ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 1269
Скачиваний: 4
6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
С 1917 г – конец 80-х.
Революция прервала реформу. Создается и развивается пролетарская система образования.
1918 г. приняты основные положения единой трудовой школы. Заложены принципы социалистической системы образования. Появились новые программы. Расширялся объем экскурсий (производственно-технических). Широкая поляризация метода наглядности.
1918 г. разработана белорусская программа по географии (Смолич).
1919 г. создана секция природы и географии в Минске.
1921 г. разработка единой программы по географии под руководством Анучина с 3 по 9 класс.
1924 г. вводится комплексная система обучения. Обучение ведется по трем темам: природа, труд, общество.
1934 г. новый этап в развитии географии. Постановление о преподавании географии в начальной и средней школах. География с 3 по 9 класс. Разрабатываются новые программы.
В это время определилось содержание географического образования на 60 лет вперед. Изданы стабильные учебники (выдержали 15-18 изданий) Доброва «Экономическая география», Половинкин «Физ. Гео.», Баранский «Экономич. геогр-я». Усвоение учащимися географических названий, прочное знание географической карты, знание атласа. Географов для средних школ готовил географический факультет БГУ, Минский и Могилевский институты. Для неполных и начальных школ: институты Минска, Пинска, Гродно, Орши и Баранович.
Содержание географии неизменно. Менялись названия курсов. Тесная связь с жизнью.
1958 г. общеобразовательная реформа (Якушко, Дементьев). Школа стала 11-ти летней, но обязательным было 8-ми летнее образование.
Во второй половине 60-х – переход на новое содержание обучения. Из-за перехода на обязательное среднее образование программы строились линейно-ступенчато. Каждый следующий курс базировался на предыдущем. Задействованы новейшие педагогические достижения. Дидакты: Даринский, Бибик, Жучкевич, Андриевская.
К началу 80-х возникла перегруженность, а также отставание обучения от потребностей современности.
Была произведена реформа школы (Галай, Сидо, Смоляков, Андриевская). Были разработаны учебно-методические комплексы по географии, карты, таблицы, справочники и т.д.
7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
1991 г. принят Закон об образовании. Сформированы государственные политики в области образования, цели и задачи системы образования.
Ориентация общества на гуманизацию и экологизацию вызывают образование новых направлений в образовании целей образования. Новые учебники и программы.
1996 г. разработана концепция реформы общеобразовательной школы (Аношко, Витченко, Галай, Шарухо).
Разработан образовательный стандарт, концепции географического образования, система географических курсов.
Журнал «Геаграфiя. Праблемы выкладання».
Переход на 12-ти летний срок обучения.
На современном этапе география в школе изучается так:
5 класс – Человек и мир;
6-7 класс – начальный курс географии;
8-9 класс – география материков;
10 класс – география Беларуси;
11 класс – общая география.
Усовершенствованы комплексы по предметам: атласы, контурные карты, рабочие тетради. Разработаны программы и факультативы.
8. Цели и задачи школьного географического образования:
Цель: формирование системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования в быстро меняющемся мире.
Задачи:
-
Образовательные:
- овладение терминами, понятиями, теориями;
- познание современного географического пространства на разных уровнях;
- усвоение знаний об особенностях природы, закономерностях размещения населения и хозяйства в связи с природными, социальными и пространственными факторами.
2) Развивающие:
- развитие пространственного и логического мышления, воображения, смысловой и механической памяти;
- формирование опыта самостоятельной деятельности.
3) Воспитательные:
- воспитание культуры труда, настойчивости;
- формирование патриотизма, любви к природе.
Цели и задачи школьного географического образования реализуются через содержание географического знания, отраженного в учебных программах и учебниках, разработанных на основании документов Министерства образования: учебных планов, концепций учебного предмета и образовательного стандарта.
9. Построение и содержание школьной географии.
Цели и задачи школьного географического образования реализуются через содержание географического знания, отраженного в учебных программах и учебниках, разработанных на основании документов Министерства образования: учебных планов, концепций учебного предмета и образовательного стандарта.
Требования к школьным программам по географии:
- соответствие содержания базовой и воспитательной целям;
- методологическая выдержанность;
- систематичность;
- соответствие содержания учебному времени;
- современность;
- четкость;
- соответствие удельного веса практических работ.
Программы бывают: типовые (разраб. на основе гос. стандарта), рабочие, авторские.
Типы структурирования (построения) содержания:
-
Линейно-ступенчатая (расположение материала последовательно и непрерывно);
-
Концентрическая (на более высоком уровне; возвращение к пройденному материалу);
-
Спиралеобразная (постоянное внимание к исходной проблеме с постоянным расширением и углублением знаний).
Содержание школьной географии:
1 группа – знания. Эмпирические и теоретические знания выражают внешние особенности объектов и явлений (факты, представления). Представления – чувственно-наглядный образ предмета и явлений внешнего мира. Существуют представления памяти и представления воображения. Бывают теоретические знания причинно-следственной связи, учения (положения, которые запоминают), гипотезы (утверждение, требующие доказательств).
2 группа – умения и навыки.
3 группа – опыт творческой деятельности. А) надпредметное содержание; Б) умственные действия разного характера (сравнения, обобщения, классификации, умозаключения).
4 группа – эмоционально-ценностное отношение к миру (взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие идеи).
10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
Методика преподавания географии связана с множеством других дисциплин. Основную роль при разработке содержания школьной географии играет связь с географическими науками. Школьный учебный предмет – это педагогическая проекция науки на основе учёта возрастных особенностей школьников и их подготовки. В современной школе изучают физическую и экономическую географию.
Внутрипредметные связи означают согласованное изучение отдельных курсов географии, что обеспечивает преемственность, последовательность и поэтапность в формировании знаний, умений, мировоззренческих идей и опыта творческой деятельности учащихся. При разработке каждого курса географии важно иметь в виду, во-первых, опорные для его изучения знания и умения учащихся и, во-вторых, их последующее применение и развитие.
В курсах географии имеется несколько систем знаний – геолого-геоморфологических, климатологических, гидрологических, экономико-географических, политических и т.д. В каждую из этих систем входят как теоретические, так и эмпирические знания. К ним относятся определенные умения, например, умения вести наблюдения за погодой, читать климатические карты и климатограммы в связи с формированием системы климатологических знаний. Изучение каждой системы знаний вносит вклад в формирование мировоззренческих идей.
Содержание курсов географии разработано также с учетом внутрипредметных связей по линии таких экономико-географических понятий, как: «экономико-географическое положение территории», «природные ресурсы и условия», «трудовые ресурсы», «хозяйство и его важнейшие отрасли», «формы организации и размещения производства» («концентрация», «специализация», «комбинирование», «кооперирование», «ТПК» и др.). Все эти понятия вводятся на начальном этапе обучения географии и поэтапно развиваются на протяжении всех последующих курсов.
Связи между всеми курсами школьной географии объективно обусловлены тем, что общественное производство развивается в конкретных природных условиях. С другой стороны, изучение проблем и вопросов физической географии не может быть успешным без анализа влияния человеческого фактора на природу, особенно в условиях научно-технической революции, когда антропогенный фактор приобрел важнейшее значение в формировании ландшафтов. При изучении курсов географии 9-10 классов опорными являются также знания о географическом положении и границах, политико-административной карте, численности и национальном составе страны и др. Реализация внутрипредметных связей, с одной стороны, повышает эффективность изучения географии и, с другой, способствует закреплению знаний в результате их актуализации и включения в новую систему знаний более высокого уровня обобщения.