ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1609
Скачиваний: 18
методике
преподавания
.
Первым
редактором
журнала
был
Н
.
Н
.
Баранский
.
Согласно
постановлению
также
были
осуществлены
мероприятия
по
подготовке
учителей
географии
,
открылись
географические
факультеты
в
педагогических
институтах
и
университетах
.
В
1944
г
.
организуется
Академия
педагогических
наук
РСФСР
,
впоследствии
АПН
СССР
.
В
одном
из
НИИ
академии
создается
головное
научное
учреждение
по
школьной
гео
-
графии
—
лаборатория
обучения
географии
.
Она
координирует
составление
учебных
программ
,
написание
учебников
,
занимается
разработкой
научных
вопросов
методики
.
Дальнейшее
развитие
советской
школы
связано
с
принятием
в
1958
г
.
закона
«
Об
укреплении
связи
школы
с
жизнью
и
о
дальнейшем
развитии
системы
народного
образования
в
СССР
».
Этот
закон
определил
основные
задачи
и
направления
развития
средней
и
высшей
школы
в
последующий
период
.
Средняя
школа
стала
общеобразовательной
,
трудовой
,
по
-
литехнической
.
Вводилось
трудовое
обучение
во
всех
классах
и
обязательное
восьмилетнее
образование
.
Школа
была
преобразована
в
одиннадцатилетнюю
.
Были
разработаны
новые
учебные
планы
,
программы
и
учебники
.
География
по
классам
распределялась
следующим
образом
:
— 5-
й
класс
—
начальный
курс
физической
географии
;
— 6-
й
класс
и
первое
полугодие
7-
го
класса
—
география
частей
света
и
важнейших
государств
;
—
второе
полугодие
7-
го
класса
и
8-
й
класс
—
география
СССР
(
физическая
с
элементами
экономической
); — 10-
й
класс
—
экономическая
география
зарубежных
стран
;
— 11-
й
класс
—
экономическая
география
СССР
.
В
1964
г
. 11-
е
классы
были
ликвидированы
.
Из
школьного
обучения
исчез
курс
экономической
географии
СССР
.
Во
второй
половине
60-
х
годов
начался
переход
на
новое
содержание
обучения
по
всем
предметам
.
Этот
переход
был
вызван
тем
,
что
содержание
школьных
предметов
значительно
отстало
от
уровня
развития
соответствующих
наук
.
Нужно
было
ликвидировать
это
отставание
.
Кроме
того
,
предполагалось
введение
обязательного
среднего
образования
.
Поэтому
необходимо
было
ликвидировать
повторение
в
содержании
обучения
на
различных
его
ступенях
.
Ранее
программы
предметов
строились
концентрически
.
Завершенный
круг
знаний
давался
в
восьмилетней
школе
,
он
углублялся
и
расширялся
в
полной
средней
школе
.
В
связи
с
обязательным
средним
образованием
программы
строились
линейно
-
ступенчато
,
каждый
последующий
курс
базировался
на
предыдущем
.
Необходимо
было
учесть
достижения
методической
науки
и
дидактики
.
Для
разработки
новых
программ
были
созданы
предметные
комиссии
,
в
том
числе
и
по
географии
,
из
числа
ученых
АПН
СССР
,
АН
СССР
,
опытных
методистов
и
учителей
.
Были
написаны
и
новые
учебники
.
Значительно
повысился
научный
уровень
содержания
обучения
.
Несколько
изменились
названия
школьных
курсов
географии
:
вместо
географии
частей
света
и
важнейших
государств
вводился
курс
географии
материков
.
География
по
классам
распределялась
следующим
образом
:
— 5-
й
класс
—
начальный
курс
физической
географии
;
— 6-
й
класс
—
география
материков
;
— 7-
й
класс
—
физическая
география
СССР
;
— 8-
й
класс
—
экономическая
география
СССР
;
— 9-
й
класс
—
экономическая
география
зарубежных
стран
.
В
1984
г
.
были
приняты
«
Основные
направления
реформы
общеобразовательной
и
профессиональной
школы
».
Реформа
предполагала
улучшение
качества
учебно
-
воспитательного
процесса
в
общеобразовательной
и
профессиональной
школе
.
Была
изменена
структура
средней
школы
.
Средняя
школа
вновь
стала
одиннадцатилетней
,
неполная
средняя
школа
—
девятилетней
.
Согласно
основным
направлениям
реформы
были
разработаны
новые
программы
.
Систематическое
изучение
географии
начиналось
с
6-
го
класса
.
География
материков
в
7-
м
классе
была
дополнена
географией
океанов
.
Курсы
экономической
географии
были
дополнены
вопросами
социальной
географии
и
получили
название
экономической
и
социальной
географии
СССР
и
экономической
и
социальной
географии
мира
.
Названия
остальных
курсов
остались
прежними
.
Реформа
не
была
осуществлена
до
конца
в
связи
с
распадом
СССР
.
По
этой
причине
образовались
самостоятельные
государства
,
возникла
необходимость
разработки
,
новых
учебных
планов
и
программ
,
в
особенности
по
истории
и
географии
.
В
1993
г
.
в
Беларуси
введены
новые
программы
по
географии
.
В
отличие
от
советской
школы
,
где
было
раздельное
преподавание
физической
и
экономической
географии
,
вводились
интегрированные
курсы
по
географии
,
содержащие
знания
по
физической
и
социально
-
экономической
географии
.
Были
созданы
новые
учебные
пособия
и
учебники
.
Стал
издаваться
журнал
«
Геаграф
1
я
:
праблемы
выкладання
».
Система
школьных
курсов
по
географии
в
Беларуси
представлялась
следующим
образом
:
—
б
-
й
класс
—
начальный
курс
географии
;
— 7-
й
, 8-
й
классы
—
география
материков
и
стран
;
— 9-
й
класс
—
география
Беларуси
;
— 10-
й
класс
—
общая
география
.
В
советской
школе
на
изучение
географии
Беларуси
отводилось
14
ч
.
Она
изучалась
в
курсах
физической
географии
СССР
и
экономической
географии
СССР
.
Теперь
это
полно
-
ценный
курс
школьной
географии
.
В
настоящее
время
в
Беларуси
ведется
работа
по
реформированию
средней
школы
.
Полная
средняя
школа
стала
двенадцатилетней
.
Главная
задача
—
разгрузить
школьное
обучение
,
сделать
его
доступным
.
Сейчас
обязательным
является
девятилетнее
обучение
,
после
реформы
—
десятилетнее
.
Разрабатываются
и
усовершенствуются
новые
учебные
планы
,
программы
,
учебные
пособия
.
1.4.
Методы
исследования
в
методике
обучения
географии
Как
любая
другая
отрасль
знания
,
методика
обучения
географии
как
наука
выработала
методы
исследования
процесса
обучения
географии
.
Учитель
географии
должен
обладать
зна
-
ниями
и
умениями
исследовательской
работы
по
методике
учебного
предмета
.
Это
необходимо
для
оценки
собственной
работы
,
изучения
опыта
других
учителей
,
самообразования
и
творческого
поиска
.
Всеобщим
методом
познания
действительности
,
в
том
числе
и
процесса
обучения
географии
,
является
диалектический
материализм
.
Это
методологическая
основа
методики
обучения
географии
.
Диалектический
материализм
требует
подходить
к
исследованию
процесса
обучения
,
воспитания
и
развития
как
единого
целого
;
рассматривать
процесс
обучения
с
точки
зрения
всеобщей
связи
и
зависимости
,
составляющих
его
ком
-
понентов
и
элементов
,
а
также
с
точки
зрения
перехода
количественных
изменений
в
качественные
,
раскрытия
внутренних
противоречий
;
рассматривать
процесс
обучения
в
непрерывном
движении
,
изменении
и
развитии
.
Методы
исследования
в
методике
обучения
географии
делятся
на
две
группы
:
теоретические
и
эмпирические
(
рис
. 1).
Рис
. 1.
Методы
исследования
в
методике
обучения
географии
Теоретические
методы
направлены
на
создание
обобщений
,
анализ
фактов
,
выявление
закономерностей
процесса
обучения
.
К
ним
относятся
:
системно
-
структурный
анализ
,
типологический
подход
,
математические
методы
,
исторический
и
сравнительный
методы
.
