Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4429

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Возвращаясь на общемировые пути социально-экономичес­кого развития, мы ищем выход из экономического кризиса, что, наряду с использованием других средств, предполагает освоение и формирование институциональных рыночных механизмов. Преобразование отношений собственности путем разгосударств­ления и приватизации рассматривается на современном этапе как средство преодоления кризисной ситуации, необходимое ус­ловие перехода к рыночной экономике.

Формирование рыночных отношений в экологической сфере непосредственно связано с вопросами собственности на природ­ные ресурсы. В обществе сложился стереотип представлений по этому поводу, который подразумевает, что основой рыночных преобразований является переход контроля над ресурсами в ру­ки частных лиц, а частная собственность служит базой возрож­дения предпринимательства и роста эффективности производст­ва. Однако мировая практика не дает безоговорочных примеров указанных преимуществ частной собственности над другими ее формами, за исключением сферы мелкого и семейного бизнеса.

В экономически развитых странах существуют разные фор­мы собственности на природные ресурсы: государственная, фе­деральная (в государствах с федеральным устройством), муни­ципальная, собственность коренных народов (например, ресур­сы в индейских резервациях США и Канады), собственность об­щественных организаций, частная. В государствах с федераль­ным устройством федеральной собственностью являются, как правило, стратегические ресурсы: нефть, газ и т.п., но могут та­ковыми быть и водные, и земельные, и др. Остальные ресурсы относятся к собственности субъектов федерации, муниципали­тета и т.д.

Независимо от форм собственности на ресурсы природы в развитых странах законодательно регулируется процесс их ис­пользования, действует система ограничений на способы эксплуатации природных объектов. При этом права частного собст­венника могут быть существенно ограничены.

Распределение прав собственности между различными субъ­ектами хозяйствования влияет и на распределение доходов от эксплуатации природных ресурсов. Механизм ценообразования на продукцию природопользования, политика приватизации природных ресурсов, экологическое налогообложение лишь пе­рераспределяют доходы, приносимые использованием природно-ресурсного потенциала. Механизм вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот определяет, кому будут при­надлежать доходы.

В бывшем СССР вопрос о формах собственности на природные ресурсы не стоял, поскольку считалось, что все богатства приро­ды являются общенародной, государственной собственностью. На деле природные ресурсы находились в безраздельном владе­нии министерств и ведомств, занимавшихся их эксплуатацией. Фактическая бесплатность ресурсов, бесконтрольность их ис­пользования приводили к расточительному расходованию бо­гатств природы в погоне за производственными показателями, поскольку собственность на них была, по сути, ничейной.


Важной проблемой переходного периода является восста­новление в стране института собственности в целом. Основу его составляет свобода перераспределения имущественных прав между субъектами хозяйственной деятельности, каждый из ко­торых должен обладать четко установленными правами и воз­можностями передавать их любому другому физическому или юридическому лицу. Без соблюдения этой правовой нормы ин­ститут собственности не может существовать. Поскольку госу­дарственная собственность не была ограничена никакой эконо­мической и правовой ответственностью перед гражданами или юридическими лицами, то можно сказать, что институт соб­ственности в законодательном порядке в централизованно-ко­мандной экономике отсутствовал.

Однако вопрос об изменении в отношениях собственности на землю и другие природные ресурсы весьма не прост. В различ­ных постсоветских республиках он решается по-разному, но везде вызывает политические дебаты и научные дискуссии. Так, в соответствии с действующей в Российской Федерации Консти­туцией (ст. 9) "земля и другие природные ресурсы могут нахо­диться в частной, государственной, муниципальной и иных фор­мах собственности".

Обращает на себя внимание то, что первой названа частная собственность. Это можно расценить как установку на ускорен­ное разгосударствление природно-ресурсного потенциала. Одна­ко отношения собственности в природопользовании — тонкая Материя, поскольку речь идет об ограниченных, зачастую исчерпаемых ресурсах. Сторонники огульной приватизации земли, в частности, во главу угла ставят право свободно продавать и покупать ее, ссылаясь на опыт стран с рыночной экономикой, игнорируя при этом негативные стороны этого процесса (захват природных объектов в частную собственность с целью дальней шей спекуляции для наживы).

Природопользование (и землепользование, в том числе) i странах Западной Европы и Америки исторически сложилось на основе частной собственности на землю. Формирование зе­мельных отношений происходило эволюционно, при этом в не которых государствах во имя обеспечения социальной справед­ливости предпринимались попытки реформирования их в сторо­ну национализации, в других — введения единого для всех земельного налога (например, в США в конце XIX в.). Несмотря на постепенный характер развития и утверждения института частной собственности на землю в странах с развитой экономи­кой, такая система землепользования породила целый ряд серь­езных социальных проблем, связанных с разорением мелких и даже средних собственников, наличием пустующих, неисполь­зуемых земельных наделов и спекуляций ими, паразитическим присвоением ренты собственником земли на базе объективного роста ее стоимости и т.п.

