Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2020
Просмотров: 4424
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 8. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
8.1. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ И ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
9.1. Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов
9.5. Экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования
Глава 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЕСУРСОВ НЕДР
10.1. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
10.2. Общая характеристика и классификация полезных
10.3. Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь
10.4. Основные пути рационального использования и охраны недр
16.3. Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности. Проблемы и перспективы развития финансовой системы в сфере природопользования
Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в Республике Беларусь требует создания гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования, включающего следующие звенья:
-
финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;
-
развитую систему природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;
-
систему экологических банков;
-
привлечение средств из фондов экологического страхования;
-
привлечение средств Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической сферы;
-
использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;
-
систему льготных экологических инвестиционных кредитов.
Если первые два источника финансирования природоохранной деятельности предусмотрены нашим законодательством, равно как и средства юридических лиц, в том числе иностранных, то создание системы экологических банков в республике пока не предполагается. В условиях же становления рыночных отношений необходимость в таких специализированных банках давно назрела и обусловлена, во-первых, ограниченностью бюджетных возможностей финансирования экологической сферы; во-вторых, необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ; в-третьих, растянутостью сроков окупаемости экологических затрат, следовательно, повышенной степенью банковского риска, и, наконец, возросшей потребностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования.
Экологический банк может выступать как эффективный экономический центр регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления. Через жесткую ипотечную политику, необходимость которой давно назрела в условиях перехода к рыночным отношениям, экологический банк может на конкурсной основе кредитовать предприятия под конкретные природоохранные программы, организовывать рыночную продажу акций, оценивать имущество, потенциал и перспективы предприятий и т.д. Во многих странах уже созданы и успешно действуют такие банки.
Преимущество банковского кредитования природоохранной деятельности по сравнению с бюджетным финансированием состоит в возвратности и платности предоставляемых средств, что способствует повышению эффективности использования выделяемых ресурсов и сокращению времени их реализации. Система экологического кредитования должна создавать условия, заинтересовывающие как заемщиков (природопользователей), так и кредиторов (банки). Для природопользователей это может быть льготное кредитование (под низкий процент), первоочередное кредитование экологических целей. Заинтересовать же банки в льготном кредитовании можно только в случае обеспечения полной компенсации затраченных ими средств. Такая компенсация может осуществляться посредством предоставления налоговых льгот путем уменьшения налогооблагаемой базы дохода банка, снижения ставки налога или же освобождения банка от отдельных видов платежей.
Важным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователей, поскольку высокий уровень экологической опасности предприятия снижает степень гарантии возврата банковского кредита. В развитых странах такого рода рейтинги широко используются. Примером действенности такого рейтинга как средства вытеснения экологически опасных производств является случай аварии на химическом заводе компании "Юнайтед Карбайд" в Индии, после которой все предприятия данной фирмы в разных частях света были переведены банками на значительно более высокий процент как экологически ненадежные, что практически разорило фирму.
Экологизация кредитной политики должна быть основана на принципе "кредитной нейтральности", то есть повышенный процент за кредитование экологически опасных предприятий должен компенсироваться льготным кредитованием экологически надежных. Однако необходимым условием введения у нас такого рейтинга является общее оздоровление экономики, поскольку в настоящее время высокая инфляция неизбежно приводит к высоким процентным ставкам.
Существует также еще один источник финансирования природоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизации будущих доходов государства (антиципация, на языке финансистов) для решения неотложных текущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигации). Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным в условиях финансового кризиса.
Экологические займы представляют собой способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций государственных экологических займов могли бы осуществлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность.
Выпуск экологических ценных бумаг (облигаций) должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, а значит, нужна надежная защита облигаций от инфляции (соответствующей процентной ставкой, скорректированной на темпы инфляции). Привлекательность облигаций может быть усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:
-
исключение из налогооблагаемой, базы доходов, направленных юридическими и физическими лицами на приобретение экологических облигаций;
-
льготные цены и условия поставки природоохранной техники, экологически чистых технологий и продуктов;
-
приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона и т.п.
Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа.
К сожалению, не нашел должного отражения в нашем законодательстве и вопрос о необходимости экологического страхования. В ст. 80 законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" указано, что экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о страховании, однако страховое законодательство не учитывает особенности рисков экологического происхождения и не содержит конкретных механизмов реализации декларируемых положений об экологическом страховании. Создание еще одного реального источника финансирования экологической сферы требует разработки и принятия закона "Об экологическом страховании". Рассмотрим подробнее экономическую сущность этого важного инструмента регулирования природоохранной деятельности.