Суть
системно
-
структурного
анализа
в
том
,
что
предмет
исследования
рассматривается
в
качестве
целостной
системы
,
состоящей
из
взаимодействующих
компонентов
,
причем
в
центре
внимания
находится
изучение
взаимосвязей
и
взаимодействий
между
этими
компонентами
.
В
соответствии
с
этим
при
исследований
процесса
обучения
географии
выявляются
связи
между
деятельностью
учителя
и
ученика
(
т
.
е
.
преподаванием
и
учением
),
между
целями
,
содержанием
,
методами
и
средствами
обучения
,
между
усвоением
знаний
,
развитием
и
воспитанием
школьников
.
Системно
-
структурный
анализ
предполагает
определение
целей
урока
,
в
связи
с
целями
определяются
содержание
обучения
,
методы
и
приемы
обучения
,
учебное
оборудование
.
Системный
подход
проявляется
и
в
том
,
что
учитель
планирует
и
разрабатывает
сразу
несколько
уроков
по
той
или
иной
теме
,
определяя
функции
каждого
урока
и
их
связи
между
собой
по
целям
,
содержанию
и
методам
обучения
,
по
характеру
познавательной
деятельности
школьников
.
С
помощью
типологического
подхода
осуществляется
классификация
,
группировка
изучаемых
объектов
и
явлений
.
При
этом
определяются
существенные
черты
,
признаки
объектов
,
производится
анализ
и
на
основе
анализа
выделяются
группы
изучаемых
объектов
и
явлений
.
Типологический
подход
находит
применение
при
исследовании
всех
проблем
методической
науки
.
С
его
помощью
выделяются
компоненты
содержания
школьной
географии
(
знания
,
умения
и
навыки
;
мировоззренческие
идеи
),
классифицируются
методы
и
средства
обучения
,
выделяются
типы
уроков
,
виды
самостоятельных
работ
учащихся
и
т
.
д
.
Отличительная
черта
развития
науки
в
настоящее
время
—
использование
математического
аппарата
в
процессе
исследования
.
Точные
математические
методы
начали
использовать
для
изучения
процесса
обучения
географии
.
Они
дают
возможность
не
только
качественно
оценить
изучаемые
объекты
,
но
и
выразить
их
количественно
,
изучить
более
глубоко
связи
и
зависимости
между
компонентами
процесса
обучения
(
например
,
от
каких
факторов
зависит
совершенствование
методов
обучения
географии
;
какая
связь
существует
между
методами
обучения
и
уровнем
знаний
и
умений
школьников
,
развитием
их
творческих
способностей
).
Суть
исторического
метода
состоит
в
том
,
что
все
исследуемые
явления
должны
рассматриваться
в
развитии
,
изменении
во
времени
.
Этот
метод
требует
,
чтобы
при
разработке
вопро
1
-
сав
методики
обучения
географии
учитывался
опыт
прошло
-
го
,
производился
анализ
того
,
как
изменились
данные
процессы
в
историческом
аспекте
,
какие
стадии
прошли
, —
только
тогда
можно
сделать
прогноз
на
будущее
.
С
помощью
исторического
метода
данные
историко
-
методических
исследований
привлекаются
при
изучении
проблем
современной
методики
обучения
географии
.
Сравнительный
метод
исследования
—
метод
логического
познания
вообще
.
Сравнивать
можно
только
однородные
объекты
и
явления
,
сравнения
нужно
проводить
по
существенным
чертам
,
признакам
.
Путем
сравнения
осуществляется
типологический
подход
,
производится
классификация
изучаемых
объектов
и
явлений
.
Сравнительный
метод
используется
также
и
при
изучении
зарубежного
опыта
обучения
географии
.
Эмпирические
методы
исследования
направлены
на
изучение
уже
имеющегося
педагогического
опыта
или
для
создания
нового
педагогического
опыта
.
Для
выявления
того
,
что
существует
в
педагогической
практике
,
используются
следующие
методы
.
1.
Наблюдение
процесса
обучения
.
Определяется
цель
наблюдения
,
разрабатывается
программа
,
согласно
программе
в
процессе
наблюдения
регистрируются
факты
,
они
обрабаты
-
ваются
,
на
основе
анализа
полученных
результатов
делаются
выводы
.
2.
Анкетирование
учителей
и
учащихся
.
Определяется
цель
анкетирования
,
разрабатывается
анкета
,
проводится
анкетирование
,
данные
обрабатываются
.
3.
Изучение
школьной
документации
(
классных
журналов
,
тематических
и
поурочных
планов
,
планов
работы
кружков
и
т
.
д
.).
На
основании
изучения
делаются
определенные
выво
-
ды
о
постановке
учебно
-
воспитательной
работы
в
школе
.
4.
Собеседования
.
Определяется
цель
собеседования
,
проводится
собеседование
,
на
основании
чего
делаются
выводы
и
обобщения
.
5.
Письменные
проверочные
работы
.
Служат
для
выявления
уровня
подготовки
учащихся
,
по
полученным
результатам
судят
о
состоянии
в
целом
учебно
-
воспитательного
процесса
.
Обычно
для
изучения
педагогического
опыта
школ
используют
совокупность
методов
.
Для
создания
нового
педагогического
опыта
предназначен
метод
педагогического
эксперимента
.
При
этом
вводится
что
-
то
новое
в
обучение
—
новый
учебный
материал
,
новый
прием
обучения
,
новое
средство
обучения
и
т
.
д
.
Выявляется
,
как
это
новое
влияет
на
качество
знаний
,
развитие
и
воспитание
учащихся
.
Для
проведения
эксперимента
выделяют
контрольные
и
экспериментальные
классы
,
они
должны
быть
одинаковыми
по
уровню
подготовки
.
В
экспериментальном
классе
вводят
новый
элемент
обучения
,
в
контрольном
—
обучение
ведется
традиционно
.
Затем
сравнивается
качество
знаний
учащихся
в
классах
.
Для
проведения
педагогического
эксперимента
разрабатывается
научное
предположение
,
гипотеза
,
готовится
необходимый
учебно
-
методический
материал
(
новый
учебный
текст
,
новые
наглядные
пособия
,
проверочные
работы
и
т
.
д
.).
Если
введение
нового
содействует
углублению
знаний
и
развитию
самостоятельности
детей
и
подтверждает
ранее
высказанное
предположение
,
оно
рекомендуется
для
внедрения
в
массовую
школу
.
Проведение
методических
исследований
включает
следующие
этапы
:
1)
установление
главной
проблемы
исследования
(
на
основе
изучения
литературы
и
ознакомления
с
опытом
школы
)
и
ее
формулировка
;
2)
выдвижение
гипотезы
;
3)
формулировка
задач
исследования
на
пути
решения
главной
проблемы
и
проверка
гипотезы
;
4)
выбор
методов
исследования
;
5)
подготовка
экспериментальных
материалов
,
необходимых
для
решения
каждой
задачи
;
6)
проведение
эксперимента
;
7)
формулировка
выводов
исследования
;
8)
показ
практической
значимости
полученных
результатов
.
Изучение
процесса
обучения
осуществляется
теоретическими
и
эмпирическими
методами
одновременно
.
Эмпирические
методы
дают
возможность
накопить
фактический
материал
,
его
обрабатывают
с
помощью
теоретических
методов
.
Используется
при
этом
анализ
,
синтез
,
индукция
,
дедукция
,
абстрагирование
,
сравнение
,
обобщение
.
2.
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛЬНОЙ
ГЕОГРАФИИ
2.1.
Значение
географии
как
учебного
предмета
Школьная
география
имеет
важное
образовательное
и
воспитательное
значение
.
Образовательное
значение
заключается
в
том
,
что
география
как
учебный
предмет
дает
ученику
географические
знания
.
Эти
знания
нужны
каждому
культурному
,
образованному
человеку
и
эти
знания
не
дает
никакой
другой
учебный
предмет
.
Это
знания
о
Земле
,
ее
внутреннем
строении
,
о
рельефе
,
климате
,
водах
,
почвах
,
растительности
,
животных
,
населении
,
природных
ресурсах
,
мировом
хозяйстве
,
о
природе
и
хозяйстве
стран
,
о
Мировом
океане
и
отдельных
океанах
,
о
своей
стране
и
т
.
д
. (
Детальный
перечень
знаний
содержится
в
программах
по
географии
.)
Благодаря
этим
знаниям
можно
объяснить
с
научной
точки
зрения
многие
природные
и
общественные
явления
,
ориентироваться
в
окружающем
мире
,
они
содействуют
развитию
широкого
кругозора
.
География
дает
не
только
географические
знания
,
но
и
знания
по
другим
отраслям
наук
,
основы
которых
не
изучаются
в
школе
.
Школьная
география
обеспечивает
экономическую
подготовку
учащихся
,
школьники
получают
целостное
представление
о
хозяйстве
,
его
отраслях
,
формах
организации
,
природных
ресурсах
,
мировом
хозяйстве
.
Она
же
имеет
важное
значение
в
политехническом
образовании
.
Природные
ресурсы
и
условия
в
школьной
географии
рассматриваются
с
точки
зрения
возможности
их
использования
в
хозяйстве
.
Велика
значимость
школьной
географии
в
экологическом
образовании
.
Через
все
курсы
географии
проходит
идея
рационального
природопользования
и
охраны
природы
.
Во
многих
темах
рассматриваются
экологические
вопросы
как
на
глобальном
,
так
и
региональном
и
локальном
уровнях
.
В
содержании
школьной
географии
есть
знания
из
геологии
,
демографии
,
социологии
.
Лишь
география
как
учебный
предмет
обеспечивает
картографическую
подготовку
.
Понимать
,
читать
,
знать
карту
—
эти
задачи
решаются
только
на
уроках
географии
.
Умения
пользоваться
картой
равнозначно
таким
умениям
,
как
читать
и
писать
.
Карта
—
это
и
наглядное
пособие
,
и
источник
знаний
.
Задача
учителя
—
научить
ученика
пользоваться
этим
источником
знания
.
Образовательное
значение
школьной
географии
заключается
не
только
в
том
,
что
она
даёт
знания
,
но
и
содействует
выработке
умений
и
навыков
.
Умение
—
способность
применять
знание
на
практике
.
Навык
—
автоматическое
применение
знаний
.
В
школьной
географии
не
все
знания
доводятся
до
уровня
умений
и
навыков
.
Важные
умения
и
навыки
:
умение
читать
карту
,
давать
на
ее
основе
характеристику
объектам
,
вести
наблюдение
за
местными
географическими
объектами
,
пользоваться
приборами
и
оборудованием
,
фиксировать
результаты
наблюдений
,
обрабатывать
их
,
по
результатам
наблюдений
делать
описания
объектов
.
Школьная
география
содействует
развитию
познавательных
способностей
детей
,
их
памяти
,
речи
,
наблюдательности
,
воображения
,
мышления
.
На
каждом
уроке
ученик
обогащает
свою
речь
новыми
словами
,
понятиями
,
названиями
,
Новые
знания
он
должен
усвоить
,
воспроизвести
.
Он
учится
проводить
сравнения
,
анализировать
,
делать
выводы
,
обобщать
.
Все
это
способствует
развитию
мышления
.
Школьная
география
изучает
в
основном
отдаленные
географические
объекты
.
Нужно
сформировать
образ
этих
объектов
в
памяти
.
Это
возможно
при
использовании
наглядных
пособий
,
что
развивает
воображение
.
Многие
географические
понятия
можно
сформировать
путем
изучения
местных
географических
объектов
,
путем
наблюдения
.
Наблюдение
содействует
развитию
наблюдательности
.
Школьная
география
имеет
важное
воспитательное
значение
.
Одной
из
важнейших
задач
обучения
в
школе
является
формирование
основ
научного
мировоззрения
учащихся
.
Оно
осуществляется
при
изучении
всех
школьных
предметов
.
В
этом
отношении
велика
роль
и
значимость
географии
как
учебного
предмета
.
Это
объясняется
тем
,
что
в
географии
изучается
чрезвычайно
широкий
круг
вопросов
,
связанных
как
с
природными
,
так
и
общественными
объектами
и
явлениями
.
Другие
учебные
предметы
рассматривают
объекты
и