Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛАСТИ, ВЛИЯНИЯ И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе [14, c. 68].

В заключении необходимо отметить, что влияние лидера ситуативно. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Значение имеет склонность к доминированию, умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения и брать на себя ответственность, способность «разговаривать на языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды сторонников в согласованную программу действий. Лидер может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти, воплощая их интересы и мотивацию в групповых действиях. Поэтому лидер обладает властью до тех пор, пока члены его группы идентифицируют свои личные индивидуальные цели с задачами, которые провозглашает лидер, и пока общий образ лидера воплощает в себе те черты, с которыми отождествляют себя остальные члены группы.

1.3. Баланс власти в организации

В успешной компании присутствует разумный баланс власти, так как дисбаланс в этой области сказывается как на становлении организации, так и на ее внутренних отношениях. 

Концепция зависимости эффективности организации от использования менеджерами влияния и власти отнюдь не подразумевает, что влияние и власть легко навязывать независимо от чувств, желаний и способностей другого сотрудников организации. Результат влияния и власти зависит также от личности, на которую они направлены, от ситуации и способностей лидера. Абсолютной власти просто не существует, поскольку никто не способен влиять на всех в любой ситуации [21, c. 390].

В организационной среде власть лишь отчасти определяется должностной иерархией. Степень власти в конкретной ситуации определяется не только уровнем формальных полномочий, а степенью зависимости от действий подчинённых [14, c. 64].

Власть подчинённых. В значительной степени менеджер обладает властью над подчинёнными, поскольку они зависят от него экономически и организационно. Однако в ряде случаев подчинённые получают власть над менеджером [30]:

a) менеджер получает от подчинённых информацию, необходимую для принятия решений;

b) менеджер включён в структуру неформальных отношений с людьми, в содействии которых он нуждается в процессе принятия решений;


c) менеджер испытывает влияние подчинённых в процессе выполнения порученных заданий [30].

В той степени, в какой подчинённый зависит от менеджера, равно как менеджер зависит от подчинённого, второй подвластен первому, равно как и первый становится подвластным второму.

Менеджер должен понимать, что поскольку его подчинённые зачастую обладают властью, активное использование своей власти в одностороннем порядке может привести к тому, что рано или поздно они также выразят готовность продемонстрировать свою власть. А это, может привести к пустой трате усилий и не полному достижению целей. Поэтому эффективный менеджер будет стремиться поддерживать определённый баланс власти, достаточной для достижения целей, но не вызывающей у подчинённых чувства беспомощности и неприятия [21, c. 391].

Власть коллег по организации. Кроме подчинённых, над менеджером могут иметь власть его коллеги. Чем больше полезной информации, ресурсов или услуг один менеджер предоставляет другому, тем больше его власть над ним. Менеджер может усилить свою власть, заставив людей понять, что они зависят от него при получении необходимых ресурсов: доступа к влиятельным людям, информации, услугам, деньгам и т. д. [2, c. 206]

Влияние вышестоящих руководителей. Кроме подчинённых и коллег, над менеджером имеют власть его непосредственные руководители, заполняющие верхние уровни организационной иерархии. Вышестоящие руководители доводят информацию до менеджеров (используя цели, задачи и показатели при помощи программ, планов, приказов, распоряжений и т.д.), обеспечивают ресурсами и получают информации обратного действия (в виде докладов, отчётов, достижений и т.д.) и вознаграждают за результаты труда (мотивируя и применяя методы экономического и социального стимулирования) [8, c. 19].

Власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации.

Руководитель должен сознавать, что поскольку подчинённые часто тоже обладают властью, использование им или ею в одностороннем порядке своей власти в полном объёме может вызвать у подчинённых такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчинённых чувства обездоленности и, отсюда, - непокорности [2, c. 208].


На основании всего вышесказанного можно сделать вывод:

Для достижения эффективности в деятельности организации ключевой проблемой является проблема лидерства. С одной стороны, лидерство рассматривается как совокупность определённого набора качеств, которыми обладает лидер, успешно влияющий на других, с другой стороны, лидерство - это процесс воздействия на коллектив, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство и власть служат основой для управления организацией. Чтобы организация успешно функционировала в ней должны присутствовать руководитель, лидер и обязательно должна быть власть. Однако руководитель должен обладать определённым набором качеств, чтобы выделяться и быть лидером, уметь управлять процессами, происходящими в организации, а также хорошо налаживать работу с персоналом. Если грамотно и правильно расставить все приоритеты и настроиться на слаженную работу, то организация, сможет более быстро и эффективно добиться поставленных целей.

2. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК»)

2.1. Общая характеристика предприятия

Группа Сбербанк – это крупнейший финансовый институт в России и Центральной и Восточной Европе. Банк обслуживает 151 млн. клиентов, из которых 134,7 млн. в России. На долю Сбербанка приходится 28,9% совокупных активов российского банковской системы. На российском рынке Сбербанк работает уже 176 лет и его бренд прочно ассоциируется у клиентов с надёжностью и социальной ориентированностью, а также все больше с инновациями и технологическим лидерством. Банк активно развивает свои каналы взаимодействия с клиентом через уникальную физическую и цифровую инфраструктуры, создаёт ИТ-систему на базе современных инновационных технологий (искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, робототехника и прочее). Сбербанк также трансформируется, переходя к модели глобальной экосистемы, чтобы предоставить своим клиентам лучшие финансовые и нефинансовые сервисы для удовлетворения их ежедневных потребностей [28].


Сбербанк стремится выйти на новый уровень конкурентоспособности и технологичности, при этом оставаясь лучшим банком для населения и бизнеса, продолжая устойчиво развиваться и создавать стоимость для акционеров, общества и государства. В 2017 году Сбербанк принял Стратегию развития до 2020. Своими ключевыми стратегическими приоритетами Сбербанк видит дальнейшее улучшение клиентского опыта, технологическое лидерство и развитие экосистемы для удовлетворения большинства потребностей своих клиентов через предложение нефинансовых услуг.

Активными клиентами Сбербанка является 60% населения Российской Федерации. На долю Сбербанка приходится 46,1% вкладов населения, 40,5% кредитов физическим лицам и 32,4% кредитов юридическим лицам [28].

По состоянию на 31 декабря 2018 года деятельность Группы на территории Российской Федерации осуществляется через ПАО Сбербанк, который имеет 14 территориальных банков, 78 отделений территориальных банков и 14 312 точек обслуживания клиентов, а также через основные дочерние компании, расположенные в Российской Федерации, – «Сетелем Банк» ООО, АО «Сбербанк Лизинг», ООО «Сбербанк Капитал», компании бывшей Группы компаний «Тройка Диалог», АО «НПФ Сбербанка», ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни», ООО Страховая компания «Сбербанк страхование» и ООО «Сбербанк Факторинг» [28].

Чистая прибыль Группы Сбербанк по МСФО по итогам 2018 года составила 748,7 млрд рублей, а показатель прибыли на обыкновенную акцию вырос на 38%. По рентабельности капитала, которая установила в прошлом году пятилетний максимум, превысив 24%, Сбербанк занял первое место среди 30 крупнейших банков мира [28].

Достижение таких результатов стало возможным за счёт улучшения клиентского опыта, разработки новых технологических решений и повышения эффективности бизнеса. На фоне смягчения кредитно-денежной политики Сбербанк снижал ставки на свои ключевые продукты, что благоприятно отразилось на кредитном портфеле Группы, который увеличился на 6,6%. Розничные кредиты демонстрировали уверенный рост на 13,6%, и его лидером стала ипотека: портфель ипотечных кредитов увеличился на 16% [28].

Стабильная работа финансового институт гарантируется самим государством, так как именно ему принадлежит контрольный пакет акций в лице Центрального Банка РФ. По состоянию на 1 ноября 2018 года ЦБ РФ является владельцем 52,32% голосующих акций Сбербанка [28].

Сбербанк предлагает розничным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг, включая депозиты, различные виды кредитования (потребительские кредиты, автокредиты и ипотеку), а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги.


Отличительной особенностью российского Сбербанка от других банков страны является исключительно важная социальная роль, которую он играет в России в силу сложившихся на протяжении десятилетий социальных и экономических условий. [28]

Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время Сбербанк является одним из ключевых элементов финансового сектора России. Сбербанк на постоянной основе совершенствует и обновляет предоставляемые услуги, укрепляя свои позиции в качестве клиентоориентированного банка. Использование новейших технологий и методик позволяет в полной мере соответствовать требованиям самых взыскательных клиентов. Используя богатый накопленный опыт, Сбербанк успешно развивается как внутри России, так и за ее пределами.

2.2. Анализ лидерства в ПАО «Сбербанк»

ПАО «Сбербанк» достигает все больших высот на внутренних и внешних финансовых рынках, с каждым днём работники Сбербанка решают все больше задач, и делают все необходимое для обеспечения лидерства. Руководители понимают, что от профессионализма и мотивации работников зависит эффективность и успешность банка. Активно начинают появляться новые программы по развитию сотрудников [26]:

  • Программа адаптации, которая позволяет получить опытного наставника в начале трудового пути.
  • Программа по профессиональному развитию, включающая тренинги, лекции спикеров и коллег, деловые игры. Обучение в таких программах даёт толчок к продвижению в карьере.
  • Корпоративный университет, включающий в себя более 260 экспертов, как отечественных, так и зарубежных и руководителей банка. В университете осваивают корпоративные кейсы, получая знания в менеджменте, экономике, психологии и банковском деле. По результатам итоговых экзаменов выдаётся диплом.
  • Существуют дистанционные курсы, которых боле 200.
  • Изучение иностранных языков с помощью online-курсов и специальных классов.
  • Существует корпоративная библиотека, которая постоянно пополняется новыми книгами и журналами по профильной научной тематике [10, c. 360].

Большое внимание уделяется формированию лидерских качеств своих сотрудников. Для этого в Москве проводилась встреча с Робином Шармой. Тема встречи: «Лидер без титула».

Также в банке реализуются программы, по обучению управленческому делу, профессиональной подготовке, развитие необходимых навыков. Новые программы затрагивают сотрудников всех подразделений: от операционно-кассовых до топ менеджеров. К таким программам относятся: