Файл: Эффективный лидер и его команда (ООО «Водоснабжения»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления и лидерства в организации
1.1 Теоретико – методологические основы управленческой деятельности в организации
1.2 Руководство и власть, формы и способы ее реализации
1.3 Сущность и модели лидерства
* таблица выполнена на основе источника [13]
Сами по себе функции управления не имеют самостоятельного, абсолютного значения. Их необходимо рассматривать постольку, поскольку они используются для достижения основных целей управления. Сфера применения основных управленческих функций охватывает не только производственную деятельность, но и научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы, сбыт, финансы, коммуникации, трудовые ресурсы, а также другие функциональные области деятельности организации, направленные на достижение поставленных целей. Все рассмотренные функции тесно взаимосвязаны между собой и образуют цикл управленческой деятельности, которые показаны на рисунке 2
Рисунок 2. Управленческий цикл [19, с. 36]
Из данного рисунка следует, что функции управления проявляются наиболее полно в условиях системного подхода к организации, применения целевого управления, которое позволяет отслеживать результаты на каждом этапе выполнения определенной управленческой функции и корректировать выявленные отклонения от намеченных значений.
Как уже отмечалось, выполнение управленческих функций направлено на достижение основных целей управления, которые могут рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле цель управления может быть сформулирована как достижение желаемого состояния организационной системы, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего. В узком смысле основная цель управления состоит в обеспечении экономической и социальной эффективности функционирования системы управления. Данные цели могут быть еще более детализированы в системе разнообразных управленческих задач, к которым в специальной литературе относятся следующие [23, с.38]:
- Организация производства товаров и услуг с учетом потребностей рынка;
- Обеспечение стабильности предприятия на рынке;
- Постоянный поиск и освоение новых рынков;
- Стимулирование персонала;
- Разработка стратегии развития организации;
- Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- Повышение квалификации работников;
- Создание в коллективе атмосферы творческой активности.
Решение данных задач возможно только при условии достижения базовых принципов управления. Принципы менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи и отношения между различными структурами и элементами управленческой системы [23, с.42]. Впервые принципы управления были сформулированы классиком управленческой мысли А. Файолем. Их состав и характеристика представлены в Приложении В. В современной теории управления в качестве основных рассматриваются три принципа управления:
- Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
- Принцип оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности управления;
- Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности
Первый принцип связан с распределением полномочий по принятию управленческих решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным считается такое распределение полномочий, при котором централизованно принимаются решения, связанные с определением основных направлений развития организации, ее целей и стратегии, а децентрализовано – решения, связанные с оперативным управлением
Принцип оптимальной децентрализации в свою очередь предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений и его персональной ответственности за порученные задания [24, с.26]. Коллегиальность – это выработка коллективного решения на основе мнения руководителей различного уровня управления и исполнителей конкретных решений с сохранением права принятия окончательного решения за конкретным руководителем [24, с.26].
Другим важным принципом управления является принцип сочетания прав и ответственности. Необходимость в соблюдении данного принципа обусловлена особенностями управленческого взаимодействия. Как правило, в процессе выполнения основных управленческих функций менеджеры одного уровня как правило осуществляют взаимодействие на уровень вверх или вниз. При этом каждый подчиненный должен выполнять поставленные перед ним задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Важным фактором при этом является взаимопонимание и общность цели.
Важнейшим элементом управления организации являются методы его осуществления. Метод управления в теории менеджмента рассматривается как принципиальные качественные особенности воздействия субъекта на объект управления в процессе организации и осуществления трудовой деятельности. Традиционно в теории управления выделяют три основных метода: административный, экономический и социально – психологический. Административные методы управления основываются на властной мотивации, подчинению закону, правопорядку, старшему по должности. Такая мотивация в управлении имеет достаточно большую роль, так как обеспечивает четкое распределение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, значительно упрощает реализацию функции контроля. Однако практика управления во многих успешных компаниях показала, что применение только материальных и властных мотиваций не способно в полной мере мобилизовать творческую активность персонала, что является необходимым условием решения сложных задач.
Экономические методы управления основаны на материальной мотивации путем экономического вознаграждения работников за результаты работы. Экономические методы могут быть эффективно использованы только при условии формирования плана работы и контроля за его выполнением, а также при наличии на предприятии рациональной системы оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций при несоответствии количества и качества труда запланированным показателям.
Для того чтобы обеспечить максимальную эффективность управления использования только экономических и распорядительных мотиваций недостаточно, в связи с этим они должны быть дополнены социально – психологическими методами управления. С помощью этих методов влияние оказывается преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Результат от использования этих методов не всегда очевидны, но всегда значимы в процессе управления.
Более детальная характеристика рассмотренных выше методов представлена в Приложении Г. Необходимо отметить, что данные методы тесно взаимосвязаны между собой, они обеспечивают комплексное воздействие на мотивы работников, формируя организационное поведение, направленное на достижение поставленных целей.
Таким образом, анализ основных элементов управления указывает на их тесную взаимосвязь. Это значит, что только при четком определении целей и задач, соблюдении принципов управления, использовании при выполнении основных управленческих функций современных методов управления позволит обеспечить эффективное управление, направленное на достижение поставленных целей.
