Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1606

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

На

 

левой

 

половине

 

географической

 

площадки

 

устанавливаются

 

приборы

 

и

 

оборудование

 

по

 

наблюдению

 

за

 

погодой

К

 

ним

 

относятся

метеорологическая

 

будка

 

с

 

термометром

 

и

 

барометром

флюгер

осадкомер

нефоскоп

снегомерная

 

рейка

.

 

Метеорологическая

 

будка

 

устанавливается

 

на

 

высоте

 2 

м

через

 

нее

 

свободно

 

проходит

 

воздух

Она

 

открывается

 

с

 

северной

 

стороны

Флюгер

 

устанавливается

 

на

 

столбе

-

высотомере

Он

 

состоит

 

из

 

стрелки

-

флюгарки

указателя

 

сторон

 

горизонта

металлической

 

пластинки

 

и

 

дуги

 

со

 

штифтами

По

 

флюгарке

 

и

 

сторонам

 

горизонта

 

определяют

 

направление

 

ветра

по

 

от

-

клонению

 

металлической

 

пластинки

 

и

 

штифтам

 

дуги

 

определяют

 

силу

 

и

 

скорость

 

ветра

При

 

отсутствии

 

флюгера

 

можно

 

использовать

 

ветровой

 

вымпел

 (

удлиненный

 

флажок

или

 

ветровой

 

конус

Осадкомер

 

состоит

 

из

 

дождемерного

 

ведра

в

 

которое

 

попадают

 

осадки

и

 

дождемерного

 

стакана

куда

 

сливают

 

осадки

 

из

 

ведра

Осадкомер

 

устанавливается

 

на

 

вертикальном

 

столбе

 

и

 

должен

 

иметь

 

защиту

 

от

 

ветров

В

 

градуированный

 

стакан

 

сливается

 

вода

 

из

 

дождемерного

 

ведра

 

и

 

определяется

 

количество

 

выпавших

 

осадков

 

в

 

миллиметрах

.

 

Нефоскопы

 

служат

 

для

 

определения

 

облачности

скорости

 

и

 

направления

 

движения

 

облаков

Обычно

 

используются

 

самодельные

 

нефоскопы

 

в

 

виде

 

сетки

  (

рис

.  19). 

Из

 

толстой

 

проволоки

 

делают

 

три

 

кольца

 

различного

 

диаметра

Радиус

 

нижнего

 

кольца

 

равен

  50 

см

второго

  —  46 

см

третьего

  —  30 

см

Возможны

 

и

 

другие

 

размеры

 

колец

Кольцо

 

самого

 

большого

 

диаметра

 

прикрепляется

 

на

 

высоте

 2 

м

 

к

 

четырем

 

столбам

Столбы

 

ориентированы

 

по

 

основным

 

сторонам

 

горизонта

Второе

 

кольцо

 

помещают

 

концентрически

 

над

 

первым

 

на

 

рас

-

стоянии

  20 

см

а

 

третье

  — 

на

 

таком

 

же

 

расстоянии

 

от

 

второго

Все

 

кольца

 

соединяют

 

и

 

укрепляют

 

четырьмя

 

дугами

Таким

 

образом

вся

 

небесная

 

сфера

 

разделяется

 

на

 10 

равных

 

час

-

тей

Стоя

 

под

 

нефоскопом

можно

 

наглядно

 

определить

какая

 

часть

 

неба

 

занята

 

облаками

выразить

 

облачность

 

в

 

процентах

 

или

 

по

 

десятибалльной

 

шкале

Определяется

 

и

 

направление

 

движения

 

облаков

 

 

 

Рис

. 19. 

Нефоскопическая

 

сетка

 


background image

На

 

географической

 

площадке

 

желательно

 

иметь

 

и

 

другие

 

устройства

предназначенные

 

для

 

проведения

 

отдельных

разовых

 

работ

Могут

 

быть

 

комплексные

 

учебные

 

площадки

на

 

которых

 

кроме

 

оборудования

 

по

 

географии

 

имеются

 

устройства

 

по

 

математике

 

и

 

астрономии

.

 

В

 

последние

 

годы

 

многие

 

школы

 

географической

 

площадке

 

не

 

уделяют

 

должного

 

внимания

что

 

затрудняет

 

выполнение

 

практических

 

работ

 

на

 

местности

.  

  

6. 

ФОРМЫ

 

ОРГАНИЗАЦИИ

 

ОБУЧЕНИЯ

 

ГЕОГРАФИИ

 

6.1. 

Урок

 

географии

 

Урок

  — 

основная

 

форма

 

организации

 

обучения

 

в

 

школе

В

 

нашей

 

школе

 

классно

-

урочная

 

система

 

обучения

Уроки

 

проводятся

 

с

 

постоянным

 

составом

 

класса

 

в

 

соответствии

 

с

 

расписанием

На

 

первый

 

взгляд

уроки

 

все

 

одинаковые

Но

 

это

 

не

 

так

Существует

 

несколько

 

типов

 

урока

Каждый

 

тип

 

урока

 

имеет

 

свои

 

цели

 

и

 

задачи

свою

 

структуру

 

и

 

построение

Раз

-

личают

 

следующие

 

типы

 

уроков

.

 

Комбинированный

 (

смешанный

урок

Наиболее

 

распространенный

 

тип

 

урока

имеет

 

много

 

дидактических

 

целей

Осуществляется

 

контроль

 

за

 

ранее

 

усвоенными

 

знаниями

изуча

-

ется

 

новый

 

материал

происходит

 

его

 

закрепление

обобщение

Обычно

 

для

 

этих

 

целей

 

выделяются

 

специальные

 

структурные

 

части

Если

 

эти

 

этапы

 

отдельно

 

не

 

выделяются

а

 

происходит

 

повторение

 

ранее

 

изученного

контроль

 

за

 

знаниями

 

во

 

время

 

изучения

 

нового

 

материала

то

 

такой

 

урок

 

называется

 

комплексным

  (

объединенным

). 

В

 

последние

 

годы

 

на

 

комбинированных

 

уроках

 

все

 

больше

 

времени

 

уделяется

 

изучению

 

нового

 

материала

его

 

закреплению

 

и

 

обобщению

 

за

 

счет

 

уменьшения

 

времени

 

на

 

проверку

 

знаний

.

 

Уроки

 

изучения

 

нового

 

материала

Главная

 

цель

 

таких

 

уроков

  — 

получение

 

учащимися

 

новых

 

знаний

Проверка

 

знаний

 

как

 

отдельная

 

структурная

 

часть

 

урока

 

отсутствует

Эти

 

уроки

 

обычно

 

проводятся

 

тогда

когда

 

усвоению

 

подлежит

 

сложный

объемный

 

материал

 

и

 

его

 

нежелательно

 

разделять

 

на

 

два

 

урока

Иногда

 

применение

 

такого

 

типа

 

урока

 

определяется

 

использованием

 

наглядных

 

пособий

 (

киноурок

телеурок

).

 

Уроки

 

практических

 

и

 

самостоятельных

 

работ

Служат

 

для

 

выработки

 

умений

 

и

 

навыков

развития

 

самостоятельной

 

познавательной

 

деятельности

 

учащихся

приобретения

 

новых

 

знаний

Это

 

относительно

 

редкий

 

тип

 

урока

так

 

как

 

большинство

 

практических

 

и

 

самостоятельных

 

работ

 

выполняются

 

на

 

других

 

уроках

Структура

 

уроков

 

практических

 

и

 

самостоятельных

 

работ

 

на

 

начальной

 

стадии

 

выработки

 

умений

 

и

 

навыков

 

включает

 

в

 

себя

 

постановку

 

цели

 

и

 

принятие

 

ее

 

учащимися

выявление

 

опорных

 

знаний

 

и

 

умений

необходимых

 

для

 

выполнения

 

работ

ознакомление

 

с

 

порядком

 

выполнения

последовательностью

 

действий

показ

 

образца

 

выполнения

 

работы

тренировочные

 

упражнения

самостоятельное

 

выполнение

подведение

 

итогов

задание

 

на

 

дом

.

 

После

 

приобретения

 

соответствующих

 

умений

 

и

 

навыков

 

уроки

 

практических

 

и

 

самостоятельных

 

работ

 

имеют

 

следующую

 

структуру

организация

 

учащихся

 

на

 

выполнение

 

работ

самостоятельная

 

работа

подведение

 

итогов

.

