Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4188

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом отчуждаются сельскохозяйственные и лесные угодья, происходит изменение теплового баланса недр, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, буровым раствором, кислотами и другими токсичными компонентами, используемыми при проводке скважин. Проведение сейсмических исследований с применением буровзрывных работ, плотность которых особенно высока в пределах Припятского прогиба, вызывает наруше­ние физико-химических свойств почвы и верхних слоев литосферы, загрязнение грунтовых вод, техногенные изменения ми­нерального состава отложений.

Большое негативное воздействие на характер изменения литосферы оказывает добыча полезных ископаемых. В результате деятельности горнодобывающих предприятий происходит пере­мещение больших объемов пород, изменение режимов поверх­ностных, грунтовых и подземных вод в пределах обширных тер­риторий, нарушение структуры и продуктивности почв, активи­зация химических и геохимических процессов.

Особенностью добычи полезных ископаемых является их временный характер: при истощении запасов полезного ископа­емого горные работы на месторождении прекращаются. В связи с этим разработку месторождений целесообразно вести так, чтобы формируемые при этом новые ландшафты, выемки, отвалы, инженерные сооружения могли в последующем с максимальным эффектом использоваться для других народнохозяйственных целей. Это обеспечит снижение негативного воздействия горных работ на окружающую среду и уменьшит затраты на ее восстановление.

Авария на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению значительной части минерально-сырьевых ресурсов страны, оказавшихся в зоне ее негативного воздействия. По данным исследований, проведенных Белорусским научно-исследовательским геологоразведочным институтом, в зоне радиоактивного загрязнения оказались 132 месторождения минера­льно-сырьевых ресурсов, в том числе 59 разрабатываемых. Это, главным образом, месторождения глины, песков и песчано-гравийных смесей, цементного и известкового сырья, строительного и облицовочного камня. В зону загрязнения попали также Припятский нефтегазоносный бассейн и Житковичское место-Рождение бурого угля и горючих сланцев.

Охрана недр рассматривается как система мероприятий, обеспечивающая сохранение существующего разнообразия и рациональное использование геологической среды.



Раздел 3

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Глава 11. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принад­лежит государству. Даже в тех странах, где официально провоз­глашается принцип невмешательства государства в хозяйствен­ные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой ее неор­динарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким — от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования.

Государственное регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями осуществляется с помощью хозяйственного механизма, который пред­ставляет собой систему форм и методов организации и регули­рования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хозяйствен­ных процессов, экономическое стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство.

Хозяйственный механизм выполняет следующие основные функции:

  • обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы;

  • согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей. (Способность хозмеханизма согласовывать экономические интересы может служить критерием его совершенства);

претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стратегические цели и тактические задачи.

Каждая страна имеет свой общенациональный хозяйствен­ный механизм, однако можно говорить и о хозмеханизме отдельных сфер и отраслей экономики, имеющих свою специфику (например, хозмеханизм внешнеэкономической деятельности, АПК, строительства и др.).

Хозяйственный механизм — категория историческая: раз­ным этапам в развитии страны соответствует свой особый хозмеханизм. Так, хозяйственный механизм экономики, действовав­ший в период существования СССР, сложился в общих чертах в 30—40-е годы. Его отличала высокая степень централизации, которая в значительной степени диктовалась обстоятельствами тех лет (курсом на ускоренную индустриализацию, затем вой­ной, послевоенным восстановлением экономики и т.п.). Недос­татки преимущественно административного подхода к руковод­ству экономикой ощущались и тогда, но с особой силой они про­явились в последние десятилетия. Хозяйственный механизм не имел внутренних стимулов саморазвития производства: его рас­пределительный, затратный характер (все затраты покрывались государством, сбыт любой продукции был гарантирован) не по­буждал производителей улучшать качество продукции, повы­шать производительность труда, совершенствовать технологию производства, не ставил преград бесхозяйственности и безответ­ственности. Административно-командные методы управления преобладали над экономическими, что сковывало инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования.


Недостатки общегосударственного хозмеханизма присущи и отдельным отраслям и сферам хозяйства, в том числе природо­пользованию. Хозяйственный механизм природо­пользования (ХМП) — молодой отрасли экономики — стал складываться на рубеже 60— 70-х годов и до сих пор находится в стадии формирования. Он представляет собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользо­вания, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере, удовлетворение потребностей общества в сырье и ма­териалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды. ХМП включает в себя организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; эколого-экономическое прогнозирование и планирование; финансирование при­родоохранных мероприятий; экономическое стимулирование Рационального природопользования; контроль и учет в экологи­ческой сфере; экологическое нормирование, правовое регулиро­вание и т.п. ХМП, сложившемуся в условиях централизованно-плановой экономики, были свойственны административно-командная направленность, почти абсолютная централизация и детальная регламентация всей природоохранной и ресурсосберегающей деятельности. Однако детальная регламентация природопользователей со стороны центральных плановых органов и служб го­сударственного контроля (а число плановых показателей только по охране земель, например, за десятую и одиннадцатую пяти­летки возросло с 37 почти до 60), не принесла желаемых резуль­татов. Состояние и эффективность использования природно-ресурсного потенциала были неудовлетворительными. В основе административного регулирования природопользования лежат экологические стандарты (нормативы). Нормативы качества ок­ружающей среды в СССР по ряду причин были более строгими, чем в странах Западной Европы и США (например, средняя 24-часовая норма содержания SО2 в воздухе составляет в США 365 мг/м3, в странах ЕС — 90, а в бывшем СССР — 50 мг/м3), что, тем не менее, не стало гарантией лучшего состояния нашей природной среды. Практически никогда такие жесткие нормати­вы не соблюдались. Чаще всего использовались так называемые временные нормативы (временно согласованные выбросы — ВСВ), отражающие реальные возможности предприятий-загрязните­лей. Предполагалось, что предприятие поэтапно будет сокращать свои выбросы до уровня ПДК, но, к сожалению, экологическая сфера не имела себе равных по масштабам несоблюдения норма­тивов: нередки были случаи превышения допустимых воздей­ствий на окружающую среду в десятки и даже сотни раз.

