Файл: Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- приобретение и использование исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. То есть использование компаниями при продвижении своей продукции результатов чужой интеллектуальной деятельности. Например, использование идейных и типологических характеристик известных брендов. [32.C.42]

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. [19.C.31]

Это следующие виды:

1). подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2). выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих; [7.C.98]

3). неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

4). побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

5). угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли; [30.C.3]

6). бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

7). демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8). создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

9). намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента; [19.C.65]

10). поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11). выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;

12). нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами. [9.C.32]

Детальное рассмотрение всех видов неразумно, остановимся лишь на некоторых из них, особенно значимых. [7.C.3]

    1. 1.3. Причины и последствия видов недобросовестной конкуренции

Демпинг

Рассмотрение конкретных методов недобросовестной конкуренции целесообразно начать с ценовой конкуренции - как наиболее действенного и часто применяемого метода.


Наибольшее распространение методов ценовой конкуренции вполне объяснимо - потребитель при однородном качестве аналогичного товара в большинстве случаев предпочитает приобретать продукцию по более низкой цене. [26.C.8]

Если обратиться к «Словарю иностранных слов» с вопросом, что же такое демпинг, то он нам ответит: «Демпинг англ. «dumping», букв. «сбрасывание» – это вывоз товаров из страны за границу по ценам, значительно более низким, чем цены внутри этой страны или на мировом рынке, в целях устранения конкурентов и захвата внешних рынков». Это говорит о том, что изначально понятие «демпинг» применялось в основном по отношению к товарам, пересекающим границу. Сейчас же ценовые войны все чаще разгораются на внутренних рынках, среди «своих же» компаний, и доставляют не менее серьезные проблемы, чем раньше.[19.C.7]

В борьбе за потребителя производители товаров и услуг стараются в максимальной степени понизить цены на свою продукцию в целях увеличения их конкурентоспособности. Предприятия-конкуренты, заметив ухудшение положения со сбытом, вынуждены принимать ответные меры, в частности, также снижать цены на аналогичную продукцию. Результатом ценовой конкуренции производителей является снижение цен на рынке, что, безусловно, выгодно потребителям. [23.C.20]

Максимизация прибыли для производителя или продавца является приоритетной задачей. Имеется два основных пути увеличения прибыли - это либо снижение издержек производства, либо повышение продажных цен продукции. [11.C.6]

Однако снижение издержек производства задача сложная и длительная, а повышению цен мешает конкуренция. В связи с этими причинами отдельные продавцы и производители занялись поиском метода, который бы позволил обойти данные препятствия. И такой метод был найден, причем основан он на парадоксе - свою продукцию товаропроизводитель должен продавать по цене ниже себестоимости. Данный метод получил название демпинга. [27.C.43]

Возьмем ситуацию, типичную для переходной экономики России 1990 х годов. В небольшом поселке имеется несколько коммерческих палаток, торгующих штучными товарами. Все палатки принадлежат разным владельцам, которые получают хорошую прибыль. Через некоторое время появляется палатка, цены в которой на аналогичные товары в 1,5-2 раза ниже, чем у конкурентов. В результате через несколько месяцев все коммерческие палатки, торговавшие по нормальным ценам, прекращают свою деятельность вследствие того, что товар перестал пользоваться спросом, они понесли убытки и в конечно счете стали банкротами. [28.C.59]


После того, как владелец палатки, проводивший демпинговую политику, остался на рынке в одиночестве, т.е. стал монополистом, он взвинчивает цены на свой товар, компенсирует убытки, понесенные им в период ценовой конкуренции, а затем извлекает монопольные сверхприбыли.

К методам недобросовестной ценовой конкуренции относятся также все методы, основанные на дезинформации покупателей в связи с обвесом при покупке (то есть за рыночную цену или с небольшой скидкой продается и меньшее по весу количество товара), методы, сопряженные с контрабандой или уклонением от уплаты налогов (цена товара у недобросовестных производителей ниже, чем у конкурентов за счет более низких издержек), а также методы, когда покупателю по ценам качественного товара под видом такового продается низкосортный и низкокачественный товар. [32.C.11]

Так, масштабы подделки ликероводочных изделий в России чрезвычайно велики - по некоторым оценкам, до 50% общего количества водки, реализуемой через розницу, изготовлено кустарным способом нелегальными производителями. За счет использования в производстве спиртных напитков технического спирта, налог на производство которого ниже, чем на пищевой спирт, а также за счет уклонения от налогов, пираты получают значительные прибыли. Пострадавшей стороной являются потребители и добросовестные производители.

Недобросовестная реклама

Реклама может выполнять не только информационную и привлекающую покупателей функцию, но и служить эффективным инструментом недобросовестной конкуренции и конкурентной борьбы, средством дезинформации и обмана потребителей. [23.C.63]

Значительное число недобросовестных конкурентных действий совершается посредством использования ненадлежащей рекламы.

Ненадлежащей является реклама, которая:

1). Дискредитирует физических и юридических лиц; [24.C.65]

2). Содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других физических и юридических лиц, а также содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов;

3). Вводит потребителя в заблуждение относительно рекламируемого товара посредство имитации общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием других лиц (мошенничество) или недостатком у них опыта, знаний; [25.C.11]

4). Содержит не соответствующие действительности сведения в отношении характеристик товара, возможности его приобретения, стоимости, доставки, гарантийных обязательств, получения медалей, наград, результатов исследований и испытаний, сроков службы и т.д.


По Федеральному закону «О рекламе» [5] рекламодатель должен сообщать достоверную информацию. Однако зачастую в рекламе ничего не сообщается о недостатках, изъянах товара, которые вскрываются после его приобретения.

Промышленный шпионаж

Целью промышленного шпионажа является получение данных о перспективах деятельности конкурента, производственных процессах, торговой стратегии и результатах научных исследований и промышленных разработок, об организациях, продающих его товар, списков потребителей, расчетных документов. [30.C.34]

Экономической основой процветания промышленного шпионажа является конкуренция. Важным условием эффективности конкурентной борьбы является сохранение в тайне сведений, овладение которыми посторонними лицами могло бы ослабить экономические позиции предприятия и нанести ему ущерб. Данные сведения описываются понятием коммерческая тайна. [7.C.60]

Промышленный шпионаж не позволяет реализовать предприятию конкурентные преимущества, обесценивает значительные затраты, связанные с осуществлением исследований, опытно-конструкторских разработок и других мер. В то же время недобросовестный конкурент имеет возможность резко снизить издержки конкурентной борьбы.[23.C.12]

Исторические корни промышленного шпионажа уходят далеко в историю так, Римский император Юстиниан подорвал китайскую торговлю шелком на Ближнем и Среднем Востоке, организовав кражу червей, вырабатывающих шелк в Китае. Дж. Д. Рокфеллер использовал классические методы шпионажа для того, чтобы победить своих конкурентов в борьбе за месторождения нефти в США в 70-х гг. прошлого века. Примеры могут быть бесконечно продолжены. [31.C.29]

В России у промышленного шпионажа своя специфика. В середине 90-х главной задачей разведки было выяснить реальное состояние финансов компании, ее способность к обороне в случае "наезда". Сейчас охотятся за информацией о контрагентах фирмы, заказах и механизмах их получения, о предложениях на тендерах - всем, что может помочь вытеснить компанию с рынка. По оценкам американских исследователей, каждый второй предприниматель в России предполагает, что являлся или является объектом незаконного сбора информации, каждый шестой получал этому фактические подтверждения.

Лишь каждый десятый бизнесмен считает, что не является носителем секретов, интересных его конкурентам.

Для экономически развитых стран доля расходов на безопасность составляет 15-30 процентов прибыли предприятия. В России, где криминогенность бизнеса более высока, этот процент может быть значительно выше. [6.C.32]


Считается, что 80-90 процентов информации добывается за счет техники. Закладка радиомикрофона для сотовых телефонов, например, со стандартом GSM позволяет прослушивать переговоры объекта, находясь в Новой Зеландии. Или оптоволоконные соединения. Установить в них микрофон непросто (необходим провод), зато такой "жучок" крайне сложно обнаружить.

Но чаще используются упрощенные методы, например, подарки "с сюрпризом". Высокопоставленному госчиновнику знакомые поднесли на день рождения старинную икону, которую он повесил над сейфом в рабочем кабинете. Спустя некоторое время у чиновника создалось впечатление, что его кабинет прослушивают.[30.C.56] Приглашенные специалисты обнаружили радиомикрофон и несколько крупных круглых батареек, вмонтированных прямо в древесину, на которую нанесено изображение. В другом случае бизнесмену поднесли дорогостоящую модель парусного судна. Оказалось, что в корпусе корабля спрятаны аккамуляторы, а снасти служили антеннами.[6.C.35]

"Техническим каналом" для шпионов может стать что угодно: стены кабинета, оконные стекла, трубы отопления, розетки. На каждый такой канал есть нейтрализующие приборы. Но в руках неспециалистов они бесполезны.

    1. 1.4. Меры противодействия недобросовестной конкуренции: отечественный и зарубежный опыт

Конкуренция играет важную роль в рыночной системе хозяйствования. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [4].

Конкуренция подвержена влиянию самых различных факторов, среди которых можно выделить объективные и субъективные. Объективные факторы, такие, например, как макроэкономические, природные, экологические и т.п. действуют на экономику в целом. Влияние на объективные факторы со стороны хозяйствующих субъектов возможны лишь путем страхования от рисков. [30.C.21]

Субъективные факторы, воздействующие на конкуренцию, применяются нарушителями избирательно, должны предотвращаться, пресекаться или позволять защиту посредством восстановления состояния, предшествовавшего их воздействию.

Здоровая конкуренция повышает благосостояние не только производителей, но и потребителей, о чем писал еще Адам Смит еще в XVIII веке, утверждая, что конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и, в конечном счете, рост общественного благосостояния. Интересно, что, по его мнению, «каждый расточитель оказывается врагом общественного блага, а всякий бережливый человек - общественным благодетелем» [10.C.12].