение фирменной торговли своей продукцией и её последующий послепродажный сервис (рис.6).
Рис.6 – Развитие предприятия по типу мутаций (приобретения дополнительных возможностей).
В таблице 2 приведено сводное сравнение вариантов развития живых организмов и предприятий.
Таблица 2
Сравнение вариантов развития организма и предприятия