Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1607

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

явления

   

лишь

 

одного

 

качества

  (

биология

  — 

органический

 

мир

 

Земли

физика

  — 

физические

 

явления

химия

  — 

химические

 

преобразования

обществоведение

  — 

общество

). 

География

 

же

 

задачи

 

решаются

 

только

 

на

 

уроках

 

географии

Умения

 

пользоваться

 

картой

 

равнозначно

 

таким

 

умениям

как

 

читать

 

и

 

писать

Карта

  — 

это

 

и

 

наглядное

 

пособие

и

 

источник

 

знаний

Задача

 

учителя

 — 

научить

 

ученика

 

пользоваться

 

этим

 

источником

 

знания

.

 

Образовательное

 

значение

 

школьной

 

географии

 

заключается

 

не

 

только

 

в

 

том

что

 

она

 

даёт

 

знания

но

 

и

 

содействует

 

выработке

 

умений

 

и

 

навыков

.

 

Умение

  — 

способность

 

применять

 

знание

 

на

 

практике

Навык

  — 

автоматическое

 

применение

 

знаний

В

 

школьной

 

географии

 

не

 

все

 

знания

 

доводятся

 

до

 

уровня

 

умений

 

и

 

навыков

Важные

 

умения

 

и

 

навыки

умение

 

читать

 

карту

давать

 

на

 

ее

 

основе

 

характеристику

 

объектам

вести

 

наблюдение

 

за

 

местными

 

географическими

 

объектами

пользоваться

 

приборами

 

и

 

оборудованием

фиксировать

 

результаты

 

наблюдений

обрабатывать

 

их

по

 

результатам

 

наблюдений

 

делать

 

описания

 

объектов

.

 

Школьная

 

география

 

содействует

 

развитию

 

познавательных

 

способностей

 

детей

их

 

памяти

речи

наблюдательности

воображения

мышления

На

 

каждом

 

уроке

 

ученик

 

обогащает

 

свою

 

речь

 

новыми

 

словами

понятиями

названиями

Новые

 

знания

 

он

 

должен

 

усвоить

воспроизвести

Он

 

учится

 

проводить

 

сравнения

анализировать

делать

 

выводы

обобщать

Все

 

это

 

способствует

 

развитию

 

мышления

.

 

Школьная

 

география

 

изучает

 

в

 

основном

 

отдаленные

 

географические

 

объекты

Нужно

 

сформировать

 

образ

 

этих

 

объектов

 

в

 

памяти

Это

 

возможно

 

при

 

использовании

 

наглядных

 

пособий

что

 

развивает

 

воображение

.

 

Многие

 

географические

 

понятия

 

можно

 

сформировать

 

путем

 

изучения

 

местных

 

географических

 

объектов

путем

 

наблюдения

Наблюдение

 

содействует

 

развитию

 

наблюдательности

Школьная

 

география

 

имеет

 

важное

 

воспитательное

 

значение

Одной

 

из

 

важнейших

 

задач

 

обучения

 

в

 

школе

 

является

 

формирование

 

основ

 

научного

 

мировоззрения

 

учащихся

Оно

 

осуществляется

 

при

 

изучении

 

всех

 

школьных

 

предметов

В

 

этом

 

отношении

 

велика

 

роль

 

и

 

значимость

 

географии

 

как

 

учебного

 

предмета

Это

 

объясняется

 

тем

что

 

в

 

географии

 

изучается

 

чрезвычайно

 

широкий

 

круг

 

вопросов

связанных

 

как

 

с

 

природными

так

 

и

 

общественными

 

объектами

 

и

 

явлениями

Другие

 

учебные

 

предметы

 

рассматривают

 

объекты

 

и

 

явления

   

лишь

 

одного

 

качества

  (

биология

  — 

органический

 

мир

 

Земли

физика

  — 

физические

 

явления

химия

  — 

химические

 

преобразования

обществоведение

  — 

общество

). 

