Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Стресс на рабочем месте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Психологические консультации работников

Психологическое консультирование - это обсуждение с сотрудником какой-либо проблемы с целью ее устранения и улучшения психического здоровья.(4,с-137).

Начало практики психологического консультирования и использования термина «психологическое консультирование персонала» в отношении консультационных услуг сотрудникам организации связано с первым опытом применения этого метода компанией «Western Electric» в 1936г.

Психологическое консультирование является коммуникативным актом, так как предполагает обмен чувствами и идеями между людьми. Его следствием становится повышение показателей деятельности организации, поскольку работник, устранив личные проблемы, активно сотрудничает с другими людьми, менее озабочен личными делами и больше времени уделяет совершенствованию других показателей.

Проводить психологическое консультирование могут как профессионалы, так и непрофессионалы. Это может быть специалист по консультированию из отдела персонала, непосредственный начальник, доктор из оздоровительного центра или друзья.

Обычно, психологическое консультирование проводится конфиденциально, чтобы сотрудник мог свободно говорить о рабочих проблемах и личных проблемах, в той мере, в какой они оказывают влияние на показатели труда.

Определяется потребность в психологическом консультировании возникших у работников различных проблем, включая стресс, и большинство этих проблем имеют эмоциональный контекст. Выходя из-под контроля, эмоции заставляют человека совершать поступки, противоречащие и собственным интересам и потребностям организации (увольнение с работы из-за незначительного конфликта, ухудшение морального климата в коллективе). Руководители должны стремиться к тому, чтобы эмоции сотрудников носили конструктивный характер, а психическое здоровье было на высоком уровне.

Целью психологического консультирования является укрепление психического здоровья сотрудников, поощрение их уверенности в себе и проявление понимания. Эта цель согласуется с высшим уровнем иерархии потребностей по А. Маслоу и потребностями роста по К. Алдерферу (самоактулизация и самоуважение). А так же с поддерживающей и коллегиальной моделями ОП, поощряющими профессиональный рост работников и самостоятельную постановку цели.


Цель психологического консультирования достигается при помощи функций психологического консультирования (таблица 1)

Таблица 1

Функции психологического консультирования (4, с-138)

Советы

Советы по поводу возможных действий

Подбадривание

Вселение мужества и уверенности, необходимых, что бы противостоять проблемам

Коммуникации

Предоставление информации и понимание

Освобождение от эмоционального напряжения

Оказание помощи, направленной на освобождение человека от напряжения

Прояснение мыслей

Поощрение последовательного, рационального образа мыслей

Переориентация

Поддержка внутренних изменений целей и ценностей

За исключением переориентации, все эти функции могут успешно осуществляться менеджерами, которые ежедневно взаимодействуют с сотрудниками, и не имеют права закрывать глаза на эмоциональные проблемы работников и отказываться обсуждать их. Менеджерам всех уровней организации необходимо обучаться методам оказания эффективной помощи работникам. И даже при появлении штатных консультантов, перекладывать на них все обязанности по консультированию, менеджеры не должны.

Для достижения наилучших результатов в работе, менеджер должен четко разделять фактическую и эмоциональную сторону каждой управленческой проблемы. И только при понимании проблемы стресса на рабочем месте, постоянном контроле ситуации, и объединении усилий руководителей и сотрудников можно создать оптимальные условия для достижения наилучших результатов трудовой деятельности.

Заключение

Целью и задачами данной курсовой работы являлось раскрытие сущности стресса и описание профилактики стрессов в организации.

В хо‏де‏ курсо‏во‏й ра‏бо‏ты, было‏ выявле‏но‏, что стресс – это состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека. В целом стресс - явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Человек больше и чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне. Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения - грамотно их решать. Небольшой и непродолжительный стресс может лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе.


Также было выяснено, что выделяют различные ключевые элеметы борьбы со стрессом, такие как поддержание здорового и гармоничного образа жизни, участие в программах физических упражнений, установление баланса между домом и работой, сохранение оптимистического взгляда на жизнь, самоуправление. Также можно выделить такие элементы борьбы со стрессом, как эффективное решение проблем ведущих к стрессовым состояниям, реалистичный подход к ожиданиям относительно самого себя и окружающих, обеспечение адекватной эмоциональной поддержки дома и в рабочих отношениях, управление эффективностью труда, адекватное управление изменениями, мониторинг стресса и использование посторонней помощи, когда она необходима.

В качестве профилактики стресса каждый сотрудник должен быть ответственен за свои переживания, за здоровье своей нервной системы. Нужно давать своему организму отдых, тогда когда он в нем нуждается. Важно в моменты нервного напряжения говорить различные позитивные мысли, которые помогут успокоиться.

Список использованной литературы

1) Александрова Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под. ред. Ю. И.Александрова. — СПб.: Питер, 2013. — 496с.

2) Бильданова В.Р. Психофизиология: учебно-методический комплекс. – Елабуга Изд-во ЕГПУ, 2009. – 44с.

3) Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2009. - № 2. - 113-123с.

4) Бугаев Л.А. Психофизиология профессиональной деятельности / Новочеркасск, 2012 - 71с.

5) Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. — М: Гардарики, 2010. — 358с.

6) Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова.- М.: Аспект Пресс, Учебник для вузов.2009.-373с.

7) Дудье‏в В.П. Психо‏мо‏то‏рика‏: сло‏в.-спра‏в. / В.П. Дудье‏в. — М. : Гума‏нита‏р. изд. це‏нтр ВЛА‏ДО‏С, 2008 – 127с.

8) Закатова А.Н. Стресс замедленного действия // Новый персонал. -2010. -№6. - 34-38с.

9) Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 2012. -265с.

10) Ко‏ндра‏тье‏в М.Ю. Психо‏ло‏гиче‏ский ле‏ксико‏н: сло‏в.-спра‏в. / Ре‏д.- со‏ст. Л.А‏.Ка‏рпе‏нко‏; По‏д о‏бщ.ре‏д. А‏.В. Пе‏тро‏вско‏го‏. – М.: ПЕ‏Р СЭ, 2009. – 451с.

11) Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 258с.

12) Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2013. – 182с.

13) Сло‏ва‏рь по‏ упра‏вле‏нию пе‏рсо‏на‏ло‏м. / [Эле‏ктро‏нный ре‏сурс] – Ре‏жим до‏ступа‏: http://hr-po‏rta‏l.ru/vglo‏ssa‏ry, сво‏бо‏дный.