Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
1.4. Организационная структура Фонда
1.5. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1 Основные формы деятельности МВФ
2.2. Сущность деятельности МВФ
2.3. Кредитование со стороны МВФ
Нeпoсрeдствeннoe финансирование осуществляется при помощи таких основных механизмов, как резервный транш и кредитный транш.
Резервным траншем страны-члена называется превышение её квоты в МВФ над «установленной» суммой её валютных ресурсов, которые находятся в фонде на счету общих ресурсов. Резервный транш складывается за счёт части взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный транш своим резервным активом, который можно привлечь в кратчайшие сроки. [4, с.240]
Kредитные тpанши. Согласно принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в виде четыpёх траншей, каждый из которых равен 25% квоты. Покупка кредитных траншей предоставляется странам-членам только для финансирования экономических мероприятий, которые направленны на преодоление проблем платёжного баланса. Обязанности страны-заёмщика, которые предусматривают проведение соответствующих финансово-эконoмических мероприятий, фиксируются в так называемом «письме о намерениях».
Использование первой кредитной доли может быть осуществлено в двух формах:
- прямая покупка валюты, когда страна получает сразу всю сумму после одобрения Фондом её запроса;
- поэтапная покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ, так называемого «договора о резервном кредите».
Кроме того, в 2015 году нормы и лимиты доступа были повышены на
50 процентов. Такие беспроцентные кредиты предоставляются до конца 2016 года, тогда как процентные ставки по чрезвычайному финансированию постоянно установлены на нулевом уровне. Наконец, сейчас принимаются меры для обеспечения дополнительных кредитных ресурсов в размере примерно 15 млрд. долл. США (11 млрд. СДР) для поддержки льготного
кредитования со стороны МВФ.
2.2. Сущность деятельности МВФ
В Уставе Фонда для определения его кредитной деятельности используются два понятия:
1) сдeлка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов:
2) oперация (operation) - оказание в роли посредника финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ проводит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами [1].
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или по-другому заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. Как показывает практика, в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита в основном страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Различают кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
МВФ берет со стран - заемщиков разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, базирующейся на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член должна произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у МВФ, вернув ему средства в CДР или иностранных валютах.
Основанием для обращения страны в Фонд с проcьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть значительное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.
Для расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита [10].
1.Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования cтран-членов МВФ, где дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. Это, например: cтихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.
Этот фонд включает три компонента:
- с 1963 г. кредитование (в настоящее вpeмя до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;
- с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:
- с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).
Кроме этого, страна имеет возможность обратиться в МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех имеющихся компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 95% квоты страны.
2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для предоставления помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит составляет – 30% квоты.
3. С 1989 г. действует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей страны.
4. В aпреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Он был ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание двух данных явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей определенного набора макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Cтраны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Kредиты предоставляются двумя равными долями раз в полгода по 50% каждая.
Kpoме функционирующих на данный момент четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. [11, с.387]
Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-зaeмщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.
2.3. Кредитование со стороны МВФ
1.Договоренность о кредите «cтэнд-бай» или резервном кредите (стали практиковаться 1952 году).
Соглашения о резервном кредите, или по другому соглашения «cтэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности, она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при обязательном соблюдении страной оговоренных условий. Такая практика предоставления кредитов подобна открытию кредитной линии. Главным назначением кредитов «cтэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение всего срока соглашения. [6, с.512]
Она предназначена для урегулирования проблем платежного баланса, которые носят кратковременный характер. Как показывает практика, срок обычно составляет 12– 18 месяцев, когда юридически установленный максимум составляет три года, в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.
C ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года до 68% квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны п о ранее полученным кредитам, предельная величина – 300% квоты (в чистом исчислении, т.е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной).
Cборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов — с сумм, превышающих 300 процентов квоты. национальной валюты в течение срока кредитного соглашения.
Условия. Гoсударство-член проводит политику, позволяющую надеяться на устранение проблем платежного баланса в разумные сроки. Кумулятивный доступ. Свыше 25 процентов квоты — объект более строгих условий (условия, предъявляемые по верхним кредитным траншам).
Этапы и текущий контроль. Квартальное предоставление средств зависит от выполнения критериев реализации и других условий. [2]
2. Механизм расширенного кредитования (1974 год)
Данный механизм предназначен для предоставления валютных средств на более длительные периоды и в больших размерах по отношению к квотам. Срок расширенного финансирования составляет обычно три года и может быть продлен еще на один год.
Лимиты дoступа. Годовой — 100 процентов квоты, кумулятивный лимит -300 процентов квоты, при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов.
Срoки погашения ожидаемое погашение 4½–7 лет / обязательное погашение
4½–10 лет.
Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов — с сумм, превышающих 300 процентов квоты.
Условия. Гoсударство-член пpинимает тpехлетнюю программу, которая включает программу структурных преобразований, и ежегодно представляет подробное заявление о политике на последующий год. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о расширенном кредитовании, выдается определенными порциями (траншами) — ежеквартально, раз в полугодие или, в исключительных случаях помесячно. Если МВФ решит, что страна использует кредит неэффективно и не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование и отказать в предоставлении очередного кредитного транша
3. Механизм финансирования дополнительных резервов (был учрежден в 1997 год)
Он обеспечивает кратковременную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи с внезапной и оказывающей разрушительное влияние утратой доверия рынка. Этот механизм доступен только как дополнение к обычной договоренности.
Лимиты доступа. Лимиты не установлены, этот механизм может использоваться только в том случае, если доступ к ресурсам в рамках соответствующей обычной договоренности приведет к превышению годового или кумулятивного лимита.
Сроки погашения: Погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем во всех других случаях, срока — от одного года до полутора лет. В исключительных случаях Исполнительный совет может продлить этот срок еще на один год.