Файл: Эффективный лидер и его команда (Понятие власти. Кто такой лидер?).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут. [5]
Настоящим источником власти лидера над людьми является его независимость от занимаемой должности, так как выражение интересов коллектива не означает покорности. [10]
Для того чтобы стать лидером должно быть желание занять высокое положение, а так же готовность брать на себя связанные с этим обязанности и ответственность. Лидер должен уметь оказаться в нужное время в нужном месте. Он должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря, ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели. [13]
Претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и "созреть" как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5-7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27-28 лет. [2]
Быть лидерам не так просто, как кажется. Главная трудность лидера - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на "пьедестал почета", можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые дебри, принятие решений и улаживание конфликтов. [17]
Существует два психологических типа лидеров: игроки и открытые. Игроки внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют "пускать пыль в глаза", а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они плохо справляются с проблемами, так как не умеют работать с полной самоотдачей. Открытые лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
Подчиненным импонирует лидер, который смело берет на себя ответственность, самостоятельно может принять решение и в состоянии честно признать ошибку. Авторитет заработает тот руководитель, которые прощает слабости людей, которые не нарушают рабочий процесс.
Авторитет сложно завевать, но легко потерять. Главная причина потеря авторитета - бездеятельность, а не ошибки, так как от них никто не застрахован. К тому же, ошибки исправимы. [8]
Часто бывает, что авторитетным лидером становится человек-руководитель от природы. Если его нет, то можно назначить управляющим лучшего специалиста. Для того чтобы подобрать подходящего человека, нужно знать качества, которые ему должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные (профессиональные), организаторские и деловые. Личные качества - это честность, порядочность, соблюдение норм общечеловеческой морали, справедливость по отношению к окружающим людям, скромность. Лидер видит личности в своих подчиненных, уважает окружающих людей, умеет разбираться в их поведении, заботлив, склонен к сотрудничеству, учитывает интересы всего коллектива. [19]
Лидер должен быть способным следовать принципам, быть твердым, несмотря на давление, честным, держать свое слово, защищать свои убеждения. Так как работа управленца очень сложна, человек. Претендующий на такаю должность должен быть стрессоустойчивым и здоровым как физически, так и психологически. [1]
Что бы принимать управленческие решения менеджеру нужна не только квалификации, но и эмоциональная зрелость. Лидер должен уметь идти навстречу острым ситуациям, справляться с ними, извлекать выгоду из поражений. Менеджер должен быть уверен в себе, но самокритичен, быть способным самосовершенствоваться.
Особые возможности развития лидерства в контексте развития организации связаны с тем, что у лидерства выявляется предметная деловая основа. Лидерство можно и нужно развивать не только и не столько как оснащение менеджеров знаниями и умениями, но прежде всего как инструмент управляемых изменений в компании. Результатами этих изменений должны стать осязаемые деловые результаты: развитие бизнеса и эффективное управление им со стороны управленческой. [5]
Влияние - это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разными: от просьбы до угрозы. Например, угроза увольнения. [2]
Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей, Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход событий двадцатого столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. [17]
У широкой общественности понятие власти вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как лорд Эктон сказал: "Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно". Власть - это возможность влиять на поведение других. Большое количество людей отожествляет власть с насилием, агрессией, грубой силой. Действительно, даже в высокоразвитых обществах в основе власти лежит грубая сила. Однако сила не является обязательным компонентом власти. Иногда грубые действия могут уменьшить власть, а не увеличить.
Кроме формальных полномочий лидеру так же нужна власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П.Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, "потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и потому, что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его приказов только потому, что он начальник". Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. [9]
В различных подразделениях организации начальник зависит от своего непосредственного начальства, коллег и подсиненных. Фактически эти группы представляют собой часть среды, окружающей руководителя. Без содействия коллектива руководитель не имеет возможности эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации, - поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем, и предоставлять всё необходимое для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, реальный мир делает эту работу несколько сложнее. Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Как заметил Честер Барнард и как мы отмечали при анализе концепции полномочий, подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым сводя на нет его полномочия. [18]
Современные рабочие имеют более высокий уровень образования, соответственно не склонны подчиняться традиционной власти. Фактически, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными "неуправляемыми" силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций.[16]Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Роберт Бирстед, "власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка".[3]
Концепция зависимости также подтверждает несостоятельность ещё одного распространенного мнения о власти. Довольно большое количество людей думает, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю другим людям, независимо от их чувств, желаний. Это не так. Назначенные руководители организаций не всегда имеют власть для оказания влияния даже на своих подчиненных. Но в настоящее время признается, что власть и влияние в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях, поэтому не существует реальной абсолютной власти. [6]
В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А. [13]
Чаще всего лидер имеет власть над подчиненными по причине того, что работники зависят от него в таких формальных вопросах, как повышение заработной платы, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и др. Но иногда в некоторых ситуациях подчиненные так же имеют власть над непосредственным руководителем, потому что последний тоже имеет зависимость от них. Например, в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег и способность подчиненных выполнять задания. Яркий пример - исключительно благоприятные контракты, которые получают известные спортсмены и музыканты. Их руководство, возможно, предпочло бы не выплачивать огромную сумму, которая превышает их собственный заработок. Однако у них нет выбора, так как их организация и, следовательно, они сами в большой степени зависят от этих лиц в достижении своих целей, а конкуренция в популярных видах спорта очень велика. [1]
Суммируя факторы, которые способствуют появлению власти у подчиненных, Дэйвид Меканик заключает: "В той же степени, в какой одно лицо зависит от другого, он или она потенциально подвержены власти этого другого лица. Внутри организаций одно лицо делает других зависимыми от него путем контроля доступа к информации, людям и инструментарию, которые мы определяем следующим образом:
· Информация включает знания об организации, людях, нормах, процедурах, методах и т.д.
· Люди - это все те, кто состоит в организации, от кого зависит организация.
· Инструментарий - это любой аспект физических средств организации или ее ресурсов (оборудование, машины, деньги и т. п.). [4]
Руководитель должен осознавать, что подчиненные ему сотрудники тоже обладают властью. Использование лидером власти в одностороннем порядке в полном объеме может вызвать у сотрудников такую реакцию, при которой они смогут продемонстрировать собственную власть. Это может сделать процесс работы бесполезным, направляя энергию в не то русло. Именно поэтому эффективный менеджер старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности. Так же над руководителем могут иметь власть его коллеги. [15]
В современном мире возросла власть персонала отделов обработки данных, потому что, в свою очередь, возросло значение компьютеров в организациях. Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его власть над другим руководителем. Так как секретари начальников, чаще всего, знают, с кем нужно связаться, чтобы получить конкретную информацию, то они также часто имеют значительную часть власти. Джон П. Коттер отмечает, что руководитель может увеличить свою власть, дав другим возможность увидеть, что они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их работы. Эти ресурсы могут означать доступ к важным персонам, информации, услугам, деньгам, нужным собраниям и т. д. [14]
Дэйвид МакКлеланд в своих исследованиях показал, что эффективный менеджер имеет большую потребность во власти, однако никогда не будет проявлять ее в грубой манере, ожидая беспрекословного подчинения. Наоборот, позитивное или социализированное лицо, которое осуществляет власть, скорее заботится о реализации групповых целей, обеспечивая группу средствами их достижения, оказывая членам группы поддержку, утверждая для каждого объем его компетенции. [2]
Глава 2. Власть и ее формы
Чтобы руководить, нужно влиять, а чтобы влиять, необходимо иметь власть. Для того чтобы властвовать, нужно иметь возможность держать под контролем нечто, имеющее значение для исполнителя, заставит его действовать так, как желаете вы. Это "нечто" есть у нас всех. По определению Маслоу, основные физиологические потребности следующие: потребность в защищенности, социальные потребности в уважении и самовыражении. Власть зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя. [4]