География

 

же

 

отличается

 

комплексным

 

подходом

 

к

 

изучаемым

 

объектам

 

и

 

явлениям

.

 

Научное

 

мировоззрение

  — 

система

 

взглядов

 

и

 

убеждений

 

на

 

окружающий

 

мир

осознание

 

себя

 

в

 

этом

 

мире

Оно

 

включает

 

группы

 

мировоззренческих

 

идей

диалектико

-

материалистические

идеи

отражающие

 

проблему

 

взаимодействия

 

природы

 

и

 

общества

 

(

экологические

); 

политико

-

экономические

 

идеи

.

 

К

 

диалектико

-

материалистическим

 

идеям

 

относятся

 

следующие

 

идеи

.

 

1. 

Материальность

 

мира

Изучаемые

 

в

 

школьной

 

географии

 

объекты

 

и

 

явления

 

рассматриваются

 

как

 

реально

 

существующие

с

 

материалистической

 

точки

 

зрения

.

 

2. 

Познаваемость

 

мира

Суть

 

идеи

 

в

 

том

что

 

человек

 

благодаря

 

сознанию

 

и

 

мышлению

 

способен

 

познать

 

окружающий

 

мир

проникнуть

 

в

 

сущность

 

изучаемых

 

явлений

Реализации

 

этой

 

идеи

 

служат

 

материал

 

по

 

истории

 

развития

 

географической

 

науки

ознакомление

 

учеников

 

с

 

историей

 

исследования

 

материков

 

и

 

океанов

с

 

новейшими

 

географическими

 

достижениями

 

и

 

с

 

методами

 

географических

 

исследований

.

 

3. 

Целостность

 

и

 

единство

 

мира

всеобщность

 

связей

 

и

 

зависимости

Эта

 

идея

 

наиболее

 

полно

 

раскрыта

 

в

 

содержании

 

школьной

 

географии

 

и

 

находит

 

отражение

 

в

 

таких

 

фундамен

-

тальных

 

понятиях

как

 

ПТК

ТПК

природно

-

хозяйственная

 

система

В

 

школьной

 

географии

 

объекты

процессы

явления

 

рассматриваются

 

не

 

изолированно

 

друг

 

от

 

друга

а

 

в

 

их

 

всеобщей

 

связи

 

и

 

зависимости

Учащиеся

 

подводятся

 

к

 

идее

 

единства

 

и

 

целостности

 

природы

органичного

 

единства

 

человека

 

с

 

природой

.

 

4. 

Непрерывность

 

движения

изменения

развития

Объекты

 

в

 

школьной

 

географии

 

изучаются

 

не

 

в

 

застывшем

 

состоянии

а

 

в

 

непрерывном

 

изменении

развитии

Выявляются

 

причинно

-

следственные

 

связи

 

и

 

зависимости

динамика

 

и

 

развитие

географические

 

закономерности

Развитие

 

рассматривается

 

как

 

переход

 

из

 

одного

 

качественного

 

состояния

 

в

 

другое

как

 

взаимодействие

 

противоположностей

Оно

 

имеет

 

поступательный

 

характер

.

 

5. 

Экологические

 

идеи

Жизнь

 

человека

общества

 

возможна

 

при

 

условии

 

непрерывного

 

обмена

 

веществом

 

и

 

энергией

 

с

 

природой

Природа

 — 

источник

 

всех

 

материальных

 

и

 

духовных

 

благ

 

человека

предмет

 

и

 

средство

 

труда

 

человека

Природные

 

ресурсы

 

ограничены

поэтому

 

необходимо

 

бережное

 

и

 

рациональное

 

их

 

использование

Антропогенное

 

влияние

 

на

 

природу

 


background image

достигло

 

планетарных

 

масштабов

Развитие

 

природы

 

во

 

многом

 

определяется

 

хозяйственной

 

деятельностью

 

человека

Глобальных

 

размеров

 

приобрело

 

загрязнение

 

природной

 

среды

возникла

 

проблема

 

рационального

 

природопользования

 

и

 

охраны

 

природы

.

 

6. 

Политико

-

экономические

 

идеи

необходимость

 

предотвращения

 

новой

 

мировой

 

войны

ведущая

 

роль

 

ООН

 

в

 

мировом

 

сообществе

решение

 

всех

 

спорных

 

международных

 

вопросов

 

путем

 

переговоров

решение

 

демографической

продовольственной

 

и

 

энергетической

 

проблем

углубление

 

международного

 

географического

 

разделения

 

труда

кооперации

 

и

 

специ

-

ализации

глобализация

 

экономики

выравнивание

 

уровней

 

экономического

 

развития

 

различных

 

стран

 

и

 

регионов

.

 

В

 

школьной

 

географии

 

важное

 

значение

 

имеет

 

патриотическое

 

воспитание

Особенно

 

велико

 

значение

 

в

 

этом

 

отношении

 

курса

 

географии

 

Беларуси

где

 

учащиеся

 

получают

 

обшир

-

ные

 

знания

 

о

 

природе

хозяйстве

населении

 

своей

 

страны

Преподавание

 

всех

 

курсов

 

школьной

 

географии

 

основывается

 

на

 

краеведческом

 

принципе

Он

 

означает

 

изучение

 

географии

 

своей

 

местности

края

 

и

 

использование

 

этих

 

знаний

 

для

 

изучения

 

отдаленных

 

географических

 

объектов

территорий

При

 

изучении

 

географии

 

материков

 

и

 

стран

 

учащиеся

 

знакомятся

 

с

 

отечественными

 

путешественниками

 

и

 

географами

внесшими

 

значительный

 

вклад

 

в

 

развитие

 

географии

В

 

конечном

 

итоге

 

школа

 

должна

 

сформировать

 

патриота

гражданина

 

своей

 

страны

.

 

В

 

школьной

 

географии

 

изучаются

 

народы

человеческие

 

расы

традиции

культура

мировые

 

религии

что

 

содействует

 

воспитанию

 

уважения

 

к

 

другим

 

народам

 

(

интернациональное

 

воспитание

). 

В

 

географии

 

как

 

учебном

 

предмете

 

нет

 

места

 

отрицательным

 

моментам

 

по

 

отношению

 

к

 

способу

 

жизни

обычаям

традициям

религиям

 

народов

 

и

 

рас

Все

 

расы

народы

нации

 

равноценны

 

и

 

в

 

одинаковой

 

степени

 

способны

 

к

 

умственной

 

деятельности

.

 

Эстетическому

 

воспитанию

 

служат

 

разнообразные

 

наглядные

 

пособия

экскурсии

 

на

 

природу

 

и

 

производство

Задача

 

учителя

 — 

показать

 

прекрасное

 

в

 

природе

 

и

 

творениях

 

рук

 

че

-

ловека

Ознакомление

 

с

 

крупными

 

открытиями

мужеством

 

первооткрывателей

 

содействует

 

нравственному

 

воспитанию

 

учащихся

.

 

Большое

 

значение

 

география

 

как

 

учебный

 

предмет

 

имеет

 

в

 

трудовом

 

воспитании

Учеба

 

— 

умственный

 

труд

В

 

наше

 

время

когда

 

научные

 

знания

 

растут

 

лавинообразно

необходимо

 

выработать

 

привычку

 

пополнять

 

знания

научить

 

учащихся

 

учиться

выработать

 

культуру

 

умственного

 

труда

Этой

 

цели

 

служит

 

организация

 

умственной

 

деятельности

 

учащихся

 

на

 

уроках

 

и

 

во

 

внеурочное

 

время

Физическое

 

трудовое

 

воспитание

 

реализуется

 

во

 

внеклассной

 

работе

  (

изготовление

 

и

 

ремонт

 

наглядных

 

пособий

озеленение

работа

 

в

 

школьных

 

лесниче

-

ствах

 

и

 

т

д

.). 

Физическое

 

развитие

 

осуществляется

 

во

 

время

 

экскурсий

 

и

 

туристических

 

походов

.

 

При

 

изучении

 

географии

 

учащиеся

 

знакомятся

 

с

 

разнообразными

 

профессиями

 

(

профориентационная

 

работа

).

 

Обучение

воспитание

 

и

 

развитие

  — 

единый

 

неразрывный

 

процесс

Задача

 

школы

  — 

сформировать

 

личность

 

молодого

 

человека

.

 

2.2. 

Система

 

курсов

 

школьной

 

географии

 

Первоначально

 

географическую

 

подготовку

 

учащиеся

 

получают

 

в

 

начальной

 

школе

 

при

 

изучении

 

учебного

 

предмета

 «

Человек

 

и

 

мир

» (1—4-

й

 

классы

), 

а

 

также

 

предмета

 «

Вселенная

» 

или

 «

Природоведение

» (5-

й

 

класс

).

 

Предмет

  «

Человек

 

и

 

мир

» 

состоит

 

из

 

трех

 

блоков

:  «

Природа

 

и

 

человек

»,  «

Человек

 

и

 

общество

», «

Человек

 

и

 

его

 

здоровье

».

 

Естественно

-

научная

 

подготовка

 

осуществляется

 

при

 

изучении

 

первого

 

блока

Учащимся

 

дается

 

понятие

 

о

 

том

что

 

такое

 

природа

живая

 

и

 

неживая

 

природа

они

 

знакомятся

 

с

 

сезонными

 

изменениями

 

в

 

природе

разнообразием

 

растительного

 

и

 

животного

 

мира

в

 

том

 

числе

 

и

 

Беларуси

изучают

 

компоненты

 

неживой

 

природы

  (

воздух

вода

горные

 

породы

полезные

 

ископаемые

почва

). 

Учащиеся

 

получают

 

первоначальное

 

понимание

что

 

такое

 

ориентирование

карта

глобус

приобретают

 

некоторые

 

астрономические

 

знания

 

о

 

Солнце

Солнечной

 

системе

Земле

 

и

 

ее

 

движении

При

 

изучении

 

других

 

блоков

 

предмета

 

учащимся

 

дается

 

первоначальная

 

система

 

гуманитарных

 

знаний

 

о

 

человеке

 

и

 

обществе

Учащиеся

 

узнают

 

о

 

различных

 

видах

 

загрязнения

 

и

 

его

 

влиянии

 

на

 

здоровье

 

человека

Особое

 

внимание

 

уделяется

 

радиоактивному

 

загрязнению

 

территории

 

Беларуси

Школьники

 

знакомятся

 

с

 

картой

 

радиоактивного

 

загрязнения

 

республики

Даются

 

сведения

 

по

 

истории

 

родного

 

края

хозяйственной

 

деятельности

экологии

Учащиеся

 

в

 

целом

 

по

 

предмету

 

получают

 

первоначальные

 

знания

 

о

 

системе

 

природа

 — 

общество

 — 

человек

.  

Курс

 «

Вселенная

» — 

это

 

интегрированный

 

учебный

 

предмет

Он

 

готовит

 

школьника

 

к

 

будущему

 

систематическому

 

изучению

 

предметов

 

естественного

 

цикла

 — 

физики

химии

био

-


background image

логии

астрономии

географии

Содержание

 

его

 

в

  5-

м

 

классе

 

в

 

основном

 

географо

-

астрономическое

Учащийся

 

получает

 

знания

 

о

 

Вселенной

различных

 

ее

 

телах

  (

звездах

созвездиях

галактиках

 

и

 

др

.). 

Достаточно

 

подробно

 

изучается

 

Солнечная

 

система

рассматривается

 

строение

 

Земли

 

как

 

планеты

суточное

 

и

 

годовое

 

движение

 

Земли

причины

 

затмений

приливов

 

и

 

отливов

Характеризуются

 

поверхностные

 

оболочки

 

Земли

рассматривается

 

их

 

состав

свойства

 

слагающих

 

их

 

веществ

динамика

 

оболочек

дается

 

понятие

 

о

 

биосфере

 

и

 

географической

 

оболочке

Ко

 «

Вселенной

» 

близок

 

по

 

содержанию

 

учеб

-

ный

 

предмет

 «

Природоведение

» (5-

й

 

класс

). 

Изучение

 

географии

 

как

 

отдельного

 

предмета

 

начинается

 

в

  6-

м

 

классе

Первый

 

систематический

 

курс

 

школьной

 

географии

 — 

начальный

 

курс

 (6—7-

й

 

классы

). 

Начальный

 

курс

 

географии

  — 

это

 

основы

 

общей

 

физической

 

и

 

общей

 

социально

-

экономической

 

географии

Главная

 

задача

 

курса

  — 

сформировать

 

у

 

учащихся

 

на

 

начальной

 

ступени

 

систему

 

общих

 

понятий

 

по

 

физической

 

и

 

социально

-

экономической

 

географии

познакомить

 

с

 

понятийным

 

аппаратом

 

географии

 

как

 

науки

иначе

 

говоря

 — 

языком

 

географии

Учебная

 

география

как

 

и

 

научная

невозможна

 

без

 

карты

Карта

  — 

один

 

из

 

главных

 

источников

 

географической

 

информации

Первоначальную

 

картографическую

 

подготовку

 

обеспечивает

 

начальный

 

курс

Этот

 

курс

 

состоит

 

из

 

введения

 

и

 

четырех

 

разделов

 (

рис

. 2). 

Во

 

введении

 

дается

 

понятие

 

о

 

географии

 

как

 

науке

показывается

 

ее

 

значение

 

для

 

рационального

 

природопользования

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

кратко

 

характеризуется

 

история

 

развития

 

науки

Первый

 

раздел

 — 

топографо

-

картографический

 — 

содержит

 

систему

 

топографических

 

и

 

картографических

 

знаний

Усваиваются

 

понятия

 

о

 

плане

 

местности

 

и

 

географической

 

карте

Карта

  — 

уменьшенное

условное

обобщенное

искаженное

 

изображение

 

земной

 

поверхности

 

на

 

плоскости

Усваиваются

 

понятия

 

о

 

масштабе

различных

 

способах

 

его

 

выражения

градусной

 

сетке

географических

 

координатах

Учащиеся

 

узнают

 

о

 

разделении

 

карт

 

по

 

охвату

 

территории

масштабу

содержанию

Картографические

 

знания

 

дают

 

возможность

 

школьнику

 

сознательно

 

относиться

 

к

 

карте

 

и

 

использовать

 

ее

 

для

 

получения

 

новых

 

знаний

.  

Введение

 . 

Раздел

 1. 

Изображение

 

поверхности

 

Земли

 

на

 

плане

 

местности

глобусе

 

и

 

карте

 

Тема

 1. 

План

 

местности

 

Тема

 2. 

Географическая

 

карта

   - 

Раздел

 2. 

Природные

 

условия

 

земной

 

поверхности

   

Тема

 3. 

Литосфера

 

и

 

рельеф

 

Земли

 

Тема

 4. 

Гидросфера

Мировой

 

океан

 

Тема

 5. 

Воды

 

суши

 

Тема

 6. 

Атмосфера

Погода

 

и

 

климат

 

Раздел

 3. 

Политическая

 

карта

 

и

 

население

 

Земли

 

Тема

 7. 

Политическая

 

карта

 

мира

  

Тема

 8. 

Человечество

 

на

 

Земле

 

Раздел

 4. 

Хозяйственная

 

деятельность

 

населения

 

Тема

 9. 

Промышленность

 

Тема

 10. 

Сельское

 

хозяйство

 

             

Тема

 11. 

Транспорт

   

      

Рис

. 2. 

Структура

 

начального

 

курса

 

географии

  

 

Второй

 

раздел

 

содержит

 

систему

 

общих

 

понятий

 

по

 

физической

 

географии

дается

 

понятие

 

о

 

суше

 

и

 

водной

 

поверхности

различных

 

видах

 

суши

о

 

частях

 

Мирового

 

океана

о

 

рельефе

его

 

основных

 

формах

о

 

водах

 

суши

о

 

метеорологических

 

элементах

погоде

 

и

 

климате

воздушных

 

массах

атмосферных

 

фронтах

климатообразующих

 

факторах

почвах

Третий

 

и

 

четвертый

 

разделы

  — 

основы

 

социально

-

экономической

 

географии

Даются

 

понятия

 

о

 

политической

 

карте

различии

 

государств

расах

 

человечества

структуре

 

и

 

движении

 

населения

его

 

размещении

природных

 

ресурсах

 

и

 

их

 

видах

отдельных

 

отраслях

 

промышленности

 

и

 

сельского

 

хозяйства

видах

 

транспорта

Выявляется

 

влияние

 

хозяйственной

 

деятельности

 

человека

 

на

 

природную

 

среду

Следующий

 

курс

 

школьной

 

географии

  —  «

География

 

материков

 

и

 

стран

»  (8—9-

й

 

классы

). 

Это

 

в

 

основном

 

курс

 

региональной

 

географии

 

с

 

элементами

 

общей

Курс

 

состоит

 

из

 

двух

 

разделов

 (

рис

. 3). 

Первый

 

раздел

 — 

общий

 

географический

 

обзор

 

земного

 

шара

                        
 


background image

Введение

 

 

Раздел

 1. 

Общий

 

географический

 

обзор

 

земного

 

шара

 

Тема

 1. 

Общие

 

закономерности

 

природы

 

Земли

  

Тема

 2. 

Современное

 

население

 

мира

 

и

 

его

 

хозяйственная

 

деятельность

 

Раздел

 2. 

Региональный

 

обзор

 

земного

 

шара

 

Тема

 3. 

Африка

 

Тема

 4. 

Австралия

 

и

 

Океания

 

Тема

 5. 

Антарктида

 

Тема

 6. 

Южная

 

Америка

 

Тема

 7. 

Северная

 

Америка

 

Тема

 8. 

Общая

 

характеристика

 

Евразии

  

Тема

 9. 

Восточная

 

и

 

Центральная

 

Азия

 

Тема

 10. 

Южная

 

и

 

Юго

-

Восточная

 

Азия

   

Тема

 11.

 

Юго

-

Западная

 

Азия

   

Тема

 12. 

Казахстан

 

и

 

Средняя

 

Азия

 

Тема

 13. 

Кавказ

 

Тема

 14. 

Южная

 

Европа

 

Тема

 15. 

Северная

 

Европа

 

Тема

 16. 

Средняя

 

Европа

 

Тема

 17. 

Россия

 

Тема

 18. 

Географические

 

аспекты

 

оптимизации

 

взаимодействия

 

______________

общества

 

и

 

окружающей

 

природы

 

Рис

. 3. 

Структура

 

курса

 «

География

 

материков

 

и

 

стран

» 

 

Это

 

продолжение

 

начального

 

курса

 

географии

Общий

 

географический

 

обзор

 

включает

 

в

 

себя

 

общегеографические

 

закономерности

 

природы

 

Земли

современное

 

население

 

мира

 

и

 

его

 

хозяйственную

 

деятельность

Второй

 

раздел

  — 

региональный

 

географический

 

обзор

 

земного

 

шара

В

 

нем

 

содержится

 

географическая

 

характеристика

 

материков

 

и

 

отдельных

 

стран

Материки

 

изучаются

 

в

 

следующей

 

последовательности

Африка

Австралия

 

и

 

Океания

Антарктида

Южная

 

Америка

Северная

 

Америка

Евразия

По

 

каждому

 

материку

 

изучается

 

географическое

 

положение

история

 

открытия

 

и

 

исследования

природные

 

условия

 

и

 

ресурсы

политическая

 

карта

население

 

и

 

его

 

хозяйственная

 

деятельность

отдельные

 

страны

Самый

 

крупный

 

материк

  — 

Евразия

  — 

рассматривается

 

не

 

только

 

в

 

общем

 

плане

но

 

и

 

по

 

отдельным

 

крупным

 

регионам

Выделяются

 

Восточная

 

и

 

Центральная

 

Азия

Южная

 

и

 

Юго

-

Восточная

 

Азия

Юго

-

Западная

 

Азия

Казахстан

 

и

 

Средняя

 

Азия

Кавказ

Южная

 

Европа

Северная

 

Европа

Средняя

 

Европа

Россия

Курс

  «

География

 

Беларуси

»  (10-

й

 

класс

завершает

 

базовое

 

географическое

 

образование

Он

 

содержит

 

общую

 

физико

и

 

экономико

-

географическую

 

характеристику

 

Беларуси

региональный

 

обзор

 

по

 

природно

-

хозяйственным

 

районам

 

и

 

административным

 

областям

 (

рис

. 4). 

 
 

Тема

 1. 

Беларусь

 — 

страна

 

в

 

центре

 

Европы

 

Тема

 2. 

Природные

 

условия

 

и

 

ресурсы

   

Тема

 3. 

Природопользование

 

Тема

 4. 

Население

 

Тема

 5. 

Общая

 

характеристика

 

хозяйства

 

Тема

 6. 

Производство

 

товаров

 

потребления

 

и

 

услуг

 

Тема

 7. 

Тяжелая

 

промышленность

 

и

 

транспорт

 

Тема

 8. 

Районирование

 

Беларуси

 

Тема

 9. 

Области

 

Тема

 10. 

Беларусь

 

в

 

европейском

 

и

 

международном

 

сообществе

 

Рис

. 4. 

Структура

 

курса

 «

География

 

Беларуси

» 

 

В

 

начале

 

курса

 

анализируется

 

географическое

 

положение

 

Беларуси

 

на

 

карте

 

мира

 

и

 

Европы

рассматривается

 

исследование

 

ее

 

территории

происхождение

 

названий

Далее

 

в

 

традиционном

 

плане

 

физической

 

географии

 

содержится

 

природная

 

характеристика

 

Беларуси


background image

анализ

 

ее

 

природно

-

ресурсного

 

потенциала

Затем

 

характеризуется

 

население

дается

 

общая

 

ха

-

рактеристика

 

хозяйства

рассматриваются

 

межотраслевые

 

комплексы

 

и

 

отдельные

 

отрасли

Дается

 

понятие

 

о

 

различных

 

видах

 

районирования

характеризуются

 

особенности

 

природы

населения

 

и

 

хозяйства

 

Беларуси

 

по

 

крупным

 

регионам

  — 

Северная

Южная

 

и

 

Центральная

 

Беларусь

а

 

также

 

по

 

административным

 

областям

Завершает

 

среднее

 

географическое

 

образование

 

курс

  «

Общая

 

география

»  (11-

й

 

класс

). 

