Файл: Подходы к управлению человеческими ресурсами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания;

между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.

Краткое описание органического подхода представлено в табл. 4.

Таблица 4 - Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода

Условия эффективности

Особые затруднения

Подчинение целей организации

Неучет социальности организации как

взаимодействию с окружающей

продукта взглядов, идей, норм и

средой

верований

19

Улучшение управления за счет

Превращение людей в ресурс, который

внимания к дифференцированным

нужно развивать, в ущерб праву

потребностям людей

личности на выбор

Взгляд на организацию с точки

Предположение о “функциональном

зрения взаимодействия целей,

единстве”, когда все органы работают

стратегии, структуры и других

на благо организма в целом

измерений

Выделение различных подсистем

Предположение о том, что работники

организации

должны удовлетворять все свои

потребности через организацию

Учет естественных возможностей в

Опасность впасть в социальный

процессе инновации

дарвинизм

Повышенное внимание к «экологии»

Ответственность может

внутри- и межорганизационных

перекладываться на внешние причины

взаимодействий

вместо изменения курса

Преодоление противоречий, характерных для организационного подхода

  • управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации,

существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.

Признавая ошибки, допускаемые при действии в сложной среде, неизбежными, необходимо поощрять у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность.

Существенно поощрять такие способы анализа, которые признают возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.


Важно избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.

Необходимо подбирать людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.

2.3 Гуманистический подход к управлению персоналом

Гуманистический подход исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура несет в себе целостное преставление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов. При этом культура

рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.

Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения.

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.

Позитивная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности состоит в следующем.

Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать, таким образом, проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.


Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации,

то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д.

Если раньше многие менеджеры рассматривали себя, прежде всего, как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.

Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.

  • рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.

Современный уровень менеджмента (1980-1990-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.

Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.

Выделяются основные исторические типы организационных культур:


органическую; предпринимательскую; бюрократическую; партиципативную.

Партиципативная организационная культура возникла в результате

трансформации всех предыдущих организационных культур. И гуманистический подход к управлению персоналом опирается, прежде всего, на партиципативную организационную культуру. При таком подходе руководитель исходит из того, что:

подавляющее большинство работников готовы напряженно трудится ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;

каждый сотрудник уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не срабатывают, а должны быть сформулированы к каждому человеку индивидуально исходя их данной ситуации;

сотрудники достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды;

взаимодополняемость способностей членов команды обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений при достижение общих целей;

процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.

Краткое описание организационных культур представлено в табл. 5.

Таблица 5 - Характеристика основных типов организационных культур Типы организационных культур

Органическая

Предприниматель

Бюрократическа

Партиципативна

ская

я

я

Организация направляется

согласием с

свободной

сильным

всесторонними

общей идеей

инициативой

руководством

обсуждениями

Проблемы решаются на основе

исходного

индивидуального

ясного и

открытого

согласия с

творчества

сосредоточенног

взаимодействия

целями и

о продумывания

задачами

Лидерство основывается на

разделяемых

наличии

власти и

содействии

взглядах о

авторитета и

положении

контактам и

направлении

признания

сотрудничеству

общего движения

С хроническими проблемами справляются с помощью

непридания им

поиска новых

укрепления

более

значения и

творческих

руководства и

напряженной

отказа от

подходов

следования

дискуссии и

обсуждения

правилам

выработки

способов

решения

Повседневная работа

осуществляется

выполняется и

зависит от

постоянно

при

видоизменяется

неизменности

перепроверяется

минимальном

каждым по-

курса и

для большего

вмешательстве в

своему

активности

совершенства

нее

руководства

Функции и ответственность

реализуются с

получаются

предписываются

разделяются и

почти

такими, какими

и закрепляются

сменяются по

автоматической

их делают люди

необходимости

точностью

Желания и интересы отдельных людей


оцениваются по

считаются более

подчиняются

согласуются с

степени их

важными, чем

интересам

интересами

согласован-ности

интересы

организации

организации

с целями

организации

путем

организации

договоренностей

Руководство

задает контекст и

дает -

определяет

действует как

цель, сводя к

возможность

лидеров и

катализатор

минимуму -

делать так, как

возможные

группового

вмешательство

они считают

направления

взаимодействия -

нужным

развития

сотрудничества

Разногласия и конфликты

отражают факт

являются

угрожают

считаются

расхождения с

продуктивным

стабильности

жизненно

общими целями

выражением

организации и

необходимыми

и задачами

индивидуальных

мешают работе

для

особенностей и

эффективного

различий

решения

проблем

Коммуникации (общение)

ограничены и

меняются по

формальны и

открыты и

несущественны

интенсивности и

подчиняются

насыщенны

непредсказуемы

правилам

Информация и данные (как правило)

расцениваются

используются для

контролируются,

оцениваются и

как совместное

индивидуальных

и доступ к ним

распределяются

знание, которое

достижений

ограничен

открыто

не нужно

выносить вовне

Работники - это ресурс, который должен быть максимально реализован. Признано, что главным источником долгосрочного преимущества на рынке является знание способностей и возможностей своих сотрудников, поощрение их изобретательности, заинтересованности в труде, создание благоприятной обстановки. Обычно существующая в организациях корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми