Файл: Банки развития в национальной банковской системе (Понятие и сущность банков развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Банки развития – важный инструмент правительств. Они создаются для содействия долгосрочному экономическому и инновационному развитию стран путем предоставления долгосрочных кредитов и реализации консультативных программ. Как правило, банки развития предоставляют долгосрочные кредиты под инвестиционные проекты крупных корпораций, малых и средних предприятий, которые недостаточно обслуживаются коммерческими банками и местными рынками капитала. Их основная цель – пере распределение средств в стратегические сферы национальной экономики.

Экономические словари на русском языке дают следующее определение: «Банк развития – это государственный или частный финансово-кредитный институт, способствующий вложению инвестиций в экономику, осуществляющий долгосрочное кредитование крупных проектов».

«Банк развития есть институциональный инструмент реализации социально-экономической политики страны для достижения запланированного социального развития».

Английская Britannica (www.britannika.com) определяет банк развития как национальный или региональный финансовый институт предоставления среднесрочного или долгосрочного капитала для производительных инвестиций, часто с целью сопровождения технической помощи бедным странам. Очевидно, что это определение относится скорее к международным и региональным банкам развития.

Несколько отдельно от универсальных банков развития стоят экспортные банки, хотя во многих странах банк развития наделен и функцией кредитования экспорта. И этому есть объяснение, банки и институты развития в развитых странах ориентированы на развитие собственных экономик через связанную с поставками своей продукции финансовую помощь развивающимся странам.

Один из принципов деятельности банков развития – избегать конкуренции с коммерческими банками. Конечно, на практике интересы могут пересекаться, но тем не менее банки развития, как правило, кредитуют менее привлекательные проекты, например, в высоко рисковых или малорентабельных отраслях с длинным сроком окупаемости.

Целью данной работы является изучение роли банков развития в национальной банковской системе.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • Цели и задачи банков развития в современной экономике;
  • Классификация банков развития по моделям и мандатам;
  • Национальные универсальные банки развития;
  • Национальные специализированные банки развития.

При написании данной работы были использованы современные научные и учебные источники.

Глава 1 Понятие и сущность банков развития

1.1 Цели и задачи банков развития в современной экономике

Двенадцать лет назад, департамент по экономическим и социальным вопросам ООН подготовил доклад «Переосмысление роли национальных банков развития»,в котором специалисты ООН попытались увидеть новую роль банков развития в современной экономике. В указанном докладе, ОЭСР, Ассоциации банков развита, Конгресса США, Карнеги, других материалах ООН и Всемирного Банка выделены пять целей национальных банков развития:

1) экономическое развитие. Одним из старейших банков развития мира, с прямо сформулированной подобной целью в Законе о создании (в 1853 г.), был Banco Estado in Chile: «развитие национальной экономической активности». Участие банков развития в национальных экономиках концентрируется на инфраструктурных проектах в транспортном, телекоммуникационном и энергетическом секторах. Очевидна причина, по которой инфраструктурные проекты кредитуются банками развития – это их высокие капитальные затраты, которые, как правило, не могут быть профинансированы в коммерческих банках.[1]

Такие проекты способствуют стратегическому долгосрочному развитию страны (региона) и росту социального благополучия граждан. Инфраструктурные проекты имеют медленную, но верную отдачу от инвестиций и в итоге снижают кредитные риски, хотя могут создавать временные проблемы с ликвидностью. Значителен вклад банков развития в экономическое развитие через поддержку МСБ. Другие ключевые направления банков развития в национальной экономике – международная торговля, сельское хозяйство, туризм, жилье;

2) инновационное развитие. В XXI веке – в эпоху строительства экономики знаний возникла новая роль банков развития – они стали центральным эле-ментом инновационной системы страны и успешно, с помощью создаваемых при их участии венчурных фондов, финансируют инновационные проекты;

3) социальное развитие. Бразильский банк развития (BNDES) прямо декларирует своей цельюувеличение социальной вовлеченности и уменьшение неравенства. Все универсальные банки развития содействуют разрешению социальных проблем: обеспечение занятости и улучшение доступа к базовым общественным услугам в образовании, здравоохранении, жилье.[2] Многие банки развития вносят вклад в устранение региональных и территориальных диспропорций и активно содействуют в этом, в том числе поддерживая сельское хозяйство регионов;


4) защита окружающей среды, адаптация к изменениям климата, устойчивое развитие. Это направление деятельности остается центральным у банков развития – они финансируют экологически чистые производства, вкладывают средства в энергетику и энергосберегающие проекты, проекты по борьбе с изменением климата и адаптации экономик к этим изменениям.

Иногда к этому направлению относят и территориальное устойчивое развитие, включая устранение диспропорций в региональном развитии и поддержку сельского хозяйства;

5) поддержание финансовой стабильности.

В мандат банков развития всех стран вносят требование участия банков развития в обеспечение устойчивости финансовой системы страны и валютно-финансовых рынков путем обеспечения доступа к финансированию в предкризисный и кризисный период. Контрциклическая деятельность банков развития, противодействие проблеме «финансовых пузырей» ныне одна из целей банков развития.

Исходя из указанных целей используются два следующих определения банков развития:

– «банк развития – это финансовый институт, обеспечивающий долгосрочное кредитование проектов с позитивными экстерналиями и не имеющих достаточного кредитования частных кредиторов»;

– «национальный банк развития есть финансовый институт для экономического развития и региональной интеграции путем долгосрочного финансирования или облегчения финансирования проектов, ожидающих позитивные экстерналии».

На первом месте по важности в экономике для банков развития, по мнению доклада ООН, являются инфраструктурные проекты в области энергетики, телекоммуникаций, транспорта, водных ресурсов, санитарии, утилизации отходов и т.д.

Развитые страны на инфраструктурные проекты расходуют около 5% ВВП, что составляет около 450 млрд. в год (по данным Всемирного банка), а азиатские страны около 250 млрд. (данные Азиатского банка развития). Всемирный банк считает, что развитые страны должны расходовать на инфраструктуру 7% ВВП, а бедные – 9% ВВП. Финансироваться подобные проекты могут только при участии национальных банков развития. Так, историческая статистика (OxfordAnalitica) показывает, что 70% инвестиций в инфраструктурные проекты в развивающихся странах идет из общественных фондов, как правило, через банки развития, 22% –от частного сектора и 8% от официальной помощи развитию. Для всех банков развития приоритетным направлением кредитования являются транспортная инфраструктура (примерно 29% от всех кредитов) и энергетика (16%).[3]


На втором месте по важности в национальной экономике для банков развития является развитие МСБ и микрокредитование. Напрямую или с помощью банков-партнеров институты развития организуют кредитование МСБ и особенно стартапов. При этом риски будут распределяться между государством, банком развития и банком-партнером, и бизнесом, что обусловит их взаимную заинтересованность в эффективной реализации проекта. Иногда, как,

например, в Канаде, с этой целью создаются специализированные банки развития МСБ. Но чаще универсальные банки развития имеют Программы финансовой и организационной поддержки малого и среднего бизнеса, включающие:

– ссуды на формирование оборотного капитала, лизинг оборудования, рефинансирование стандартизированных банковских ссуд малому и среднему бизнесу, участие в капитале малых и средних предприятий;

– предоставление гарантий по ссудам, страхование инновационных и внешнеторговых рисков;

– консалтинг, подбор и подготовка кадров, проведение тренингов и семинаров, организация обмена опытом, технической и деловой информацией, помощь в поиске источников финансирования и др., а также программы развития систем микрофинансирования (МФО):

– организационная поддержка формирования сетей МФО;

– субсидирование отдельных видов расходов МФО;

– целевое кредитование МФО;

– рефинансирование кредитов коммерческих банков МФО.

    • целях совершенствования механизмов кредитной поддержки МСБ, учитывая зарубежный опыт, необходимо:

– формирование системы гарантирования банковских кредитов для МСБ,

  • именно: создать сеть гарантийных фондов на основе бюджетных средств, средств коммерческих банков, страховых организаций, международных проектов и программ, а также при участии Банка развития;

– создание общественно-консультативного органа (с участием Совета по развитию предпринимательства, Министерства экономики, Банка развития и коммерческих банков-агентов, облисполкомов (Минского горисполкома) для постоянной оценки эффективности применяемых механизмов финансово-кредитной поддержки МСБ и оперативной выработки предложений по их совершенствованию.

Таким образом, в XXI веке задачи банков развития заключаются в следующем:

– участие в проектных исследованиях и проектном финансировании;

– участие в администрировании государственных программ кредитования;

– оказание технической помощи, моделирование и трансфер технологий;


– анализ экономической целесообразности капиталовложений;

– мобилизация ресурсов в целях выполнения государственных и экспортных программ, способствование инновационному развитию страны путем создания венчурных фондов;

а также

– помощь в привлечении капитала с международных рынков капитала;

– венчурное финансирование проектов и поддержка создания банков знаний;

– консалтинговые и инвестиционные услуги;

– лизинг, страхование;

– развитие предпринимательства и приватизации;

– проведение реструктуризации, развитие рынка капитала;

– способствование созданию обучающих центров предпринимательства.

Без сомнения, банки развития играли и будут играть большую роль в развитии экономики, оказывая финансовую поддержку тем отраслям, которые по разным причинам не попадают в поле деятельности коммерческих банков.[4] Дальнейшее развитие и модернизация банков развития позволит обеспечить доступ экономики к дешевым кредитным ресурсам и стимулировать ее развитие.

В XXI веке банки развития будут продолжать принимать активное участие в проектном финансировании, администрировании программ кредитования, оказании технической помощи и трансфере технологий, реализации пред инвестиционных, технико-экономических и проектных исследований, финансировании средних и малых предприятий, развитии узкоспециализированных кадров.[5] В общем, компетентность, гибкость, приспособляемость и инновационный потенциал банков развития в пределах их политической, экономической и социальной среды будут определять в будущем их важность для развития страны.

1.2 Классификация банков развития по моделям и мандатам

Несмотря на важную роль, которую играют банки развития в экономиках своих стран, нельзя четко и однозначно дать их классификацию. Банки развития разнообразны и в разных странах отличаются по многим характеристикам, таким как:

– структура владения (полностью или частично государственная);

– цели и задачи (банк с узкой специализацией или универсальный банк);

– механизмы финансирования (привлечение или не привлечение депозитов субъектов хозяйствования);

– целевые клиенты и отрасли;

– механизмы кредитования (прямой или с помощью посредников);