Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4424

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16.3. Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности. Проблемы и перспективы развития финансовой системы в сфере природопользования

Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в Республике Беларусь требует создания гармо­ничного финансово-кредитного механизма регулирования приро­допользования, включающего следующие звенья:

  • финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;

  • развитую систему природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;

  • систему экологических банков;

  • привлечение средств из фондов экологического страхования;

  • привлечение средств Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической сферы;

  • использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

  • систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

Если первые два источника финансирования природоохран­ной деятельности предусмотрены нашим законодательством, равно как и средства юридических лиц, в том числе иностран­ных, то создание системы экологических банков в республике пока не предполагается. В условиях же становления рыночных отношений необходимость в таких специализированных банках давно назрела и обусловлена, во-первых, ограниченностью бюд­жетных возможностей финансирования экологической сферы; во-вторых, необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ; в-третьих, растянутостью сроков окупаемости экологических затрат, следовательно, повышен­ной степенью банковского риска, и, наконец, возросшей потреб­ностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования.

Экологический банк может выступать как эффективный эко­номический центр регулирования процессов природопользова­ния, что обусловлено получением максимально полной инфор­мации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, акку­муляцией необходимых финансовых ресурсов и функциониро­ванием в режиме самоуправления. Через жесткую ипотечную политику, необходимость которой давно назрела в условиях пе­рехода к рыночным отношениям, экологический банк может на конкурсной основе кредитовать предприятия под конкретные природоохранные программы, организовывать рыночную про­дажу акций, оценивать имущество, потенциал и перспективы предприятий и т.д. Во многих странах уже созданы и успешно действуют такие банки.

Преимущество банковского кредитования природоохранной деятельности по сравнению с бюджетным финансированием сос­тоит в возвратности и платности предоставляемых средств, что способствует повышению эффективности использования выде­ляемых ресурсов и сокращению времени их реализации. Систе­ма экологического кредитования должна создавать условия, за­интересовывающие как заемщиков (природопользователей), так и кредиторов (банки). Для природопользователей это может быть льготное кредитование (под низкий процент), первоочеред­ное кредитование экологических целей. Заинтересовать же бан­ки в льготном кредитовании можно только в случае обеспечения полной компенсации затраченных ими средств. Такая компен­сация может осуществляться посредством предоставления нало­говых льгот путем уменьшения налогооблагаемой базы дохода банка, снижения ставки налога или же освобождения банка от отдельных видов платежей.


Важным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в зависимос­ти от экологической надежности природопользователей, пос­кольку высокий уровень экологической опасности предприятия снижает степень гарантии возврата банковского кредита. В раз­витых странах такого рода рейтинги широко используются. Примером действенности такого рейтинга как средства вытесне­ния экологически опасных производств является случай аварии на химическом заводе компании "Юнайтед Карбайд" в Индии, после которой все предприятия данной фирмы в разных частях света были переведены банками на значительно более высокий процент как экологически ненадежные, что практически разо­рило фирму.

Экологизация кредитной политики должна быть основана на принципе "кредитной нейтральности", то есть повышенный процент за кредитование экологически опасных предприятий должен компенсироваться льготным кредитованием экологи­чески надежных. Однако необходимым условием введения у нас такого рейтинга является общее оздоровление экономики, пос­кольку в настоящее время высокая инфляция неизбежно приво­дит к высоким процентным ставкам.

Существует также еще один источник финансирования при­родоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизации будущих доходов государства (антици­пация, на языке финансистов) для решения неотложных теку­щих задач путем выпуска государственных займов и формиро­вания рынка государственных ценных бумаг (экологических облигации). Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказа­ться эффективным в условиях финансового кризиса.

Экологические займы представляют собой способ привлече­ния средств юридических и физических лиц на условиях добро­вольности, срочности, возвратности и платности для дополни­тельного финансирования природоохранных нужд сверх теку­щих возможностей государства и предприятий. Эмиссию обли­гаций государственных экологических займов могли бы осущес­твлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность.

Выпуск экологических ценных бумаг (облигаций) должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, а значит, нужна надежная защита облигаций от инфляции (соот­ветствующей процентной ставкой, скорректированной на темпы инфляции). Привлекательность облигаций может быть усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:

  • исключение из налогооблагаемой, базы доходов, направ­ленных юридическими и физическими лицами на приобретение экологических облигаций;

  • льготные цены и условия поставки природоохранной техники, экологически чистых технологий и продуктов;

  • приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона и т.п.


Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа.

К сожалению, не нашел должного отражения в нашем зако­нодательстве и вопрос о необходимости экологического страхо­вания. В ст. 80 законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" указано, что экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Бела­русь о страховании, однако страховое законодательство не учи­тывает особенности рисков экологического происхождения и не содержит конкретных механизмов реализации декларируемых положений об экологическом страховании. Создание еще одного реального источника финансирования экологической сферы требует разработки и принятия закона "Об экологическом стра­ховании". Рассмотрим подробнее экономическую сущность это­го важного инструмента регулирования природоохранной деятельности.

16.4. Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития

В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов источников повы­шенного экологического риска за причинение ущерба треть­им лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварий­ного) загрязнения окружающей среды и экономическое стиму­лирование таким образом предотвращения данного загрязне­ния. Цель экологического страхования состоит в наиболее пол­ной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.

Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно ве­лик: его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 25—30 %. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятий через систему экологического страхования; лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в "осуществившуюся" позволяет, собрав отно­сительно небольшие взносы с достаточно большого количества субъектов, компенсировать "реализованную" опасность, то есть ущерб.

Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановление здоровья и материального положения); окружающей среде (на ее очистку от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии); хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).


Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности (рис. 16,3). Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдель­ные граждане не участвуют, хотя оно, безусловно, затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии ком­пенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответст­венности за причинение ущерба предполагает формирование спе­циальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения заг­рязнения окружающей природной среды. Экологическое страхо­вание предусматривает покрытие затрат на ликвидацию послед­ствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим ли­цам, пострадавшим от вредных воздействий.


Рис.16.3. Виды и формы экологического страхования и источники

страховых выплат

Экологическое страхование может осуществляться в добро­вольной и обязательной форме.

Добровольное страхование осуществляется на основе догово­ра между страхователем (субъектом хозяйствования) и страхов­щиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведе­ния устанавливаются согласно Закону "О страховании", конк­ретные условия определяются в договоре страхования.

Обязательное страхование происходит в соответствии с за­коном. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательному страхова­нию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в зако­нодательном порядке перечень экологически опасных объектов.

Так, по данным штаба Гражданской обороны г. Минска, в промышленном производстве столицы применяются три вида сильнодействующих ядовитых веществ — аммиак, хлор и соля­ная кислота, единовременные запасы которых составляют соот­ветственно около 290, 43 и 184 т. В зонах возможного химичес­кого заражения проживает 29 % населения Минска, то есть око­ло полумиллиона человек. Время испарения аммиака может достигать 27 ч, хлора — 30, соляной кислоты — 570 ч.

Наибольшую потенциальную опасность для населения в случае аварии представляют 5 объектов.

На очистной водопроводной станции ПО "Минскводоканал", расположенной в районе промузла ТЭЦ-4, хранится до 40 т хлора. Однако специалисты утверждают, что весь запас ядовитого вещества может попасть в атмосферу только в случае диверсии. При технической аварии (разгерметизации контейнера) выброс этого газа составит не более 1 т. Максимальная расчетная глуби­на поражения — 5 км. В зависимости от направления ветра в зо­не поражения могут оказаться до 160 тыс. человек.

На первом месте среди предприятий, располагающих запаса­ми аммиака (до 85 т единовременно), находится ГП "Минский мясокомбинат". Здесь максимальная глубина возможного пора­жения — 5 км, в зоне поражения могут оказаться до 218 тыс. че­ловек. Немалую опасность представляет собой и АП "Крыница" (ул. Радиальная). Запасы аммиака на этом предприятии дости­гают 26 т, глубина поражения — 4,4 км, жертвами могут стать 116 тыс. человек. На третьем месте — гормолзавод № 3 (ул. Солтыса). В случае аварии 18 т аммиака распространятся на глуби­ну 1,8 км, на зараженной территории могут оказаться 22 тыс. человек.


Кислоты при меньшей глубине поражения представляют большую опасность вследствие высокой концентрации. Наи­большие объемы соляной кислоты использует Минская очис­тная станция аэрации ПО "Минскводоканал", расположенная в промузле Шабаны. Запасы кислоты достигают здесь 60 т, глубина поражения — до 5 км, в зоне возможного поражения проживают 62 тыс. человек. На втором месте (до 50 т соляной кислоты) — КП "Минский мотовелозавод". Стоит учесть, что это предприя­тие расположено в одном из центральных районов города — на Партизанском проспекте. По оценкам специалистов, в зоне по­ражения могут находиться до 33 тыс. человек.

Пожароопасными являются около 13 объектов: ТЭЦ, пред­приятия, использующие в производстве лаки, краски, бензин, дизтопливо. Радиационную опасность для Минска представляет один объект — АНТК "Сосны".

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации экологически опасных объектов уста­навливает принятый в начале 2000 г. Закон Республики Бела­русь "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В нем впервые законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 25). Теперь организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведе­ние данного вида страхования.

Однако вопросы экологического страхования пока не нашли всеобъемлющего развития в нашем законодательстве. Возможно, первоначально целесообразно поставить вопрос о введении добровольного экологического страхования и провести соответ­ствующие эксперименты на отдельных территориях, для чего составить банк данных всех производственных объектов с ранжированием их по степени экологической опасности. На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:

  • особо опасные — группа "А" (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) — должны подлежать обязательному страхованию;

  • опасные — группа "Б" (с вероятностью аварий на уровне 0,085) — решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;

малоопасные — группа "В" (с вероятностью аварий на уровне ,059)

страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.

Далее необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений окружающей среды. Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей. Обязательное экологическое страхова­ние будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств. Естественно, создание системы страховых природоох­ранных фондов должно быть многоэтапным, ориентированным на их реальные экономические возможности.