Файл: Основы природопользования. Ответы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2020

Просмотров: 2727

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51. Государственные кадастры природных ресурсов и их значение для рационального природопользования.

Кадастр природных ресурсов —систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании.

В соответствии с постановлением Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» кадастровый учет позволяет принимать эффективные решения в эколого-ресурсной сфере по: развитию и размещению производительных сил; обеспечению экономической и экологической безопасности; реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий; комплексу вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

Таким образом, государственные кадастры природных ресурсов предназначены для обеспечения природопользователей сведениями о природных ресурсах с учетом их экономической оценки, информирования органов государственного управления с целью принятия ими народнохозяйственных решений по эффективному использованию этих ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельности человека и осуществления необходимых мер охраны.

Кадастры природных ресурсов - систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании. В Республике Беларусь ведутся следующие государственные кадастры природных ресурсов: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха, лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда, а также отходов. Государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учёта количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также для учёта объёма, характера и режима их использования. Являются источником информации о природных ресурсах, данные кадастров учитываются органами государственного управления в процессе принятия решений, касающихся использования природных ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельности человека и осуществления необходимых мер охраны. Понятие и виды кадастров природных ресурсов закреплены в Законе «Об охране окружающей среды». Порядок ведения определён природоресурсным законодательством, положениями, утверждёнными Советом Министров.






52. Экологическая паспортизация и сертификация предприятий. Экологический аудит.

Экологическая сертификация и паспортизация.

Анализ зарубежного опыта показывает, что экологическая сертификация развивается не только как сертификация продуктов по соответствующим параметрам, но и как сертификация других объектов, связанных с охраной ОС и рациональным природопользованием.

Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды, направленная на защиту интересов государства, общества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.

Законодательной основой экологической сертификации в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды":

Статья 31. Экологическая сертификация. Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами по сертификации, аккредитованными в Национальной системе аккредетации Республики Беларусь.

Объектами экологической сертификации являются: система управления окружающей средой; продукция; компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды; оказание услуг в области охраны окружающей среды; иные объекты в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Экологическая паспортизация

Экологический паспорт - нормативный документ, учитывающий комплексное влияние предприятий на окружающую среду и позволяющий на основе материальных балансов получить достоверные данные о величине подобного воздействия.

Паспорт дает возможность получить сведения об используемом сырье и топливе как исходных продуктов для образования в процессе производства токсичных веществ.

Он позволяет получить полную экологическую характеристику производства, представив сведения о применяемых на предприятии технологических схемах и процессах, в том числе о наличии малоотходных, безотходных, водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых системах водоснабжения, использовании обеззараженных сточных вод.

Полученные при паспортизации количественные и качественные данные о выбросах, сбросов и твердых отходов производства позволяют объективно определить масштабы негативного воздействия предприятия в целом и его отдельных производств на окружающую среду.

Таким образом цель экологической паспортизации - определение влияния предприятий на окружающую среду, соблюдение ими природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности и разработку не основе данных паспортизации природоохранных мероприятий.

Экологический аудит.

Большинство предприятий, работа которых связанна с непосредственным воздействием на окружающую среду, знакомы с понятиями системы экологического менеджмента и экологического аудита. В свою очередь экологический аудит – часть экологического менеджмента. Экологический аудит (аудит РБ или любой другой страны) – это стопроцентно независимая, полная, развернуто документированная проверка с целью оценки степени соблюдения в процессе работы предприятия всех нормативов и законов, имеющих отношение к экологической безопасности. Основная цель экологического аудита – это объективная оценка деятельности организации по действующему в государстве законодательству в области охраны окружающей среды.


Экологический аудит в РБ может осуществляться в нескольких направлениях: Во-первых, в сфере внутреннего обеспечения работы предприятия. Во-вторых, экологический аудит РБ имеет и внешнее значение. В данном случае речь идет о безопасности воздействия работы предприятия, а так же его конечной продукции на окружающую среду. В ходе обязательного аудита предприятия должен быть составлен подробный отчет с рекомендациями по устранению недостатков и исправлению ошибок, а международный аудит должен соответствовать самым высоким мировым стандартам. Экологическая безопасность работы предприятия играет значительную роль в его положительном имидже и высокой репутации не только на местном уровне, но и на фоне международных компаний аналогичного образца.






53.Государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль качества окружающей среды.

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась определенная система контроля в области природопользования и охраны окружающей среды, который необходим для поддержания благоприятного качества окружающей природной среды через обеспечение выполнения экологических правил.

Экологический контроль— это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды.

В Республике Беларусь выделяют следующие виды экологического контроля: ─государственный; ─ведомственный; ─производственный; ─общественный.

Государственный экологический контроль осуществляется республиканскими органами управления общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Республики Беларусь и ее субъектов. Важнейшим их них является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и их органы на местах.

Государственный контроль проводится в целях обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения экологических нормативов, а также обеспечения экологической безопасности. Следовательно, государственный экологический контроль направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Объектами данного вида экологического контроля являются: ─состояние атмосферного воздуха; ─обращение с отходами производства и потребления; ─использование и охрана земель; ─состояние водохозяйственных систем и сооружений; ─использование и охрана объектов растительного (в т.ч. лесных ресурсов) и животного мира; ─проведение государственной экологической экспертизы и др.

Ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления или организациями в целях проверки соблюдения подчиненными им юридическими лицами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, осуществления отраслевых программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и выполнения предписаний Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Производственный экологический контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду. Он имеет задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды и лимитов природопользования, выполнения требований природоохранительного законодательства и предписаний специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.


По результатам государственного, ведомственного и производственного экологического контроля составляются соответствующие акты, выдаются должностным лицам предписания об устранении нарушений законодательства и информируется руководство юридического лица для принятия им мер воздействия.

Общественный экологический контроль осуществляют общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане республики в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения экологического законодательства.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственного управления, подлежат обязательному рассмотрению.