Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4425

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Происходящие в обществе и госструктурах дискуссии по поводу приватизации связаны с тем, что передача объектов государственной собственности в частное владение затрагивает эко- комические, социальные и иные интересы отдельных граждан, коллективов, общества в целом. Но наряду с традиционными проблемами приватизация может усугубить и экологические, поскольку пока не разработаны четкие правовые основы воздей­ствия государства на субъекты хозяйствования, получившие в результате разгосударствления известный суверенитет. Как считают многие исследователи данного вопроса, права привати­зированных объектов защищены законом в большей степени, чем интересы общества в области охраны природной среды.

Промышленные предприятия — важнейшие объекты приватизации — являются и основными источниками загрязнения среды обитания. Техническая база промышленности устарела на большинстве предприятий она представляет традиционный (четвертый) или даже реликтовый технологический уклад. По ориентировочным оценкам, только около 18 % всего парка ма­шин и оборудования в промышленности Беларуси соответству­ют мировому уровню, из них лишь 4 % задействовано в техноло­гических процессах, имеющих мировые стандарты. На боль­шинстве предприятий, построенных десятки лет назад, используемые технологии далеко не всегда отвечали экологическим требованиям того времени, тем более они не могут удовлетво­рить сегодняшние экологические стандарты.

При оценке условий, в которых идет приватизация, нельзя не учитывать кризисное состояние отечественной экономики, дефицит государственных финансовых ресурсов. Приватизация дает возможность в короткое время получить значительные сум­мы от продажи предприятий и одновременно освободиться от бремени убыточных, нерентабельных объектов. Однако прово­дить приватизацию, не определив правила учета экологическо­го фактора, нельзя. Процессу приватизации должно предшес­твовать решение ряда вопросов: каково состояние охраны окру­жающей среды на приватизируемом объекте, какие мероприя­тия следует предусмотреть для соблюдения требований экологи­ческого законодательства, сколько средств (и каких) для этого необходимо, включая реконструкцию предприятий, кто будет нести расходы по реализации этих мер, какие административ­ные решения могут быть приняты для выполнения экологичес­ких требований и т.п.

Конечно, в рыночной экономике на помощь административ­ным рычагам приходят экономические методы воздействия на предприятие-загрязнитель, но в ближайшее время надеяться на их высокую эффективность не приходится. Ведь известно, что действующие нормативы платежей за загрязнение существенно меньше затрат, требуемых для снижения загрязнений, и пред­приятию выгоднее платить за выбросы, не сокращая их объе­мов. Поэтому необходимо принять правила учета экологическо­го фактора в процессе приватизации государственной собствен­ности, запрещающие в первую очередь наращивать выбросы (сбросы) в окружающую среду выше имеющегося уровня.


Важнейшим условием, предшествующим приватизации объ­екта, должно быть проведение экологического аудита (экологи­ческой экспертизы). При этом в правилах должны быть уточне­ны значения экологических параметров, которым предприятие должно соответствовать. К сожалению, Законом Республики Бе­ларусь "О государственной экологической экспертизе" привати­зируемые предприятия не отнесены к объектам обязательной экологической экспертизы. В то же время экологическая экспер­тиза предприятий, подлежащих приватизации, должна стать первостепенным организационно-правовым механизмом разра­ботки обоснованной программы экологической санации и, в ко­нечном счете, обеспечения учета экологических интересов об­щества в процессе приватизации.

Экологическая экспертиза позволит установить экологичес­ки опасные предприятия, которые вплоть до проведения на них организационно-технических мер по экологической санации Должны быть исключены из перечня объектов, подлежащих приватизации. И в целом процесс приватизации должен быть поставлен под контроль природоохранных органов, которые устанавливают экологические нормативы для приватизирован­ных объектов и сроки их реализации, а также обязаны осущес­твлять регулярный надзор за соблюдением экологических стан­дартов.

Процесс приватизации госсобственности, грамотно регули­руемый государством, может способствовать улучшению эколо­гической ситуации, решению задачи экологизации производ­ства. Для этого необходимо разработать систему льгот для пред­принимателей, способных предложить передовые природоох­ранные и ресурсосберегающие технологии и взявших обяза­тельство (в форме договора) реконструировать приобретаемое производство.

20.4. Свободное предпринимательство и развитие рынка экологических услуг и работ

Одним из основополагающих институтов смешанной экономики является свободное предпринимательство, основанное на частной собственности, рыночном способе организации хозяйства и оборота продукции. Гибкий, динамичный, быстро реагирующий, прибыльный бизнес необходим как движущая сила устойчивого экономического развития и одновременно как источник обеспечения техническими и финансовыми ресурсами, тре­буемыми для решения экономических и неразрывно связанных с ними экологических проблем.

