ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 1268
Скачиваний: 4
На рельефных картах весьма наглядно, объемно изображается рельеф, соблюдается соотношение горизонтального и вертикального масштабов. Особенно полезны рельефные карты при изучении рельефа в начальном курсе. Обычно эти карты небольшие по формату, на них показывается в основном горная местность с ее элементами (хребтами, долинами, вершинами, перевалами и т. п.). На практике используются и самодельные рельефные карты, масштабные и внемасштабные. Для изготовления масштабных карт нужно иметь топографическую основу, затем принимается определенный вертикальный масштаб и по горизонталям наклеиваются слои картона. При изготовлении внемасштабных карт их делают произвольно из пластилина, других подручных материалов. Само изготовление рельефной карты дает возможность детально познакомиться с рельефом территории.
Назначение топографических карт и планов местности — познакомить школьников с подробным изображением части земной поверхности и объяснить, как осуществляется генерализация при переходе к средним и мелкомасштабным картам.
Особым картографическим пособием является глобус. Это модель Земли. На нем земная поверхность изображается без искажений, выдерживается единый масштаб. Он используется наряду с картами, чтобы сформировать правильные представления о форме и величине географических объектов.
47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.
Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как Общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Для физико-математических предметов экспериментально была определена частота использования ТСО 1:8 (при обучении учащихся 15-16 лет).
Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках. Мультимедийный урок – это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств. Мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала. При объяснении учитель может с помощью гиперссылки перейти к детализации информации, где использованная анимация может «оживить» процесс.
При проектировании своего урока каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет урок в изучаемой теме, для чего он предназначен: для изучения нового материала, для обработки учебных умений и навыков, для систематизации знаний. Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока. Можно достичь максимального обучающего эффекта урока, если он представлен цельным и завершающим продуктом, а не просто наборов слайдов.
Несомненно, против использования презентаций выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентаций, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.
Плюсы: мультимедийная презентация - это наглядность, быстрота, удобство, привлекательность для детей, поддержка эмоционального настроя, облегчающая восприятие и запоминание представленного материала, возможность акцентировать внимание на важных моментах урока.
Минусы: слишком быстрый темп смены слайдов; мелкий нечитаемый шрифт; обилие анимации, слайдов, перегруженные рисунками.
48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
Учебная экскурсия - это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Характерный признак занятия - изучение объектов связано с передвижением учащихся.
Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.
Методика проведения экскурсии:
1 этап - подготовительный: -определить место, маршрут, время, остановки;
-предварительное посещение места экскурсии для изучения;
-предусмотреть необходимое оборудование;
-разработать задания детям и способы фиксации результатов выполненных заданий;
-техника безопасности;
-экологическая направленность
2 этап: -учитель сообщает детям задачи; -инструктирует по технике безопасности;
-выполнение задания детьми;
3 этап: -подвести итоги работы, просмотреть результаты задания, иногда задать д/з.
Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:
1. Формулировку цели и задачи экскурсии
2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и групповых домашних заданий
4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках.
Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем. Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся.
К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования
1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов.
2. Самостоятельная работа учащихся по изучению природных объектов по намеченному плану
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов.