Файл: Эффективный лидер и его команда (ООО «Водоснабжения»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления и лидерства в организации

1.1 Теоретико – методологические основы управленческой деятельности в организации

1.2 Руководство и власть, формы и способы ее реализации

1.3 Сущность и модели лидерства

Глава 2 Анализ лидерских качеств и стилевых особенностей поведения руководителей ООО «Водоснабжения», определение путей совершенствования управления с использованием моделей лидерства на данном предприятии

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Водоснабжения»

2.2 Оценка лидерских качеств и стилей управления руководителей ООО «Водоснабжения» с использованием различных моделей лидерства

2.3 Основные направления подготовки управленческого персонала и пути совершенствования управления в ООО «Водоснабжения»

Заключение

Список использованных источников

2. Основу управления организацией составляет власть, которая характеризуется возможностью влияния на поведение других лиц. В организации власть реализуется в двух видах: власть руководителя, уровень которой определяет степень зависимости поведения персонала от влияния руководителя, и власть персонала, определяемая зависимостью действий руководителя от характера интересов персонала. В зависимости от источников власти можно выделить пять основных ее форм: власть принуждения, власть вознаграждения, экспертная, эталонная, законная власть. Каждая форма власти имеет свои преимущества и недостатки и поэтому результативность их использования зависит от личных качеств, профессиональных знаний и умений руководителя.

3. Лидерство представляет собой тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Понятие менеджмента и лидерства не идентичны. Менеджмент основан на реализации формальных властных полномочий, в то время как лидерство является особенным типом отношений управления и основывается больше на процессе социального взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным и требует более высокого уровня взаимозависимости между его участниками. В отличие от менеджмента, который предполагает наличие подчиненных, лидерство основано на отношениях «лидер - последователь».

4. В настоящее время существуют различные модели лидерства, базирующиеся на различных теориях. Основными из них являются теория черт личности лидера, поведенческие и ситуационные теории лидерства. Наибольшее распространение в практике современного управления получили ситуационные модели лидерства, основными из которых являются ситуационная модель Фидлера, модель Митчелла и Хауса «путь - цель», модель жизненного цикла Херси и Бланшара, модель принятия решений руководителей Врума – Йетона. Каждой из этой модели рассматриваются определенные стили поведения лидера, выбор которых определяется конкретной ситуацией. Руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями управления, наиболее подходящими для конкретной ситуации. В связи с этим лидерство может рассматриваться как своего рода искусство, что и объясняет существование различных моделей лидерского поведения.

5. Особенности практического применения моделей лидерства были проанализированы на примере предприятия ООО «Водоснабжения», которое осуществляет свою деятельность в сфере пивоваренного производства. В настоящее время ООО «Водоснабжения» - это стабильно функционирующее предприятие, занимающее прочные позиции на рынке, способное обеспечить в процессе осуществления своей деятельности формирование положительного финансового результата. На предприятии создана линейно – функциональная структура управления, при этом доля руководителей составляет немногим более 9% от общей численности персонала. Профессионально – квалификационная структура работников аппарата управления на данном предприятии является достаточно высокой, что подтверждается значением коэффициента профессиональной перспективности, которое превышает средний уровень. Для оценки лидерских качеств руководителей ООО «Водоснабжения» было проведено их тестирование, по результатам которого был сделан вывод о том, что у 3 руководителей лидерские качества выражены сильно, у 13 руководителей наблюдается средняя выраженность лидерских качеств, а у 6 – слабая выраженность лидерских качеств. При этом более высокая выраженность лидерских качеств наблюдалась у руководителей верхнего уровня управления.


Для оценки стиля поведения руководителей ООО «Водоснабжения» и их соответствия управленческой ситуации, была использования ситуационная модель лидерства Фреда Фидлера. Проведение анкетирования руководителей на основе данной модели позволило сделать вывод о том, что большинство руководителей ООО «Водоснабжения» в настоящее время придерживаются стиля, ориентированного на задачу. Это подтверждается тем, что средний индекс предполагаемого подобия (ASO) выше по деловым качествам, чем по личным. Средний показатель LPC по деловым качествам, напротив, ниже, чем по личным. Это означает, что руководители исследуемого предприятия менее склонны работать с сотрудниками с низкими деловыми качествами, в то время как личные качества являются для них менее важными. При более детальном анализе показателей модели Фидлера, были определены установки, которыми в своем поведении руководствуются руководители, и которые определяют его стилевые особенности. При этом были получены следующие результаты: активно – положительная установка свойственна 5 сотрудникам аппарата управления, функциональная установка – 2 сотрудникам, нейтральная установка - 9 сотрудникам, ситуативная установка – 2 сотрудникам, отрицательная установка - 5 сотрудникам.

