Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания;
между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.
Краткое описание органического подхода представлено в табл. 4.
Таблица 4 - Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Подчинение целей организации |
Неучет социальности организации как |
взаимодействию с окружающей |
продукта взглядов, идей, норм и |
средой |
верований |
19 |
Превращение людей в ресурс, который |
|
внимания к дифференцированным |
нужно развивать, в ущерб праву |
потребностям людей |
личности на выбор |
Взгляд на организацию с точки |
Предположение о “функциональном |
зрения взаимодействия целей, |
единстве”, когда все органы работают |
стратегии, структуры и других |
на благо организма в целом |
измерений |
|
Выделение различных подсистем |
Предположение о том, что работники |
организации |
должны удовлетворять все свои |
потребности через организацию |
|
Учет естественных возможностей в |
Опасность впасть в социальный |
процессе инновации |
дарвинизм |
Повышенное внимание к «экологии» |
Ответственность может |
внутри- и межорганизационных |
перекладываться на внешние причины |
взаимодействий |
вместо изменения курса |
Преодоление противоречий, характерных для организационного подхода
- управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации,
существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.
Признавая ошибки, допускаемые при действии в сложной среде, неизбежными, необходимо поощрять у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность.
Существенно поощрять такие способы анализа, которые признают возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.
Важно избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.
Необходимо подбирать людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.
2.3 Гуманистический подход к управлению персоналом
Гуманистический подход исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура несет в себе целостное преставление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов. При этом культура
рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.
Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения.
Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.
Позитивная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности состоит в следующем.
Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать, таким образом, проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.
Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации,
то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д.
Если раньше многие менеджеры рассматривали себя, прежде всего, как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.
Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.
- рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.
Современный уровень менеджмента (1980-1990-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.
Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.
Выделяются основные исторические типы организационных культур:
органическую; предпринимательскую; бюрократическую; партиципативную.
Партиципативная организационная культура возникла в результате
трансформации всех предыдущих организационных культур. И гуманистический подход к управлению персоналом опирается, прежде всего, на партиципативную организационную культуру. При таком подходе руководитель исходит из того, что:
подавляющее большинство работников готовы напряженно трудится ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;
каждый сотрудник уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не срабатывают, а должны быть сформулированы к каждому человеку индивидуально исходя их данной ситуации;
сотрудники достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды;
взаимодополняемость способностей членов команды обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений при достижение общих целей;
процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.
Краткое описание организационных культур представлено в табл. 5.
Таблица 5 - Характеристика основных типов организационных культур Типы организационных культур
Органическая |
Предприниматель |
Бюрократическа |
Партиципативна |
|
ская |
я |
я |
||
Организация направляется |
||||
согласием с |
свободной |
сильным |
всесторонними |
|
общей идеей |
инициативой |
руководством |
обсуждениями |
|
Проблемы решаются на основе |
||||
исходного |
индивидуального |
ясного и |
открытого |
|
согласия с |
творчества |
сосредоточенног |
взаимодействия |
|
целями и |
о продумывания |
|||
задачами |
||||
Лидерство основывается на |
||||
разделяемых |
наличии |
власти и |
содействии |
|
взглядах о |
авторитета и |
положении |
контактам и |
|
направлении |
признания |
сотрудничеству |
||
общего движения |
||||
С хроническими проблемами справляются с помощью |
||||
непридания им |
поиска новых |
укрепления |
более |
|
значения и |
творческих |
руководства и |
напряженной |
|
отказа от |
подходов |
следования |
дискуссии и |
|
обсуждения |
правилам |
выработки |
||
способов |
||||
решения |
||||
Повседневная работа |
||||
осуществляется |
выполняется и |
зависит от |
постоянно |
|
при |
видоизменяется |
неизменности |
перепроверяется |
|
минимальном |
каждым по- |
курса и |
для большего |
|
вмешательстве в |
своему |
активности |
совершенства |
|
нее |
руководства |
|||
Функции и ответственность |
||||
реализуются с |
получаются |
предписываются |
разделяются и |
|
почти |
такими, какими |
и закрепляются |
сменяются по |
|
автоматической |
их делают люди |
необходимости |
||
точностью |
||||
Желания и интересы отдельных людей |
||||
считаются более |
подчиняются |
согласуются с |
|
степени их |
важными, чем |
интересам |
интересами |
согласован-ности |
интересы |
организации |
организации |
с целями |
организации |
путем |
|
организации |
договоренностей |
||
Руководство |
|||
задает контекст и |
дает - |
определяет |
действует как |
цель, сводя к |
возможность |
лидеров и |
катализатор |
минимуму - |
делать так, как |
возможные |
группового |
вмешательство |
они считают |
направления |
взаимодействия - |
нужным |
развития |
сотрудничества |
|
Разногласия и конфликты |
|||
отражают факт |
являются |
угрожают |
считаются |
расхождения с |
продуктивным |
стабильности |
жизненно |
общими целями |
выражением |
организации и |
необходимыми |
и задачами |
индивидуальных |
мешают работе |
для |
особенностей и |
эффективного |
||
различий |
решения |
||
проблем |
|||
Коммуникации (общение) |
|||
ограничены и |
меняются по |
формальны и |
открыты и |
несущественны |
интенсивности и |
подчиняются |
насыщенны |
непредсказуемы |
правилам |
||
Информация и данные (как правило) |
|||
расцениваются |
используются для |
контролируются, |
оцениваются и |
как совместное |
индивидуальных |
и доступ к ним |
распределяются |
знание, которое |
достижений |
ограничен |
открыто |
не нужно |
|||
выносить вовне |
Работники - это ресурс, который должен быть максимально реализован. Признано, что главным источником долгосрочного преимущества на рынке является знание способностей и возможностей своих сотрудников, поощрение их изобретательности, заинтересованности в труде, создание благоприятной обстановки. Обычно существующая в организациях корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми