ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1607
Скачиваний: 18
явления
лишь
одного
качества
(
биология
—
органический
мир
Земли
,
физика
—
физические
явления
,
химия
—
химические
преобразования
,
обществоведение
—
общество
).
География
же
задачи
решаются
только
на
уроках
географии
.
Умения
пользоваться
картой
равнозначно
таким
умениям
,
как
читать
и
писать
.
Карта
—
это
и
наглядное
пособие
,
и
источник
знаний
.
Задача
учителя
—
научить
ученика
пользоваться
этим
источником
знания
.
Образовательное
значение
школьной
географии
заключается
не
только
в
том
,
что
она
даёт
знания
,
но
и
содействует
выработке
умений
и
навыков
.
Умение
—
способность
применять
знание
на
практике
.
Навык
—
автоматическое
применение
знаний
.
В
школьной
географии
не
все
знания
доводятся
до
уровня
умений
и
навыков
.
Важные
умения
и
навыки
:
умение
читать
карту
,
давать
на
ее
основе
характеристику
объектам
,
вести
наблюдение
за
местными
географическими
объектами
,
пользоваться
приборами
и
оборудованием
,
фиксировать
результаты
наблюдений
,
обрабатывать
их
,
по
результатам
наблюдений
делать
описания
объектов
.
Школьная
география
содействует
развитию
познавательных
способностей
детей
,
их
памяти
,
речи
,
наблюдательности
,
воображения
,
мышления
.
На
каждом
уроке
ученик
обогащает
свою
речь
новыми
словами
,
понятиями
,
названиями
,
Новые
знания
он
должен
усвоить
,
воспроизвести
.
Он
учится
проводить
сравнения
,
анализировать
,
делать
выводы
,
обобщать
.
Все
это
способствует
развитию
мышления
.
Школьная
география
изучает
в
основном
отдаленные
географические
объекты
.
Нужно
сформировать
образ
этих
объектов
в
памяти
.
Это
возможно
при
использовании
наглядных
пособий
,
что
развивает
воображение
.
Многие
географические
понятия
можно
сформировать
путем
изучения
местных
географических
объектов
,
путем
наблюдения
.
Наблюдение
содействует
развитию
наблюдательности
.
Школьная
география
имеет
важное
воспитательное
значение
.
Одной
из
важнейших
задач
обучения
в
школе
является
формирование
основ
научного
мировоззрения
учащихся
.
Оно
осуществляется
при
изучении
всех
школьных
предметов
.
В
этом
отношении
велика
роль
и
значимость
географии
как
учебного
предмета
.
Это
объясняется
тем
,
что
в
географии
изучается
чрезвычайно
широкий
круг
вопросов
,
связанных
как
с
природными
,
так
и
общественными
объектами
и
явлениями
.
Другие
учебные
предметы
рассматривают
объекты
и
явления
лишь
одного
качества
(
биология
—
органический
мир
Земли
,
физика
—
физические
явления
,
химия
—
химические
преобразования
,
обществоведение
—
общество
).
География
же
отличается
комплексным
подходом
к
изучаемым
объектам
и
явлениям
.
Научное
мировоззрение
—
система
взглядов
и
убеждений
на
окружающий
мир
,
осознание
себя
в
этом
мире
.
Оно
включает
группы
мировоззренческих
идей
:
диалектико
-
материалистические
;
идеи
,
отражающие
проблему
взаимодействия
природы
и
общества
(
экологические
);
политико
-
экономические
идеи
.
К
диалектико
-
материалистическим
идеям
относятся
следующие
идеи
.
1.
Материальность
мира
.
Изучаемые
в
школьной
географии
объекты
и
явления
рассматриваются
как
реально
существующие
,
с
материалистической
точки
зрения
.
2.
Познаваемость
мира
.
Суть
идеи
в
том
,
что
человек
благодаря
сознанию
и
мышлению
способен
познать
окружающий
мир
,
проникнуть
в
сущность
изучаемых
явлений
.
Реализации
этой
идеи
служат
материал
по
истории
развития
географической
науки
,
ознакомление
учеников
с
историей
исследования
материков
и
океанов
,
с
новейшими
географическими
достижениями
и
с
методами
географических
исследований
.
3.
Целостность
и
единство
мира
,
всеобщность
связей
и
зависимости
.
Эта
идея
наиболее
полно
раскрыта
в
содержании
школьной
географии
и
находит
отражение
в
таких
фундамен
-
тальных
понятиях
,
как
ПТК
,
ТПК
,
природно
-
хозяйственная
система
.
В
школьной
географии
объекты
,
процессы
,
явления
рассматриваются
не
изолированно
друг
от
друга
,
а
в
их
всеобщей
связи
и
зависимости
.
Учащиеся
подводятся
к
идее
единства
и
целостности
природы
,
органичного
единства
человека
с
природой
.
4.
Непрерывность
движения
,
изменения
,
развития
.
Объекты
в
школьной
географии
изучаются
не
в
застывшем
состоянии
,
а
в
непрерывном
изменении
,
развитии
.
Выявляются
причинно
-
следственные
связи
и
зависимости
,
динамика
и
развитие
,
географические
закономерности
.
Развитие
рассматривается
как
переход
из
одного
качественного
состояния
в
другое
,
как
взаимодействие
противоположностей
.
Оно
имеет
поступательный
характер
.
5.
Экологические
идеи
.
Жизнь
человека
,
общества
возможна
при
условии
непрерывного
обмена
веществом
и
энергией
с
природой
.
Природа
—
источник
всех
материальных
и
духовных
благ
человека
,
предмет
и
средство
труда
человека
.
Природные
ресурсы
ограничены
,
поэтому
необходимо
бережное
и
рациональное
их
использование
.
Антропогенное
влияние
на
природу
достигло
планетарных
масштабов
.
Развитие
природы
во
многом
определяется
хозяйственной
деятельностью
человека
.
Глобальных
размеров
приобрело
загрязнение
природной
среды
,
возникла
проблема
рационального
природопользования
и
охраны
природы
.
6.
Политико
-
экономические
идеи
:
необходимость
предотвращения
новой
мировой
войны
;
ведущая
роль
ООН
в
мировом
сообществе
;
решение
всех
спорных
международных
вопросов
путем
переговоров
;
решение
демографической
,
продовольственной
и
энергетической
проблем
;
углубление
международного
географического
разделения
труда
,
кооперации
и
специ
-
ализации
;
глобализация
экономики
;
выравнивание
уровней
экономического
развития
различных
стран
и
регионов
.
В
школьной
географии
важное
значение
имеет
патриотическое
воспитание
.
Особенно
велико
значение
в
этом
отношении
курса
географии
Беларуси
,
где
учащиеся
получают
обшир
-
ные
знания
о
природе
,
хозяйстве
,
населении
своей
страны
.
Преподавание
всех
курсов
школьной
географии
основывается
на
краеведческом
принципе
.
Он
означает
изучение
географии
своей
местности
,
края
и
использование
этих
знаний
для
изучения
отдаленных
географических
объектов
,
территорий
.
При
изучении
географии
материков
и
стран
учащиеся
знакомятся
с
отечественными
путешественниками
и
географами
,
внесшими
значительный
вклад
в
развитие
географии
.
В
конечном
итоге
школа
должна
сформировать
патриота
,
гражданина
своей
страны
.
В
школьной
географии
изучаются
народы
,
человеческие
расы
,
традиции
,
культура
,
мировые
религии
,
что
содействует
воспитанию
уважения
к
другим
народам
(
интернациональное
воспитание
).
В
географии
как
учебном
предмете
нет
места
отрицательным
моментам
по
отношению
к
способу
жизни
,
обычаям
,
традициям
,
религиям
народов
и
рас
.
Все
расы
,
народы
,
нации
равноценны
и
в
одинаковой
степени
способны
к
умственной
деятельности
.
Эстетическому
воспитанию
служат
разнообразные
наглядные
пособия
,
экскурсии
на
природу
и
производство
.
Задача
учителя
—
показать
прекрасное
в
природе
и
творениях
рук
че
-
ловека
.
Ознакомление
с
крупными
открытиями
,
мужеством
первооткрывателей
содействует
нравственному
воспитанию
учащихся
.
Большое
значение
география
как
учебный
предмет
имеет
в
трудовом
воспитании
.
Учеба
—
умственный
труд
.
В
наше
время
,
когда
научные
знания
растут
лавинообразно
,
необходимо
выработать
привычку
пополнять
знания
,
научить
учащихся
учиться
,
выработать
культуру
умственного
труда
.
Этой
цели
служит
организация
умственной
деятельности
учащихся
на
уроках
и
во
внеурочное
время
.
Физическое
трудовое
воспитание
реализуется
во
внеклассной
работе
(
изготовление
и
ремонт
наглядных
пособий
,
озеленение
,
работа
в
школьных
лесниче
-
ствах
и
т
.
д
.).
Физическое
развитие
осуществляется
во
время
экскурсий
и
туристических
походов
.
При
изучении
географии
учащиеся
знакомятся
с
разнообразными
профессиями
(
профориентационная
работа
).
Обучение
,
воспитание
и
развитие
—
единый
неразрывный
процесс
.
Задача
школы
—
сформировать
личность
молодого
человека
.
2.2.
Система
курсов
школьной
географии
Первоначально
географическую
подготовку
учащиеся
получают
в
начальной
школе
при
изучении
учебного
предмета
«
Человек
и
мир
» (1—4-
й
классы
),
а
также
предмета
«
Вселенная
»
или
«
Природоведение
» (5-
й
класс
).
Предмет
«
Человек
и
мир
»
состоит
из
трех
блоков
: «
Природа
и
человек
», «
Человек
и
общество
», «
Человек
и
его
здоровье
».
Естественно
-
научная
подготовка
осуществляется
при
изучении
первого
блока
.
Учащимся
дается
понятие
о
том
,
что
такое
природа
,
живая
и
неживая
природа
,
они
знакомятся
с
сезонными
изменениями
в
природе
,
разнообразием
растительного
и
животного
мира
,
в
том
числе
и
Беларуси
,
изучают
компоненты
неживой
природы
(
воздух
,
вода
,
горные
породы
,
полезные
ископаемые
,
почва
).
Учащиеся
получают
первоначальное
понимание
,
что
такое
ориентирование
,
карта
,
глобус
,
приобретают
некоторые
астрономические
знания
о
Солнце
,
Солнечной
системе
,
Земле
и
ее
движении
.
При
изучении
других
блоков
предмета
учащимся
дается
первоначальная
система
гуманитарных
знаний
о
человеке
и
обществе
.
Учащиеся
узнают
о
различных
видах
загрязнения
и
его
влиянии
на
здоровье
человека
.
Особое
внимание
уделяется
радиоактивному
загрязнению
территории
Беларуси
.
Школьники
знакомятся
с
картой
радиоактивного
загрязнения
республики
.
Даются
сведения
по
истории
родного
края
,
хозяйственной
деятельности
,
экологии
.
Учащиеся
в
целом
по
предмету
получают
первоначальные
знания
о
системе
природа
—
общество
—
человек
.
Курс
«
Вселенная
» —
это
интегрированный
учебный
предмет
.
Он
готовит
школьника
к
будущему
систематическому
изучению
предметов
естественного
цикла
—
физики
,
химии
,
био
-
логии
,
астрономии
,
географии
.
Содержание
его
в
5-
м
классе
в
основном
географо
-
астрономическое
.
Учащийся
получает
знания
о
Вселенной
,
различных
ее
телах
(
звездах
,
созвездиях
,
галактиках
и
др
.).