Экономические методы управления в природопользовании Беларуси в рамках бывшего СССР получили значительно мень­шее развитие, чем в других отраслях хозяйства, хотя их приме­нение повсюду было весьма ограниченным. Но к концу 80-х го­дов стало очевидно, что административная система управления не способна обеспечить дальнейшее развитие рационального природопользования и природоохранной деятельности. В 1989 г. была предпринята попытка расширения сферы использования экономических методов в практике управления природопользо­ванием, что проявилось в эксперименте по введению платы за загрязнение окружающей среды. В разрабатывавшейся в то вре­мя Государственной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на перспективу до 2005 г. было предусмотрено проведение ком­плекса мер по формированию экономического механизма при­родопользования, но глубокий экономический кризис отодви­нул решение экологических проблем на второй план.


Социально-экономическая трансформация, происходящая в настоящее время в нашем обществе, требует принципиально новых подходов к процессам организации, управления и регулирования природопользования. Наметившиеся уже сейчас изме­нения в государственном регулировании от преимущественного использования административных рычагов управления (право­вых норм, стандартов, лимитов, разрешений, запретов, ограни­чений и т.п.) в сторону расширения сферы применения эконо­мических методов, как свидетельствует мировая практика, бу­дут нарастать по мере усиления экономической стабилизации страны.

В процессе формирования рыночных отношений в ХМП должны, конечно, произойти коренные перемены. Однако важно иметь в виду, что рыночные рычаги, которые мы стремимся ос­воить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жесткое административное при­нуждение, свойственное старому ХМП. Ведь известно, что высо­коразвитые страны с их отлаженными рыночными отношения­ми пришли к состоянию экологического кризиса раньше, чем мы. Опыт стран, добившихся кардинального улучшения эколо­гической ситуации, свидетельствует о том, что и в рамках ры­ночной экономики ХМП предполагает четко спланированные действия и научно обоснованное централизованное управление природоохранной деятельностью.

Исходной предпосылкой и составной частью процесса совер­шенствования централизованного управления экологической сферой является формирование экономического механизма природопользования, который представляет собой совокупность экономических методов управления, при­званных создать материальную заинтересованность ресурсо-потребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой. По мере замещения административных мето­дов экономическими основной задачей центральных органов уп­равления становится разработка долгосрочной стратегии и на­учно обоснованной нормативной базы природопользования. Ос­новой государственного регулирования в области экологии дол­жно стать природоохранное законодательство, служащее от­правным моментом разработки национальных экологических программ и других плановых и прогнозных документов, обеспе­чивающих экологическую направленность экономики.


Глава 12. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬ­ЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


12.1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.


В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое планирование сформировалось намного позже, чем другие направления. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Впервые раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" был включен в государ­ственный план развития народного хозяйства на десятую пяти­летку (1975—1980). Задания по охране природы устанавлива­лись в целом по СССР, союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам; определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов. К сожалению, эколого-экономическое планирование, как и вся система централизованного планирования, оказалось недееспособным в результате несбалансирован­ности планов, то есть несоответствия между плановыми задани­ями и определенными для их осуществления финансовыми и материальными ресурсами.

Новые подходы к эколого-экономическому планированию наметились при разработке Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991 —1995 гг. и на перспективу до 2005 г. Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом пе­рехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рациональ­ного природопользования на основе применения преимущес­твенно экономических методов управления в сочетании с право­выми и воспитательными мерами.

Соответственно в Беларуси была разработана и принята Рес­публиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа "Экология") на 1991 — 1995 гг. и на перспективу до 2000 г. Развитие кризисных явлений в экономике Бела­руси, прекращение финансирования ряда экологических про­грамм из общесоюзных фондов не позволило в полном объеме выполнить эту программу.

После получения Беларусью статуса независимого государ­ства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Бела­русь. С началом рыночного реформирования экономики фун­кции и содержание планирования резко изменились на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директив­ный характер, становится индикативным, то есть направляю­щим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйство­вания. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директив­ные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуля­торы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).