Это

 

основы

 

общей

 

физической

 

и

 

общей

 

социально

-

экономической

 

географии

В

 

связи

 

с

 

тем

 

,

что

 

обязательным

 

является

 

десятилетнее

 

образование

программа

 

по

 

географии

 

строится

 

концентрически

относительно

 

завершенный

 

круг

 

географических

 

знаний

 

дается

 

в

 

базовой

 

школе

Затем

 

он

 

углубляется

расширяется

 

в

 

курсе

 

общей

 

географии

В

 

нем

 

рассматривается

 

история

 

развития

 

географии

 

как

 

науки

учащиеся

 

знакомятся

 

с

 

методами

 

географических

 

ис

-

следований

дается

 

понятие

 

о

 

различных

 

комплексах

  (

ПТК

ТПК

природно

-

хозяйственных

 

системах

), 

географическом

 

районировании

обобщаются

 

и

 

углубляются

 

знания

 

о

 

планетарных

 

географических

 

закономерностях

более

 

глубоко

 

изучается

 

политическая

 

карта

 

мира

население

мировое

 

хозяйство

 

и

 

его

 

отрасли

Учащиеся

 

знакомятся

 

с

 

глобальными

 

и

 

регио

-

нальными

 

экологическими

 

проблемами

 (

рис

. 5). 

Таким

 

образом

школьная

 

география

 

изучается

 

в

 6—11-

м

 

классах

География

 

в

 

учебном

 

плане

 

занимает

 

примерно

 

такое

 

же

 

место

как

 

и

 

биология

Кроме

 

обязательных

 

курсов

 

школьной

 

географии

 

имеются

 

курсы

 

по

 

выбору

 

и

 

факультативы

Они

 

соответствуют

 

профилю

 

школы

В

 

качестве

 

факультативов

 

могут

 

быть

 

курсы

 

по

 

основам

 

картографии

геологии

охраны

 

природы

 

и

 

др

2.3. 

Компоненты

 

содержания

 

школьной

 

географии

 

Содержание

 

школьной

 

географии

 

включает

 

географические

 

знания

умения

 

и

 

навыки

мировоззренческие

 

идеи

Знания

  — 

это

 

отражение

 

в

 

сознании

 

объективного

 

мира

выраженное

 

в

 

словесной

 

форме

Географические

 

знания

 

— 

это

 

отражение

 

в

 

сознании

 

географической

 

действительности

выраженные

 

в

 

словесной

 

форме

Знания

 

подразделяются

 

на

 

эмпирические

 

и

 

теоретические

 (

рис

. 6). 

 

Введение

 

Раздел

 1. 

Развитие

 

географической

 

науки

Методы

 

географических

 

исследований

 

 

Тема

 1. 

Этапы

 

развития

 

географической

 

науки

 

Тема

 2. 

Методы

 

географических

 

исследований

 

Раздел

 2. 

География

 — 

наука

 

о

 

территориальных

 

системах

 

Тема

 3. 

Учение

 

о

 

природно

-

территориальных

 

комплексах

 

Тема

 4. 

Природно

-

хозяйственные

 

системы

    

Раздел

  3. 

Географическая

 

оболочка

 

и

 

ее

 

компоненты

Антропогенное

 

воздействие

 

на

 

географическую

 

оболочку

 

Тема

 5. 

Географическая

 

оболочка

      

             

Тема

 6. 

Главные

 

особенности

 

природы

 

Земли

 

 

Тема

 7. 

Человек

 

и

 

окружающая

 

среда

 

Раздел

  4. 

Политическая

 

карта

 

мира

Население

 

мира

Мировое

 

хозяйство

 

и

 

международные

 

экономические

 

отношения

 

Тема

 8. 

Политическая

 

карта

 

мира

 

Тема

 9. 

Население

 

мира

    

Тема

 10. 

Мировое

 

хозяйство

 

и

 

международное

 

разделение

 

труда

 

на

 

современном

 

этапе

 

развития

 

Тема

.11. 

География

 

отраслей

 

мирового

 

хозяйства

 

Раздел

 5. 

Глобальные

 

и

 

региональные

проблемы

 

человечества

 

и

 

пути

 

их

 

решения

 

Тема

 12. 

Сущность

 

глобальных

 

проблем

 

человечества

 

Заключение

 

Рис

. 5. 

Структура

 

курса

 «

Общая

 

география

»