Достаточно
подробно
изучается
Солнечная
система
,
рассматривается
строение
Земли
как
планеты
,
суточное
и
годовое
движение
Земли
,
причины
затмений
,
приливов
и
отливов
.
Характеризуются
поверхностные
оболочки
Земли
,
рассматривается
их
состав
,
свойства
слагающих
их
веществ
,
динамика
оболочек
,
дается
понятие
о
биосфере
и
географической
оболочке
.
Ко
«
Вселенной
»
близок
по
содержанию
учеб
-
ный
предмет
«
Природоведение
» (5-
й
класс
).
Изучение
географии
как
отдельного
предмета
начинается
в
6-
м
классе
.
Первый
систематический
курс
школьной
географии
—
начальный
курс
(6—7-
й
классы
).
Начальный
курс
географии
—
это
основы
общей
физической
и
общей
социально
-
экономической
географии
.
Главная
задача
курса
—
сформировать
у
учащихся
на
начальной
ступени
систему
общих
понятий
по
физической
и
социально
-
экономической
географии
,
познакомить
с
понятийным
аппаратом
географии
как
науки
,
иначе
говоря
—
языком
географии
.
Учебная
география
,
как
и
научная
,
невозможна
без
карты
.
Карта
—
один
из
главных
источников
географической
информации
.
Первоначальную
картографическую
подготовку
обеспечивает
начальный
курс
.
Этот
курс
состоит
из
введения
и
четырех
разделов
(
рис
. 2).
Во
введении
дается
понятие
о
географии
как
науке
,
показывается
ее
значение
для
рационального
природопользования
и
охраны
окружающей
среды
,
кратко
характеризуется
история
развития
науки
.
Первый
раздел
—
топографо
-
картографический
—
содержит
систему
топографических
и
картографических
знаний
.
Усваиваются
понятия
о
плане
местности
и
географической
карте
.
Карта
—
уменьшенное
,
условное
,
обобщенное
,
искаженное
изображение
земной
поверхности
на
плоскости
.
Усваиваются
понятия
о
масштабе
,
различных
способах
его
выражения
,
градусной
сетке
,
географических
координатах
.
Учащиеся
узнают
о
разделении
карт
по
охвату
территории
,
масштабу
,
содержанию
.
Картографические
знания
дают
возможность
школьнику
сознательно
относиться
к
карте
и
использовать
ее
для
получения
новых
знаний
.
Введение
.
Раздел
1.
Изображение
поверхности
Земли
на
плане
местности
,
глобусе
и
карте
Тема
1.
План
местности
Тема
2.
Географическая
карта
-
Раздел
2.
Природные
условия
земной
поверхности
Тема
3.
Литосфера
и
рельеф
Земли
Тема
4.
Гидросфера
.
Мировой
океан
Тема
5.
Воды
суши
Тема
6.
Атмосфера
.
Погода
и
климат
Раздел
3.
Политическая
карта
и
население
Земли
Тема
7.
Политическая
карта
мира
Тема
8.
Человечество
на
Земле
Раздел
4.
Хозяйственная
деятельность
населения
Тема
9.
Промышленность
Тема
10.
Сельское
хозяйство
Тема
11.
Транспорт
Рис
. 2.
Структура
начального
курса
географии
Второй
раздел
содержит
систему
общих
понятий
по
физической
географии
,
дается
понятие
о
суше
и
водной
поверхности
,
различных
видах
суши
,
о
частях
Мирового
океана
,
о
рельефе
,
его
основных
формах
,
о
водах
суши
,
о
метеорологических
элементах
,
погоде
и
климате
,
воздушных
массах
,
атмосферных
фронтах
,
климатообразующих
факторах
,
почвах
.
Третий
и
четвертый
разделы
—
основы
социально
-
экономической
географии
.
Даются
понятия
о
политической
карте
,
различии
государств
,
расах
человечества
,
структуре
и
движении
населения
,
его
размещении
,
природных
ресурсах
и
их
видах
,
отдельных
отраслях
промышленности
и
сельского
хозяйства
,
видах
транспорта
.
Выявляется
влияние
хозяйственной
деятельности
человека
на
природную
среду
.
Следующий
курс
школьной
географии
— «
География
материков
и
стран
» (8—9-
й
классы
).
Это
в
основном
курс
региональной
географии
с
элементами
общей
.
Курс
состоит
из
двух
разделов
(
рис
. 3).
Первый
раздел
—
общий
географический
обзор
земного
шара
.
Введение
Раздел
1.
Общий
географический
обзор
земного
шара
Тема
1.
Общие
закономерности
природы
Земли
Тема
2.
Современное
население
мира
и
его
хозяйственная
деятельность
Раздел
2.
Региональный
обзор
земного
шара
Тема
3.
Африка
Тема
4.
Австралия
и
Океания
Тема
5.
Антарктида
Тема
6.
Южная
Америка
Тема
7.
Северная
Америка
Тема
8.
Общая
характеристика
Евразии
Тема
9.
Восточная
и
Центральная
Азия
Тема
10.
Южная
и
Юго
-
Восточная
Азия
Тема
11.
Юго
-
Западная
Азия
Тема
12.
Казахстан
и
Средняя
Азия
Тема
13.
Кавказ
Тема
14.
Южная
Европа
Тема
15.
Северная
Европа
Тема
16.
Средняя
Европа
Тема
17.
Россия
Тема
18.
Географические
аспекты
оптимизации
взаимодействия
______________
общества
и
окружающей
природы
Рис
. 3.
Структура
курса
«
География
материков
и
стран
»
Это
продолжение
начального
курса
географии
.
Общий
географический
обзор
включает
в
себя
общегеографические
закономерности
природы
Земли
,
современное
население
мира
и
его
хозяйственную
деятельность
.
Второй
раздел
—
региональный
географический
обзор
земного
шара
.
В
нем
содержится
географическая
характеристика
материков
и
отдельных
стран
.
Материки
изучаются
в
следующей
последовательности
:
Африка
,
Австралия
и
Океания
,
Антарктида
,
Южная
Америка
,
Северная
Америка
,
Евразия
.
По
каждому
материку
изучается
географическое
положение
,
история
открытия
и
исследования
,
природные
условия
и
ресурсы
,
политическая
карта
,
население
и
его
хозяйственная
деятельность
,
отдельные
страны
.
Самый
крупный
материк
—
Евразия
—
рассматривается
не
только
в
общем
плане
,
но
и
по
отдельным
крупным
регионам
.
Выделяются
Восточная
и
Центральная
Азия
,
Южная
и
Юго
-
Восточная
Азия
,
Юго
-
Западная
Азия
,
Казахстан
и
Средняя
Азия
,
Кавказ
,
Южная
Европа
,
Северная
Европа
,
Средняя
Европа
,
Россия
.
Курс
«
География
Беларуси
» (10-
й
класс
)
завершает
базовое
географическое
образование
.
Он
содержит
общую
физико
-
и
экономико
-
географическую
характеристику
Беларуси
,
региональный
обзор
по
природно
-
хозяйственным
районам
и
административным
областям
(
рис
. 4).
Тема
1.
Беларусь
—
страна
в
центре
Европы
Тема
2.
Природные
условия
и
ресурсы
Тема
3.
Природопользование
Тема
4.
Население
Тема
5.
Общая
характеристика
хозяйства
Тема
6.
Производство
товаров
потребления
и
услуг
Тема
7.
Тяжелая
промышленность
и
транспорт
Тема
8.
Районирование
Беларуси
Тема
9.
Области
Тема
10.
Беларусь
в
европейском
и
международном
сообществе
Рис
. 4.
Структура
курса
«
География
Беларуси
»
В
начале
курса
анализируется
географическое
положение
Беларуси
на
карте
мира
и
Европы
,
рассматривается
исследование
ее
территории
,
происхождение
названий
.
Далее
в
традиционном
плане
физической
географии
содержится
природная
характеристика
Беларуси
,
анализ
ее
природно
-
ресурсного
потенциала
.
Затем
характеризуется
население
,
дается
общая
ха
-
рактеристика
хозяйства
,
рассматриваются
межотраслевые
комплексы
и
отдельные
отрасли
.
Дается
понятие
о
различных
видах
районирования
,
характеризуются
особенности
природы
,
населения
и
хозяйства
Беларуси
по
крупным
регионам
—
Северная
,
Южная
и
Центральная
Беларусь
,
а
также
по
административным
областям
.
Завершает
среднее
географическое
образование
курс
«
Общая
география
» (11-
й
класс
).
Это
основы
общей
физической
и
общей
социально
-
экономической
географии
.
В
связи
с
тем
,
что
обязательным
является
десятилетнее
образование
,
программа
по
географии
строится
концентрически
,
относительно
завершенный
круг
географических
знаний
дается
в
базовой
школе
.
Затем
он
углубляется
,
расширяется
в
курсе
общей
географии
.
В
нем
рассматривается
история
развития
географии
как
науки
,
учащиеся
знакомятся
с
методами
географических
ис
-
следований
,
дается
понятие
о
различных
комплексах
(
ПТК
,
ТПК
,
природно
-
хозяйственных
системах
),
географическом
районировании
,
обобщаются
и
углубляются
знания
о
планетарных
географических
закономерностях
,
более
глубоко
изучается
политическая
карта
мира
,
население
,
мировое
хозяйство
и
его
отрасли
.
Учащиеся
знакомятся
с
глобальными
и
регио
-
нальными
экологическими
проблемами
(
рис
. 5).
Таким
образом
,
школьная
география
изучается
в
6—11-
м
классах
.
География
в
учебном
плане
занимает
примерно
такое
же
место
,
как
и
биология
.
Кроме
обязательных
курсов
школьной
географии
имеются
курсы
по
выбору
и
факультативы
.
Они
соответствуют
профилю
школы
.
В
качестве
факультативов
могут
быть
курсы
по
основам
картографии
,
геологии
,
охраны
природы
и
др
.
2.3.
Компоненты
содержания
школьной
географии
Содержание
школьной
географии
включает
географические
знания
,
умения
и
навыки
,
мировоззренческие
идеи
.
Знания
—
это
отражение
в
сознании
объективного
мира
,
выраженное
в
словесной
форме
.
Географические
знания
—
это
отражение
в
сознании
географической
действительности
,
выраженные
в
словесной
форме
.
Знания
подразделяются
на
эмпирические
и
теоретические
(
рис
. 6).
Введение
Раздел
1.
Развитие
географической
науки
.
Методы
географических
исследований
Тема
1.
Этапы
развития
географической
науки
Тема
2.
Методы
географических
исследований
Раздел
2.
География
—
наука
о
территориальных
системах
Тема
3.
Учение
о
природно
-
территориальных
комплексах
Тема
4.
Природно
-
хозяйственные
системы
Раздел
3.
Географическая
оболочка
и
ее
компоненты
.
Антропогенное
воздействие
на
географическую
оболочку
Тема
5.
Географическая
оболочка
Тема
6.
Главные
особенности
природы
Земли
Тема
7.
Человек
и
окружающая
среда
Раздел
4.
Политическая
карта
мира
.
Население
мира
.
Мировое
хозяйство
и
международные
экономические
отношения
Тема
8.
Политическая
карта
мира
Тема
9.
Население
мира
Тема
10.
Мировое
хозяйство
и
международное
разделение
труда
на
современном
этапе
развития
Тема
.11.
География
отраслей
мирового
хозяйства
Раздел
5.
Глобальные
и
региональные
*
проблемы
человечества
и
пути
их
решения
Тема
12.
Сущность
глобальных
проблем
человечества
Заключение
Рис
. 5.
Структура
курса
«
Общая
география
»