 

Уроки

 

обобщающего

 

повторения

 

проводятся

 

после

 

изучения

 

обширных

 

тем

разделов

попутно

 

осуществляется

 

контроль

 

за

 

знаниями

 

и

 

умениями

Цель

 

уроков

 

обобщаю

-

щего

 

повторения

обобщение

систематизация

углубление

 

полученных

 

знаний

Используются

 

фронтальные

 

формы

 

работы

  (

беседа

письменные

 

работы

), 

устный

 

индивидуальный

 

опрос

различные

 

географические

 

игры

 (

кроссворды

лото

викторины

), 

загадки

 

и

 

пр

Вопросы

 

должны

 

быть

 

обобщающего

 

и

 

систематизирующего

 

характера

 

по

 

основному

 

учебному

 

материалу

на

 

применение

 

знаний

 

в

 

новой

 

учебной

 

ситуации

.

 

Контрольные

 

уроки

 

обычно

 

проводятся

 

для

 

тематического

 

учета

 

знаний

Чаще

 

всего

 

контроль

 

за

 

знаниями

 

осуществляется

 

на

 

комбинированном

комплексном

 

и

 

других

 

типах

 

уроков

Но

 

можно

 

изредка

 

применять

 

и

 

контрольные

 

уроки

Нужно

 

предупредить

 

учащихся

 

заранее

указать

какие

 

темы

 

будут

 

проверяться

можно

 

перечислить

 

примерные

 

вопросы

Учитель

 

организует

 

учащихся

 

на

 

выполнение

 

контрольных

 

заданий

затем

 

учащиеся

 

сами

 

их

 

выполняют

помощь

 

учителя

 

исключается

после

 

этого

 

подводятся

 

предварительные

 

итоги

Контрольные

 

работы

 

тщательно

 

проверяются

 

учителем

На

 

следующем

 

уроке

 

делается

 

детальный

 

анализ

 

ошибок

отмечаются

 

лучшие

 

работы

.

 

В

  10—11-

м

 

классах

 

практикуется

 

лекционно

-

семинарско

-

зачетная

 

форма

 

обучения

Обычно

 

небольшая

 

по

 

объему

 

тема

рассчитанная

 

на

  3—4 

урока

излагается

 

на

 

уроках

-

лекциях

.

 

Затем

 

следуют

 

уроки

-

семинары

Заранее

 

сообщаются

 

вопросы

по

 

которым

 

будет

 

вестись

 

обсуждение

 

темы

Учащиеся

 

получают

 

предварительные

 

задания

  (

одни

 

готовят

 

сообщения

 

по

 

вопросам

 

изучаемой

 

темы

другие

  — 

необходимый

 

иллюстративный

 

материал

). 


background image

На

 

уроках

-

семинарах

 

выполняются

 

так

-

же

 

различные

 

самостоятельные

 

работы

 

с

 

текстом

 

учебника

таблицами

картами

дополнительной

 

литературой

 

и

 

другими

 

источниками

 

знаний

Изложенный

 

на

 

лекциях

 

учебный

 

материал

 

закрепляется

 

и

 

углубляется

.

 

Изучение

 

темы

 

завершается

 

зачетными

 

уроками

В

 

последнее

 

время

 

в

 

старших

 

классах

 

проводятся

 

уроки

-

конференции

уроки

-

прессконференции

уроки

-

диспуты

О

 

таких

 

уроках

 

сообщается

 

ученикам

 

заблаговременно

Учащиеся

 

готовят

 

выступления

 

по

 

теме

 

конференции

 

или

 

диспута

необходимую

 

графику

 

и

 

наглядность

Структура

 

уроков

 

следующая

вступительное

 

слово

 

учителя

заслушивание

 

и

 

обсуждение

 

выступлений

 

учащихся

подведение

 

итогов

Наиболее

 

удобно

 

проводить

 

уроки

-

конференции

 

и

 

уроки

-

диспуты

 

по

 

группам

 

стран

 

или

 

какой

-

либо

 

проблеме

особенно

 

если

 

тема

 

тесно

 

связана

 

с

 

текущими

 

событиями

.

 

В

 

зависимости

 

от

 

используемых

 

средств

 

обучения

 

выделяют

 

кино

и

 

телеуроки

Особую

 

организацию

 

имеют

 

уроки

-

экскурсии

.

 

На

 

любом

 

уроке

 

устанавливается

 

контакт

 

учителя

 

с

 

классом

взаимопонимание

 

между

 

учителем

 

и

 

школьниками

Учебно

-

воспитательная

 

работа

 

строится

 

на

 

принципах

 

педагогики

 

сотрудничества

Урок

 

начинается

 

и

 

заканчивается

 

организованно

Изложение

 

нового

 

материала

 

— 

лаконичное

последовательное

доступное

Используются

 

имеющиеся

 

знания

жизненный

 

опыт

 

учащихся

Учебный

 

материал

 

связывается

 

с

 

реальной

 

жизнью

привлекается

 

краеведческий

 

материал

Обучение

 

должно

 

быть

 

интересным

 

и

 

посильным

Показывается

 

практическая

 

значимость

 

получаемых

 

знаний

На

 

уроке

 

нужно

 

держать

 

в

 

поле

 

зрения

 

весь

 

класс

 

и

 

каждого

 

ученика

 

в

 

отдельности

учитывать

 

индивидуальные

 

особенности

оказывать

 

помощь

 

более

 

слабым

 

учащимся

давать

 

более

 

сложные

 

задания

 

сильным

Замечания

 

даются

 

в

 

корректной

 

форме

 

и

 

конкретно

Поменьше

 

нотаций

побольше

 

организации

 

самостоятельной

 

деятельности

 

учащихся

Дисциплина

 

нарушается

 

тогда

когда

 

школьники

 

не

 

заняты

 

работой

 

или

 

им

 

скучно

 

на

 

уроке

.

 

6.2. 

Подготовка

 

учителя

 

к

 

уроку

 

Определение

 

целей

 

урока

Цель

 — 

это

 

заранее

 

запланированный

 

конечный

 

результат

достигаемый

 

под

 

руководством

 

учителя

 

в

 

обучении

воспитании

 

и

 

развитии

 

школьни

-

ков

 

на

 

данном

 

уроке

Цели

 

определяются

 

на

 

основе

 

изучения

 

соответствующей

 

темы

 

и

 

в

 

свою

 

очередь

 

оказывают

 

большое

 

влияние

 

на

 

разработку

 

содержания

методов

 

обучения

 

и

 

всего

 

хода

 

урока

После

 

того

 

как

 

определены

 

цели

урок

 

должен

 

строиться

 

таким

 

образом

чтобы

 

обеспечить

 

их

 

достижение

Можно

 

выделить

 

несколько

 

основных

 

требований

 

к

 

формулировке

 

целей

 

урока

:

 

1) 

цели

 

урока

 

должны

 

отвечать

 

на

 

вопросы

: «

Какие

 

знания

 

будут

 

усвоены

 

учащимися

?» 

— 

образовательная

 

цель

, «

Какие

 

умения

 

у

 

них

 

будут

 

сформулированы

?» — 

практическая

 

цель

 

и

 

цель

 

развития

 

учащихся

,  «

Каков

 

вклад

 

урока

 

в

 

воспитание

 

учащихся

?»  — 

воспитательная

 

цель

;

 

2) 

цели

 

формулируются

 

конкретно

с

 

тем

чтобы

 

можно

 

было

 

учесть

насколько

 

они

 

реализованы

 

на

 

уроке

т

е

в

 

них

 

должно

 

быть

 

зафиксировано

какие

 

именно

 

знания

 

и

 

умения

 

будут

 

сформулированы

в

 

чем

 

конкретно

 

состоит

 

воспитательная

 

функция

 

урока

 

(

формирование

 

мировоззренческих

 

идей

использование

 

географических

 

знаний

 

для

 

связи

 

обучения

 

с

 

современностью

конкретный

 

вклад

 

урока

 

в

 

экологическое

 

образование

 

школьников

в

 

их

 

профориентацию

трудовое

 

и

 

нравственное

 

воспитание

 

и

 

т

д

.);

 

3) 

в

 

целях

 

полезно

 

указать

начинается

 

ли

 

на

 

уроке

 

формирование

 

тех

 

или

 

иных

 

знаний

 

и

 

умений

 

или

 

продолжается

 

их

 

развитие

систематизация

совершенствование

.

 

В

 

качестве

 

примера

 

приводятся

 

формулировки

 

целей

 

урока

 

по

 

теме

  «

Атмосфера

  - 

воздушная

 

оболочка

 

Земли

» (7-

й

 

класс

).

 

Формулировки

 

целей

 

1. 

Сформировать

 

понятие

 

об

 

атмосфере

о

 

ее

 

строении

составе

 

воздуха

дать

 

знания

 

о

 

значении

 

атмосферы

ее

 

изучении

 

и

 

охране

.

 

2. 

Продолжить

 

формирование

 

умения

 

использовать

 

иллюстрации

 

учебника

 

как

 

источник

 

новых

 

знаний

.

 

3. 

Развивать

 

аналитико

-

синтезирующую

 

умственную

 

деятельность

 

учащихся

 

при

 

заполнении

 

таблицы

 «

Сравнительная

 

характеристика

 

тропосферы

 

и

 

стратосферы

».

 

4.  

Способствовать

 

экологическому

 

воспитанию

 

на

 

основе

 

знаний

 

об

 

охране

 

атмосферы

.

 

Определение

 

содержания

 

урока

Решение

 

этой

 

задачи

 

облегчается

 

тем

что

 

учебный

 

материал

 

в

 

учебниках

 

разделен

 

на

 

отдельные

 

параграфы

 

или

 

темы

соответствующие

 

одному

 

уроку

и

 

в

 

тексте

 

использованы

 

разнообразные

 

приемы

 

ориентировки

 

и

 

организации

 

познавательной

 

деятельности

 

учащихся

Большую

 

помощь

 

учителю

 

при

 

подготовке

 

урока

 

оказывает

 

программа

где

 

по

 

каждой

 

теме

 

дан

 

перечень

 

того

что

 

учащиеся

 

должны

 

знать

 

и

 

уметь

.

 


background image

Прежде

 

всего

выделяется

 

основное

 

научное

 

и

 

мировоззренческое

 

содержание

 

урока

Учебный

 

материал

 

разделяется

 

на

 

смысловые

 

части

В

 

каждой

 

части

 

определяется

 

главный

основной

 

учебный

 

материал

  (

ведущие

 

понятия

основные

 

факты

наиболее

 

существенные

 

причинно

-

следственные

 

связи

 

и

 

зависимости

важные

 

закономерности

и

 

вспомогательный

В

 

большинстве

 

случаев

 

не

 

весь

 

материал

 

учебника

 

объясняется

 

на

 

уроке

 

из

-

за

 

ограниченного

 

времени

часть

 

его

 

изучается

 

учащимися

 

дома

В

 

старших

 

классах

 

доля

 

этого

 

материала

 

возрастает

Несложная

 

тема

 

может

 

полностью

 

изучаться

 

учащимися

 

самостоятельно

Учитель

 

определяет

какой

 

учебный

 

материал

 

будет

 

изучаться

 

с

 

его

 

помощью

а

 

какой

 

самостоятельно

Учитывается

 

ранее

 

полученная

 

подготовка

 

учащихся

 

по

 

географии

 

и

 

другим

 

учебным

 

предметам

.

 

По

 

каждой

 

смысловой

 

части

 

предусматривается

 

работа

 

с

 

различными

 

источниками

 

географических

 

знаний

Наиболее

 

сложные

 

вопросы

 

темы

 

объясняются

 

учителем

.

 

Отбор

 

методов

 

и

 

средств

 

обучения

Выбор

 

методов

 

и

 

средств

 

обучения

 

зависит

 

от

 

целей

 

и

 

содержания

 

учебного

 

материала

 

урока

подготовки

 

учащихся

их

 

возрастных

 

особен

-

ностей

Кроме

 

того

учитывается

 

и

 

наличие

 

средств

 

обучения

В

 

зависимости

 

от

 

указанных

 

условий

 

используются

 

объяснительно

-

иллюстративный

репродуктивный

частично

-

поисковый

 

и

 

исследовательский

 

методы

проблемное

 

обучение

.

 

Выбор

 

методов

 

зависит

 

также

 

от

 

места

 

темы

 

в

 

данном

 

курсе

 

географии

При

 

обучении

 

расширяется

 

круг

 

знаний

 

и

 

умений

углубляются

 

и

 

систематизируются

 

ранее

 

полученные

 

зна

-

ния

приобретается

 

опыт

 

творческой

 

деятельности

 

учащихся

что

 

позволяет

 

выполнять

 

различные

 

самостоятельные

 

работы

 

и

 

приобретать

 

новые

 

знания

Например

при

 

изучении

 

Евразии

  (9-

й

 

класс

школьники

 

могут

 

самостоятельно

 

составлять

 

характеристики

 

территорий

 

на

 

основе

 

известных

 

им

 

типовых

 

планов

 

и

 

географических

 

карт

широко

 

используя

 

прием

 

срав

-

нения

 

с

 

ранее

 

изученными

 

материками

.

 

При

 

определении

 

методов

 

обучения

 

обязательно

 

учитываются

 

возрастные

 

особенности

 

учащихся

Поскольку

 

для

 

младших

 

школьников

 

характерно

 

неустойчивое

 

внимание

 

и

 

быстрая

 

утомляемость

учитель

 

разнообразит

 

методы

 

и

 

приемы

 

учебной

 

работы

переключает

 

учащихся

 

с

 

одного

 

вида

 

деятельности

 

на

 

другой

использует

 

игровые

 

элементы

  (

прием

 

путешествия

 

по

 

карте

географические

 

кроссворды

лото

ребусы

 

и

 

т

д

.). 

В

 

старших

 

классах

как

 

уже

 

говорилось

используется

 

лекция

что

 

соответствует

 

познавательным

 

возможностям

 

школьников

 

этого

 

возраста

.

 

В

 

пробуждении

 

у

 

учащихся

 

интереса

 

к

 

учебной

 

деятельности

 

в

 

младших

 

классах

 

большая

 

роль

 

принадлежит

 

занимательности

 

обучения

в

 

старших

 

же

 

классах

 

особенно

 

большое

 

значение

 

имеет

 

создание

 

проблемных

 

ситуаций

способствующих

 

интеллектуальному

 

развитию

 

школьников

Планируя

 

урок

учитель

 

обязательно

 

принимает

 

во

 

внимание

 

затраты

 

времени

которые

 

связаны

 

с

 

применением

 

каждого

 

метода

 

обучения

Поэтому

 

на

 

большей

 

части

 

уроков

  (

кроме

 

специальных

 

уроков

 

самостоятельных

 

работ

самостоятельные

 

работы

 

учащихся

 

сочетаются

 

с

 

изложением

 

учителя

  — 

последнее

 

наиболее

 

экономно

 

по

 

затратам

 

времени

Методы

 

обучения

 

для

 

каждого

 

урока

 

должны

 

быть

 

отобраны

 

с

 

учетом

 

планирования

 

всей

 

темы

при

 

этом

 

важно

 

предусмотреть

чтобы

 

в

 

системе

 

уроков

 

по

 

теме

 

были

 

бы

 

достаточно

 

представлены

 

творческие

 

методы

 

обучения

 

— 

частично

-

поисковый

исследовательский

 

и

 

проблемное

 

обучение

.

 

При

 

отборе

 

средств

 

обучения

 

к

 

уроку

 

учитель

 

определяет

,   

на

 

каком

 

этапе

 

урока

с

 

какой

 

целью

 

и

 

как

 

будут

 

использованы

 

 

те

 

или

 

иные

 

средства

 

обучения

Особенно

 

важно

 

предусмотреть

 

вопросы

 

и

 

задания

позволяющие

 

учащимся

 

самостоятельно

   

извлекать

 

знания

 

из

 

различных

 

средств

 

обучения

 

для

 

формирования

 

представлений

 

и

 

понятий

выявления

 

причинно

-

следственных

 

связей

развития

 

умения

 

работать

 

с

 

данным

 

источником

 

географических

 

знаний

.

 

Учитель

 

выясняет

в

 

составе

 

каких

 

методов

 

обучения

 

планируется

 

использовать

 

различные

 

наглядные

 

пособия

какая

 

познавательная

 

деятельность

 

учащихся

 

будет

 

организована

 

на

 

основе

 

этих

 

средств

 

обучения

Особо

 

следует

 

обратить

 

внимание

 

на

 

использование

 

наглядных

 

пособий

 

и

 

других

 

средств

 

обучения

 

как

 

самостоятельный

 

источник

 

знаний

 

и

 

средство

 

развития

 

познавательной

 

самостоятельности

 

учащихся

 

 

 
6.3. 

Домашняя

 

работа

 

учащихся

 

и

 

тетрадь

 

по

 

географии

 

Домашняя

 

работа

 

учащихся

 

тесно

 

связана

 

с

 

их

 

классной

 

работой

 

и

 

по

 

своему

 

содержанию

 

дополняет

 

урок

Дома

 

учащиеся

 

выполняют

 

то

что

 

не

 

могут

 

сделать

 

на

 

уроке


background image

Прежде

 

всего

это

 

повторение

 

по

 

учебнику

 

тех

 

ранее

 

изученных

 

знаний

которые

 

должны

 

служить

 

опорными

 

для

 

новых

 

знаний

подлежащих

 

усвоению

 

на

 

следующем

 

уроке

.

 

Имея

 

в

 

виду

 

эту

 

первую

 

задачу

 

домашней

 

работы

учитель

давая

 

учащимся

 

задание

 

на

 

дом

знакомит

 

их

 

с

 

темой

 

следующего

 

урока

 

и

 

указывает

что

 

им

 

нужно

 

знать

 

из

 

ранее

 

пройден

-

ного

 

для

 

того

чтобы

 

разобраться

 

в

 

новом

 

материале

Часто

 

учителя

давая

 

задание

 

по

 

повторению

 

ранее

 

изученного

 

материала

ограничиваются

 

указанием

 

страниц

 

учебника

которые

 

учащиеся

 

должны

 

прочитать

Опыт

 

показывает

что

 

такое

 

задание

 

не

 

нацеливает

 

учащихся

 

на

 

повторение

 

определенного

 

материала

нужного

 

для

 

следующего

 

урока

Правильнее

 

давать

 

задание

 

по

 

повторению

 

в

 

виде

 

конкретных

 

вопросов

на

 

которые

 

учащиеся

 

должны

 

ответить

Это

 

могут

 

быть

 

вопросы

взятые

 

из

 

учебника

и

 

тогда

 

учитель

 

указывает

 

лишь

 

их

 

номера

но

 

могут

 

быть

 

и

 

вопросы

подготовленные

 

и

 

самим

 

учителем

.

 

Вопросы

 

обеспечивают

 

целенаправленную

 

работу

 

учащихся

 

с

 

учебником

 

и

 

активизируют

 

их

 

мыслительную

 

деятельность

На

 

следующем

 

уроке

 

в

 

ходе

 

опроса

 

или

 

в

 

процессе

 

изложения

 

нового

 

материала

 

перед

 

учащимися

 

ставятся

 

вопросы

 

в

 

той

 

формулировке

в

 

которой

 

они

 

были

 

заданы

 

на

 

предыдущем

 

уроке

что

 

является

 

важным

 

фактором

стимулирующим

 

домашнюю

 

работу

 

учащихся

.

 

Вторая

 

задача

 

домашней

 

работы

 — 

усвоить

 

по

 

учебнику

 

изученный

 

на

 

предыдущем

 

уроке

 

материал

Это

 

относится

 

в

 

первую

 

очередь

 

к

 

теоретическим

 

знаниям

 

и

 

новой

 

географи

-

ческой

 

номенклатуре

которые

 

обычно

 

выделены

 

в

 

учебнике

 

особым

 

шрифтом

В

 

старших

 

классах

 

на

 

дом

 

может

 

быть

 

частично

 

перенесено

 

и

 

первичное

 

ознакомление

 

по

 

учебнику

 

с

 

ма

-

териалом

который

 

на

 

уроке

 

не

 

рассматривался

.

 

Важное

 

место

 

в

 

домашней

 

работе

 

принадлежит

 

всякого

 

рода

 

упражнениям

 

по

 

изучению

 

географической

 

номенклатуры

чтению

 

карты

измерениям

 

по

 

карте

составлению

 

картосхем

работе

 

со

 

статистическим

 

материалом

 

и

 

т

д

.

 

На

 

первых

 

этапах

 

обучения

 

географии

 

в

 6-

м

 

классе

а

 

частично

 

и

 

в

 7-

м

 

классе

 

даются

 

задания

 

по

 

тексту

 

учебника

приучающие

 

учащихся

 

работать

 

с

 

ним

 (

составление

 

развернутого

 

плана

сопоставление

 

текста

 

с

 

картами

 

и

 

иллюстрациями

графическое

 

выражение

 

текста

 

и

 

т

д

.). 

