Файл: Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях. XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

Главным механизмом современной рыночной системы является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского языка значит сталкиваться и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция, т.е. «соперничество между поставщиками товаров и услуг в борьбе за долю рынка» — один из основных показателей свободного предпринимательства. Сражение идет за место на рынке, за привлечение и сохранение своих клиентов (потребителей товаров и услуг). Как и в любой борьбе, в конкуренции выделяются методы, не нарушающие принятых норм и принципов конкуренции, и методы, которые безусловно порицаются и зачастую вступают в противоречие с законами государства. Таким образом, экономисты стали выделять добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной является то, что она не способствует, и даже вредит экономическому росту в любой области экономики.

Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к самым ранним периодам истории человеческого общества. Вместе с развитием экономических отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими и изощренными. Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.

В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы. Общепризнано, что недобросовестная конкуренция наносит вред не только добропорядочным субъектам экономической деятельности, но и потребителям (гражданам, организациям) и обществу в целом.


Из всего выше сказанного можно сказать, что проблема недобросовестной конкуренции является одной из самых актуальных проблем в деятельности большинства средних и крупных фирм.

Степень изученности проблемы Результаты исследования проблем развития конкуренции отражены в работах Еременко В.И. Кирилловых А. А., Лапшиной Д.И., Тотьева К.Ю. и других авторов.

Объектом исследования являются конкурентные отношения.

Предметом исследования являются формы и методы развития и поддержки добросовестной конкуренции и меры по противодействия недобросовестной конкуренции.

Цель работы – изучить сущность и особенности добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

  1. Дать определение добросовестной и недобросовестной конкуренции;
  2. Выявить причины возникновения недобросовестной конкуренции;
  3. Назвать и охарактеризовать виды недобросовестной конкуренции;
  4. Рассмотреть меры по противодействию недобросовестной конкуренции в России;
  5. Исследовать добросовестную конкуренцию как экономическую и правовую категорию.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    1. 1. Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции

    2. 1.1. Понятие недобросовестной конкуренции

В юридической доктрине до настоящего времени не выработано единообразного взгляда на понятие недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на то, что впервые был поставлен в XIX в. перед французской судебной практикой, которая, по мнению В.А. Шретера [33.C.45], «по справедливости признаётся творцом проблемы недобросовестной конкуренции».

Дореволюционные юристы – теоретики, как правило, избегали давать юридически точных собственных определений, касающихся недобросовестной конкуренции.

Так, А. И. Каминка [16.C.7] ссылался на то, что «недобросовестная конкуренция – это вид конкуренции вообще…И если, в общем, и в настоящее время признание конкуренции как необходимого элемента хозяйственной деятельности может казаться бесспорным, то в такой же мере бесспорно, что недобросовестная конкуренция является злом, которое не должно быть терпимо».


Современные учёные более определенны в изложении своих взглядов на недобросовестную конкуренцию.

Так, по мнению В. А. Дозорцева [13.C.9], недобросовестная конкуренция представляет собой «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность и (или) товар ( в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром».

В. И. Еременко [15.C.21] под недобросовестной конкуренцией понимает «любое виновное действие, противоречащее деловым обычаям, профессиональной этике или добропорядочности при осуществлении хозяйственной деятельности в целях конкуренции, которое причиняет или может причинить вред».

Ю. Касьянов [17.C.9] определял недобросовестную конкуренцию как «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких-либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности».

Легально определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» [4]. В п. 9 этой статьи недобросовестную конкуренцию признают любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.[23.C.43]

В данной общей норме дается определение недобросовестной конкуренции с использованием таких терминов, как «обычай делового оборота», «справедливость», «разумность», «добропорядочность».[19.C,62] Поскольку значения указанных терминов достаточно расплывчаты, то и определение недобросовестной конкуренции как действий, противоречащих «обычаям делового оборота», «разумности» и т.д., не устанавливает четких общепризнанных норм поведения. Эти нормы в конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны.[8.C.76]


С целью нивелирования терминологических проблем при квалификации действия хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции необходимы три условия:

  • Во-первых, действия субъекта должны противоречить требованиям действующего законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота;
  • Во-вторых, указанные действия должны иметь негативные последствия для компании – конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации; [30.C.21]
  • В- третьих, должна присутствовать направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом доказывать стремление к приобретению данных преимуществ необязательно. [10.C.72]

Отсутствие доказательств хотя бы одного из этих условий не позволяет квалифицировать действия субъекта как недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция имеет ряд характерных особенностей:

  • Является актом противоправным и аморальным;
  • Связана с нанесением ущерба конкретному субъекту;
  • Участником отношений не может быть орган власти;
  • Бездействие не может быть квалифицировано как недобросовестная конкуренция, в данном случае оценивается лишь активное поведение субъекта на рынке. [19.C.42]

Причины возникновения недобросовестной конкуренции как одного из разновидностей конкуренции кроются в психологических особенностях человека. Здесь встает вопрос о том, на что готов пойти человек ради достижения своих целей, способен ли он нарушить закон и, соответственно, нормы морали общества, в котором он живет. Возникновение и существование недобросовестной и добросовестной конкуренции вопрос такой же, как и возникновение добра и зла, того, что мы называем хорошо и плохо, «черного» и «белого». [14.C.11]

Таким образом, недобросовестная конкуренция представляет из себя соперничество за что-либо ограниченное или лучшее, которое осуществляется не в соответствии с существующими этическими нормами, традициями и законами. Причины возникновения недобросовестной конкуренции как своеобразного метода конкуренции заложены в психических особенностях человека.

    1. 1.2. Классификация видов недобросовестной конкуренции

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Российское законодательство содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" [4]. Согласно указанной статье не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:


- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Обычно распространение такого рода сведений означает дискредитацию конкурента. [21.C.10]

Цель такой дискредитации – привлечение потребителей к собственной продукции или услугам путём распространения неточной информации о конкуренте, его товарах и услугах; [28.C.6]

- введение в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара.[19.C.9]

Введение в заблуждение, как и дискредитация конкурента, имеет цель привлечь потребителей путём распространения неточной информации. Однако в отличии от случаев дискредитации конкурента здесь речь идёт не о клевете на конкурента, его товары и услуги, а о ложных или обманных заявлениях о собственном товаре; [23.C.8]

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. Утверждения, содержащие некорректное сравнение товаров разных производителей, могут быть, в частности, двух видов: содержащие позитивную ссылку на чужой товар («мой товар столь же хорош, как и чужой») или негативную ссылку («мой товар лучше, чем чужой» ). [27.C.31]

Позитивная ссылка на товар конкурента, как правило, бывает, когда его товар общеизвестен; она таит в себе опасность неправомерного присвоения чужой репутации. Критику товара конкурента можно принять за дискредитацию. Однако в обоих случаях сравнения присутствует ссылка на конкурента, который либо называется по имени, либо, безусловно, распознаваем потребителем. [30.C.6]

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг. Эта норма направлена на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением исключительных прав (интеллектуальной собственности) физических и юридических лиц. Использование в коммерческом обороте без согласия владельца таких видов интеллектуальной собственности, как товарный знак или фирменное наименование, осуществляется в двух формах: полное копирование интеллектуальной собственности другого владельца или создание и введение в оборот товарных знаков, сходных до степени смещения со знаками (наименованиями) конкурента; [19.C.31]

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Эта норма направлена в основном на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с «промышленным шпионажем»; [31.C.81]