Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Стресс на рабочем месте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.

Взаимодействие и групповое принятие решений. Стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников — это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

занятия спортом и физическими упражнениями;

овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации[12]. стресс организация поведенческий


Щербатых Ю.В., считает, что ключевая роль в управлении стрессами отводится контролю их уровня, который осуществляется путем отслеживания проявлений характерных признаков стресса. Для организации профилактических мероприятий необходимо, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и моделей поведения персонала, например, степени устойчивости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а также морально-психологическому климату в коллективе.
На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные сотрудники, чье состояние требует первостепенного вмешательства. Одновременно определяются основные проблемные зоны и стресс-факторы, которые необходимо корректировать (например, изменить график труда и пр.), разрабатываются программы мероприятий по профилактике профессионального стресса[16].

Китаев-Смык Л.А., утверждает, что в качестве профилактических мер наиболее эффективны:

1. Обучающие мероприятия. В качестве обучающих мероприятий наиболее эффективны тренинги, хотя можно использовать, и семинарские занятия, и лекции. Все тренинги, направленные на профилактику стресса можно условно разделить на 3 группы:

тренинги по управлению временем. Способствует снижению влияния наиболее распространенного стрессора – нехватка времени.

тренинги по развитию конкретных рабочих навыков: тренинг навыков презентации, продаж, обслуживания клиентов, общения по телефону, проведения переговоров, публичных выступлений, управления, наставничества и т.д. Эти тренинги направлены на повышение уровня компетентности персонала и соответственно способствуют снижению стресса, вызванного невысокой эффективностью работы сотрудников.

тренинги по овладению навыками саморегуляции. Эти тренинги наиболее актуальны для профессий, основной рабочий процесс которых связан с нервным напряжением. И если сотрудники умеют правильно расслабляться, то их эффективность резко повышается, снижается количество ошибок, конфликтов с клиентами и внутри коллектива.

Кроме того, стрессоры могут быть двух видов:

универсальные – характерные для всех работников проблемные зоны,

свойственные для какой-то определенной, чаще всего профессиональной, группы сотрудников.

Универсальной зоной в очень многих организациях является неумение управлять своим временем, плохие навыки самоорганизации. В этом случае наиболее адекватным способом преодоления стресса некомпетентности является организация обучения по тайм-мененджменту.


Таймменеджмент (или управление временем) – методика, направленная на повышение эффективности использования времени. В основе тайм-менеджмента лежит навык правильной постановки целей и перевод их на уровень мероприятий, эффективное распределение мероприятий в течение рабочего времени (умение грамотно расставлять приоритеты), а также регулярная рефлексивная оценка собственного дня с целью выявления эффективно и неэффективно потраченного времени.

Умение грамотно распределить рабочее и свободное время – довольно эффективное средство борьбы со стрессовым состоянием, помогает правильно и наиболее оптимально структурировать и распланировать свой рабочий день.

В консультативной практике в последнее время довольно популярно проведение хронометража дня или недели, с последующим анализом эффективности использования рабочего времени. Как показывает опыт, одно только понимание, куда же делось время, заметно снижает уровень стресса. А если еще удается структурировать дела так, чтобы больше успевать, а также исключить потери и оградить себя от «воров» времени, то приобретенное благодаря этому спокойствие позволяет намного повысить собственную производительность труда.

Кроме универсальных, для разных групп работников наиболее типичны различные стрессоры. Так, например, для руководителей, сотрудников отдела продаж, сотрудников отдела закупок причиной стресса может быть чрезмерное напряжение перед важными переговорами или ответственной встречей. Это во многом обусловлено неуверенностью в себе, невысоким уровнем компетентности в области ведения переговоров.

Бугаев Л.А., утверждает, что стресс, вызванный осознанием работником своей некомпетентности, является наиболее распространенным. Для предотвращения данного вида стресса служба персонала обладает большим количеством рычагов[4].

2. Организация «Обучения действием». В основе технологии «обучения действием» лежит принцип осознания и работы над своей рабочей проблемой самостоятельно каждым сотрудником. Группа помогает каждому своему участнику, задавая такие вопросы, которые позволят ему понять что-то новое и самостоятельно продвинуться в решении своей проблемы.

Цель технологии «Обучение действием» - структурировать процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи и опыта своих коллег через задавание вопросов, и помочь обучающемуся прояснить для себя, что он должен делать и как.

3. Производственная гимнастика является хорошим профилактическим средством в борьбе со стрессом. Помимо пользы для здоровья, производственная гимнастика при правильной организации сплачивает коллектив. Роль службы персонала здесь заключается в том, чтобы в каждом подразделении совместно с его руководителем выбрать энтузиаста здорового образа жизни и вместе с ним разработать комплекс упражнений, направленных, на работу тех мышц, которые в течение дня обычно бездействуют. Гимнастику лучше делать два раза в день - около 11 часов утра и около 16 часов дня. Именно в это время начинает снижаться работоспособность человека и ему требуется повышение концентрации внимания. Десяти минут вполне достаточно, чтобы немного встряхнуться и размять тело.


4. Организация нерабочей активности персонала – это самый приятный способ профилактики стресса. Переключение с одного вида деятельности на другой, любая активность - все это хорошая профилактика стресса. Занятия спортом, корпоративные спортивные соревнования, совместный кульпоход в театр, кино или в клуб, походы в лес, выезд на пикник, за грибами, а также прочие активные внутрикорпоративные мероприятия – не только поддерживают психологическое равновесие в коллективе, но и имеют выраженный командообразующий эффект. Хорошо, если по желанию самих сотрудников на таких корпоративных мероприятиях будут присутствовать члены их семей. Футбольный матч между командами «папы-дети» - хорошая разрядка и для тех и для других. Этот метод используют практически все компании и суть его – переключиться с одного вида деятельности (рабочего) на принципиально другой - физический, игровой. Важно еще то, что если, например, в случае, работы над ответственным проектом человека сопровождают не всегда позитивные переживания (напряжение, раздражение, утомление), то при выборе деятельности-переключения важно выбирать такую, которая приносила бы только положительные эмоции[9].

Бодров В.А., пишет, что многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на ра­боте, могут попытаться применить следующие методы:

1. Нужно разработатать систему приоритетов в своей работе. Свою работу надо оценивать следую­щим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

2. Надо научиться говорить «нет», когда достигаешь предела, после которого уже нельзя взять на себя больше работы. Важно, объяснить начальнику, что понятна важность задания. Затем необходимо, описать конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время идет работа. Если он настаивает на выполнении нового задания, нужно спросить, какую работу надо отложить до завершения нового задания.

3. Необходимо наладить особенно эффективные и надежные отношения с боссом. Нужно понять его проблемы и помочь ему понять свои. Желательно, научить босса уважать приоритеты сотрудника, его рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.


4. Обязательно нужно не соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Необходимо объяснить, что эти требования тянут в противоположных направлениях. Нужно попросить устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Важно, не занимать обвинительно-агрессивной позиции; нужно просто объяснить, какие конкретные про­блемы создают противоречивые требования.

5. Нужно сообщить руководителю или сотрудникам, когда почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Необходимо сказать им, что несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с задани­ем вопросов и хотелось бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Важно, обсудить чувство скуки или отсутствие интереса к работе с руководителем[3].

Работа по управлению стрессом сложна, многопланова и требует от службы персонала комплексного подхода. Оптимально, когда в кадровую политику и план работы службы персонала на год включается специальная подпрограмма, направленная на профилактику возникновения стресса в организации. Наибольший успех работы по стресс-менеджменту бывает именно тогда, когда этому вопросу постоянно уделяется внимание. А мониторинг уровня стрессового напряжения сотрудников и выявление причин возникновения стрессовых факторов позволяет оперативно корректировать усилия по управлению стрессом и не допускать кризисных ситуаций, что в конечном итоге способствует здоровому климату в коллективе и работает по повышение производительности труда.

Таким образом, сводя воедино данные исследований, проведенных в рамках данной главы курсовой работы, можно выделить, различные ключевые элементы борьбы со стрессом, такие как поддержание здорового и гармоничного образа жизни, участие в программах физических упражнений, установление баланса между домом и работой, сохранение оптимистического взгляда на жизнь, самоуправление. Также можно выделить такие элементы борьбы со стрессом, как эффективное решение проблем ведущих к стрессовым состояниям, реалистичный подход к ожиданиям относительно самого себя и окружающих, обеспечение адекватной эмоциональной поддержки дома и в рабочих отношениях, управление эффективностью труда, адекватное управление изменениями, мониторинг стресса и использование посторонней помощи, когда она необходима. В качестве профилактики стресса каждый сотрудник, должен быть ответственен за свои переживания, за здоровье своей нервной системы. Нужно давать своему организму отдых, тогда когда он в нем нуждается. Важно в моменты нервного напряжения говорить различные позитивные мысли, которые помогут успокоиться.