16.4. Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития
В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов — источников повышенного экологического риска — за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.
Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик: его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 25—30 %. Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятий через систему экологического страхования; лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.
Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в "осуществившуюся" позволяет, собрав относительно небольшие взносы с достаточно большого количества субъектов, компенсировать "реализованную" опасность, то есть ущерб.
Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановление здоровья и материального положения); окружающей среде (на ее очистку от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии); хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).
Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности (рис. 16,3). Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно, безусловно, затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.
Рис.16.3. Виды и формы экологического страхования и источники
страховых выплат
Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону "О страховании", конкретные условия определяются в договоре страхования.
Обязательное страхование происходит в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательному страхованию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.
Так, по данным штаба Гражданской обороны г. Минска, в промышленном производстве столицы применяются три вида сильнодействующих ядовитых веществ — аммиак, хлор и соляная кислота, единовременные запасы которых составляют соответственно около 290, 43 и 184 т. В зонах возможного химического заражения проживает 29 % населения Минска, то есть около полумиллиона человек. Время испарения аммиака может достигать 27 ч, хлора — 30, соляной кислоты — 570 ч.
Наибольшую потенциальную опасность для населения в случае аварии представляют 5 объектов.
На очистной водопроводной станции ПО "Минскводоканал", расположенной в районе промузла ТЭЦ-4, хранится до 40 т хлора. Однако специалисты утверждают, что весь запас ядовитого вещества может попасть в атмосферу только в случае диверсии. При технической аварии (разгерметизации контейнера) выброс этого газа составит не более 1 т. Максимальная расчетная глубина поражения — 5 км. В зависимости от направления ветра в зоне поражения могут оказаться до 160 тыс. человек.
На первом месте среди предприятий, располагающих запасами аммиака (до 85 т единовременно), находится ГП "Минский мясокомбинат". Здесь максимальная глубина возможного поражения — 5 км, в зоне поражения могут оказаться до 218 тыс. человек. Немалую опасность представляет собой и АП "Крыница" (ул. Радиальная). Запасы аммиака на этом предприятии достигают 26 т, глубина поражения — 4,4 км, жертвами могут стать 116 тыс. человек. На третьем месте — гормолзавод № 3 (ул. Солтыса). В случае аварии 18 т аммиака распространятся на глубину 1,8 км, на зараженной территории могут оказаться 22 тыс. человек.
Кислоты при меньшей глубине поражения представляют большую опасность вследствие высокой концентрации. Наибольшие объемы соляной кислоты использует Минская очистная станция аэрации ПО "Минскводоканал", расположенная в промузле Шабаны. Запасы кислоты достигают здесь 60 т, глубина поражения — до 5 км, в зоне возможного поражения проживают 62 тыс. человек. На втором месте (до 50 т соляной кислоты) — КП "Минский мотовелозавод". Стоит учесть, что это предприятие расположено в одном из центральных районов города — на Партизанском проспекте. По оценкам специалистов, в зоне поражения могут находиться до 33 тыс. человек.
Пожароопасными являются около 13 объектов: ТЭЦ, предприятия, использующие в производстве лаки, краски, бензин, дизтопливо. Радиационную опасность для Минска представляет один объект — АНТК "Сосны".
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации экологически опасных объектов устанавливает принятый в начале 2000 г. Закон Республики Беларусь "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В нем впервые законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 25). Теперь организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида страхования.
Однако вопросы экологического страхования пока не нашли всеобъемлющего развития в нашем законодательстве. Возможно, первоначально целесообразно поставить вопрос о введении добровольного экологического страхования и провести соответствующие эксперименты на отдельных территориях, для чего составить банк данных всех производственных объектов с ранжированием их по степени экологической опасности. На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:
-
особо опасные — группа "А" (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) — должны подлежать обязательному страхованию;
-
опасные — группа "Б" (с вероятностью аварий на уровне 0,085) — решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;
—малоопасные — группа "В" (с вероятностью аварий на уровне ,059)
— страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.
Далее необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений окружающей среды. Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное экологическое страхование будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств. Естественно, создание системы страховых природоохранных фондов должно быть многоэтапным, ориентированным на их реальные экономические возможности.