Файл: Методика преподавания. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 1197

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.

С 1917 г – конец 80-х.

Революция прервала реформу. Создается и развивается пролетарская система образования.

1918 г. приняты основные положения единой трудовой школы. Заложены принципы социалистической системы образования. Появились новые программы. Расширялся объем экскурсий (производственно-технических). Широкая поляризация метода наглядности.

1918 г. разработана белорусская программа по географии (Смолич).

1919 г. создана секция природы и географии в Минске.

1921 г. разработка единой программы по географии под руководством Анучина с 3 по 9 класс.

1924 г. вводится комплексная система обучения. Обучение ведется по трем темам: природа, труд, общество.

1934 г. новый этап в развитии географии. Постановление о преподавании географии в начальной и средней школах. География с 3 по 9 класс. Разрабатываются новые программы.

В это время определилось содержание географического образования на 60 лет вперед. Изданы стабильные учебники (выдержали 15-18 изданий) Доброва «Экономическая география», Половинкин «Физ. Гео.», Баранский «Экономич. геогр-я». Усвоение учащимися географических названий, прочное знание географической карты, знание атласа. Географов для средних школ готовил географический факультет БГУ, Минский и Могилевский институты. Для неполных и начальных школ: институты Минска, Пинска, Гродно, Орши и Баранович.

Содержание географии неизменно. Менялись названия курсов. Тесная связь с жизнью.

1958 г. общеобразовательная реформа (Якушко, Дементьев). Школа стала 11-ти летней, но обязательным было 8-ми летнее образование.

Во второй половине 60-х – переход на новое содержание обучения. Из-за перехода на обязательное среднее образование программы строились линейно-ступенчато. Каждый следующий курс базировался на предыдущем. Задействованы новейшие педагогические достижения. Дидакты: Даринский, Бибик, Жучкевич, Андриевская.

К началу 80-х возникла перегруженность, а также отставание обучения от потребностей современности.

Была произведена реформа школы (Галай, Сидо, Смоляков, Андриевская). Были разработаны учебно-методические комплексы по географии, карты, таблицы, справочники и т.д.


7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.

1991 г. принят Закон об образовании. Сформированы государственные политики в области образования, цели и задачи системы образования.

Ориентация общества на гуманизацию и экологизацию вызывают образование новых направлений в образовании целей образования. Новые учебники и программы.

1996 г. разработана концепция реформы общеобразовательной школы (Аношко, Витченко, Галай, Шарухо).

Разработан образовательный стандарт, концепции географического образования, система географических курсов.

Журнал «Геаграфiя. Праблемы выкладання».

Переход на 12-ти летний срок обучения.

На современном этапе география в школе изучается так:

5 класс – Человек и мир;

6-7 класс – начальный курс географии;

8-9 класс – география материков;

10 класс – география Беларуси;

11 класс – общая география.

Усовершенствованы комплексы по предметам: атласы, контурные карты, рабочие тетради. Разработаны программы и факультативы.


8. Цели и задачи школьного географического образования:

Цель: формирование системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования в быстро меняющемся мире.

Задачи:

  1. Образовательные:

- овладение терминами, понятиями, теориями;

- познание современного географического пространства на разных уровнях;

- усвоение знаний об особенностях природы, закономерностях размещения населения и хозяйства в связи с природными, социальными и пространственными факторами.

2) Развивающие:

- развитие пространственного и логического мышления, воображения, смысловой и механической памяти;

- формирование опыта самостоятельной деятельности.

3) Воспитательные:

- воспитание культуры труда, настойчивости;

- формирование патриотизма, любви к природе.

Цели и задачи школьного географического образования реализуются через содержание географического знания, отраженного в учебных программах и учебниках, разработанных на основании документов Министерства образования: учебных планов, концепций учебного предмета и образовательного стандарта.


9. Построение и содержание школьной географии.

Цели и задачи школьного географического образования реализуются через содержание географического знания, отраженного в учебных программах и учебниках, разработанных на основании документов Министерства образования: учебных планов, концепций учебного предмета и образовательного стандарта.

Требования к школьным программам по географии:

- соответствие содержания базовой и воспитательной целям;

- методологическая выдержанность;

- систематичность;

- соответствие содержания учебному времени;

- современность;

- четкость;

- соответствие удельного веса практических работ.

Программы бывают: типовые (разраб. на основе гос. стандарта), рабочие, авторские.

Типы структурирования (построения) содержания:

  1. Линейно-ступенчатая (расположение материала последовательно и непрерывно);

  2. Концентрическая (на более высоком уровне; возвращение к пройденному материалу);

  3. Спиралеобразная (постоянное внимание к исходной проблеме с постоянным расширением и углублением знаний).

Содержание школьной географии:

1 группа – знания. Эмпирические и теоретические знания выражают внешние особенности объектов и явлений (факты, представления). Представления – чувственно-наглядный образ предмета и явлений внешнего мира. Существуют представления памяти и представления воображения. Бывают теоретические знания причинно-следственной связи, учения (положения, которые запоминают), гипотезы (утверждение, требующие доказательств).

2 группа – умения и навыки.

3 группа – опыт творческой деятельности. А) надпредметное содержание; Б) умственные действия разного характера (сравнения, обобщения, классификации, умозаключения).

4 группа – эмоционально-ценностное отношение к миру (взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие идеи).


10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.

Методика преподавания географии связана с множеством других дисциплин. Основную роль при разработке содержания школьной географии играет связь с географическими науками. Школьный учебный предмет – это педагогическая проекция науки на основе учёта возрастных особенностей школьников и их подготовки. В современной школе изучают физическую и экономическую географию.

Внутрипредметные связи означают согласованное изучение отдельных курсов географии, что обеспечивает преемственность, последовательность и поэтапность в формировании знаний, умений, мировоззренческих идей и опыта творческой деятельности учащихся. При разработке каждого курса географии важно иметь в виду, во-первых, опорные для его изучения знания и умения учащихся и, во-вторых, их последующее применение и развитие.

В курсах географии имеется несколько систем знаний – геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, экономико-географических, политических и т.д. В каждую из этих систем входят как теоретические, так и эмпирические знания. К ним относятся определенные умения, например, умения вести наблюдения за погодой, читать климатические карты и климатограммы в связи с формированием системы климатологических знаний. Изучение каждой системы знаний вносит вклад в формирование мировоззренческих идей.

Содержание курсов географии разработано также с учетом внутрипредметных связей по линии таких экономико-географических понятий, как: «экономико-географическое положение территории», «природные ресурсы и условия», «трудовые ресурсы», «хозяйство и его важнейшие отрасли», «формы организации и размещения производства» («концентрация», «специализация», «комбинирование», «кооперирование», «ТПК» и др.). Все эти понятия вводятся на начальном этапе обучения географии и поэтапно развиваются на протяжении всех последующих курсов.

Связи между всеми курсами школьной географии объективно обусловлены тем, что общественное производство развивается в конкретных природных условиях. С другой стороны, изучение проблем и вопросов физической географии не может быть успешным без анализа влияния человеческого фактора на природу, особенно в условиях научно-технической революции, когда антропогенный фактор приобрел важнейшее значение в формировании ландшафтов. При изучении курсов географии 9-10 классов опорными являются также знания о географическом положении и границах, политико-административной карте, численности и национальном составе страны и др. Реализация внутрипредметных связей, с одной стороны, повышает эффективность изучения географии и, с другой, способствует закреплению знаний в результате их актуализации и включения в новую систему знаний более высокого уровня обобщения.