Применимость определенного стиля поведения в соответствии с моделью Фидлера определяется конкретной ситуацией. Для определения типа ситуации, исследуемым руководителям было предложено оценить по 5-балльной шкале характер взаимоотношений с подчиненными, силу позиции лидера и степень структурированности задачи. Полученная схема ситуации свидетельствует о том, что она характеризуется хорошими взаимоотношениями с коллективом, но при этом недостаточно сильной позицией лидера и слабой структурированностью задачи. В этой ситуации более целесообразным становится использование стиля управления, ориентированного на подчиненных, в то же время не у всех руководителей ООО «Водоснабжения» он выражен достаточно сильно. В связи с этим совершенствование управления в ООО «Водоснабжения» должно осуществляться по следующим направлениям:

1) подготовка управленческого персонала;

2) вовлечение подчиненных в процесс принятия решений;

3) поиск возможностей улучшения управленческой ситуации

В работе была предложена программа развития лидерских качеств руководителей исследуемого предприятия. Расчеты показали, что затраты на ее реализацию составят 5380 рублей в расчете на 1 работника. По результатам проведенного исследования был определен состав руководителей, которые нуждаются в прохождении дополнительного обучения, и их общая численность, с учетом которой была определена общая сумма расходов на обучение руководителей. Она составила 31100 рублей.


Помимо дополнительного обучения сотрудников аппарата управления предприятию также рекомендуется реализовать следующие мероприятия:

1. Провести оценку специалистов и руководителей нижних уровней управления с целью определения тех из них, которые могут быть зачислены в кадровый резерв, разработать программу подготовки персонала, находящегося в кадровом резерве, а также программу индивидуального развития для каждого резервиста;