Для поддержания социальной стабильности власти предпринимали попытки бороться с этими явлениями с помощью эконо­мических и правовых рычагов. Так, в Германии неоднократно пытались ввести специальный налог, побуждающий к эффек­тивному использованию земли, предотвращающий "накопление земли без использования". Однако эти попытки оказались тщет­ными из-за упорного сопротивления политически влиятельного класса крупных земельных собственников, особенно собствен­ников на землю в пределах городов.


Учитывая опыт Запада, государствам постсоветского пространства следует создать такую систему землепользования и природопользования в целом, которая бы обеспечивала реальную экономическую свободу использования земли и других благ при­роды и в то же время исключала паразитирование на праве соб­ственности на них. Стоимость земли и природных ресурсов, как свидетельствует мировая практика, имеет устойчивую тенден­цию к росту, но в момент купли-продажи невозможно точно оце­нить все многообразие факторов, которое окажет влияние на из­менение их стоимости в перспективе. Собственник земли получа­ет по существу неограниченное право присвоения ренты, которая не была учтена в момент совершения сделки и не принадлежит ему. В этом состоит главная причина социальной несправедли­вости и неравенства в обществе. Для их устранения необходимо, чтобы хозяин земли получал доход, пропорциональный его вкладу в развитие производства, при условии ежегодной выплаты ренты (земельного налога) обществу в размерах, отражающих меняющуюся во времени ценность земельного участка. Поэтому целый ряд ученых и политиков считают, что необходимо законо­дательно регламентировать не частную собственность на землю, которая порождает прежде всего меркантильные интересы и спе­куляцию, дальнейшее расслоение общества на богатых и бедных, а право частного пользования землей.

В Швейцарии такая собственность называется "правом за­стройки", в Германии — "наследственным правом застройки", которое предоставляется сроком на 50—99 лет.

"Собственность для пользования" так же, как и обычная частная собственность, позволяет землю продавать, да­рить, сдавать в аренду, закладывать и т.п., но объектом прода­жи (дарения, аренды и т.д.) выступает при этом не сама земля, а вложенный в нее капитал, то есть строения или иное капиталов­ложение, осуществленное на земле. При приобретении права "собственности для пользования" цена земли определяется, во-первых, стоимостью всех объектов, размещенных на ней (зда­ний, сооружений и пр.), и, во-вторых, — ставкой земельного на­лога, который и в дальнейшем уплачивается обществу в размере ренты, полученной при использовании земли. В этом отличие "собственности для пользования" от частной собственности на землю, когда цена ее погашается сразу в момент купли-продажи.

Борьба двух изложенных точек зрения на характер частной собственности на землю во властных структурах России не поз­воляет высшему законодательному органу до сих пор принять ни земельный кодекс, ни закон о собственности на землю в РФ.

Однако существует еще один принципиальный подход к ре­шению вопроса собственности в природопользовании, суть кото­рого состоит в том, что специфика страны с переходной эконо­микой диктует необходимость сохранения государственной соб­ственности на существенную долю природных ресурсов, прино­сящих дифференциальную ренту, чтобы использовать рентные доходы на разрешение социальных и экономических проблем.


Собственность на природные ресурсы может быть распреде­лена между субъектами власти (центром, регионами), а компе­тенция каждого из органов власти должна быть закреплена за­конодательно. Но система отношений собственности на природ­ные ресурсы должна быть адекватной рыночным отношениям, поэтому, помимо государственной (республиканской, регио­нальной), она будет включать и частную, акционерную, коллек­тивную. Однако приоритет в силу сложившейся ситуации дол­жна иметь государственная собственность. При этом на органы государственной исполнительной власти возлагается организа­ция процесса трансформации собственности, а также регулирование процессов использования ресурсов природы вне зависимости от того, кому они принадлежат.

Данный подход нашел определенное воплощение в реализации отношений собственности в природопользовании в Беларуси. В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) записано, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства находятся и земли сельскохозяйственного назначения. Однако в соответствии с Законами "О праве собственности на землю" (1993) и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О праве собственности на землю" (1997) определены две формы собственности на нее — государственная и частная.

В государственной собственности остаются все земли сельскохозяйственного назначения (колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий). В частную собственность не передаются также земли, имеющие общегосударственное значение: земли общего пользования в населенных пунктах, занятые предприятиями транспорта, связи, предоставленные для нужд обороны, под заповедники и т.д., а также земли лесного и водного фондов и некоторые другие категории земель (например, участки, где есть разведанные месторождения полезных ископаемых и др.).