Если рассматривать развитие предпринимательской деятельности с позиций экологической безопасности, то следует отметить негативные и позитивные стороны этого процесса. К негативным относятся нередкое игнорирование предпринимате­лями природоохранного законодательства с целью извлечения максимальных доходов путем экономии на экологических зат­ратах; сокрытие фактов загрязнения окружающей среды, объемов реальных техногенных отходов; множественность точечных источников выбросов, слабо контролируемых государственными службами. Кроме этого, мировой опыт развития свиде­тельствует, что на ранних этапах формирования свободного предпринимательства происходит как бы экологическая эк­спансия бизнеса, обусловленная тем, что при отсутствии необхо­димого механизма правового регулирования складывающиеся рыночные отношения провоцируют получение сверхприбылей за счет расточительной эксплуатации природных богатств. Пре­дотвращение этих негативных моментов требует создания соот­ветствующего экономико-правового механизма, стимулирующего и поощряющего полезную предпринимательскую деятельность, с одной стороны, и приводящего к неизбежной ответственности и наказанию в случае отступлений от требований природоохранного законодательства, — с другой.


Положительной стороной предпринимательской деятельнос­ти с позиций экологии является создание собственно экологи­ческого предпринимательства, основная деятельность которого состоит в производстве товаров, осуществлении работ и услуг, направленных на предупреждение ущерба окружающей среде и здоровью людей. В круг интересов экологического предприни­мательства входят все виды производственно-коммерческой, посреднической, консультативной, научно-исследовательской деятельности, непосредственно связанные с решением тех или иных экологических проблем.

Процесс разгосударствления и приватизации, происходя­щий сейчас в странах с переходной экономикой, способствует формированию сферы экологического предприни­мательства. Для крупных государственных предприятий централизованной экономики производство очистного оборудо­вания, мелкооптовых партий экологической техники и техноло­гий было невыгодно, как было невыгодно и ресурсосбережение в условиях господства "безрентных" цен на продукцию природо­пользования (о чем шла речь выше). Невыполнение планов по охране природы, неосвоение выделенных на природоохранные цели капитальных вложений чаще всего объяснялось невоз­можностью разместить заказы на природоохранное оборудова­ние, поскольку в централизованной громоздкой экономике эко­логическое производство было вытеснено "на обочину".

Предпринимательство, которое по своей природе оперативно реагирует на образовавшиеся условия для получения прибыли, быстро проникает в незанятую нишу. Так, возрождение у нас рыночных отношений вызвало появление перерабатывающих и посреднических кооперативов. Хозяйственное законодательс­тво, действовавшее в СССР в 1985—1990 гг. (в частности, закон о кооперации), позволяло предприимчивым людям получать сверхприбыли за счет извлечения редкоземельных металлов, сбора вторичного сырья, экспорта ценнейших отходов, а иногда под видом отходов — и стратегического сырья. В конце 80-х — начале 90-х годов самой прибыльной отраслью экологического предпринимательства на территории бывшего СССР стало так называемое "ресурсосбережение": в 1990 г. насчитывалось более 3 тыс. перерабатывающих кооперативов и малых предприятий такого профиля.

Представителями экологического бизнеса стали также мел­кие производители контрольно-измерительных приборов, что явилось знамением времени: многим пищевым, перерабатываю­щим, контролирующим организациям понадобились такие при­боры и реагенты для установления наличия в продуктах питания пестицидов, нитратов, диоксина и т.п. А после аварии на Чернобыльской АЭС возник ажиотажный спрос на аппаратуру, фиксирующую уровень радиоактивного загрязнения террито­рии, воды, продуктов, накопления радионуклидов в организме людей и животных. К экологическому предпринимательству можно отнести и те кооперативы и малые предприятия, которые создавались в сфере очистки вод, в рыболовстве и лесовосстановлении. Но в целом экологический бизнес, возникший на постсо­ветском пространстве, носит локальный характер и ограничен в основном малыми предприятиями. В то же время на Западе экобизнес стал весьма прибыльным приложением капитала, охва­тывающим большие объемы производства.


Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его про­изводству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. В конце 80-х годов выпуск очистного оборудования в США осуществляли 500 тыс. компа­ний, при этом на долю 15—30 крупнейших фирм, специализиру­ющихся на производстве газо- и водоочистного оборудования, приходилось 60—80 % общего объема его продаж. Производство и внешняя торговля оборудованием для борьбы с загрязнением среды обитания в США не уступают по своему объему производ­ству других групп машин и оборудования, например, химическо­го оборудования, металлообрабатывающих станков и др.

