Файл: Организация маркетинга на предприятии (Теоретические основы организации маркетинговой деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Понятие и определение маркетинговой деятельности
1.2 Организация маркетинга на предприятии сферы услуг
2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «АртСтория»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «АртСтория»
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «АртСтория»
2.3 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «АртСтория»
Основной специализацией ООО «АртСтория» является создание рекламы, которая делится на два вида: наружная реклама и промо-мероприятия.
Первый вид представляют баннеры; стенды; световые короба; световые объёмные буквы; вывески штендеры, оформление киосков, магазинов, ларьков, разработка фирменного стиля по желанию заказчика. Интерьер рекламы зависит от желания заказчика либо он сам предлагает макет будущей рекламы, либо агентство само разрабатывает и придумывает. Второй вид представляет собой: event-мероприятия, организация презентации и праздников, промо акции, корпоративные мероприятия и праздники.
В перечень услуг рекламного агентства ООО «АртСтория» входит печать различной полиграфической продукции на собственном оборудовании, что является гарантией быстрого и качественного выполнения заказа и даёт возможность печати на любых видах бумаги (офсетной, мелованной, так же на самоклеящейся бумаге, на дизайнерских бумагах).
Внутреннюю среду ООО «АртСтория» составляют ее трудовые и финансовые ресурсы, организация снабжения, производства и сбыта. Внешнюю среду организации составляют конкуренты, поставщики, потребители.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.
Положительным моментом является факт роста выручки, за период 2015-2017 гг. она увеличилась на 28417 тыс. руб. или на 81,01%. Необходимо отметить, что в 2016 г. наблюдается значительный рост выручки, что возможно связано с активными маркетинговыми мероприятиями и акциями.
По показателям прибыль от продаж и чистая прибыль также наблюдается стабильный рост показателей, так, прибыль от продаж выросла на 25,9% за анализируемый период, а чистая прибыль возросла на 1463 или на 15,02%.
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели ООО «АртСтория», 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Выручка, тыс. руб. |
35078 |
66115 |
63495 |
28417 |
181,01 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
14003 |
35760 |
31747 |
17744 |
226,72 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
21075 |
30355 |
31748 |
10673 |
150,64 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
9849 |
12055 |
12400 |
2551 |
125,90 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
9743 |
10984 |
11206 |
1463 |
115,02 |
Стоимость основных средств, тыс. руб. |
3112 |
2846 |
1546 |
-1566 |
49,68 |
Численность работающих, чел. |
19 |
20 |
22 |
3 |
115,79 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
1846,21 |
3305,75 |
2886,14 |
1039,93 |
156,33 |
Фондоотдача, руб./руб. |
11,27 |
23,23 |
41,07 |
29,80 |
364,36 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,09 |
0,04 |
0,02 |
-0,06 |
27,45 |
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. |
163,79 |
142,30 |
70,27 |
-93,52 |
42,90 |
Рентабельность продаж, % |
28,08 |
18,23 |
19,53 |
-8,55 |
69,55 |
В динамике наблюдается снижение стоимости основных средств предприятия на 1566 тыс. руб., на фоне увеличения объемов реализации это привело к значительному росту показателя фондоотдача с 11,27 до 41,07 руб./руб.
Численность работников предприятия по итогам за 2017 год составила 22 человека. В качестве положительного момента можно отметить рост производительности труда работников организации с 1846,21 в 2016 г. до 2886,14 тыс. руб./чел. в 2017 г., в целом производительность труда в ООО «АртСтория» возросла за исследуемый период на 56,33%.
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «АртСтория»
Состояние маркетинга на предприятии оценивается как «развивающийся маркетинг». Маркетинг, как функционирующая структура, пока не существует и не стал еще в полном смысле статусным подразделением, безусловная необходимость которого признана на предприятии всеми. Утверждению маркетинга на предприятии препятствуют внутренние проблемы: некачественные маркетинговые исследования и затянувшееся становление полноценной базы маркетинговых данных.
Решение вопросов оперативного маркетинга практически полностью возложено на самого руководителя. Таким образом, отсутствие маркетолога не дает возможности выполнять одну из основных задач маркетинга - маркетинговую поддержку сбыта.
Основными направлениями рекламной деятельности ООО «АртСтория» являются разработка рекламной стратегии и медиаплана, контроль за выполнением медиаплана, организация рекламы в СМИ, изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования спроса в стране и за рубежом, подготовка и издание каталогов фирмы, заказ сувенирной продукции, проведение пресс-конференций и других рекламных мероприятий. Эту работу выполняют специалисты отдела наружной рекламы, так как рекламного отдела на предприятии нет.
Специалисты отдела наружной рекламы ООО «АртСтория» при помощи СМИ готовит статьи и информацию для журналов, газет, радио, сценарии для рекламных роликов. ООО «АртСтория» редко использует рекламу на ТВ, так как использовать общефедеральные каналы как самые дорогие средства распространения информации нерентабельно для предприятия на данном этапе развития.
Отдел наружной рекламы ООО «АртСтория» осуществляет целенаправленную деятельность, обеспечивающую изучение рынка, подготовку выгодных предложений и успешную продажу продукции и услуг агентства.
В качестве основных средств рекламной деятельности, а так же методов продвижения своих услуг, используются следующие:
Интернет (сайт компании http://artstoria.ru/). Данный элемент продвижения является весьма значимым, поскольку:
- аудитория пользователей Интернета и аудитория потенциальных клиентов значительно пересекаются. Можно сказать, что подавляющее большинство клиентуры является пользователями Интернета;
- большинство клиентов перед покупкой много времени тратят на поиск информации в сети Интернет;
- это третий по важности канал получения информации о предприятии (после собственного опыта и рекомендаций).
В области Интернета используются следующие действия:
- обновление портала с разнообразной полезной информацией о предприятии, само наличие которого будет создавать поток посетителей;
- контекстная реклама на торговых площадках, с упором на следующие группы: общероссийские «поисковики» общей тематики (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.ru), общероссийские торговые порталы, региональные «поисковики» общей тематики.
Direct-mail. Так как ООО «АртСтория» за время существование на рынке обзавелось достаточно большой клиентской базой, для удобства работы с постоянными клиентами руководством было принято решение создать базу данных по каждому из клиентов. Использование данного инструмента продвижения товаров достаточно эффективно, т.к. появляется возможность быстрого оповещения клиентов о новых предложениях, о новинках, о скидках, акциях и т.д. При правильно составленных списках эффективность прямой почтовой рассылки достаточно высокая.
Наружная реклама (оформление самой точки продаж).
К наружной рекламе, как правило, относят: различные рекламные транспаранты, световые вывески, электронные табло и экраны, крышные установки, панно, кронштейны, маркизы, стендеры, перетяжки и др. Что касается данного имиджевого рекламного носителя, ООО «АртСтория» имеет световой короб при входе, подчеркивающий фирменный стиль.
Печатная продукция: ООО «АртСтория» дает рекламную информацию в специализированных журналах, таких как: «Время сделки», «Практика Рекламы», «Маркетинговые коммуникации», «Реклама. Теория и практика». Безусловным плюсом при рекламе в этих изданиях является их целевая направленность. Наличие каталогов и рекламной продукции в местах продаж: в офисе имеются каталоги по предлагаемым группам услуг; также имеются каталоги (в т.ч. на CD) для бесплатной раздачи клиентам.
Рекламный бюджет ООО «АртСтория» за 2017 год представлен в таблице 3.
Таблица 3
Бюджет рекламы ООО «АртСтория» за 2017 год
№ п/п |
Вид рекламы |
Стоимость, руб. |
Период проведения |
1 |
Информационный баннер |
25 000 |
07.01-12.01.17 |
2 |
Участие в выставке «Реклама-2017» |
10500 |
Май 2017 |
3 |
Изготовление рекламных листовок |
2750 |
Май 2017 |
4 |
Статья в газете «Центр +» |
5500 |
10.06. - 15.06. 17. 14.06. - 19.06. 17 |
5 |
Реклама в журнале «Практика Рекламы» |
2500 |
22.06 - 27.06.16 |
6 |
Реклама в журнале «Маркетинговые коммуникации» |
34 200 |
24.06. - 29.06. 17 11.07-16.07. 17 15.07. - 20.07. 17 |
7 |
Реклама в журнале «Потребитель» |
5700 |
29.07. - 03.08. 17 12.08. - 17.08. 17 18.10-23.10. 17 |
8 |
Статья в журнале «Реклама. Теория и практика» |
12000 |
15.10-19.10. 17 5.12-10.12. 17 |
Итого за 2017 год |
95 650,00 |
Рекламная стратегия строится по принципу усиления воздействия на целевую аудиторию. Пик мероприятий приходится на период, предшествующий сезону.
Так же было проведено дополнительное исследование на предмет выяснения, из каких источников клиенты узнали о компании ООО «АртСтория» и ее услугах. Согласно полученным ответам, клиенты узнали о компании с помощью:
- рекомендации знакомых – 45%;
- ресурсов Интернета - 20%;
- печатной продукции – 20%
- выставки – 10%
- наружной рекламы –5%.
Наглядно результаты опроса можно представить в виде диаграммы (рис. 4).
Рис. 4. Источники рекламной информации, из которых клиенты узнали об ООО «АртСтория»
В целом, для продвижения своих услуг агентство использует канал личной коммуникации, считая его наиболее действенным и эффективным при работе с корпоративным заказчиком. При этом ООО «АртСтория» использует наиболее качественный подход, учитывающий и удовлетворяющий персональные потребности каждого отдельного потребителя.
В ООО «АртСтория» существует система стимулирования сбыта, в соответствии с которой клиент, воспользовавшийся услугами агентства во второй раз получает 5% скидку, в третий раз - 10%, при обращении к услугам фирмы более чем три раза в дальнейшем скидка становится постоянной и её размер – 15%.
Резюмируя итоги изучения системы рекламных и маркетинговых коммуникаций в ООО «АртСтория», можно сделать вывод, что предприятие активно использует комплекс маркетинговых коммуникаций, но основным недостатком является отсутствие продуманной коммуникационной политики, неполное использование имеющихся возможностей. Для активизации продаж и оптимизации и финансово-экономических показателей деятельности ООО «АртСтория» необходимо активизировать рекламную и маркетинговую политику компании, разработать и осуществить ряд мероприятий по совершенствованию организации рекламной деятельности компании, а также разработать мероприятия в сфере Интернет-маркетинга. Создание эффективной коммуникационной политики позволит значительно улучшить деятельность рекламного агентства.
Для выявления особенности формирования существующего имиджа рекламного агентства ООО «АртСтория» рассмотрим его фирменный стиль, компоненты бренда, особенности восприятия бреда потребителями.
Имидж, исходящий от самого агентства, – это непосредственно то мнение, которое пытается сформировать о себе компания, тот имидж бренда, который компания пытается внедрить в общественное сознание. Для решения задачи проанализируем значение элементов бренда агентства.
1. Товарный знак: да, товарный знак зарегистрирован.
2. Графический товарный знак: в начертании товарного знака используется оригинальный разноцветный шрифт, легко читаем, не перегружен мелкими деталями, нет символических изображений.
3. Логотип: состоит из шрифтового написания названия компании, причем начертание логотипа компании приведено на английском языке (рисунок 5):
Рис. 5. Логотип компании ООО «АртСтория»
4. Слоган: «Просто профессионально!»
5. Фирменный блок: включает в себя логотип, и слоган агентства.
6. Фирменный цвет: вся рекламная продукция и логотип компании выполнены в сине-красном цвете.
7. Лицо фирмы: отсутствует. Более того, о данной фирме, ее сотрудниках и истории очень мало информации, несмотря на то, что компания эффективно работает на рынке Москвы.
8. Корпоративный герой: также отсутствует.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «АртСтория» позиционирует себя как профессиональное рекламное агентство, как команду профессионалов, знающих свое дело. Это заложено и в названии агентства, и в его слогане, и в рекламных обращениях.
В г. Москва огромное количество рекламных агентств, чаще всего это крупные известные агентства, такие как: «Russ Outdoor»; «Gallery»; «Алькасар» и многие другие.