В соответствии с нашим законодательством право частном собственности на землю предоставляется гражданам Беларуси| для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и частного строительства. Более того, регламентируется принудительное (по решению суда) изъятие земельных участков местными органами власти в случае использования земли не по целевому назначению. Препятствует спекуляции землей и ограничение размеров предоставленных в частную собственность земельных участков, В соответствии с логикой рыночных отношений земли, находящиеся в частной собственности, могут передаваться по наследству, продаваться, сдаваться в аренду. Разрешается также сдача участков в залог для получения кредитов в банках, имеющих лицензию на ведение залоговых операций.

Земля в Беларуси может быть в частной собственности и юридических лиц (их собственников), в том числе и зарубежных, eс ли на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию ус­луг. Юридическим лицам могут быть проданы и земельные участки для строительства и эксплуатации необходимых для Респуб­лики Беларусь предприятий при осуществлении инвестицион­ных проектов. Передача земли в собственность юридических лиц, в том числе и зарубежных, осуществляется за денежные средства в порядке, определяемом Президентом страны.


Такая регламентация масштабов приватизации земли в ус­ловиях переходной экономики препятствует разбазариванию продуктивных сельхозугодий, наживе и незаслуженному обога­щению на их перепродаже одних, обнищанию и безработице других, и поэтому имеет большую социальную значимость.

Приватизация в природопользовании в широком смысле это­го понятия, помимо проблемы отношений собственности на при­родные ресурсы, имеет и другой немаловажный аспект — эколо­гический, связанный с задачами сохранения окружающей сре­ды в процессе разгосударствления и приватизации государ­ственных предприятий.

Под приватизацией подразумевается не только пере­ход к частной собственности, но и более общий процесс смены собственника путем продажи или передачи на различных усло­виях госсобственности коллективам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам. Названные субъекты хозяйствования в своей равноправной деятельности и здравой конкуренции бо­лее всего отвечают требованиям цивилизованной рыночной эко­номики. Рынок в современном его понимании отрицает монопо­лию одной формы собственности, требует их многообразия, эко­номического равноправия.

Приватизация госсобственности не является отечественным изобретением. Активный процесс приватизации наблюдался в ря­де западных стран в 80-е годы. Так, в период с 1981 г. по 1991 г. в Великобритании в частные руки перешли известнейшие метал­лургические компании страны, приватизации подверглись не­которые железные дороги, предприятия угольной промышлен­ности, водоснабжения. Опыту Великобритании последовали Но­вая Зеландия (продажа государственной авиационной компа­нии), Чили (приватизация телефонной компании). Продажа предприятий в то же время происходила и в других западноев­ропейских государствах: ФРГ, Бельгии, Италии. Причинами приватизации послужили, с одной стороны, низкая рентабель­ность денационализируемых объектов, с другой — потребность правительств в наличных средствах. Многие приватизирован­ные компании резко повысили свою эффективность.

Политика в области приватизации в странах, вставших на путь рыночных преобразований, нацелена на получение дохо­дов от продажи госсобственности, обеспечение занятости, мо­дернизацию приватизируемых объектов покупателями, содей­ствие региональному экономическому развитию, росту налого­вых поступлений и т.п.

В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних странах с пере­ходной экономикой, тоже происходит процесс приватизации и разгосударствления предприятий. Б республике была принята Государственная программа приватизации, предусматривавшая завершение до 1997 г. приватизации госпредприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, разгосударствление предприятий деревообрабатывающей промышленнос­ти, а также предприятий по переработке сельхозпродукции. Но процессы эти идут медленными темпами. За период 1991—1996 гг. было приватизировано 2122 объекта республиканской и коммунальной собственности, из них практически половину составили предприятия бытового обслуживания, торговли и общественного питания и только 244 объекта — промышленные предпри­ятия. С 1996 г. эти процессы затормозились: из 900 намеченных в соответствии с годовой программой было приватизировано около 400 государственных объектов, в 1997 г. — 572, в 1998 г. — 418, в 1999 г. — 296 предприятий. На предприятия негосударственной формы собственности в 1999 г. пришлось 44 % всей произведен- ной в республике промышленной продукции, 68 % объема под­рядных работ, 78 % розничного товарооборота. Однако привати­зация остается одним из ключевых моментов реформирования , экономики и в ближайшей перспективе, как следует из Концепции и программы развития промышленного комплекса Респуб­лики Беларусь на 1998 — 2015 гг., процесс этот должен нарас­тать.