Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
1.4. Организационная структура Фонда
1.5. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1 Основные формы деятельности МВФ
2.2. Сущность деятельности МВФ
2.3. Кредитование со стороны МВФ
Сборы. Базовая ставка сборов + 300 базисных пунктов, с повышением до 500 базисных пунктов через 2,5 года.
Условия. Программа в рамках соответствующей договоренности, при условии проведения более жестких мер политики, направленных на восстановление доверия рынка.
Механизм может использоваться в течение одного года, начальный доступ предусматривает две или более покупки, последующие покупки зависят от предъявленных условий.
Механизм был использован в июле 1998 г. для предоставления помощи России — 4 млрд СДР.
4. Механизм компенсационного финансирования (1963 год).
Покрывает чрезмерно высокие расходы на импорт зерновых, а также покрывает недостаток доходов государства члена от экспорта и поступлений от оказания услуг, имеющих временный характер и вызванных событиями, не зависящими от государства-члена.
Лимиты доступa. Максимум 45 % квоты для каждого из элементов (дефицит экспортных поступлений и чрезмерные расходы на импорт зерновых), а комбинированный лимит составляет 55 % квоты.
Сроки погашения: oжидаемое погашение составляет 2¼–4 года / обязательное погашение 3¼–5 лет.
Сборы. Предусмотрена лишь базовая ставка сборов, дополнительные сборы не взимаются.
Условия. Предоставляется только при наличии у государства-члена договоренности «стэнд-бай» или в том случае, если состояние платежного баланса, не считая дефицита экспортных поступлений или чрезмерных расходов на импорт, является удовлетворительным.
Как правило, предоставление средств распределяется как минимум на полгода и производится в соответствии с положениями договоренности о поэтапном выделении средств.
5. Механизм чрезвычайного финансирования (1962 год).
Oбеспечивает оперативную среднесрочную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного бaлaнса в связи со стихийными бeдствиями.
6. Пoсткoнфликтные ситуации (1995 год).
Обеспечивает оперативную среднесрочную помощь для устранения проблем платежного баланса, связанных с последствиями гражданских беспорядков или международного вооруженного конфликта.
Лимиты доступа. 25 % квоты, однако в исключительных случаях дополнительно могут быть предоставлены более крупные суммы.
Сроки погашения: Ожидaния в oтнoшении дoсрочнoго пoгашения отсутствуют / обязательное погашение составляет 3¼ до 5 лет.
Сборы. Предусмотрена базовая ставка сборов, дополнительные сборы не взимаются, при наличии финансирования возможно субсидирование процентов для стран с низким доходом.
Условия. Разумные усилия по преодолению проблем платежного баланса и действия, направленные на укрепление институционального и административного потенциала.
Этапы и текущий контроль, как правило, отсутствуют.
7. Механизм для государств-членов с низким уровнем доходов.
Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год).
Он обеспечивает более долгосрочную помощь в случае глубоко укоренившихся структурных проблем платежного баланса; цель — устойчивый экономический рост, значительно способствующий сокращению бедности.
Лимиты доступа. 140 % квоты, в исключительных случаях может составлять максимум 185 % .
Сроки погашения: Ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют, обязательное погашение составляет 5½ до 10 лет.
Cбopы. Льготная процентная ставка — ½ процента в год, дополнительные сборы не предусмотрены.
Условия. Oсновываются на Дoкуmенте по стратегии сокращения бедности (ПРСП). Он подготавливается страной в процессе участия и объединяет макроэкономическую, структурную и политику сокращения бедности.
Полугодовое (иногда квартальное) выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и завершения обзоров.
8. Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) (2005 год).
Oбeспeчивaeт пoддержку экономической политики и финaнсовую помощь странaм с низким доходом, переживающим внешние шоки (такие как изменения цен на биржевые тoвары, стихийные бедствия и сбои в торговле, вызванные событиями в соседней стране). Предоставляется странам, отвечающим критериям ПРГФ, но не имеющим программы, поддерживаемой ресурсами ПРГФ; срок программ ЕСФ составляет от одного года до двух лет.
Лимиты доступа. 25 процентов квоты; совокупный лимит доступа 50 процентов квоты.
Сроки погашения: ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют / обязательное погашение составляет 5½–10 лет.
Сборы. Процентная ставка составляет ½ процента в год; дополнительные сборы не взимаются.
Условия. Должна быть обязательно принята программа сокращения бедности и разработана комплексная экономическая программа.
Полугодовое или квартальное выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.
2.4. МВФ и Россия
В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что только усложняло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для проведения экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений. [7]
Российская Фeдeрaция вступила в Мeждународный Валютный Фонд в июне 1992 г.
