Файл: Банки развития в национальной банковской системе (Понятие и сущность банков развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– процентные ставки (субсидированные или рыночные);

– надзор и регулирование деятельности (специальная система или система, применяемая к частным кредитным организациям);

– структура корпоративного управления (количество государственных представителей в совете директоров);

– раскрытие информации.

Эти отличия не позволяют классифицировать все банки развития в одну группу.

Правовой статус банков развития.Все банки развития различаются пополномочиям, результатам деятельности, формам собственности, характеру собственников, видам кредитования и финансовым продуктам, порядку регулирования, процедурам корпоративного управления.

Как правило, банки развития принадлежат государству и их деятельность контролируется правительством страны. Государство определяет стратегию развития банка и назначает его руководство. Однако доля государства в этих банках может быть разной. Большинство банков развития в мире находятся в полной собственности государства: 74% банков развития находятся в 100-процентной собственности государства, у 21% банков частные собственники – миноритарии, государство является миноритарным акционером только в 5 % банков развития (по некоторымданным из 750 банков только 11 частных).[6]

В некоторых странах банки развития исключительно оказывают агентские услуги правительству по реализации инвестиционных проектов и программ развития за счет средств бюджета и иных государственных фондов, администрирование государственных финансовых вложений в экономику в качестве агента правительства. Фактически такой банк развития есть расчетный центр правительства и центр инвестиционной экспертизы. Как правило, каждое решение о финансировании в таком банке получает одобрение Наблюдательного совета.

В других странах банки развития имеют право самостоятельно принимать решения о финансировании однородных проектов в рамках государственных программ, направленных на развитие приоритетных секторов экономики. Государство в этом случае утверждает параметры и впоследствии контролирует их исполнение.

В третьих странах банки развития имеют право финансировать индивидуальные инвестиционные проекты путем совершения операций от своего имени и принимает на себя инвестиционные и кредитные риски. Банк действует в соответствии с утвержденными целями и принципами своей деятельности в условиях ограничений, установленных государством при утверждении государственных программ. Соответствие финансируемых проектов параметрам госпрограмм, как правило, контролирует правительство через процедуры корпоративного управления банком.


Глава 2 Роль банков развития в национальной банковской системе страны

2.1 Национальные универсальные банки развития

Деятельность большинства национальных банков развития ограничена рамками экономики своей страны. Созданные в 50-е гг. XX в. бнки развития сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономической инфраструктуры и модернизации базовых отраслей промышленности Германии, Италии, Франции, Японии, Южной Кореи. В настоящее время национальные банки развития существуют более чем в 30 странах мира, в том числе в Германии, Испании, Норвегии, Швеции, Канаде, Японии, Южной Корее, Китае, Индии, Бразилии, Мексике, Чехии, Венгрии, Польше и др. На территории СНГ первыми проявили интерес к их созданию Казахстан (создан в 2001 г. Банк развития Казахстана) и Россия (посредством реорганизации в 2007 г. Внешэкономбанка), а в 2011 г. такой банк был создан и в Республике Беларусь.[7]

Армянский банк развития (www.armdb.com) – частный банк, созданный в 1990 г., имеет отдельные признаки банка развития, активно участвуя в международных финансовых программах совместно со Всемирным банком и Международным агентством по содействию развитию сельского хозяйства. Обслуживает внутренний государственный долг. Осуществляет стандартные операции коммерческих банков.

09 августа 2012 г. был принят Закон Кыргызской Республики о Государственном банке развития с единственным акционером – Правительством в лице Фонда по управлению государственным имуществом. По нашим сведениям, банк так и не начал свою работу, а его функции отчасти выполняет Расчетно-сберегательная компания (РСК-банк), принадлежащая государству и входящая наряду с банками развития Казахстана, Беларуси и ВЭБом в Совет банков развития ЕАЭС.

Национальные банки развития, как правило, создают специализированные инвестиционные фонды финансирования перспективных и инновационных сегментов народного хозяйства. Фонды могут быть дочерними организациями банка и включать частные компании в качестве совладельцев. Это позволяет реализовывать в инновационных секторах (биотехнологии, альтернативная энергетика и др.) принцип ГЧП. Многие банки развития имеют лизинговые и консалтинговые компании, учебные центры.


Германский кредитный институт для восстановления (коротко – Банк раз-вития Германии) (Kreditanstalt fur Wiederaufbau – KfW, www.kfw.de) – один из десяти крупнейших банков страны с активами, превышающими 350 млрд. евро. KfW предоставил 12,7% от суммарных банковских кредитов немецкой экономике. Создан в 1948 г. с целью освоения средств плана Маршалла. Являясь банком федерального правительства (80%) и федеральных земель (20%) Германии, KfW стал стратегическим кредитором в рамках крупных проектов ГЧП.[8] Надзор за работой KfW осуществляет федеральное Министерство финансов, а с 2013 г. на KfW распространяются выборочные надзорные нормы закона «О кредитных учреждениях». Выполнение этих норм в Германии контролирует Федеральное управление финансового надзора.

В состав Группы KfW входят четыре системообразующих банка, четыре дочерних компании и две компании с долевым участием, созданные в разное время и выполняющие различные функции. Важнейшие из структур KfW, кроме собственно KfW, Немецкий индустриальный банк (IKB), в котором KfW владеет долей в 37,9%, DEC – 100% дочка, обеспечивающая поддержку немецких предприятий, инвестирующих в развивающиеся страны, KfW International Finance Inc – 100 % дочка, занятая выпуском краткосрочных финансовых инструментов.

Направления деятельности KfW включают в себя поддержку инвестиционных проектов не только в Германии, но и в других странах Европы, экспортное финансирование, финансирование кооперации, а также осуществление ряда агентских функций по поручению правительства.

Основное направление деятельности банка – содействие инвестициям, то есть не прямое финансирование проектов, а их софинансирование совместно с коммерческими банками. Деятельность KfW полностью освобождена от налогообложения. KfW является пятым в Европе эмитентом ценных бумаг после правительств Германии, Великобритании, Франции и Италии.[9] В последние годы значительное внимание KfW уделяет проектам по борьбе с бедностью, защите окружающей среды и адаптации к изменениям климата в странах Юго-Восточной Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Только в 2013 г. KfW выделил на эти цели 5,3 млрд. евро. Из бюджета Германии KfWполуча-ет ежегодно примерно 2 млрд. евро для выполнения целей правительства и его международных обязательств.

KfW, благодаря рейтингу ААА (а его он имеет всегда благодаря гаранти-ям правительства ФРГ), имеет возможность выгодно рефинансироваться. KfW выдает кредиты за счет собственных средств (кредиты содействия) на условиях, близких к рыночным, и смешанные кредиты (кредиты развития) за счет собственных и бюджетных средств в успешно развивающихся и порого-вых странах для экономически рентабельных проектов развития.


По направлениям финансирования примерно 55% KfW выделяет на ин-фраструктурные проекты (транспортная логистика, энергетика, финансы), 31% в социальные проекты, 3% – в сельское хозяйство.

Зарубежные проекты реализуются после заключения межправительственного соглашения между Германией и государством-партнером.

Банк развития Японии (DevelopmentBankofJapan, www.dbj.jp) создан в

1951 г. в рамках плана послевоенной модернизации экономики Японии. В 1999 г. к нему присоединена Государственная финансовая корпорация развития Хоккайдо-Тохоку. В 2008 г. преобразован в акционерное общество, единственным акционером которого стало государство, и разработан план его поэтапной приватизации.

Цель деятельности банка – реализация приоритетных направлений экономической и социальной политики государства, а миссия заключается в содействии экономическому и социальному развитию Японии посредством финансирования проектов, целью которых является устойчивое развитие японской экономики, повышение качества жизни населения, содействие развитию регионов.[10]

Его деятельность направлена на повышение общественного благосостояния, рациональное использование природных ресурсов, создание новых технологий и отраслей. Он признан основным финансовым институтом в стране, предоставляющим долгосрочное финансирование. К основным направлениям кредитования относятся комплексное финансирование инвестиционных проектов; поддержка экспорта товаров и услуг; финансирование приобретения машин и оборудования; кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме долгосрочных займов и кредитов, банк оказывает финансовые услуги: экспертизу долгосрочных проектов, консультационные услуги и др.

Бразильский банк развития – BNDES (www.bndes.gov.br) создан в 1952 г.

в целях содействия развитию промышленности и инфраструктуры в стране. BNDES является федеральным государственным унитарным предприятием и работает под руководством министерства развития, промышленности и внешней торговли.

Миссия BNDES заключается в содействии устойчивому развитию наци-ональной экономики путем создания новых рабочих мест и сокращения соци-ального и регионального неравенства.

Видение BNDES – банк, обеспечивающий прогрессивное инновацион-ное развитие Бразилии.

В состав группы BNDES входят четыре дочерние компании:

– BNDESPAR – предоставление долевого финансирования;

– FINAME – финансирование производства и приобретения машин и оборудования;


– BNDES Limited, UK – поддержка бразильских предприятий за рубежом;

– EXIM Brazil – кредитование внешнеторговых операций, предоставле-ние государственных гарантий по экспортным кредитам, страхование экс-портных кредитов и сделок от политических и других видов рисков.

2.2 Национальные специализированные банки развития

Специализированные банки развития имеют определенные преимущества перед универсальными. Они заключаются в лучшем понимании специфики отрасли, в большей адаптированности к процессам, протекающим в отрасли и в большей способности учесть ее специфику при оценке рисков. В то же время они не могут диверсифицировать свой портфель и больше подвержены спадам и подъемам отрасли.

Экспортно-импортные банки. Из специализированных банков развития наибольшее распространение получили экспортно-импортные банки (Эксимбанки) – они существуют практически в каждой стране. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять частные банки, не конкурируя с ними в кредитовании внешней торговли. Основная их цель – государственная поддержка экспорта и, как правило, их прямым или косвенным владельцем является государство.[11]

Наряду с экспортно-импортными банками широкое распространение получили экспортно-кредитные агентства (ЭКА), осуществляющие поддержку экспорта в стране экспортера. К основным их услугам относятся: кредитование внешнеторговых операций, предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам, страхование экспортных кредтитов и сделок от политических и других видов рисков. Кроме того, ЭКА осуществляют организационную и информационно-аналитическую поддержку.

ЭКА создаются в форме государственных или частных компаний. Частные ЭКА, осуществляя поддержку экспортеров, пользуются поддержкой и контролем государства. Наиболее известные частные ЭКА: EulerHermes (ФРГ), COFACE (Франция), Atradius (Голландия). К известным государственным ЭКА относят Эксимбанк (США), NEXI (Япония), ECGD (Великобритания, основано еще в 1919 г.), Эксимбанк (Китай). Смешанную форму имеют SBCE (Бразилия), CESCE (Испания), SEK (Швеция), ECGE (Египет). Все ЭКА объединены в Бернский союз и Международную ассоциацию кредитного страхования.

В 1978 г. было подписано джентльменское соглашение (Arrangment on Officially Support Eхport Credits) ОЭСР, которое ограничило уровень государственной поддержки экспорта. В 1994 г. уже в рамках ВТО было подписано новое соглашение по субсидиям и компенсационным мерам Agreement on Subsidies and Countervailing Measures. В результате доля экспортных проектов в мире, поддерживаемых банками развития, сократилась до 9 %.