Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
1.4. Организационная структура Фонда
1.5. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1 Основные формы деятельности МВФ
2.2. Сущность деятельности МВФ
2.3. Кредитование со стороны МВФ
Конкретные предложения по увеличению эффективности надзора на уровне отдельных стран включают:
- повышение степени охвата ключевых проблем финансового сектора экономики страны в докладах по Статье IV [7];
- усиление системы надзора за выполнением странами-членами рекомендаций МВФ, обозначенных в докладах по Статье IV;
2.Изменение роли Фонда в странах с развивающейся экономикой.
В основе этого направления деятельности находится система конкретных предложений развивающимся странам по предотвращению кризисов и по выходу из кризиса, в случае если он возникнет.
3.Повышение эффективности деятельности МВФ в странах с низким уровнем дохода.
Одна из целей, заложенных в документе ООН «Цели развития тысячелетия» (MillenniumDevelopmentGoals, MDGs), - сокращение в 2 раза основных показателей, характеризующих уровень бедности в мире. МВФ и Всемирный банк имеют ответственность за мониторинг реализации данной цели. В связи с этим одно из направлений деятельности Фонда - упорядочение ожидаемых потоков помощи странам с низким уровнем дохода, возникающих, в том числе в результате ослабления бремени внешнего долга, достижение экономического роста в этих странах и выполнение в конечном итоге «целей развития тысячелетия».
4.Внутренняя реорганизация Фонда.
Перераспределение квот, а, следовательно, голосов в пользу наименее представленных в настоящий момент в Фонде стран - основа обеспечения законности и результативности МВФ. Но нужно отметить, что в среднесрочной стратегии МВФ следующей фразой идет «Страны с развивающейся экономикой и другие страны должны получить квоты и голоса в соответствии с их весом в мировой экономике», что по сути подразумевает сохранение существующего положения, когда суммарная доля 25 развитых стран составляет свыше 60% общей суммы квот и данные страны определяют основные приоритеты правления деятельности МВФ - создание макроэкономических институтов, укрепление мировой финансовой архитектуры через существующие механизмы технической помощи и систему тренингов.
5. «Упрощение». Смысл данного направления деятельности - снижение бюрократизма внутри Фонда, переключение внимания управляющего аппарата Фонда от текущей рутинной работы с бумагами на стратегию развития Фонда.
6.Среднесрочный бюджет.
В рамках этого направления разрабатывается новая бизнес-модель, которая будет обеспечивать финансирование деятельности МВФ в будущем. При этом бизнес-модель должна в меньшей степени, чем сейчас, зависеть от процентных платежей по предоставляемым Фондом займам и в большей степени должна иметь в основе стабильные, долгосрочные источники доходов.
Несмотря на реализацию данной стратегии, по-прежнему большую обеспокоенность вызывает еще один факт, за который Фонд неоднократно подвергался критике в последние годы. Некоторые экономисты рассматривают МВФ как инструмент в руках наиболее развитых стран с рыночной экономикой и в первую очередь США. Суммарная доля 25 развитых стран, составляет свыше 60% общей суммы квот в МВФ, в т.ч. доля США - 16,4. Принятие решений по наиболее важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%), поэтому США, как и страны - члены ЕС, могут практически полностью контролировать (вплоть до вето) процесс принятия решений.
По мнению МВФ, одной из главных задач является построение прочной и стабильной международной финансовой системы, что сделает мир менее восприимчивым к финансовым кризисам и даст возможность всем странам пользоваться преимуществами единого сообщества, включая экономический рост и улучшение жизненного уровня. [15]
Согласно ст. IV Соглашения МВФ проводит консультации с каждой из стран-участниц в среднем один раз в год. Во время этих консультаций особое внимание уделяется вопросам фискальной и монетарной политики; политики валютного курса; платежного баланса и внешнего долга; влияния проводимой политики на состояние внешних счетов страны; вовлечения региональных и международных партнеров в реализацию политики; выявления потенциальных «слабых мест» в экономике.
Осуществляя постоянное наблюдение за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, МВФ контролирует также состояние мировой экономики. Регулярно проводятся и обсуждения с региональными экономическими институтами, в частности с институтами, входящими в Экономический и Валютный союз в Европе(EMU). МВФ дает странам рекомендации, касающиеся их дальнейшего экономического развития.
3 апреля 2011 года на ежегодном заседании МВФ и Всемирного банка, Доминик Стросс-Кан выступил с концептуальной полуторачасовой речью, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. В ней он бросил вызов существующей мировой политической и экономической системе, заявив, что «Вашингтонский консенсус с его упрощёнными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади». По его мнению, именно стремление стран к достижению низкого бюджетного дефицита, бурному экономическому росту, свободному, никем не контролируемому финансовому рынку и либеральным налогам привели к мировому финансово-экономическому кризису. С точки зрения Стросс-Кана, для преодоления неопределённости посткризисного мира, необходимо создать новые принципы экономической и социальной политики, как для мирового сообщества, так и для каждого отдельного государства.
Но уже вскоре, 19 мая 2011 года, Стросс-Кану пришлось уйти в отставку, за два месяца до истечения полномочий, в связи с сексуальным скандалом и последовавшим за ним арестом. Его преемницей стала Кристиан Лагард. В октябре 2012 года она выступила с неожиданным заявлением. Руководитель МВФ заявилa, что проблемным странам лучше пoвременить с резким урезанием бюджетных расходов. Фонд выяснил, что меры экономии бьют по ВВП намного сильнее, чем считалось ранее. «Иногда лучше, учитывая обстоятельства, взять себе побольше времени. Эту пoзицию мы oтстаивали в случае Пoртугалии, эту позицию мы отстаивали в Испании, и это то, чего мы добиваемся сейчас в Греции, где, как я уже говорила, потребуется еще два дополнительных года, чтобы страна смогла выполнить программу бюджетной консолидации». Пo ее словам, в условиях слабого роста или спада экономики вполне можно смириться со снижением налоговых поступлений и рoстoм дeфицитa бюджета. [14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе был рассмотрен Международный Валютный Фонд. На основании проделанной работы можно подвести итог и сделать следующие выводы.
Международный валютный фонд (МВФ) – это международная валютно-финансовая организация в виде специализированного органа Организации Объединенных Наций, созданного по решению валютно-финансовой конференции 44 стран в Бреттон-Вудсе и направленного на содействие международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им займов. Штаб-квартира Международный валютный фонд находится в Вашингтоне, США. Число государств-членов: 189 стран.
В настоящее время МВФ является известной международной экономической организацией, прошедшей долгий процесс становления. Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Также международный валютный фонд предоставляет краткосрочные кредиты и практически определяет кредитоспособность отдельных стран.
Кредиты МВФ имeют несколько видов в зависимости от причин, вызвавших проблемы платёжного баланса. У кaждой формы кредитования существуют различные условия предоставления кредитов, они различаются в зaвисимости от цeлeй, объёмoв и сpoков пpeдоставления. Фонд предоставлял кpeдиты странам, испытывавшим пpoблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик.