Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4393

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок планирования мероприятий по охране окружаю­щей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружаю­щей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, Разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (1998). Основные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-эко­номического развития страны можно условно классифициро­вать, как показано на рис. 12.1.





Рис. 12.1. Схема организации прогнозирования и планирования природопользования и природоохранной деятельности в Республике Беларусь


12.2. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени

На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государ­ственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабаты­вается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее ос­нове составляются Основные направления социально-экономи­ческого развития на 10-летний период. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу фор­мируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природополь­зования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допусти­мых выбросов загрязняющих веществ, показатели использова­ния природных ресурсов, расчет объема капитальных вложе­ний, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, до­ведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдель­ных министерств, ведомств и предприятий.

Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономи­ческого прогнозирования по периодам времени на уровне госу­дарства и особо важных природных комплексов и экологичес­ких систем носят, как правило, межотраслевой и межрегио­нальный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего в Национальной программе рацио­нального использования природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосроч­ных целей, как поддержание благоприятной, экологически бе­зопасной среды для обеспечения благополучия населения; обес­печение рационального, неистощительного природопользова­ния в интересах устойчивого социально-экономического разви­тия страны; сбалансирование процессов воспроизводства и ис­пользования возобновляемых природных ресурсов, рациональ­ное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовле­чением в хозяйственный оборот отходов производства.


Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно сос­тоит из нескольких главных целевых блоков, это:

  • природоохранное законодательство;

  • нормативное обеспечение (стандарты качества, экологиче­ские нормы);

  • информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);

  • экономическое регулирование природопользования, эко­логические мероприятия при разгосударствлении и приватиза­ции;

  • экологическая безопасность и др.

Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяй­ства.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-техничес­кой программы "Природопользование и охрана окружающей среды" (ГНТП "Природопользование"). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение эколого-безопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антро­погенного воздействия на природные экологические системы.

Спецификой эколого-экономического планирования в Бела­руси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продол­жительности действия радиоактивное загрязнение резко ограни­чило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огром­ных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия ре­шается в соответствии с Государственной программой Республи­ки Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС.

В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загряз­ненных радионуклидами, предусматривается регулярное прове­дение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических пас­портов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безо­пасности загрязненных территорий.

Объектами природоохранного прогнозирования и планиро­вания являются и отдельные природные комплексы и экологи­ческие системы. По некоторым природным комплексам Белару­си составлены схемы охраны природы, которые включают оцен­ку современного состояния природной среды, прогноз природ­ных процессов в условиях антропогенного воздействия, ком­плекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения при­родной среды. В разные периоды разрабатывались схемы ком­плексного использования и охраны водных и земельных ресур­сов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены "Схема рационального природопользова­ния Белорусского Поозерья", "Схема рационального размеще­ния особо охраняемых природных территорий Республики Бе­ларусь". Взаимосвязанный анализ современного и перспектив­ного состояния природной среды и развития хозяйства как ис­точника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические нап­равления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильнос­ти на территории природного комплекса.



12.3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование

Природоохранное прогнозирование и планирование осущес­твляется на территориальном и отраслевом уровнях. Террито­риальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное разви­тие и размещение производительных сил страны с учетом эколо­гической емкости территории. На местах планы-прогнозы охра­ны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Состав­ляются областные, городские, районные программы рациональ­ного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основны­ми положениями Национальной программы. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельско­хозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, райо­нов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке вклю­чают комплекс природоохранных мероприятий.

С начала 90-х годов ведется разработка территориальных комплексных схем охраны окружающей среды. Цель подобных схем — определение комплекса мероприятий по охране приро­ды, предотвращению и ликвидации негативного влияния хозяй­ственной деятельности на окружающую среду, сохранения ее параметров и поддержания экологического равновесия. Такие схемы составлены для ряда городов и регионов Беларуси: Речицы и Гомеля с прилегающими районами, Жлобина, Могилева и области. Намечается их разработка для Минска, Витебска, Новополоцка, Мозыря и некоторых других городов с неблагопо­лучной экологией.

Отраслевое природоохранное планирование проводится ми­нистерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного планирования являются Государ­ственная программа охраны и рационального использования зе­мель, "Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов Республики Беларусь на период до 2010 г.". Намечается Разработка еще ряда отраслевых программ, отражающих эколо­гические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики, — "Экология и энергетика", "Экология и транспорт", "Экологизация сельского хозяйства" и др.

На крупных и средних предприятиях (объединениях) самос­тоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производст­ва. Обычно в них находят отражение следующие аспекты приро­доохранной деятельности:

  • разработка и совершенствование технологических процес­сов с целью сокращения негативного воздействия на окружаю­щую среду;

  • строительство, реконструкция и оборудование природоох­ранных и ресурсосберегающих объектов;

  • содержание и эксплуатация очистных сооружений и ути­лизационных установок, повышение эффективности их исполь­зования;


планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отноше­нию к предыдущему году;

  • разработка экологического паспорта предприятия;

  • контроль за работой природоохранных объектов, экологи­ческий аудит и др.

Определяются общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных вложений), источники финансирова­ния (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.), сроки начала и окончания работ, объемы освоения средств поквартально, ожидаемый природоохранный эффект.

Прогнозирование и планирование рационального использова­ния отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансо­вого, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается так­же обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероп­риятия по их охране и рациональному использованию. По от­дельным природным средам и природным компонентам плани­руются показатели:

  • по охране атмосферного воздуха — лимит, то есть относи­ тельное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения, и сниже­ние общего количества этих выбросов; ввод в действие устано­вок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из от­ ходящих газов; необходимые капитальные вложения;

  • по использованию и охране водных ресурсов — объем ис­пользуемой воды; объем оборотной и последовательно используе­мой воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхнос­тные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищен­ных, нормативно-чистых сточных вод), отдельно — на поля фильтрации, в накопители, впадины, выгреба; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод и систем оборотного водос­набжения, соответствующие им объемы капитальных вложений;

  • по охране земельных ресурсов — показатели "рекультивация земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов", а также строительство комплексов и полигонов по переработке отходов;

по охране лесных ресурсов — показатели защиты лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиацион­ная охрана лесов от пожаров;

  • по охране других биологических ресурсов — уровень достижения оптимальной численности основных видов охотничье-промысловых животных и данные по организации государственных заповедников и национальных парков;

  • реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется показателем финансирования природоохранных мероприятий; объемом капитальных вложений за счет средств, выделенных на ликвидацию ее последствий.


Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансирован­ности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделен­ных блоков эколого-экономического планирования.


Глава 13. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ


13.1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции

Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

Механизм управления природопользованием объединяет ме­тоды, функции и организационные структуры (органы управления).

Методы управления — это способы воздействия на поведе­ние и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные из них:

  • административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;

  • экономические — создающие непосредственную матери­альную заинтересованность субъектов хозяйствования в выпол­нении необходимых экологических мероприятий, решений ор­ганов управления в сфере природопользования;

  • социально-психологические — методы морального стиму­лирования, которые реализуются посредством мер как поощри­тельного характера, так и воздействия на нарушителей (благо­дарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природо­пользованием являются:

  • нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

  • учет природных объектов и ведение природных кадастров;

  • осуществление мониторинга окружающей среды;

  • экологический контроль, экспертиза и аудит;

  • эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

  • экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

  • разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, Применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

13.2. Административное управление природопользованием

До недавнего времени наиболее распространенными и дей­ственными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях моно­польного владения государством природными ресурсами, уста­новления правовых норм и порядка воздействия на окружаю­щую среду заинтересованными ведомствами природопользователями, сохранения предприятий, наносивших ущерб природе, десятки раз превышающий стоимость выпускавшейся продук­ции. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации.