Файл: Эффективный лидер и его команда (ООО «Водоснабжения»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления и лидерства в организации

1.1 Теоретико – методологические основы управленческой деятельности в организации

1.2 Руководство и власть, формы и способы ее реализации

1.3 Сущность и модели лидерства

Глава 2 Анализ лидерских качеств и стилевых особенностей поведения руководителей ООО «Водоснабжения», определение путей совершенствования управления с использованием моделей лидерства на данном предприятии

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Водоснабжения»

2.2 Оценка лидерских качеств и стилей управления руководителей ООО «Водоснабжения» с использованием различных моделей лидерства

2.3 Основные направления подготовки управленческого персонала и пути совершенствования управления в ООО «Водоснабжения»

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современные условия диктуют радикальное изменение роли человека в системе управления организации. Он перестаёт быть частью технологического процесса, и превращается в важнейший ресурс организации. Поэтому приоритетной задачей управления становится обеспечение условий для наиболее полного раскрытия возможностей человека и получения максимальной трудовой отдачи в соответствии с условиями сегодняшнего дня и стратегией организации. Решение данной задачи выдвигает требования изучения личностных качеств и компетентности руководителей, обеспечивающих успешное существование организаций.

Современные производственные отношения, возрастающий образовательный и профессиональный потенциал работников предопределили широкое применение в системе управления персоналом социальных технологий. Одним из основных путей решения управленческих проблем является разработка и реализация лидерства как социальной технологии, направленной на развитие человеческого капитала и регулирование социально-трудовых отношений.

Феномен лидерства – специфическое явление, интерес к которому возник еще в глубокой древности и на протяжении многих веков волновал многих исследователей. В настоящее время в связи с повышенным интересом к исследованию психологических аспектов управления, «руководство» и «лидерство» в управлении выступают предметом изучения в отечественных и зарубежных работах.

Лидерство встречается везде, где есть устойчивое объединение людей, и является важнейшим компонентом эффективного руководства. В настоящее время значимость лидерства для управления организациями очень велика, так как лидер должен направлять групповую энергию на решение организационных целей, воздействовать на членов группы, побуждать их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт.

Рост значения лидерства в современных организациях определяет растущее внимание к его основным моделям. Актуальность проблемы моделирования лидерского поведения в настоящее время достаточно высока. Это объясняется тем, что благодаря использованию таких моделей, у организации появляется возможность определения основных путей повышения эффективности лидерства. На практике это реализуется в разработке и реализации программ подготовки формирования и развития персонала и прежде всего сотрудников аппарата управления, в поиске новых эффективных форм взаимодействия руководителей и подчиненных.


Проблема лидерства и моделирования лидерского поведения стала исследоваться в 40-50 гг. ХХ века. В этот период времени стали формироваться поведенческие теории лидерства, развитию которых посвятили свои работы такие авторы, как У.Беннис и Б.Нанус, Р.Блейк, Ж.Блондель, Р.Лайкерт, Дж.Моутон. Дальнейшее развитие теорий и моделей лидерства связано появлением поведенческого подхода, раскрытого в работах таких авторов П. Друкер, Р. Стоггдил, К. Левин и других.

Проблемы лидерства на современном этапе их исследования раскрыты в работах российских авторов, среди которых следует выделить О.С. Виханского, А.И. Наумова, Р.С. Филонович, В.П. Шейнов, Е.В. Селезнева, В.А. Спивак, Е.Б. Евтихов и другие. В то же время комплексное исследование моделей лидерства, особенностей лидерства в развивающихся организациях в данных работах отсутствует, что указывает на необходимость более детального изучения рассматриваемой проблемы.

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических основ руководства и моделей лидерства, а также в определении особенностей их практического применения. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретико – методологических основ управленческой деятельности в организации;

2. Определить понятия руководства и власти, проанализировать формы и способы их реализации;

3. Провести сравнительный анализ основных моделей лидерства;

4. Дать оценку лидерских качеств руководителя конкретной организации, определить стилевые особенности поведения руководителей с использованием различных моделей лидерства, оценить их соответствие текущей управленческой ситуации;

5. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.

Объектом исследования, проведенного в данной работе, выступает производственное предприятие ООО «Водоснабжения», осуществляющее свою деятельность в области пивоваренного производства. Предметом исследования являются лидерские качества руководителей данного предприятия, а также стилевые особенности их поведения

Теоретическую основу исследования составили работы как российских, так и зарубежных авторов в области теории управления, лидерства, организационного поведения, в которых проанализированы различные модели лидерства, раскрыта методика их практического применения.

Основу методологической базы составили качественные и количественные методы исследования. Для качественного исследования использовались анкета для определения лидерских качеств, анкета LPC Ф. Фидлера, экспертный опрос. Для обработки полученных данных использовались приемы и методы статистического анализа, которые носят количественный характер.


Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности предприятия и в частности при разработке программ подготовки сотрудников аппарата управления.

.

Глава 1. Теоретические основы управления и лидерства в организации

1.1 Теоретико – методологические основы управленческой деятельности в организации

В процессе своего существования человечество не может быть общностью, то есть социальной организацией или системой, не осуществляя при этом экономическую деятельность. В свою очередь экономическая деятельность должна быть соответствующим образом организована, что требует постоянного управления этой деятельностью. В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. На протяжении всего периода своей эволюции данное понятие наполнялось новым содержанием, что нашло отражение в современных его определениях. Понятие «управление» изначально определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

В экономическом словаре управление определяется как функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей [41, с.587].

По мнению А.К.Семенова, В.И. Набокова, управление - это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [30, с.29].


По мнению В.В. Лукашевича, управление, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления, а с другой трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование)1. Можно сказать, что управление - это неотъемлемый элемент совместной деятельности людей [24, с.18].

Н.И. Кабушкин полагает, что под управлением следует понимать процесс принятия управленческих решений для достижения субъектом управления целей управления при его воздействии на объект управления [13, с.11]

Одновременно с понятием «управление» в научной литературе используется и понятие «менеджмент». В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей. В общем виде это понятие определяется как процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют структуру управления организации и управляют ими путем постановки целей и разработки методов их достижения [13, с.9]. Р.А. Исаев менеджмент характеризует как систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции в целях достижения заданного (требуемого) результата [12, с.14]. В качестве такого результата для коммерческих организаций выступает получение прибыли.

Концептуальные подходы к терминам «управление» и «менеджмент» представлены в Приложении А. Как видно из данного приложения, соотношение между рассматриваемого понятия рассматривается с точки зрения двух подходов. Согласно первого подхода понятие управления шире понятия менеджмент, так как понятие менеджмент применимо только к социально – экономическим системам, в то время как понятие управление применяется по отношению к другим системам (биологическим, техническим и т.д.). Согласно второго подхода рассматриваемые понятия могут рассматриваться как идентичные. Так как объектом исследования, проведенного в данной работе, выступает социально – экономическая система, стремящаяся к достижению в процессе своего функционирования максимальной экономической эффективности, различия между понятиями управления и менеджмента в ней не проводились.

Для понимания сущности и особенностей управления в современной организации необходимо рассмотреть основные элементы менеджмента, которые показаны в Приложении Б. Проведем более детальный анализ основных элементов, представленных в данном приложении.

Важнейшим элементом системы менеджмента организации является система управления. Она выступает объектом специального исследования и может рассматриваться в различных аспектах. Известные зарубежные авторы в области менеджмента М.Мескон, М. Альбрет, Ф. Хедоури рассматривают систему управления как совокупность взаимосвязанных функций планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [20, с.328].


А.И. Кочеткова рассматривает систему управления как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы [16, с.81]

Один из основоположник отечественной концепции исследования систем управления Э.М. Коротков определяет систему управления как совокупность звеньев, выполняющих управленческие функции, и связей между ними [17, с.69].

По мнению В.С. Алексеевского систему управления необходимо рассматривать как часть организационной системы, которая состоит из двух подсистем, представляющих субъект и объект управления, прямых и обратных связей между ними [2, с.29].

Представленные определения прежде всего указывают на сложность структуры системы управления. В наиболее упрощенном виде ее структуру можно представить в виде следующего рисунка.

Рисунок 1 Система управления организацией [12, с. 38]

Как видно из данного рисунка, в основе любой системы управления лежит объект управления (ОУ) - управляемый объект или управляемый процесс. Он представляет собой объект или
систему произвольной природы, которая изменяет свое
состояние -
под влиянием внешних воздействий:
управляющих и возмущающих. Источником управляющих воздействий в свою очередь является субъект управления. Он обеспечивает координацию усилий и направленность действий объекта управления на достижение определенной цели, обеспечивает сохранение целостности организационной системы во внешней среде, ее адаптацию к внешним изменениям.

В системе управления осуществляется реализация основных процессов управления. В наиболее общем виде процесс управления представляет собой последовательное управление основных управленческих функций. Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, отражающими организацию работы определенного направления [13, с.44]. В классической теории управления выделяют четыре основных управленческих функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Характеристика этих функций представлена в таблице 1

Таблица 1

Основные функции управления*

Функции

Характеристика

Планирование (целеполагание)

Разработка целей и определение путей их достижения

Организация

Функция управления, включающая вопросы разделения и кооперации труда исполнителей, в том числе создания организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействия

Мотивация труда (стимулирование деятельности)

Настройка людей на поведение, способствующее их эффективной деятельности в соответствии с целями организации

Контроль

Получение информации о ситуации, полноте и качестве выполнения заданий, факторах, влияющих на эффективность деятельности организации