Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1609

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

методике

 

преподавания

Первым

 

редактором

 

журнала

 

был

 

Н

.

Н

Баранский

Согласно

 

постановлению

 

также

 

были

 

осуществлены

 

мероприятия

 

по

 

подготовке

 

учителей

 

географии

открылись

 

географические

 

факультеты

 

в

 

педагогических

 

институтах

 

и

 

университетах

.

 

В

  1944 

г

организуется

 

Академия

 

педагогических

 

наук

 

РСФСР

впоследствии

 

АПН

 

СССР

В

 

одном

 

из

 

НИИ

 

академии

 

создается

 

головное

 

научное

 

учреждение

 

по

 

школьной

 

гео

-

графии

  — 

лаборатория

 

обучения

 

географии

Она

 

координирует

 

составление

 

учебных

 

программ

написание

 

учебников

занимается

 

разработкой

 

научных

 

вопросов

 

методики

.

 

Дальнейшее

 

развитие

 

советской

 

школы

 

связано

 

с

 

принятием

 

в

  1958 

г

закона

  «

Об

 

укреплении

 

связи

 

школы

 

с

 

жизнью

 

и

 

о

 

дальнейшем

 

развитии

 

системы

 

народного

 

образования

 

в

 

СССР

». 

Этот

 

закон

 

определил

 

основные

 

задачи

 

и

 

направления

 

развития

 

средней

 

и

 

высшей

 

школы

 

в

 

последующий

 

период

Средняя

 

школа

 

стала

 

общеобразовательной

трудовой

по

-

литехнической

Вводилось

 

трудовое

 

обучение

 

во

 

всех

 

классах

 

и

 

обязательное

 

восьмилетнее

 

образование

Школа

 

была

 

преобразована

 

в

 

одиннадцатилетнюю

Были

 

разработаны

 

новые

 

учебные

 

планы

программы

 

и

 

учебники

География

 

по

 

классам

 

распределялась

 

следующим

 

образом

:

 

— 5-

й

 

класс

 — 

начальный

 

курс

 

физической

 

географии

;

 

—  6-

й

 

класс

 

и

 

первое

 

полугодие

  7-

го

 

класса

  — 

география

 

частей

 

света

 

и

 

важнейших

 

государств

;

 

—   

второе

 

полугодие

  7-

го

 

класса

 

и

  8-

й

 

класс

  — 

география

 

СССР

  (

физическая

 

с

 

элементами

 

экономической

); —  10-

й

 

класс

 — 

экономическая

 

география

 

зарубежных

 

стран

;

 

— 11-

й

 

класс

 — 

экономическая

 

география

 

СССР

.

 

В

  1964 

г

.  11-

е

 

классы

 

были

 

ликвидированы

Из

 

школьного

 

обучения

 

исчез

 

курс

 

экономической

 

географии

 

СССР

.

 

Во

 

второй

 

половине

 60-

х

 

годов

 

начался

 

переход

 

на

 

новое

 

содержание

 

обучения

 

по

 

всем

 

предметам

Этот

 

переход

 

был

 

вызван

 

тем

что

 

содержание

 

школьных

 

предметов

 

значительно

 

отстало

 

от

 

уровня

 

развития

 

соответствующих

 

наук

Нужно

 

было

 

ликвидировать

 

это

 

отставание

Кроме

 

того

предполагалось

 

введение

 

обязательного

 

среднего

 

образования

Поэтому

 

необходимо

 

было

 

ликвидировать

 

повторение

 

в

 

содержании

 

обучения

 

на

 

различных

 

его

 

ступенях

Ранее

 

программы

 

предметов

 

строились

 

концентрически

Завершенный

 

круг

 

знаний

 

давался

 

в

 

восьмилетней

 

школе

он

 

углублялся

 

и

 

расширялся

 

в

 

полной

 

средней

 

школе

В

 

связи

 

с

 

обязательным

 

средним

 

образованием

 

программы

 

строились

 

линейно

-

ступенчато

каждый

 

последующий

 

курс

 

базировался

 

на

 

предыдущем

Необходимо

 

было

 

учесть

 

достижения

 

методической

 

науки

 

и

 

дидактики

Для

 

разработки

 

новых

 

программ

 

были

 

созданы

 

предметные

 

комиссии

в

 

том

 

числе

 

и

 

по

 

географии

из

 

числа

 

ученых

 

АПН

 

СССР

АН

 

СССР

опытных

 

методистов

 

и

 

учителей

Были

 

написаны

 

и

 

новые

 

учебники

Значительно

 

повысился

 

научный

 

уровень

 

содержания

 

обучения

Несколько

 

изменились

 

названия

 

школьных

 

курсов

 

географии

вместо

 

географии

 

частей

 

света

 

и

 

важнейших

 

государств

 

вводился

 

курс

 

географии

 

материков

География

 

по

 

классам

 

распределялась

 

следующим

 

образом

:

 

— 5-

й

 

класс

 — 

начальный

 

курс

 

физической

 

географии

;

 

— 6-

й

 

класс

 — 

география

 

материков

;

 

— 7-

й

 

класс

 — 

физическая

 

география

 

СССР

;

 

— 8-

й

 

класс

 — 

экономическая

 

география

 

СССР

;

 

— 9-

й

 

класс

 — 

экономическая

 

география

 

зарубежных

 

стран

.  

В

  1984 

г

были

 

приняты

  «

Основные

 

направления

 

реформы

 

общеобразовательной

 

и

 

профессиональной

 

школы

». 

Реформа

 

предполагала

 

улучшение

 

качества

 

учебно

-

воспитательного

 

процесса

 

в

 

общеобразовательной

 

и

 

профессиональной

 

школе

Была

 

изменена

 

структура

 

средней

 

школы

Средняя

 

школа

 

вновь

 

стала

 

одиннадцатилетней

неполная

 

средняя

 

школа

 — 

девятилетней

.

 

Согласно

 

основным

 

направлениям

 

реформы

 

были

 

разработаны

 

новые

 

программы

Систематическое

 

изучение

 

географии

 

начиналось

 

с

  6-

го

 

класса

География

 

материков

 

в

  7-

м

 

классе

 

была

 

дополнена

 

географией

 

океанов

Курсы

 

экономической

 

географии

 

были

 

дополнены

 

вопросами

 

социальной

 

географии

 

и

 

получили

 

название

 

экономической

 

и

 

социальной

 

географии

 

СССР

 

и

 

экономической

 

и

 

социальной

 

географии

 

мира

Названия

 

остальных

 

курсов

 

остались

 

прежними

Реформа

 

не

 

была

 

осуществлена

 

до

 

конца

 

в

 

связи

 

с

 

распадом

 

СССР

По

 

этой

 

причине

 

образовались

 

самостоятельные

 

государства

возникла

 

необходимость

 

разработки

новых

 

учебных

 

планов

 

и

 

программ

в

 

особенности

 

по

 

истории

 

и

 

географии

.

 

В

 1993 

г

в

 

Беларуси

 

введены

 

новые

 

программы

 

по

 

географии

В

 

отличие

 

от

 

советской

 

школы

где

 

было

 

раздельное

 

преподавание

 

физической

 

и

 

экономической

 

географии

вводились

 

интегрированные

 

курсы

 

по

 

географии

содержащие

 

знания

 

по

 

физической

 

и

 

социально

-


background image

экономической

 

географии

Были

 

созданы

 

новые

 

учебные

 

пособия

 

и

 

учебники

Стал

 

издаваться

 

журнал

  «

Геаграф

1

я

праблемы

 

выкладання

». 

Система

 

школьных

 

курсов

 

по

 

географии

 

в

 

Беларуси

 

представлялась

 

следующим

 

образом

:

 

— 

б

-

й

 

класс

 — 

начальный

 

курс

 

географии

;

 

— 7-

й

, 8-

й

 

классы

 — 

география

 

материков

 

и

 

стран

;

 

— 9-

й

 

класс

 — 

география

 

Беларуси

;

 

— 10-

й

 

класс

 — 

общая

 

география

.

 

В

 

советской

 

школе

 

на

 

изучение

 

географии

 

Беларуси

 

отводилось

  14 

ч

Она

 

изучалась

 

в

 

курсах

 

физической

 

географии

 

СССР

 

и

 

экономической

 

географии

 

СССР

Теперь

 

это

 

полно

-

ценный

 

курс

 

школьной

 

географии

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

Беларуси

 

ведется

 

работа

 

по

 

реформированию

 

средней

 

школы

Полная

 

средняя

 

школа

 

стала

 

двенадцатилетней

Главная

 

задача

  — 

разгрузить

 

школьное

 

обучение

сделать

 

его

 

доступным

Сейчас

 

обязательным

 

является

 

девятилетнее

 

обучение

после

 

реформы

  — 

десятилетнее

Разрабатываются

 

и

 

усовершенствуются

 

новые

 

учебные

 

планы

программы

учебные

 

пособия

.

 

1.4. 

Методы

 

исследования

 

в

 

методике

 

обучения

 

географии

 

Как

 

любая

 

другая

 

отрасль

 

знания

методика

 

обучения

 

географии

 

как

 

наука

 

выработала

 

методы

 

исследования

 

процесса

 

обучения

 

географии

Учитель

 

географии

 

должен

 

обладать

 

зна

-

ниями

 

и

 

умениями

 

исследовательской

 

работы

 

по

 

методике

 

учебного

 

предмета

Это

 

необходимо

 

для

 

оценки

 

собственной

 

работы

изучения

 

опыта

 

других

 

учителей

самообразования

 

и

 

творческого

 

поиска

Всеобщим

 

методом

 

познания

 

действительности

в

 

том

 

числе

 

и

 

процесса

 

обучения

 

географии

является

 

диалектический

 

материализм

Это

 

методологическая

 

основа

 

методики

 

обучения

 

географии

Диалектический

 

материализм

 

требует

 

подходить

 

к

 

исследованию

 

процесса

 

обучения

воспитания

 

и

 

развития

 

как

 

единого

 

целого

рассматривать

 

процесс

 

обучения

 

с

 

точки

 

зрения

 

всеобщей

 

связи

 

и

 

зависимости

составляющих

 

его

 

ком

-

понентов

 

и

 

элементов

а

 

также

 

с

 

точки

 

зрения

 

перехода

 

количественных

 

изменений

 

в

 

качественные

раскрытия

 

внутренних

 

противоречий

рассматривать

 

процесс

 

обучения

 

в

 

непрерывном

 

движении

изменении

 

и

 

развитии

.

 

Методы

 

исследования

 

в

 

методике

 

обучения

 

географии

 

делятся

 

на

 

две

 

группы

теоретические

 

и

 

эмпирические

 (

рис

. 1). 


background image

 

Рис

. 1. 

Методы

 

исследования

 

в

 

методике

 

обучения

 

географии

 

 

Теоретические

 

методы

 

направлены

 

на

 

создание

 

обобщений

анализ

 

фактов

выявление

 

закономерностей

 

процесса

 

обучения

К

 

ним

 

относятся

системно

-

структурный

 

анализ

типологический

 

подход

математические

 

методы

исторический

 

и

 

сравнительный

 

методы

Суть

 

системно

-

структурного

 

анализа

 

в

 

том

что

 

предмет

 

исследования

 

рассматривается

 

в

 

качестве

 

целостной

 

системы

состоящей

 

из

 

взаимодействующих

 

компонентов

причем

 

в

 

центре

 

внимания

 

находится

 

изучение

 

взаимосвязей

 

и

 

взаимодействий

 

между

 

этими

 

компонентами

В

 

соответствии

 

с

 

этим

 

при

 

исследований

 

процесса

 

обучения

 

географии

 

выявляются

 

связи

 

между

 

деятельностью

 

учителя

 

и

 

ученика

  (

т

е

преподаванием

 

и

 

учением

), 

между

 

целями

содержанием

методами

 

и

 

средствами

 

обучения

между

 

усвоением

 

знаний

развитием

 

и

 

воспитанием

 

школьников

Системно

-

структурный

 

анализ

 

предполагает

 

определение

 

целей

 

урока

в

 

связи

 

с

 

целями

 

определяются

 

содержание

 

обучения

методы

 

и

 

приемы

 

обучения

учебное

 

оборудование

Системный

 

подход

 

проявляется

 

и

 

в

 

том

что

 

учитель

 

планирует

 

и

 

разрабатывает

 

сразу

 

несколько

 

уроков

 

по

 

той

 

или

 

иной

 

теме

определяя

 

функции

 

каждого

 

урока

 

и

 

их

 

связи

 

между

 

собой

 

по

 

целям

содержанию

 

и

 

методам

 

обучения

по

 

характеру

 

познавательной

 

деятельности

 

школьников

.

 

С

 

помощью

 

типологического

 

подхода

 

осуществляется

 

классификация

группировка

 

изучаемых

 

объектов

 

и

 

явлений

При

 

этом

 

определяются

 

существенные

 

черты

признаки

 

объектов

производится

 

анализ

 

и

 

на

 

основе

 

анализа

 

выделяются

 

группы

 

изучаемых

 

объектов

 

и

 

явлений

Типологический

 

подход

 

находит

 

применение

 

при

 

исследовании

 

всех

 

проблем

 

методической

 

науки

С

 

его

 

помощью

 

выделяются

 

компоненты

 

содержания

 

школьной

 

географии

  (

знания

умения

 

и

 

навыки

мировоззренческие

 

идеи

), 

классифицируются

 

методы

 

и

 

средства

 

обучения

выделяются

 

типы

 

уроков

виды

 

самостоятельных

 

работ

 

учащихся

 

и

 

т

д

.

 

Отличительная

 

черта

 

развития

 

науки

 

в

 

настоящее

 

время

  — 

использование

 

математического

 

аппарата

 

в

 

процессе

 

исследования

Точные

 

математические

 

методы

 

начали

 

использовать

 

для

 

изучения

 

процесса

 

обучения

 

географии

Они

 

дают

 

возможность

 

не

 

только

 


background image

качественно

 

оценить

 

изучаемые

 

объекты

но

 

и

 

выразить

 

их

 

количественно

изучить

 

более

 

глубоко

 

связи

 

и

 

зависимости

 

между

 

компонентами

 

процесса

 

обучения

  (

например

от

 

каких

 

факторов

 

зависит

 

совершенствование

 

методов

 

обучения

 

географии

какая

 

связь

 

существует

 

между

 

методами

 

обучения

 

и

 

уровнем

 

знаний

 

и

 

умений

 

школьников

развитием

 

их

 

творческих

 

способностей

).

 

Суть

 

исторического

 

метода

 

состоит

 

в

 

том

что

 

все

 

исследуемые

 

явления

 

должны

 

рассматриваться

 

в

 

развитии

изменении

 

во

 

времени

Этот

 

метод

 

требует

чтобы

 

при

 

разработке

 

вопро

1

-

сав

 

методики

 

обучения

 

географии

 

учитывался

 

опыт

 

прошло

го

производился

 

анализ

 

того

как

 

изменились

 

данные

 

процессы

 

в

 

историческом

 

аспекте

какие

 

стадии

 

прошли

,  — 

только

 

тогда

 

можно

 

сделать

 

прогноз

 

на

 

будущее

С

 

помощью

 

исторического

 

метода

 

данные

 

историко

-

методических

 

исследований

 

привлекаются

 

при

 

изучении

 

проблем

 

современной

 

методики

 

обучения

 

географии

.

 

Сравнительный

 

метод

 

исследования

  — 

метод

 

логического

 

познания

 

вообще

Сравнивать

 

можно

 

только

 

однородные

 

объекты

 

и

 

явления

сравнения

 

нужно

 

проводить

 

по

 

существенным

 

чертам

признакам

Путем

 

сравнения

 

осуществляется

 

типологический

 

подход

производится

 

классификация

 

изучаемых

 

объектов

 

и

 

явлений

Сравнительный

 

метод

 

используется

 

также

 

и

 

при

 

изучении

 

зарубежного

 

опыта

 

обучения

 

географии

.

 

Эмпирические

 

методы

 

исследования

 

направлены

 

на

 

изучение

 

уже

 

имеющегося

 

педагогического

 

опыта

 

или

 

для

 

создания

 

нового

 

педагогического

 

опыта

Для

 

выявления

 

того

что

 

существует

 

в

 

педагогической

 

практике

используются

 

следующие

 

методы

.

 

1. 

Наблюдение

 

процесса

 

обучения

Определяется

 

цель

 

наблюдения

разрабатывается

 

программа

согласно

 

программе

 

в

 

процессе

 

наблюдения

 

регистрируются

 

факты

они

 

обрабаты

-

ваются

на

 

основе

 

анализа

 

полученных

 

результатов

 

делаются

 

выводы

.

 

2. 

Анкетирование

 

учителей

 

и

 

учащихся

Определяется

 

цель

 

анкетирования

разрабатывается

 

анкета

проводится

 

анкетирование

данные

 

обрабатываются

.

 

3. 

Изучение

 

школьной

 

документации

  (

классных

 

журналов

тематических

 

и

 

поурочных

 

планов

планов

 

работы

 

кружков

 

и

 

т

д

.). 

На

 

основании

 

изучения

 

делаются

 

определенные

 

выво

-

ды

 

о

 

постановке

 

учебно

-

воспитательной

 

работы

 

в

 

школе

.

 

4. 

Собеседования

Определяется

 

цель

 

собеседования

проводится

 

собеседование

на

 

основании

 

чего

 

делаются

 

выводы

 

и

 

обобщения

.

 

5. 

Письменные

 

проверочные

 

работы

Служат

 

для

 

выявления

 

уровня

 

подготовки

 

учащихся

по

 

полученным

 

результатам

 

судят

 

о

 

состоянии

 

в

 

целом

 

учебно

-

воспитательного

 

процесса

.

 

Обычно

 

для

 

изучения

 

педагогического

 

опыта

 

школ

 

используют

 

совокупность

 

методов

.

 

Для

 

создания

 

нового

 

педагогического

 

опыта

 

предназначен

 

метод

 

педагогического

 

эксперимента

При

 

этом

 

вводится

 

что

-

то

 

новое

 

в

 

обучение

 — 

новый

 

учебный

 

материал

новый

 

прием

 

обучения

новое

 

средство

 

обучения

 

и

 

т

д

Выявляется

как

 

это

 

новое

 

влияет

 

на

 

качество

 

знаний

развитие

 

и

 

воспитание

 

учащихся

Для

 

проведения

 

эксперимента

 

выделяют

 

контрольные

 

и

 

экспериментальные

 

классы

они

 

должны

 

быть

 

одинаковыми

 

по

 

уровню

 

подготовки

В

 

экспериментальном

 

классе

 

вводят

 

новый

 

элемент

 

обучения

в

 

контрольном

  — 

обучение

 

ведется

 

традиционно

Затем

 

сравнивается

 

качество

 

знаний

 

учащихся

 

в

 

классах

.

 

Для

 

проведения

 

педагогического

 

эксперимента

 

разрабатывается

 

научное

 

предположение

гипотеза

готовится

 

необходимый

 

учебно

-

методический

 

материал

  (

новый

 

учебный

 

текст

новые

 

наглядные

 

пособия

проверочные

 

работы

 

и

 

т

д

.). 

Если

 

введение

 

нового

 

содействует

 

углублению

 

знаний

 

и

 

развитию

 

самостоятельности

 

детей

 

и

 

подтверждает

 

ранее

 

высказанное

 

предположение

оно

 

рекомендуется

 

для

 

внедрения

 

в

 

массовую

 

школу

.

 

Проведение

 

методических

 

исследований

 

включает

 

следующие

 

этапы

:

 

1) 

установление

 

главной

 

проблемы

 

исследования

  (

на

 

основе

 

изучения

 

литературы

 

и

 

ознакомления

 

с

 

опытом

 

школы

и

 

ее

 

формулировка

;

 

2) 

выдвижение

 

гипотезы

;

 

3) 

формулировка

 

задач

 

исследования

 

на

 

пути

 

решения

 

главной

 

проблемы

 

и

 

проверка

 

гипотезы

;

 

4) 

выбор

 

методов

 

исследования

;

 

5) 

подготовка

 

экспериментальных

 

материалов

необходимых

 

для

 

решения

 

каждой

 

задачи

;

 

6) 

проведение

 

эксперимента

;

 

7) 

формулировка

 

выводов

 

исследования

;

 


background image

8) 

показ

 

практической

 

значимости

 

полученных

 

результатов

.

 

Изучение

 

процесса

 

обучения

 

осуществляется

 

теоретическими

 

и

 

эмпирическими

 

методами

 

одновременно

Эмпирические

 

методы

 

дают

 

возможность

 

накопить

 

фактический

 

материал

его

 

обрабатывают

 

с

 

помощью

 

теоретических

 

методов

Используется

 

при

 

этом

 

анализ

синтез

индукция

дедукция

абстрагирование

сравнение

обобщение

.

  

 
2. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ШКОЛЬНОЙ

 

ГЕОГРАФИИ

 

 

2.1. 

Значение

 

географии

 

как

 

учебного

 

предмета

 

 

Школьная

 

география

 

имеет

 

важное

 

образовательное

 

и

 

воспитательное

 

значение

Образовательное

 

значение

 

заключается

 

в

 

том

что

 

география

 

как

 

учебный

 

предмет

 

дает

 

ученику

 

географические

 

знания

Эти

 

знания

 

нужны

 

каждому

 

культурному

образованному

 

человеку

 

и

 

эти

 

знания

 

не

 

дает

 

никакой

 

другой

 

учебный

 

предмет

Это

 

знания

 

о

 

Земле

ее

 

внутреннем

 

строении

о

 

рельефе

климате

водах

почвах

растительности

животных

населении

природных

 

ресурсах

мировом

 

хозяйстве

о

 

природе

 

и

 

хозяйстве

 

стран

о

 

Мировом

 

океане

 

и

 

отдельных

 

океанах

о

 

своей

 

стране

 

и

 

т

д

.  (

Детальный

 

перечень

 

знаний

 

содержится

 

в

 

программах

 

по

 

географии

.) 

Благодаря

 

этим

 

знаниям

 

можно

 

объяснить

 

с

 

научной

 

точки

 

зрения

 

многие

 

природные

 

и

 

общественные

 

явления

ориентироваться

 

в

 

окружающем

 

мире

они

 

содействуют

 

развитию

 

широкого

 

кругозора

.

 

География

 

дает

 

не

 

только

 

географические

 

знания

но

 

и

 

знания

 

по

 

другим

 

отраслям

 

наук

основы

 

которых

 

не

 

изучаются

 

в

 

школе

Школьная

 

география

 

обеспечивает

 

экономическую

 

подготовку

 

учащихся

школьники

 

получают

 

целостное

 

представление

 

о

 

хозяйстве

его

 

отраслях

формах

 

организации

природных

 

ресурсах

мировом

 

хозяйстве

Она

 

же

 

имеет

 

важное

 

значение

 

в

 

политехническом

 

образовании

Природные

 

ресурсы

 

и

 

условия

 

в

 

школьной

 

географии

 

рассматриваются

 

с

 

точки

 

зрения

 

возможности

 

их

 

использования

 

в

 

хозяйстве

Велика

 

значимость

 

школьной

 

географии

 

в

 

экологическом

 

образовании

Через

 

все

 

курсы

 

географии

 

проходит

 

идея

 

рационального

 

природопользования

 

и

 

охраны

 

природы

Во

 

многих

 

темах

 

рассматриваются

 

экологические

 

вопросы

 

как

 

на

 

глобальном

так

 

и

 

региональном

 

и

 

локальном

 

уровнях

В

 

содержании

 

школьной

 

географии

 

есть

 

знания

 

из

 

геологии

демографии

социологии

.

 

Лишь

 

география

 

как

 

учебный

 

предмет

 

обеспечивает

 

картографическую

 

подготовку

Понимать

читать

знать

 

карту

  — 

эти

 

задачи

 

решаются

 

только

 

на

 

уроках

 

географии

Умения

 

пользоваться

 

картой

 

равнозначно

 

таким

 

умениям

как

 

читать

 

и

 

писать

Карта

 — 

это

 

и

 

наглядное

 

пособие

и

 

источник

 

знаний

Задача

 

учителя

 — 

научить

 

ученика

 

пользоваться

 

этим

 

источником

 

знания

.

 

Образовательное

 

значение

 

школьной

 

географии

 

заключается

 

не

 

только

 

в

 

том

что

 

она

 

даёт

 

знания

но

 

и

 

содействует

 

выработке

 

умений

 

и

 

навыков

.

 

Умение

  — 

способность

 

применять

 

знание

 

на

 

практике

Навык

  — 

автоматическое

 

применение

 

знаний

В

 

школьной

 

географии

 

не

 

все

 

знания

 

доводятся

 

до

 

уровня

 

умений

 

и

 

навыков

Важные

 

умения

 

и

 

навыки

умение

 

читать

 

карту

давать

 

на

 

ее

 

основе

 

характеристику

 

объектам

вести

 

наблюдение

 

за

 

местными

 

географическими

 

объектами

пользоваться

 

приборами

 

и

 

оборудованием

фиксировать

 

результаты

 

наблюдений

обрабатывать

 

их

по

 

результатам

 

наблюдений

 

делать

 

описания

 

объектов

.

 

Школьная

 

география

 

содействует

 

развитию

 

познавательных

 

способностей

 

детей

их

 

памяти

речи

наблюдательности

воображения

мышления

На

 

каждом

 

уроке

 

ученик

 

обогащает

 

свою

 

речь

 

новыми

 

словами

понятиями

названиями

Новые

 

знания

 

он

 

должен

 

усвоить

воспроизвести

Он

 

учится

 

проводить

 

сравнения

анализировать

делать

 

выводы

обобщать

Все

 

это

 

способствует

 

развитию

 

мышления

.

 

Школьная

 

география

 

изучает

 

в

 

основном

 

отдаленные

 

географические

 

объекты

Нужно

 

сформировать

 

образ

 

этих

 

объектов

 

в

 

памяти

Это

 

возможно

 

при

 

использовании

 

наглядных

 

пособий

что

 

развивает

 

воображение

.

 

Многие

 

географические

 

понятия

 

можно

 

сформировать

 

путем

 

изучения

 

местных

 

географических

 

объектов

путем

 

наблюдения

Наблюдение

 

содействует

 

развитию

 

наблюдательности

Школьная

 

география

 

имеет

 

важное

 

воспитательное

 

значение

Одной

 

из

 

важнейших

 

задач

 

обучения

 

в

 

школе

 

является

 

формирование

 

основ

 

научного

 

мировоззрения

 

учащихся

Оно

 

осуществляется

 

при

 

изучении

 

всех

 

школьных

 

предметов

В

 

этом

 

отношении

 

велика

 

роль

 

и

 

значимость

 

географии

 

как

 

учебного

 

предмета

Это

 

объясняется

 

тем

что

 

в

 

географии

 

изучается

 

чрезвычайно

 

широкий

 

круг

 

вопросов

связанных

 

как

 

с

 

природными

так

 

и

 

общественными

 

объектами

 

и

 

явлениями

Другие

 

учебные

 

предметы

 

рассматривают

 

объекты

 

и