Файл: Эффективный лидер и его команда (ООО «Водоснабжения»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления и лидерства в организации
1.1 Теоретико – методологические основы управленческой деятельности в организации
1.2 Руководство и власть, формы и способы ее реализации
1.3 Сущность и модели лидерства
Данные таблицы указывают на то, что большинство руководителей ООО «Водоснабжения» в настоящее время придерживаются стиля, ориентированного на задачу. Это подтверждается тем, что средний индекс предполагаемого подобия (ASO) выше по деловым качествам, чем по личным. Средний показатель LPC по деловым качествам, напротив, ниже, чем по личным. Это означает, что руководители исследуемого предприятия менее склонны работать с сотрудниками с низкими деловыми качествами, в то время как личные качества являются для них менее важными.
В то же время при более детальном анализе индивидуальных данных можно сделать вывод о том, что направленность руководителей ООО «Водоснабжения» не является однородной. В частности у двух руководителей (начальник пивного цеха и начальник отдела продаж) была выявлена преимущественная ориентированность на работников, так как показатели ASO по личным качествам у этих руководителей выше, чем по деловым.
Для более детального анализа выявленных установок был проведен более детальный анализ показателей ASO и LPC, и в частности установлены интервалы, позволяющие установить их высокое, низкое и среднее значение. На основе интервалов в свою очередь были определены соответствующие типы установок
Таблица 11
Типы установок по методике Ф. Фидлера
№ п/п |
Тип установки |
Диапазон значения показателей |
|
ASO |
LPC |
||
1 |
Активно – положительный |
20-21 |
1,8-1,9 |
2 |
Функциональный |
21-22 |
1,9-2,0 |
3 |
Нейтральный |
16-17 |
2,0-2,1 |
4 |
Ситуативный |
18-19 |
1,8-1,9 |
5 |
Отрицательный |
19-20 |
1,6-1,7 |
* таблица составлена по результатам опроса
На основе данных таблицы 7 был произведен расчет числа руководителей, придерживающихся того или иного типа установок. В итоге были получены следующие результаты:
- Активно – положительная установка – 5 человек;
- Функциональная установка – 2 человека;
- Нейтральная установка – 9 человек;
- Ситуативная установка – 2 человека;
- Отрицательная – 5 человек
Типы установок, которых придерживаются руководители в разрезе отдельных должностей, приведены в Приложении Л.
Обобщая данные таблиц 7-8, можно отметить следующее. Наиболее высокие значения показателей ASO имеют место в группах руководителей с функциональным типом установок. Эти руководители ориентированы на качество выполнения своими подчиненными определенных функций, в то время как человеческая ориентация у данных руководителей является достаточно низкой. Для руководителей с отрицательной установкой характерно наиболее низкое значение показателя LPC, характеризующего оценку наименее предпочитаемого члена группы. Минимальные значения ASO и максимальная величина LPC отмечены в группе руководителей не с активным положительным типом установки, как можно было бы предполагать, а с нейтральным.
Таким образом, у руководителей с отрицательной и функциональной установкой в большей степени выражен направленность на решение задачи. Численность этих руководителей составила 7 человек. У руководителей, придерживающихся активно – положительной и ситуативной установки (7 человек) в большей степени выражена ориентированность на подчиненных. 9 руководителей ООО «Водоснабжения» придерживаются нейтральной позиции.
Как уже отмечалось в теоретической части работы, ни один стиль лидерства не может считаться хорошим или плохим, он применим только по отношению к конкретной ситуации. Стили управления, ориентированные на задачу, наиболее целесообразно использовать в крайне неблагоприятных и крайне неблагоприятных ситуациях, в то время как стиль, ориентированный на подчиненных, целесообразно применять в ситуациях, умеренно – благоприятных. Для определения типа ситуации, исследуемым руководителям было предложено оценить по 5-балльной шкале характер взаимоотношений с подчиненными, силу позиции лидера и степень структурированности задачи. При этом был установлен следующий диапазон значение:
Взаимоотношения с коллективом:
0-2,5 балла - плохие;
2,6-5 баллов – хорошие;
Сила позиции лидера:
0 – 2,5 балла – слабая;
2,6-5 баллов – сильная;
Степень структурированности задачи:
0 – 2,5 балла – высокая;
2,6-5 баллов – низкая;
По результатам опроса исследуемых руководителей, и расчета средних значений исследуемых показателей были получены следующие их значения:
Взаимоотношения с коллективом – 3,25 баллов; (хорошие)
Сила позиции лидера – 2,44 (слабая);
Степень структурированности задачи – 2,40 (низкая)
Таким образом, получаем следующую схему ситуации, в которой в настоящее время осуществляется управление в ООО «Водоснабжения»
Взаимоотношения с коллективом |
Сила позиции лидера |
Степень структурированности задачи |
Хорошие |
Слабая |
Низкая |
Таким образом, рассматриваемая ситуация характеризуется средней степенью благоприятствования. Это в свою очередь требует усиления ориентированности руководителей на отношения с подчиненными, с одной стороны, а также улучшения ситуации, в которой в настоящее время осуществляется управление – с другой стороны. На решение данных проблем направлены рекомендации, сформулированные в следующем параграфе бакалаврской работы.
2.3 Основные направления подготовки управленческого персонала и пути совершенствования управления в ООО «Водоснабжения»
Результаты исследования, проведенные в предыдущем параграфе бакалаврской работе по модели Ф. Фидлера, позволили сделать вывод о неполном соответствии стиля управления отдельных руководителей организации текущей ситуации, в которой осуществляется управление. Также дополнительно проведенное исследование показало, что несмотря на достаточно высокий квалификационный уровень работников аппарата управления ООО «Водоснабжения», подтвержденный высоким значением коэффициента профессиональной перспективности, у 41% руководителей предприятия наблюдается сильная и слабая выраженность лидерских качеств, при этом наиболее явно данная ситуация проявляется на среднем нижнем уровне управления.
В сложившихся условиях совершенствование управления в ООО «Водоснабжения» должно осуществляться по следующим направлениям:
1) подготовка управленческого персонала;
2) вовлечение подчиненных в процесс принятия решений;
3) поиск возможностей улучшения управленческой ситуации
Рассмотрим каждое из этих направлений совершенствования управления в ООО «Водоснабжения» более подробно.
Результаты исследования, проведенного в предыдущих параграфах бакалаврской работы, указывают на необходимость подготовки управленческого персонала по нескольким направлениям и их персонификацию. С учетом сложившееся на предприятии ситуации, данная подготовка должны быть реализована по двум направлениям:
- формирование и развитие лидерских качеств;
- повышение степени демократизации управления, привлечение на консультативной основе работников организации к управлению
Рекомендуемые программы подготовки по каждому из указанных выше направлений представлены в таблицах 12,13
Таблица 12
Рекомендуемая программа подготовки по развитию лидерских качеств руководителей ООО «Водоснабжения»*
Тема |
Способ обучения |
Оценка результативности |
Практическое применение |
«Модели и стили лидерства» |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
Тест: «Модели и стили лидерства», отчет по формированию стиля управления на основе конкретной модели |
Утверждение разработанных отчетов высшим руководством |
«Имидж лидера и психология лидерского поведения» |
Корпоративный тренинг |
Анкета слушателей с оценкой того, что они узнали. Отчет со стороны тренера об уровне взаимодействия руководителей с подчиненными и степени развития навыков лидерского поведения. |
По окончании года оценка использования полученных знаний через: а) оценку микроклимата в возглавляемых подразделениях; б) оценка лидерских качеств руководителя подчиненными. |
«Навыки лидерства» |
|||
«Лидер и коммуникации» |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
Тест «Лидер и коммуникации», разработка программы по совершенствованию коммуникации и документооборота в возглавляемом подразделении |
Утверждение программ вышестоящим руководством |
Лидер и работа команды |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
Тест «Эффективные методы и мотивация командной работы» |
Оценка морально – психологического климата в возглавляемом подразделении, коллективная оценка руководителя |
Эффективность лидерских качеств и навыки эффективного управления |
Корпоративный тренинг |
Оценка динамики результатов деятельности возглавляемого подразделения |
Решение о деловой карьере в данной организации |
Рекомендуемые программы были разработаны на основе анализа предложений тренинговых агентств. В частности тренинги по развитию лидерских качеств осуществляются тренинговым агентством ООО «Evenda group», а тренинги по развитию навыков коллективного принятия решений – тренинговым агентством ООО «AXA Management Consulting». Продолжительность первого курса составляет 6 недель (тренинги проводятся 1 раз в неделю), продолжительность второго курса составляет 3 недели (тренинги проводятся 1 раз в неделю).
Таблица 13
Программа развития навыков коллективного принятия решений руководителей и подчиненных
Тема |
Способ обучения |
Оценка результативности |
Практическое применение |
«Формирование навыков принятия коллективных решений» |
Корпоративный тренинг |
Разработка решения по развитию возглавляемого подразделения |
Реализация и анализ результатов реализованного решения |
«Особенности team-bulding-а» |
Корпоративный тренинг |
Анализ результатов работы команды |
Решение об изменении методов и структуры управления командой |
«Распределение ресурсов в группе» |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
Оценка степени удовлетворенности группы в ресурсах и реализации решений |
Принятие решений по ресурсному обеспечению группы |
Количество и список работников аппарата управления, которые должны принять участие в программах обучения, были определены по результатам тестирования и анкетирования работников, результаты которого уже были рассмотрены ранее. В частности в тренинге по развитию лидерских качеств должны участвовать: начальник планово- экономического отдела, главный бухгалтер, начальник отдела управления человеческими ресурсами, начальник отдела маркетинга, зав. лабораторией. У этих руководителей лидерские качества выражены слабо. Общее число руководителей, которые должны пройти обучение по данному направлению составляет 5 человек. Тогда расходы на обучение составят
5*3280 = 16400 рублей
В программе развития навыков коллективного принятия решений должны принять участие те руководители, для которых характерно преобладание функциональных и отрицательных установок. Их число составляет 7 человек. Таким образом, затраты по данному направлению обучения составят:
7*2100 рублей = 14700 рублей.
Таким образом, общая сумма затрат на обучение персонала составит 31100 рублей (16400+14700).
В процессе анализа структуры работников аппарата управления ООО «Водоснабжения» было акцентировано внимание на то, что достаточно большая доля руководителей старше 50 лет (27%). Отсюда возникает необходимость привлечения к управлению более молодых руководителей. Однако, как показали исследования, систематические работы по подготовки резерва руководящих кадров на предприятии не реализуются. В связи с этим предприятию также рекомендуется провести оценку специалистов и руководителей нижних уровней управления с целью определения тех из них, которые могут быть зачислены в кадровый резерв, разработать программу подготовки персонала, находящегося в кадровом резерве, а также программу индивидуального развития для каждого резервиста.
Для обеспечения вовлечения подчиненных в процесс принятия решений предприятию рекомендуется ежемесячно проводить так называемые круглые столы с участием функциональных руководителей и специалистов по определенной проблеме в зависимости от ее характера и области распространения. Это позволит учесть мнение подчиненных относительно возможных путей ее решения. Данная мера также позволит усилить структурированность задачи, так как при участии в подчиненных в принятии решений, цели, которые должны быть достигнуты в процессе их достижения, станут для подчиненных более ясными, кроме того, они смогут участвовать в выборе средств достижения целей.
Таким образом, мероприятия по развитию лидерских качеств руководителей ООО «Водоснабжения» должны носить комплексный характер и обеспечить адаптацию стиля поведения руководителей к конкретной ситуации, в которой осуществляется управление.
Заключение
Анализ теоретических основ управленческой деятельности и особенностей их практического применения, позволяет сформулировать в заключении работы следующие выводы и рекомендации:
1. Управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Оно является функцией любых организованных систем, в том числе и социально – экономических, к которым можно отнести и организацию. Управление современными организациями осуществляется на принципах менеджмента. Менеджмент – это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов. Основными элементами менеджмента выступают система, процессы, цели, принципы и методы управления. Система управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы. Функции управления необходимо рассматривать как конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, отражающими организацию работы определенного направления. Цели управления состоят в возможности достижение желаемого состояния организационной системы, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего. Основным условием достижения целей управления является соблюдение его базовых принципов, характеризующих общие закономерности, в рамках которых реализуются связи и отношения между различными структурами и элементами управленческой системы. Они обеспечивают эффективное применение методов управления, которые представляют собой способы воздействия субъекта на объект управления.