Файл: Методика преподавания. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 1270

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49. Особенности проведения практических работ на местности.

Только на уроках нельзя решить всех поставленных перед школой воспитательных и образовательных задач. Именно органическое единство учебной и внеклассной работы помогает учителю достичь успехов в обучении и воспитании школьников.

Известно, что подготовка урока на местности сложнее подготовки урока в классе. Обучающимся кажется, что работа на местности - это почти прогулка. Поэтому детей необходимо приучать к тому, что любая практическая работа на местности, экскурсия, туристический поход - это серьезная работа с выполнением сложных заданий, направленная на конечный результат.

Конечный результат выхода обучающихся в поле зависит от того, с каким настроением будет заниматься своим делом каждый обучающийся. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать разнообразные методы и приемы не только учебной, но и воспитательной работы.

Среди основных направлений подготовительной работы с обучающимися на местности можно выделить следующие:

* определение целей и задач,

* выбор района полевых работ, пути следования,

* выбор объектов для исследования, подготовка картографического материала,

* подготовка необходимого снаряжения,

* знакомство обучающихся с правилами поведения в природе,

* тренировка обучающихся в выполнении отдельных заданий,

* конструирование индивидуальных заданий с учетом интересов и склонностей каждого ребенка

* составление плана работы на местности,

* организационная подготовка класса к предстоящей работе.

Выделяют несколько этапов работы:

1. Построение класса, проверка личного снаряжения. (Групповое снаряжение вручается при построении).

2. Подготовительная беседа (постановка цели практической работы на местности, определение заданий и времени на их выполнение, а также видов отчетной документации).

3. Выход на маршрут по установленному порядку движения. Краткая характеристика местности (необходимо обратить внимание на красоту родной природы).

4. Раздача плана маршрута каждой группы с указанием места работы. Выдача заданий (на карточках) и установление путей их выполнения.

5. Порядок проверки выполненных работ, получение консультаций.

6. Дополнительное задание. Если группа оканчивает свою работу раньше отведенного времени, то учитель предлагает им карточку с дополнительным задание (обычно оно носят занимательно-игровой характер).

7. Сбор обучающихся и подведение итогов, обобщение.

8. Возвращение с работы на местности. Сдача снаряжения.

Окончательный итог практической работе на местности проводят на специальном уроке. В кабинете географии оформляется выставка результатов работы. Обучающиеся защищают свои работы в ходе конференции. Исследования школьников завершаются разработкой обоснованных рекомендаций по улучшению состояния изученной территории.


50. Роль и функции учителя на современном уроке, логика построения процесса обучения.

Личность, организующая и реализующая учебно-воспита­тельный процесс в школе, это учитель. Можно сказать, и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально за­нимающийся педагогической деятельностью.

Роль: создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Функции учителя обусловливаются потребностями общественно-экономического развития общества, а также особенностями развития общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей В ходе своей профессиональной деятельности педагог осуществляет следующие основные функции:

1 Воспитательная: предполагает необходимость осуществления целенаправленного воздействия на личность с целью создания оптимальных условий для ее всестороннего гармоничного развития. Эта функция связана с воспитанием человека в широком смысле Она занимает ведущее место в сложном процессе формирования личности.

2 Учебная: заключается в работе с учащимися с целью овладения ими знаниями, умениями и навыками по основам наук, обеспечении условий для интеллектуального развития учащихся, обучение их методам самостоятельной познавательной деятельности.

3 Организаторская: заключается в необходимости организации детских коллективов, целенаправленного руководства различными видами детской деятельности непосредственно в учебно-воспитательных учреждениях и за их пределами учитель - центральная фигура, организатор учебно-воспитательного процесса.

4 Предохраняющие: учитель является хранителем общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей, он оберегает их от разрушительных воздействий деструктивных сил, заботится о здоровье воспитанников, формирует в них их социально-психологический иммунитет против аморальных, аномальных проявлений в социальной среде.

5 Информационная: предусматривает распространение педагогических знаний среди родителей, работников социальной и производственной сфер

Под логикой учебного процесса понимается последовательность содержания предмета, порядок его изучения.

В логике процесса обучения получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумывания организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития учащихся.


Логика процесса выстроена и зафиксирована в программе и учебнике и представляет постоянную величину. Будучи зафиксированной, она в значительной мере определяет порядок его изучения. Методические пособия, сами учителя, конечно, могут внести определенные изменения, но они как правило незначительные и существенно не меняют логику предмета. Логика учебного предмета неизбежно обуславливает основные контуры хода учебного процесса, но только в общем виде. Последовательность развертывания деятельности обучения характеризует логика учебного процесса.

Если посмотреть на их отличие, то можно заметить следующее:

Логика учебного процесса предусматривает постоянное движение от старого к новому.

В логике учебного процесса движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала происходит часто, а под час и обязательно.

В логике учебного процесса чередование движения от конкретного к абстрактному и обратно не совпадает, как правило, с чередованием этого движения в учебном предмете, независимо от того, какой принцип положен в основу построения предмета – индуктивный или дедуктивный.

Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки его групп, методическим почерком учителя, оснащенностью оборудования.


51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.

Наблюдения — важнейшее средство обучения. Они могут быть регулярными (систематическими) и эпизодическими. Проводятся во внеучебное время. Обычно эпизодические наблюдения осуществляются во время программных и внепрограммных экскурсий, туристических походов. Наблюдения ведутся за местными географическими объектами и явлениями (погодой, водным объектом, растительностью и животными, сельскохозяйственными работами, работой железнодорожного транспорта, речного порта и т. д.). Имеются обязательные, программные наблюдения, и необязательные, внепрограммные.

Большинство наблюдений проводится в начальном курсе. Желательны они и при изучении других курсов, в особенности курса географии Беларуси. В этом курсе почти по каждой теме можно предложить учащимся задания по изучению своего края — природных условий, населения, хозяйства. Собранные краеведческие материалы нужно использовать при изучении соответствующих тем. Это будет активизировать учебный процесс, содействовать сознательному усвоению учебного материала.

Наблюдения дают возможность накопить конкретный фактический материал из самой реальной действительности и использовать его в процессе обучения для создания представлений, формирования понятий, изучения причинно-следственных связей, установления закономерностей. Наблюдения содействуют развитию наблюдательности школьников. Это важнейшее качество нужно каждому человеку.

Учитель разрабатывает инструкцию по наблюдению, организует наблюдения, учит пользоваться приборами, фиксировать результаты наблюдений в бланковой или произвольной форме, сравнивать и обрабатывать эти результаты, на основе анализа полученных данных делать аргументированные выводы.

На начальных этапах учитель обучает проводить наблюдения, затем предоставляет самостоятельность в их проведении. Наблюдения может вести каждый ученик в отдельности, могут проводиться учащимися в порядке очередности или коллективно, всем классом.

Обязателен контроль со стороны учителя за ходом и результатом наблюдений. Этот вид учебной работы также оценивается учителем.

Учитель должен не только организовать наблюдения, но и направлять внимание на определенные виды восприятия, фиксировать внимание на конкретных свойствах объектов и явлений. Нужно научить замечать и то, что выражено неясно: лишь в результате наблюдений можно обнаружить такие черты, свойства, которые раньше не замечались.


52. Изучение географической номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.

Самостоятельная работа студентов включает изучение географической номенклатуры, которое состоит в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения географических объектов.

Названия географических объектов составляют язык географии, с помощью которого можно легче всего рассказать о пространстве. Знакомство с любой территорией или картой начинается с изучения географической номенклатуры – совокупности названий природных, политических и хозяйственных объектов. Человек, изучивший номенклатуру, имеет два неоспоримых преимущества – возможность свободно ориентироваться по картам и представлять структуру пространства (географической оболочки). В географических названиях хранится богатейшая информация. Междисциплинарная отрасль знания, занимающаяся изучением происхождения географических названий, их смысловым значением, произношением и т. д., использующая принципы и методы гео­графии, называется топонимикой.

Рекомендуется ведение студентами особой тетради, в которую выписываются названия географических объектов, а также указываются их характеристики и местоположение. Также желательно отмечать происхождение названий географических объектов.

В процессе изучения географических названий студенту необхо­димо пользоваться как атласами, так и настенными картами. Показ географических объектов в конечном итоге осуществляется на настен­ных географических картах. Общегеографические карты атласа по охвату территорий под­разделяются на группы: полушарий, океанов, материков, зарубежных стран, Беларуси и отдельных регионов. Масш­таб карт позволяет сделать сопоставление карт без больших труд­ностей. Карты полушарий, океанов и материков дают общее представ­ление о размерах акваторий океанов, площади и высоте материков. Студентам необходимо также запомнить достаточно много цифр, без знания которых невозможно усвоить курс.

За самостоятельной работой студентов по изучению карты осуществляется систематический контроль. Одна из форм контроля – выполнение студентами заданий на контурных картах. Вторая форма – проведение контрольных работ с индивидуальными вопросами для каждого студента. 

Глобус обладает такими свойствами, каких не имеет и не может иметь ни одна географическая карта. Его масштаб постоянен во всех местах и по всем направлениям. Полное подобие изображения на глобусе действительным очертаниям объектов позволяет легко определять истинные размеры любых частей поверхности Земли и сравнивать их. На глобусе можно измерять площади и расстояния, определять географические координаты пунктов, направления на стороны горизонта и т. д.

Работать с глобусом наиболее удобно, когда он находится в ориентированном положении. Обычно ось глобуса устанавливают не вертикально, а под углом 66°33' к горизонтальной плоскости. Многие считают, что тем самым задано его ориентирование. Но это не так. Горизонтальная плоскость совпадает с плоскостью орбиты только на одной широте - на полярном круге. Только здесь мы можем ориентировать глобус, направив северный конец его оси в Полюс мира. На всех других широтах обычный глобус не ориентируется.