Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Стресс на рабочем месте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Попытка человеческого тела преодолеть стресс сама по себе приводит к нарушению физического здоровья. Напряжение, продолжающееся в течение длительного периода времени, приводит к заболеваниям кровеносных сосудов сердца, почек и других органов и систем. Большинство людей справляются с последствиями стресса, избегая серьезных эмоциональных или физических расстройств, но только если уровень стресса на работе и за его пределами остается довольно низким.

В некоторых случаях организация может нести юридическую ответственность за физическое и эмоциональное воздействие стресса на сотрудников. Травмы на работе, неудовлетворительные условия труда, длительные конфликты могут привести к моральным страданиям, неврозам и даже самоубийству. Сотрудники могут получать пособия, если ответственность за организацию установлена, а также подать иск в суд для компенсации экономического ущерба.

Рабочий процесс претерпел значительные изменения в течение прошлого века, эти изменения продолжаются, и в будущем их скорость можно сравнить со скоростью урагана (9). Давление времени будет усиливаться, и поскольку уже установлено, что профессиональный стресс является угрозой не только для одного человека, но также влияет на здоровье всей команды, необходимо научиться управлять ситуацией.

1.2 Крайние формы реакции на стресс

Воздействие стресса на сотрудника, в первую очередь, зависит от продолжительности действия стрессовых факторов, степени воздействия и возможностей восстановления работника.

Истощение сил - это состояние, которое появляется с постоянным сопротивлением стрессовым ситуациям и ослабляет людей как психологически, так и физически. Согласно теории Ганса Сели, «истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению» (4,с-125). Когда сила исчерпана, эмоционально опустошенные сотрудники чувствуют себя беспомощными и постепенно уходят от своих профессиональных обязанностей.

Чаще всего истощение силы происходит среди людей, занятых в профессиях, связанных с предоставлением различных видов помощи (медицинские работники, социальные работники, спасатели и т. Д.) Или в профессиях с постоянно высоким уровнем стресса (диспетчеры воздушного движения, сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, биржевыми маклерами и т. д.). Сотрудники, которые испытывают истощение, склонны к постоянным жалобам, раздражительны, часто обвинют других людей в своих промахах. Истощение сил приводит к увеличению текучести персонала, увеличению числа прогулов и снижению производительности труда.


В Японии понятие «истощения сил» соответствует термину «кароши» или «внезапной смерти» на работе, причиной чего является перегрузка в процессе труда, а в результате - сердечный приступ или паралич. Эта болезнь настигает менеджеров, водителей автобусов и такси, продавцов и медсестер. (8, стр. 15). Когда число таких смертей превысило 10 000 в год, японские корпорации начали применять серьезные профилактические меры - работников заставляют уходить в отпуска, идет пропаганда диетического питания, спорта и управления стрессом.

Предприятиям необходимо заранее определить как виды работы, ведущие к раннему истощению сил, так и работников, подвергающимся воздействию такого состояния.

Моральная травма является результатом стресса, источником которого является непосредственная угроза безопасности работников (кризис организации, стихийное бедствие, оскорбление от управления или потеря работы). В наше время широко распространены три вида моральной травмы:

• Моральная травма на рабочем месте - разрушение самооценки работников, отсутствие уверенности в их способностях в результате дискриминации, предрассудков, несправедливого увольнения. Признаки моральной травмы на рабочем месте - проблемы с концентрацией, отчужденность, опоздания, прогулы, предрасположеность к несчастным случаям;

• болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся чувством раздражения, неопределенности, вины и недоверия. Сотрудники одновременно чувствуют себя виноватыми перед уволенными сотрудниками, испытывают чувство радости, потому что у них есть работа, объем которых значительно увеличился, и тревога по поводу того, не будут ли они уволены следующими;

• насилие на рабочем месте - это происходит, когда работник, находящийся в состоянии стресса, принимает меры, которые наносят ущерб имуществу компании или наносят вред физическому здоровью сослуживцев и коллег. Такие акты насилия могут включать неспровоцированные боевые действия, уничтожение имущества и использование оружия. Насилие на рабочем месте является причиной того, что убийства являются третьей по значимости причиной смерти в Соединенных Штатах. Шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению стрессовых синдромов, требующих длительного лечения.

Любое из крайних проявлений стресса, моральной травмы и истощения сил имеет очень серьезные последствия, включая смерть, и целый ряд профилактических мер необходим для снижения негативных последствий.


1.3 Причины стресса

Более важно предотвратить стресс, чем идентифицировать его, и первым шагом, направленным на предотвращение стресса, является изучение причин стресса.

Стрессоры - состояния или причины, вызывающие стресс. Несмотря на то, что для возникновения серьезного стресса одной единственной причины достаточно, как правило, человек подвергается воздействию нескольких стрессоров.

Тот факт, что характер стресса во многом определяется индивидуальными реакциями на стрессоры, объясняется тем, что у людей существуют свои различия в опыте, мировоззрениях и внутренних факторах. Однако существует целый ряд внешних факторов, связанных с трудовым процессом, вызывающим стресс.

• Рабочие перегрузки и жесткие дедлайны - как правило, они вызваны недостаточным качеством управления, авторитарным руководством, уязвимостью на рабочем месте, неадекватными обязанностям полномочиями;

• конфликты ролей и неопределенность - возникают, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданиях коллег и менеджеров, к чему приводят расплывчатые должностные инструкции, вызывающие отсутствие у работника формальной модели ожидаемых действий;

• различия в системах ценностей предприятия и сотрудников - они приводят к нейропсихическому стрессу, для избежания которого сотруднику необходимо достичь баланса в ценностных системах;

• организационные изменения любого типа - требуют способности быстро адаптироваться к новым условиям. Возрастающее беспокойство по поводу финансового положения вызывает радикальные и необычные изменения.

• фрустрация - блокирующая мотивация, которая не позволяет достичь желаемой цели. Наиболее типичными реакциями на фрустрацию являются агрессия, апатия, уход, регресс, появление навязчивых идей.

Согласно опросу, проведенному на сайте Jobs.ru, в ноябре 2007 года. (1567 пользователей приняли участие в опросе), оказалось, что только 10% из тех, кто голосовал, подвергались серьезному стрессу на рабочем месте, и этот вопрос является еще одним раздражителем для них. (рис.1)

Рисунок 1

Причины стресса на рабочем месте(2)

Таким образом, рассмотрев само понятие стресса, крайние формы реакции на него и причины возникновения, становится ясно, что проблема стресса в работе, «не существующая» в Советском Союзе, весьма значительна в современной России, требует повышенного внимания специалистов из разных областей, и эффективных решений


1.4 Стресс и показатели выполнения рабочих заданий

стресс напряжение рабочее место

Полное отсутствие стресса означает, что работникам даются очень простые задачи, а их показатели эффективности низки. Показатели эффективности увеличиваются по мере увеличения уровней стресса, что помогает мобилизовать «дополнительные ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей трудового процесса» (4, стр. 132).

Конструктивный стресс - это здоровый стимул, который побуждает сотрудников реагировать на вызов, стоящий в задаче. Кроме того, стресс достигает уровня, приблизительно равного потенциальной способности человека достигать максимальной производительности в повседневном трудовом процессе.

Стресс входит в деструктивную фазу, когда ее уровень становится слишком высоким. Достигнув определенного момента, производительность начинает падать, поскольку чрезмерное давление препятствует выполнению рабочих задач. Сотрудник теряет контроль над стрессом, теряет способность принимать решения. При дальнейшем увеличении напряжения достигается точка срыва, и производительность быстро достигает нуля.

Уместно сравнить зависимость показателей эффективности от стресса со струнами музыкальных инструментов. Неправильное натяжение струны не позволяет достичь желаемого звука, струны должны быть отрегулированы в зависимости от изменяющихся условий. Точно так же менеджер должен следить за уровнем стресса и восстанавливать его в зависимости от условий работы.

Существует два основных фактора воздействия стресса на выполнение рабочих задач: внутренние (организационные) и внешние (вне работы). Порог стресса - уровень напряжения (амплитуда и частота), который работник может выдержать до наступления негативных ощущений стресса, которые отрицательно влияют на работу - относится к внутренним факторам.

Некоторые работники имеют низкий порог стресса и быстро становятся выбиваются из колеи, другие - с более высоким порогом напряжения, пока стресс не станет слишком длинным и сильным, показывают высокие показатели эффективности.

Уровень воспринимаемого контроля над работой и ее условиями является вторым внутренним фактором, влияющим на стресс сотрудников. Более высокие показатели труда имеют работники с высокой степенью независимости и свободы принятия решений. Можно регулировать потребность сотрудников в контроле за счет участия сотрудников в самоуправляемых командах, наделения их полномочиями в рамках участия в управлении, предоставления гибкого графика работы.


Существует два типа рабочих - A и B, у которых уязвимость к стрессу проявляется по-разному.

Тип А является конкурентоспособным, нетерпеливым к себе и другим, довольно агрессивным людям. Давление, которое они испытывают, не создается окружающей средой, а само по себе, предъявляя повышенные требования к себе. Многие представители этого типа более склонны к таким заболеваниям, как сердечные приступы.

Представители типа B не пытаются плыть против течения, а скорее попытаются принять текущую ситуацию, адаптировавшись к ней.

Они спокойно принимают самые строгие дедлайны и, как результат, менее восприимчивы к стрессу. В то же время они демонстрируют высокую производительность, соблюдая требования рабочего графика.Исследования поведения людей типа А и В показали, что представители типа А, в которых враждебность является мягкой и невыразительной, менее восприимчивы к сердечно-сосудистым заболеваниям. И многие люди такого типа настолько довольны своим успехом, что не ощущают постоянного стресса и полностью здоровы.

Глава 2. Меры по управлению стрессом в организации

2.1 Методы управления стрессом

Щербатых Ю.В. считает, что профилактика стресса на работе необходима. Автор утверждает, что намного проще предотвратить стрессы, чем в дальнейшем работать с последствиями воздействия стрессовых ситуациях. Профилактические меры планируются на год вперед и составной частью входят в ежегодный план реализации кадровой политики предприятия. При обнаружении каких-либо признаков неблагополучия программа профилактики стресса корректируется и дополняется[15].

Марютина Т.М. и Ермолаев О.Ю., пишут, что управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

подбор и расстановка кадров;

постановка конкретных и выполнимых задач;

проектирование работ;

взаимодействие и групповое принятие решений;

программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.