В Канаде действует более 3500 компаний по выпуску природоохранного оборудования и связанным с ним услугам с числен­ностью занятых более 110 тыс. человек. В странах ЕС существует более 10 тыс. фирм, относящихся к сфере экологического предпринимательства. Общий объем их продаж превышает 40 млрд. ев­ро в год. Наблюдается рост численности фирм, специализирую­щихся на консультативном обслуживании по вопросам эколо­гии, компаний по утилизации отходов.

Экологически ориентированная продукция удерживает про­чные позиции во всех экономически развитых странах как в вы­пуске товаров промышленного назначения (очистное оборудова­ние, экотехника и экотехнологии, новые материалы, контроль­но-измерительные приборы и т.п.), так и в производстве потре­бительских товаров — от продуктов питания до безопасных бы­товых средств. Производство такой продукции весьма престиж­но и довольно прибыльно; при этом компании создают себе рек­ламу и благоприятный имидж на рынке. О прибыльности мож­но судить по тому, что норма прибыли у компаний США в сфере экологического предпринимательства находится на среднем для американской промышленности уровне. В настоящее время конкурентоспособность товаров на мировом рынке определяется не в последнюю очередь и их экологическими характеристика­ми, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек производства. Считается, что природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы. По экспертным оценкам, международный рынок экологических товаров и услуг оценивается ежегодно в 280 млрд дол. США. Фирмы, проводя­щие активную природоохранную политику, добиваются значи­тельных выгод за счет экономии сырьевых материалов, модер­низации технологий производства, завоевания положительного имиджа среди потребителей.

Существенной особенностью экологического предпринима­тельства является то, что, используя потенциал малого и сред­него бизнеса, оно представляет собой эффективный путь стаби­лизации экологической ситуации, не требующий дополнитель­ных бюджетных ассигнований. Однако со стороны государства необходимо принятие ряда мер, способствующих, с одной сторо­ны, поддержке развития экобизнеса, с другой — законодатель­ной регламентации предпринимательской деятельности в инте­ресах всего общества.


Экологическое предпринимательство республики находится в самом начале своего пути, в условиях становления рыночных отношений. Как показывает мировой опыт, оно может стать привлекательным прибыльным бизнесом, если государство не­уклонно и последовательно будет оказывать ему поддержку, применяя все доступные рычаги экономического и, в частности, финансового регулирования. К таким рычагам, как отмечалось, относятся льготное финансирование и кредитование, освобож­дение от налогов или льготное налогообложение на прибыль в части создания экотехники, перехода на малоотходную техно­логию, льготы фирмам, осуществляющим комплексную перера­ботку отходов и т.п.

Развитию предпринимательской активности в природоох­ранной деятельности способствует и ужесточение экологичес­ких нормативов и контроля за выбросами в окружающую среду. Так, в результате введения более жестких норм на выбросы в странах ЕС в 90-е годы рынок природоохранных технологий и оборудования возрос до 3 млрд. евро, и прогнозируется его даль­нейший прирост. Очевидно, что в будущем основной сферой раз­вития экологического предпринимательства станет производ­ство очистного оборудования, контрольно-измерительных при­боров, разработка утилизационных, энерго- и ресурсосберегаю­щих технологий, экологически безопасного оборудования, а это в конечном итоге приведет к созданию конкурентной среды на рынке для отбора наиболее экономичных видов оборудования и технологий при сопоставимом экологическом эффекте.

На мировом рынке экологических услуг и товаров, где все виды экологического обслуживания осуществляются на платной основе, сложилось несколько самостоятельных направле­ний, основные из которых — производство и продажа экотехни­ки, приборов для контроля за состоянием окружающей среды, создание ресурсосберегающей технологии и очистного оборудо­вания, использование вторичных ресурсов и экологическое вос­производство, экологическое воспитание и образование, выпол­нение других экологических услуг.

Помимо перечисленных, на западном рынке спросом пользу­ются такие экологические товары и услуги:

маркетинговые услуги, направленные на изучение потреб­ности природопользователей в природоохранном оборудовании, приборах, материалах, реагентах и других материально-технических ресурсах;

услуги по НИОКР и ноу-хау, направленные на передачу технических, экологических, управленческих новшеств для осуществления природоохранной деятельности;

инженерно-консультационные (инжиниринговые) услуги, связанные с подготовкой и использованием в конкретных усло­виях научно-технических, производственных и иных знаний и, опыта для осуществления природоохранной деятельности;

лизинговые услуги по приобретению природоохранного оборудования в аренду;