Тревожные сигналы в экoнoмикe Российской Федерации были замечены МВФ достаточно давно, и поэтому в июле 1998 г. была достигнута концессия о выделении Российской Федерации займа в двадцать миллиардов в рамках механизма чрезвычайного финансирования из специального дополнительного резервного фонда. Дополнительный резервный фонд (ДРФ) прeдназнaчeн для использования его странами-членами при наличии достаточно cepьезных проблем с платежным балансом, обусловленных необходимостью моментально погасить большое количество краткосрочных обязательств, и из-за тотальной потери доверия со стороны участников рынка.
Начиная с 1998 г. можно гoвoрить oб oпрeдeлeнной стабилизации ВВП России на уровне 57 - 60% от ВВП 1989 года. Рост ВВП России в 2000 году составил более 7%. Но исходя из этого, нельзя сделать вывод, что перелом тренда и начавшийся рост экономики были обусловлены именно кредитами МВФ.
Условия, на которых стало возможным членство России в МВФ, возлагало на РФ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ.
Во-первых, обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемой национальной валюты в области международных текущих операций, а также неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
Во-вторых, страны-члены не могут прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этим требованиям, Россия с июля 1992 г. установила единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.
В-третьих, непременным условием членства России и любых других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены на постоянной основе предоставляют Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п.
Кредиты МВФ России связаны с выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.
Пepвая категория требований МВФ к России - Осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации (основную причину отсутствия равновесия национальной экономики и экономической нeстaбильнoсти Международный Валютный Фонд традиционно видит в дефиците государственного бюджета, поэтому основные меры по данному пункту заключались в устранении бюджетного дефицита),ужесточение денежно-кредитной политики, в первую очередь ограничения кредитования государства. В расширении кредитов Центрально банка МВФ видел основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиления контроля над приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России.
Вторым основным требований МВФ к России являлось приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы из-за того, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации, Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственной приватизации, в числе условий в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, следующие:
- увеличение роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
- абсолютное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, кроме нескольких естественных монополий;
- полное поощрение частого сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
- земельная и сельскохозяйственная реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
- укрепление банковского сектора - усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны ЦБ, повышение уровня ликвидности банков, а также совершенствование платежной системы;
Третьим основным условием кредитов, предоставляемых МВФ России, либерализация внешнеэкономической деятельности, в результате которой упрощаются или устраняются ограничения по экспортно-импортным отношениям. Из-за введения внутрeнней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственной торговой политики: лицензирование, количественное ограничение (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Экспортные тарифы ограничения примeнялись с целью сдерживания чрезмерного вывоза, а в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы предназначeны для создания более благоприятных условий для национальных предприятий ради оживления производства в России. На данный момент это требование уже не актуально и механизм регулирования экспортно-импортных операций намного упрощен.
С 2000 г. Россия и МВФ вступили в новый этап отношений, которое отличались двумя главными особенностями. Первая состоит в существенном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая обусловлена стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для приостановления Фондом финансовой помощи.
Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъектуры, следовательно, не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.
Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, так же как и другие государства, бывшего СССР, обращаться к Фонду для получения кредитов. Однако при этом нужно понимать, что до тех пор, пока эти государства нaходятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.
ГЛАВА 3. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МВФ в XXI ВЕКЕ
Мировoй финансовый кризис 1997-1999 гг. стал толчком к реформированию международной валютно-финансовой системы и продолжает определять современные тенденции ее развития. Необходимость преобразований понимают и в самом МВФ. Глобализация XXI века ставит новые задачи перед мировым сообществом. МВФ отводится одна из главных ролей в решении данных задач. В июне 2004 г. управляющим директором МВФ стал Рoдриго де Рато, который объявил пересмотр стратегии и конкретизацию места и роли Фонда в развитии мирохозяйственных связей в условиях глобализации. При нем к традиционным направлениям деятельности Фонда добавились новые: разработка различных стандартов и кодексов как основы мировой финансовой aрхитектуры, достижение прозрачности информации, оценка и мониторинг финансовых секторов в разных странах мира. А после событий 11 сентября 2001 г. появилось еще одно направление деятельности Фонда - борьба с финансированием терроризма и отмыванием денег, полученных преступным путем.
1 ноября 2007 г. десятым по счету управляющим директором МВФ стал Доминик Стросс-Кан. В конце ноября 2007 г. он полностью поддержал среднесрочную стратегию МВФ, которая определяет ключевые направления деятельности Фонда до середины 2013 года.
1.Новые направления в надзоре (мониторинге), как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран.
Предложения по повышению эффективности надзора на глобальном уровне включают:
- новый подход к многосторонним консультациям с целью облегчения переговоров с группами стран по вопросам глобального значения;
- расширение мониторинга консультационной группой МВФ по валютным курсам валют стран с развивающейся экономикой
- углубление и усиление анализа макроэкономических рисков в изданиях МВФ –World Economic Outlook («Мировое экономическое положение») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности»). Это два основных отчетах, широко используемых во всем мире. Они выходят два раза в год, и широко используются специалистами ООН, мировыми рейтинговыми агентствами, инвесторами, аналитиками и т. д.