2. Ежемесячно проводить круглые столы с участием функциональных руководителей и специалистов по определенной проблеме в зависимости от ее характера и области распространения. Это позволит учесть мнение подчиненных относительно возможных путей ее решения.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об акционерных обществах"//Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1
  2. Алекссевский, В.С. Введение в специальность «Менеджмент организации» [текст]: Учебник/ В.С. Алексеевский, Э.М. Коротков. – М.: Юнити – Дана, 2012. – 250 с. – ISBN 5-238-00700-0
  3. Беляцкий, Н.П. Менеджмент. Основы лидерства.[Текст] / Н.П. Беляцкий. – Минск: Новое знание, 2006.- 268 с. - ISBN 985-484-318-1
  4. Богач, А.Д. Лидерство и руководство, развитие управленческих компетенций [текст]: Учебное пособие/ А.Д. Богач, Г.В. Новикова. – СПб.: БХВ – Петербург, 2013. – 244 с. - ISBN 978-5-9775-3502-1
  5. Бодди, Д. Основы менеджмента. Европейское издание [текст]/ Д. Бодди, Р. Пэйтон; пер. с англ.– СПб.: Питер, 2002. – 816 с. - ISBN  5-8046-0127-X, 0-13-257098-X
  6. Веснин, В.Р. Теория организации и организационного поведения [текст]: Учебник/ В.Р. Веснин. – М: Проспект, 2012. – 470 с. - ISBN 978-5-392-13487-8
  7. Виханский, О.С. Менеджмент [текст]: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2006. – 672 с. -  5-98118-131-1
  8. Волкова, М.Ю. Стиль руководства и эффективность работы организации/ М.Ю. Волкова// Компетентность. – 2012. - №2 [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.asms.ru
  9. Гриндберг, Дж. Организационное поведение. От теории к практике [текст]/ Дж. Гриндберг, Р. Бэйрон. – М.: Дело, 2004. – 880 с. - ISBN 0-13-066491-Х
  10. Дафт, Р. Менеджмент [текст]/ Р. Дафт. 6-е изд. перераб. и доп. Пер. с англ.– СПб.: Питер, 2007. – 864 с. - ISBN   978-5-94723-014-7
  11. Евтихов, О.В. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика [текст]: Учебное пособие./ О.В. Евтихов. – М.: Инфра – М, 2007.- 240 с. - ISBN 5-9268-0585-6
  12. Исаев, Р.А. Основы менеджмента [текст]: Учебное пособие/ Р.А. Исаев. – М.: Дашков и К, 2010. – 264 с. – ISBN 978-5-394-00773-6
  13. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [текст]: Учебное пособие/ Н.И. Кабушкин.6-е издание стереотип. – Мн.: Новое знание, 2004. – 336 с. ISBN – 985-6516-78-1
  14. Клементьев, Д.С. Социология управления [текст]: Учебник/ Д.С.Клементьев. – М,: Издательство МГУ, 240 с. – ISBN 978-5-211-05335-9
  15. Копылов, А.Ф. Лидерство, доминирование, контроль [текст]: Учебное пособие/ А.Ф. Копылов. – М.: Грифон, 2013. – 244 с. - ISBN 978-5-98862-131-7
  16. Кочеткова, А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование [текст]: Учебник/ А.И. Кочеткова. – М.: Дело, 2008. – 944 с. - ISBN 978-5-7749-0503-4
  17. Краченко, А.И. Социология управления [текст]: Учебник/ А.И. Кравченко, О.И. Тюрина. – М.: Академический проект, Деловая книга, 2008 – 992 с. - SBN 978-5-8291-0926-4
  18. Лютенс, Ф. Организационное поведение [текст]/ Ф. Лютенс. – М.: Инфра – М., 2001. – 692 с. - ISBN 5-86225-899-X
  19. Менеджмент [текст]: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. М.Л. Разу. - 2-е изд., стер. — М. : КНОР УС, 2012. — 320 с. —ISBN 978-5-406-01748-7
  20. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [текст]/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; 3-е изд. – М.: Вильямс, 2007. – 672 с. - ISBN   978-5-8459-1060-8
  21. Мильнер, Б.З. Теория организаций [текст]: Учебник/ Б.З. Мильнер. – М.: Инфра – М, 2010. – 864 с. - ISBN 978-5-16-004038-7
  22. Оксинойд, К.Э. Организационное поведение [текст]/ К.Э. Оксинойд. – М.: КноРус, 2009. – 480 с. - ISBN 978-5-390-00194-3
  23. Основы менеджмента [текст]: Учебник для вузов/ Под ред. Д.Д. Вачугова. 2-е изд. перараб. и доп.. – М.: Высшая школа, 2005. – 376 с. – ISBN 5-06-003762-02
  24. Основы менеджмента [текст]: Учебник для вузов/ под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити – Дана, 2012. – 271 с. – ISBN 5-238-01061-3
  25. Никуленко, Т.Г. Организационное поведение [текст]: Учебник/ Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 416 с. - ISBN 5-222-09474-X
  26. Понуждаев Э.А. Менеджмент [текст]: Учебное пособие/ Э.А. Понуждаев. – М.: ИМЭС, 2010. – 204 с. - ISBN 5-248-36842-02
  27. Попов, С.Г. Организационное поведение [текст]: Учебное пособие/ С.Г. Попов. – М.: Ось-89, 2007. – 212 с. - ISBN 978-5-98534-641-1
  28. Роббинз, С.П. Основы организационного поведения [текст]/ С.П. Роббинз. – М.: Вильямс, 2005. – 448 с. - ISBN 5-8459-0883-3
  29. Селезнева, Е.В. Лидерство [текст]: Учебник/ Е.В. Селезнева. М.: Юрайт, 2014. – 430 с.- ISBN 978-5-9916-3128-0
  30. Семенов, А.К. Основы менеджмента [текст]: Учебник/ А.К.Семенов, В.И. Набоков. 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 556 с. – ISBN 978-5-91131-422-4
  31. Семиков, В.Л. Организационное поведение руководителя [текст]: Учебное пособие/ В.Л.Семиков. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2004. – 224 с. - ISBN 5-8291-0409-1
  32. Сергеев А.М. Организационное поведение [текст]: Учебное пособие/ А.М. Сергеев. – М.: Академия, 2011. – 288 с. - ISBN 978-5-7695-8547-0
  33. Соколова, М.И. Организационное поведение. Управление поведением людей в организации [текст]: Учебное пособие/ М.И. Соколова. – М.: Проспект, 2011. – 272 с. - ISBN 978-5-392-02354-7
  34. Спивак, В.А. Лидерство [текст]: Учебник/ В.А. Спивак. – М.: Юрайт, 2013. – 394 с. - ISBN 978-5-9916-3522-6
  35. Теория организации и организационное поведение [текст]: Учебник/ Под ред. Г.Р. Литфуллина, О.Н. Громовой, А.В. Райченко. – М.: Юрайт, 2013. – 450 с. - ISBN 978-5-9916-2918-8
  36. Тихонов, А.В. Социология управления [текст]: Учебник/ А.В. Тихонов. – М.: Инфра-М, 2007. – 472 с. – ISBN 978-5-88373-153-1
  37. Филанович, С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера [текст]: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9/ С.Р. Филанович. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 288 с. - ISBN 5-7320-0841-1
  38. Харченко, К.В. Социология управления. От теории к технологии [текст]: Учебник/ К.В. Харченко. – М.: Инфра – М, 2008. – 260 с. - ISBN 978-5-86295-156-1
  39. Шапиро, С.А. Организационное поведение [текст]: Учебное пособие/ С.А. Шапиро. – М.: КноРус, 2011. – 352 с. - ISBN 978-5-406-01287-1
  40. Шейнов, В.П. Психология лидерства, влияния и власти [текст]: Учебник/ В.П. Шейнов. – М.: Инфра – М, 2010. – 992 с - ISBN 978-985-16-4951-4
  41. Экономический словарь [текст]: Под ред. А.И. Архипова. – М.: Инфра – М, 2013. – 672 с. - ISBN 978-5-392-12328-5