В

 

старших

 

классах

 

учащимся

 

можно

 

давать

 

домашнее

 

задание

 

по

 

чтению

 

дополнительной

 

литературы

по

 

подготовке

 

докладов

рефератов

сообщений

а

 

также

 

разнообразные

 

творческие

 

задания

особенно

 

краеведческого

 

характера

Домашняя

 

работа

 

в

 

большей

 

мере

чем

 

урок

может

 

быть

 

индивидуализирована

 

в

 

связи

 

с

 

учетом

 

уровня

 

подготовки

 

учащихся

их

 

развития

проявления

 

интереса

 

к

 

географии

Отдельные

 

учащиеся

 

вследствие

 

болезни

 

или

 

других

 

причин

 

имеют

 

некоторые

 

пробелы

 

в

 

знаниях

Для

 

них

 

нужны

 

индивидуальные

 

задания

 

по

 

повторению

 

ключевых

 

вопросов

 

изученных

 

тем

В

 

классе

 

всегда

 

имеются

 

ученики

проявляющие

 

повышенный

 

интерес

 

к

 

географии

Им

 

также

 

нужны

 

индивидуальные

 

задания

рассчитанные

 

на

 

значительное

 

расширение

 

географического

 

кругозора

 

и

 

углубление

 

знаний

Например

ученику

 

10-

го

 

класса

проявляющему

 

интерес

 

к

 

геологии

целесообразно

 

в

 

процессе

 

изучения

 

географии

 

Беларуси

 

давать

 

для

 

внеклассного

 

чтения

 

дополнительную

 

литературу

 

по

 

геологическим

 

вопросам

предлагать

 

более

 

сложные

 

вопросы

 

по

 

геологии

рельефу

 

и

 

полезным

 

ископаемым

поручить

 

подготовить

 

сообщение

 

на

 

уроке

например

 

о

 

полезных

 

ископаемых

.

 

Приведем

 

пример

 

домашнего

 

задания

 

в

 8-

м

 

классе

 

по

 

теме

 «

Рельеф

 

и

 

полезные

 

ископаемые

 

Южной

 

Америки

». «

Мы

 

рассмотрели

 

на

 

уроке

, — 

говорит

 

учитель

, — 

рельеф

 

и

 

полезные

 

ископаемые

 

Южной

 

Америки

К

 

следующему

 

уроку

 

нанесите

 

на

 

контурную

 

карту

 

низменности

плоскогорья

 

и

 

горы

 

Южной

 

Америки

 

и

 

условными

 

знаками

 — 

полезные

 

ископаемые

Эти

 

низменности

плоскогорья

 

и

 

горы

 

нужно

 

знать

 

и

 

уметь

 

показывать

 

на

 

карте

На

 

следующем

 

уроке

 

будет

 

изучаться

 

климат

 

Южной

 

Америки

причины

влияющие

 

на

 

его

 

формирование

климатические

 

пояса

На

 

климат

 

Южной

 

Америки

 

влияют

 

ее

 

географическое

 

положение

 

и

 

рельеф

и

 

этот

 

материал

 

нужно

 

повторить

Повторите

 

материал

 

о

 

климате

 

Аф

-

рики

чтобы

 

сравнивать

 

с

 

ним

 

климат

 

Южной

 

Америки

которая

 

находится

 

в

 

тех

 

же

 

широтах

Поэтому

 

к

 

следующему

 

уроку

 

ответьте

 

на

 

следующие

 

вопросы

 . 

1.  

Сравнить

 

географическое

 

положение

 

Южной

 

Америки

 

с

 

географическим

 

положением

 

Африки

.

 

2.  

Как

 

распределяются

 

горы

 

и

 

равнины

 

в

 

Южной

 

Америке

?

 

3.  

Как

 

в

 

Африке

 

распределяются

 

осадки

чем

 

объясняется

 

такое

 

распределение

?

 

4. 

Как

 

проходят

 

границы

 

климатических

 

поясов

 

в

 

Африке

?». 

Домашнее

 

задание

 — 

весьма

 

ответственная

 

часть

 

урока

и

 

на

 

него

 

необходимо

 

выделять

 

время

достаточное

 

для

 

того

чтобы

 

дать

 

его

 

в

 

развернутом

 

виде

Учащиеся

 

должны

 

успеть

 

записать

 

домашнее

 

задание

 

в

 

свои

 

тетради

 

и

 

дневники

Учащимся

 

необходимо

 

иметь

 

тетрадь

 

по

 

географии

Она

 

нужна

 

прежде

 

всего

 

для

 

того

чтобы

 

научить

 

их

 

делать

 

записи

 

и

 

заметки

письменно

 

излагать

 

свои