1.2 Руководство и власть, формы и способы ее реализации
С понятием управления, рассмотренного в предыдущем параграфе бакалаврской работы, тесно связано понятие власти. Управление не существует без реальной власти, также как не может быть и власти, не подкрепленной умелым управлением. Именно благодаря власти обеспечивается воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленных целей. Управление не может быть эффективным и не способно обеспечить достижение поставленных результатов при отсутствии рационально построенной структуры управления и четкого разделения функций. Данные задачи могут быть решены только при условии осуществления совместной деятельности руководителей, наделенных властью, и их подчиненных по выполнению поставленной общей задачи.
Согласно общепринятому в теории управления определению власть – это возможность влияния на поведение других лиц [22, с.116]. В свою очередь влияние необходимо рассматривать как изменение менеджером поведения работников в результате взаимодействия с ним. Таким образом, власть – это рычаг воздействия на поведение человека, а влияние – итог, результат этого воздействия.
Механизм управленческого влияния в организации показан на рисунке 3
Тип власти, используемый руководителем
Влияние на потребности подчиненного
Поведение подчиненного и его последствия
Попытка влияния руководителя
Представление и ожидание последствий желаемого поведения подчиненного
Ценность последствий поведения подчиенного
Рисунок 3. Модель влияния руководителя на подчиненного [6, с. 226]
Данный рисунок свидетельствует о сложности объекта влияния в организации, в качестве которого выступает не человек вообще, а его ценности, мотивы, интересы, которые определяют его поведение и особенности взаимодействия с другими членами организации.
Существуют и другие определения понятия власти. Так, например, О.В. Евтихов определяет власть как атрибут совместной деятельности людей в форме такого сотрудничества, когда отдельные члены коллектива наделяются правами и полномочиями определять действия других [11, с. 84]. При этом правами и полномочиями могут быть наделены разные лица, в связи с этим в теории управления различают два основных вида власти:
1) власть руководителя, уровень которой определяет степень зависимости поведения персонала от влияния руководителя;
2) власть персонала, определяемая зависимостью действий руководителя от характера интересов персонала.
Основным фактором, обуславливающим власть руководителя, является возможность его влияния на мотивы трудовой деятельности своих подчиненных с использованием различных методов. Что касается власти подчиненных, то она может быть обусловлена следующими обстоятельствами [11, с.85]:
- Наличие у персонала необходимой руководству информации;
- Сильная позиция группы, коллектива, которая позволяет оказывать сопротивление руководителю;
- Наличие в организации неформальных лидеров.
Таким образом, возможности реализации власти в организации существуют как у руководителей, так и у подчиненных, что требует достижения определенного баланса власти между ними. В свою очередь взаимная зависимость руководителей и подчиненных указывает на существование двух ее основных видах: формальная и реальная власть. Формальная власть обусловлена должностью, занимаемой человеком в организации, а не его личными качествами. Реальная власть, напротив, основана на авторитете и поэтому обусловлена местом лица, котором она принадлежит, как в формальной, так и неформальной системе отношений. В свою очередь различные виды власти реализуются в разных формах. В соответствии с наиболее распространенной классификацией выделяют 5 основных форм власти:
- Власть, основанная на принуждении;
- Власть, основанная на вознаграждении;
- Экспертная власть;
- Эталонная власть (власть примера);
- Законная (традиционная) власть
Проведем более детальный анализ каждой из перечисленных выше форм власти.
Власть, основанная на принуждении, базируется на страхе наказания. По мнению подчиненного, руководитель может препятствовать удовлетворению каких – либо его потребностей, и поэтому во избежание этой ситуации, он должен выполнять все его распоряжения. Данная форма власти имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. К сильным ее сторонам относится возможность быстрого достижения результата. К недостаткам власти, основанной на принуждении, можно отнести высокие расходы на управление, обусловленные необходимостью формирования жесткой системы контроля, высокая текучесть кадров, приводящая к снижению качества трудовых ресурсов в организации, отсутствие высоких требований к профессиональной квалификации руководителя. Главный недостаток данной формы власти состоит в том, что она ограничивает инициативу подчиненных, что ограничивает возможности организации решать сложные задачи. Более того, руководитель, использующий такую форму власти не всегда знает реальное положение дел в организации, так как подчиненные склонны ограничивать поступающую к нему информацию о результатах своей работы.
Основу власти, основанной на вознаграждении, составляют поощрения, которые получают подчиненные за соответствующее выполнение конкретного задания или, наоборот, лишаются такого вознаграждения. В то же время для того чтобы влияние, оказываемое через данную форму власти, было существенным, вознаграждение должно быть важным для подчиненных. Также как и предыдущая, данная форма власти имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам данной формы власти необходимо отнести то, что она побуждает персонал к эффективной работе, стимулирует творческое развитие личности, формирует у подчиненных положительные установки относительно личности менеджера. В то же время эффективное использование данной формы власти возможно только при условии достаточно высокой квалификации руководителя, которая позволяет ему правильно распознавать мотивы поведения подчиненных, а также достаточности ресурсов для поощрения подчиненных.
Основу экспертной власти составляет уверенность подчиненных в том, что знания руководителя могут быть полезны не только в процессе принятия управленческих решений, но и для решения ими своих личных проблем. Сила экспертной власти определяется уровнем знаний и компетентности руководителя, в то же время, чем более специализированными являются эти знания, тем меньше у руководителя возможностей применять такую власть. Преимущество данной формы власти состоит в том, что она обеспечивает четкую профессиональную ответственность менеджера, и кроме того, позволяет использовать труд менее квалифицированных, а значит и менее оплачиваемых работников. В то же время данная форма власти является менее устойчивой во времени, требует от руководителей высоких профессиональных знаний и, как правило, достигается очень медленно.