ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1611
Скачиваний: 18
5.7.
Сравнения
,
самостоятельные
и
практические
работы
в
обучении
географии
Важное
значение
в
обучении
географии
имеют
сравнения
однородных
объектов
и
явлений
.
Для
сравнения
определяются
наиболее
существенные
признаки
.
Выявляется
их
наличие
у
сравниваемых
объектов
,
определяются
их
сходство
,
различие
и
выясняются
причины
(
Чем
сходны
объекты
?
Почему
?
Чем
отличаются
объекты
?
Почему
?).
На
начальных
этапах
сравниваются
не
более
двух
однородных
объектов
или
явлений
по
2-3
признакам
.
После
овладения
приемом
сравнивается
значительное
число
однородных
объектов
по
комплексу
признаков
.
В
результате
сравнения
происходит
группировка
,
типология
однородных
объектов
.
Сходные
объекты
объединяются
в
группы
,
несходные
разграничи
-
ваются
.
К
примеру
,
таким
образом
выделяются
типы
рек
,
стран
и
других
объектов
.
Значение
типологии
географических
объектов
и
явлений
дает
возможность
учащимся
отнести
конкретные
географические
объекты
к
соответствующей
группе
,
что
позволяет
исполь
-
зовать
систему
общих
понятий
при
изучении
единичных
объектов
.
Особенно
важно
проводить
сравнение
новых
объектов
с
аналогичными
,
ранее
изученными
.
Это
дает
возможность
выявить
отличительные
черты
новых
объектов
,
их
специфику
и
своеобразие
.
Сравнивать
можно
и
динамику
процессов
,
стадии
развития
(
например
,
саванна
во
влажный
и
сухой
период
).
Можно
сравнивать
физико
-
и
экономико
-
географическое
•
положение
(
равнины
,
горные
страны
,
водные
объекты
,
почвы
,
животный
и
растительный
мир
,
природные
зоны
,
материки
,
отдельные
регионы
,
население
стран
,
природные
ресурсы
,
отрасли
хозяйства
,
отдельные
страны
).
Можно
проводить
сравнение
вначале
по
сходству
,
затем
по
отличию
,
а
в
заключение
—
по
сходству
и
отличию
.
Сравнительные
работы
должны
быть
на
каждом
уроке
географии
.
Этот
вид
работы
развивает
мышление
учащихся
,
учит
анализировать
объекты
,
делать
выводы
и
обобщения
,
производить
типологию
,
что
развивает
абстрактное
мышление
.
Таким
путем
решается
одна
из
главных
задач
обучения
—
развитие
познавательных
способностей
детей
.
В
отношении
терминов
«
самостоятельная
работа
»
и
«
практическая
.
работа
»
нет
единого
мнения
у
методистов
.
Некоторые
считают
,
что
практическая
работа
должна
сопровождаться
определенными
,
практическими
действиями
;
ученики
применяют
полученные
знания
для
решения
практических
задач
,
вырабатывают
умения
и
навыки
.
По
мнению
этих
методистов
,
са
-
мостоятельная
работа
направлена
на
получение
новых
знаний
.
Однако
многие
методисты
ставят
знак
равенства
между
понятиями
.
Самостоятельная
работа
понимается
как
деятельность
учащихся
,
выполненная
по
заданию
учителя
без
его
непосредственной
помощи
.
Должен
быть
результат
такой
работы
в
виде
устного
ответа
,
письменной
,
графической
и
других
работ
.
Различают
два
основных
вида
самостоятельных
работ
:
типовые
и
творческие
(
проблемные
).
Типовые
относятся
к
репродуктивному
методу
обучения
(
учащиеся
действуют
в
знакомой
учебной
ситуации
,
по
образцу
,
плану
).
Проблемные
используются
в
составе
частично
-
поискового
и
исследовательского
методов
обучения
.
Выполнение
таких
заданий
требует
больше
усилий
,
учащиеся
самостоятельно
осуществляют
поиск
решения
и
само
решение
.
Практические
работы
в
программе
представляют
собой
задания
для
самостоятельной
работы
учащихся
.
Они
могут
быть
типовыми
и
творческими
в
зависимости
от
дидактических
целей
.
Самостоятельные
и
практические
работы
активизируют
процесс
обучения
.
Учащиеся
получают
моральное
удовлетворение
от
результата
труда
.
Выполнение
работ
содействует
раз
-
витию
познавательных
способностей
,
связи
обучения
с
практикой
.
При
выполнении
работ
учащиеся
применяют
знания
на
практике
,
вырабатывают
умения
и
навыки
,
более
глубоко
осмысливают
учебный
материал
,
самостоятельно
приобретают
новые
знания
,
овладевают
опытом
творческой
деятельности
,
учатся
работать
с
различными
источниками
географической
информации
,
учатся
учиться
,
Можно
выделить
следующие
виды
самостоятельных
и
практических
работ
:
1)
работы
с
географической
картой
(
описания
по
карте
,
вычерчивание
картосхем
на
классной
доске
,
работы
с
контурной
картой
и
др
.);
2)
работы
с
наглядными
пособиями
(
анализ
и
описание
учебных
картин
,
воображаемые
путешествия
по
картинам
,
различные
виды
сравнения
,
составление
фотомонтажей
и
тема
-
тических
коллекционных
монтажей
,
анализ
диапозитивов
,
диафильмов
,
учебных
кинофильмов
и
др
.);
3)
работы
со
статистическим
материалом
(
сравнение
и
конкретизация
цифр
,
разбивка
цифровых
показателей
на
группы
,
чтение
таблиц
,
графиков
и
диаграмм
,
вычерчивание
графиков
и
диаграмм
);
4)
работы
с
учебником
и
дополнительной
литературой
(
составление
развернутых
планов
,
выборочное
чтение
,
сопоставление
текста
и
иллюстративного
материала
,
графическое
выражение
текста
,
составление
тезисов
,
конспекта
,
подготовка
рефератов
,
докладов
,
сообщений
,
работа
с
вопросами
и
заданиями
,
анализ
иллюстративного
материала
и
пр
.);
5)
практические
работы
на
местности
(
съемка
плана
местности
,
определение
направлений
,
азимутов
,
высоты
и
крутизны
холма
,
изучение
горных
пород
и
рельефа
,
водного
объекта
,
наблюдение
за
погодой
,
изучение
населения
и
населенного
пункта
и
т
.
д
.).
Указанные
виды
работ
вначале
имеют
обучающий
характер
,
затем
выполняются
самостоятельно
.
Для
проверки
овладения
приемами
учебной
работы
,
умения
работать
с
источ
-
никами
информации
проводятся
итоговые
практические
работы
.
Желательно
иметь
по
каждому
курсу
систему
усложняющихся
практических
и
самостоятельных
работ
по
различным
источникам
информации
.
Работы
должны
соответствовать
учебной
программе
.
Могут
быть
работы
с
использованием
нескольких
источников
географических
знаний
,
особенно
в
старших
классах
.
5.8.
Кабинет
географии
Средства
обучения
могут
быть
успешно
использованы
при
наличии
кабинета
географии
.
В
нем
они
расположены
в
определенной
системе
,
что
дает
возможность
быстро
их
найти
и
использовать
в
учебном
процессе
.
Имеется
много
вариантов
структуры
кабинета
географии
.
Приведем
наиболее
общепринятое
устройство
кабинета
географии
.
Кабинет
географии
должен
быть
оснащен
полным
комплектом
средств
обучения
.
В
советской
школе
имелось
положение
«
Типовой
перечень
учебно
-
наглядных
пособий
и
учебного
оборудования
для
общеобразовательной
школы
».
В
нем
указывались
все
необходимые
средства
обучения
и
различные
виды
учебного
оборудования
,
которые
должны
быть
в
обязательном
порядке
в
школе
.
В
первую
очередь
необходимо
оборудовать
рабочие
места
для
учащихся
и
.
учителя
;
Для
учащихся
используются
двухместные
столы
и
стулья
.
В
связи
с
тем
что
в
кабинете
занимаются
ученики
с
б
-
го
по
11-
й
класс
,
столы
и
стулья
должны
быть
различные
по
высоте
.
Ставятся
они
в
три
ряда
,
проходы
между
рядами
и
стенками
должны
быть
не
менее
60
см
,
от
передней
стенки
—
не
менее
2
м
.
В
рабочей
зоне
учителя
располагается
рабочий
и
демонстрационный
столы
.
На
последнем
показываются
опыты
,
объемные
наглядные
пособия
,
макеты
,
модели
,
приборы
.
За
демонстрационным
столом
учитель
работает
стоя
.
На
поверхности
демонстрационного
стола
располагается
пульт
дистанционного
управления
проекционной
аппаратурой
,
зашториванием
окон
,
поднятием
и
опусканием
карт
,
расположенных
в
картоподъемнике
.
Рабочий
стол
учителя
желательно
сделать
комби
-
нированным
,
предусмотреть
в
его
конструкции
тумбу
для
графопроектора
.
Можно
сблокировать
рабочий
стол
с
демонстрационным
.
На
передней
стенке
кабинета
в
рабочей
зоне
учителя
располагается
классная
доска
.
Она
служит
не
только
для
записи
графики
,
но
и
для
демонстрации
картин
,
таблиц
,
в
качества
экрана
для
проекционной
аппаратуры
.
Используется
классная
раздвижная
доска
.
Она
состоит
из
основного
щита
и
четырех
двухсторонних
раздвижных
щитов
.
Под
классной
доской
располагаются
ящики
специальной
конструкции
(
до
четырех
).
В
них
хранятся
плоскостные
наглядные
пособия
(
таблицы
,
картины
).
Имеется
их
опись
(
номер
и
название
).
Только
в
таком
случае
они
могут
быть
быстро
подготовлены
к
уроку
.
Одним
из
важных
средств
обучения
является
карта
.
На
работу
с
картой
уходит
много
времени
на
уроке
.
Карты
должны
располагаться
в
рабочей
зоне
учителя
.
Для
демонстрации
карт
используются
различные
конструкции
:
картоподъемники
и
подставки
для
демонстрации
карт
.
Карты
не
должны
закрывать
классную
доску
.
У
задней
стенки
кабинета
располагаются
секционные
шкафы
,
состоящие
из
переставных
полок
и
полуполок
.
В
секционных
шкафах
хранится
разнообразное
учебное
оборудование
и
средства
обучения
(
коллекции
,
гербарии
,
модели
,
приборы
и
приспособления
для
проведения
работ
на
местности
,
аудиовизуальные
пособия
и
др
.).
Центральную
часть
секционных
шкафов
занимает
картохранилище
,
оно
может
вместить
более
ста
карт
.
Карты
свернуты
в
рулоны
.
Каждая
карта
имеет
свой
порядковый
номер
и
подвешена
на
горизонтальные
штанги
.
В
кабинете
должен
быть
комплект
ТСО
(
диапроекторы
,
кинопроекторы
,
графопроекторы
и
др
.).
Все
средства
обучения
в
кабинете
размещены
и
хранятся
по
разделам
.
В
кабинете
географии
должны
быть
экспозиционные
стенды
,
краеведческие
материалы
.
На
стендах
отражаются
ведущие
события
в
мире
и
стране
,
новое
в
географии
,
географическая
летопись
.
В
них
должны
сочетаться
иллюстрации
,
картосхемы
,
графики
,
диаграммы
,
фотографии
,
текстовый
и
занимательный
материал
.
Желательны
вопросы
,
задания
по
со
-
держанию
экспозиционных
материалов
.
Обязательно
наличие
в
кабинете
географии
библиотеки
.
Обычно
она
включает
в
себя
научно
-
популярную
,
научно
-
фантастическую
,
приключенческую
и
художественную
ли
-
тературу
,
в
которой
ярко
описаны
географические
объекты
и
явления
.
Желательна
аннотация
на
книги
,
где
отражается
их
краткое
содержание
.
Можно
оформить
стенд
по
имеющейся
в
библиотеке
литературе
.
Литература
классифицируется
по
темам
и
разделам
курсов
школьной
географии
.
Для
того
чтобы
учитель
мог
следить
,
как
ученики
читают
дополнительную
литературу
,
можно
предложить
вести
журнал
по
следующей
форме
:
номер
по
порядку
,
автор
,
название
книги
,
год
издания
,
краткое
содержание
,
впечатления
о
прочитанной
книге
.
Неотъемлемой
частью
кабинета
географии
являются
картотеки
различного
содержания
и
назначения
:
1)
картотеки
подготовки
учителя
к
уроку
(
в
них
—
содержание
урока
,
методы
и
приемы
,
средства
обучения
);
2)
картотеки
предметов
учебного
оборудования
(
названия
средств
обучения
,
номер
и
шифр
средства
обучения
,
место
хранения
);
3)
картотека
задач
и
упражнений
для
учащихся
по
темам
программы
;
4)
картотека
письменных
проверочных
работ
по
темам
;
5)
тематическая
картотека
(
отрывки
для
чтения
вслух
по
темам
школьной
географии
).
Кабинет
географии
используется
не
только
на
уроке
,
но
и
при
организации
и
ведении
внеклассной
работы
.
В
нем
учащиеся
разрабатывают
планы
вечеров
,
турпоходов
,
экскурсий
,
конкурсов
,
занимаются
моделированием
,
ремонтом
и
изготовлением
наглядных
пособий
,
учатся
пользоваться
ТСО
.
В
основном
в
кабинете
географии
проходят
занятия
географического
кружка
.
Здесь
заслушиваются
и
обсуждаются
географические
сообщения
и
информации
,
доклады
и
рефераты
,
прочитанные
книги
,
осуществляется
выпуск
рукописных
изданий
(
газеты
,
бюллетени
,
журналы
).
Кабинет
географии
создает
благоприятные
условия
и
для
осуществления
факультативных
занятий
.
5.9.
Географическая
площадка
Кроме
кабинета
географии
желательна
в
школе
и
географическая
площадка
.
На
ней
проводятся
различные
практические
работы
,
наблюдения
за
погодой
.
Площадка
—
необходимое
звено
между
теоретическим
обучением
и
практическим
применением
знаний
.
Планировка
и
оборудование
площадки
зависит
от
возможностей
и
условий
школы
.
Мы
будем
вести
речь
о
типовой
площадке
(
рис
. 10).
Географическая
площадка
должна
находиться
вблизи
школы
,
на
школьном
дворе
,
с
таким
расчетом
,
чтобы
при
необходимости
можно
было
провести
на
ней
урок
;
располагаться
на
открытом
,
ровном
месте
;
ориентироваться
по
сторонам
горизонта
.
Оптимальные
размеры
географической
площадки
:
длина
— 21
м
,
ширина
—11
м
.
Рис
. 10.
Планировка
географической
площадки
(
по
В
.
А
.
Жучкевичу
): 1 —
ростомер
; 2
—
столб
-
высотометр
; 3 —
экваториальные
солнечные
часы
; 4 —
столб
с
ветровым
конусом
и
вымпелом
; 5 —
кубический
метр
; 6 —
квадратный
метр
; 7 —
пень
-
ориентир
; 8 —
камень
-
ориентир
; 9 —
местный
меридиан
; 10 —
гномон
; 11 —
румбическое
азимутальное
кольцо
; 12
—
горизонтальные
солнечные
часы
; 13 —
квадраты
размерами
по
одной
сотке
(1
ар
); 14 —
местная
параллель
; 15 —
снегомерная
рейка
; 16 —
метерологическая
будка
с
термометром
и
барометром
; 17 —
эклиметр
; 18 —
указатель
Полярной
звезды
; 19 —
осадкомер
; 20 —
нефоскоп
; 21 —
клумба
с
компасными
растениями
; 22 —
классная
доска
; 23 —
столики
для
работы
; 24 —
искусственный
водоем
; 25 —
мерная
дорожка
; 26 —
искусственный
холм
; 27 —
почвенные
монолиты
; 28 —
забор
-
измеритель
вокруг
площадки
;
флюгер
установлен
на
столбе
-
высотомере
2
Оборудование
площадки
можно
разделить
на
3
группы
:
1)
устройства
по
теме
«
Измерения
и
меры
»;
2)
устройства
и
приспособления
по
ориентированию
;
3)
метеорологические
приборы
и
оборудование
.
К
теме
«
Измерения
и
меры
»
относятся
забор
-
измеритель
,
мерная
дорожка
,
квадратный
метр
,
ар
,
столб
-
высотомер
,
ростомер
.
Забор
-
измеритель
делается
из
планок
высотой
1
м
,
ши
-
рина
планок
и
просветы
между
ними
составляют
10
см
.
Пять
планок
с
просветами
равны
1
м
.
Штакетник
закрашивается
поочередно
в
два
различных
цвета
по
1
м
.
Длина
мерной
дорожки
— 20
м
,
ширина
—1
м
.
Она
располагается
возле
одной
из
длинных
сторон
площадки
.
Двадцатый
метр
дорожки
выкладывается
кирпичом
либо
цементируется
(
асфальтируется
)
и
дает
представление
о
площадной
единице
в
1
кв
.
м
.
На
двадцать
первом
метре
дорожки
располагается
кубический
метр
,
который
дает
представление
об
единице
измерения
объема
. 1
куб
.
м
может
делаться
цельным
или
из
планок
.
Вся
площадка
поперечной
метровой
дорожкой
разделена
на
правую
и
левую
половины
,
размер
которых
10
x10
м
.
Это
— 1
сотка
,
или
1
ар
.
На
этих
квадратах
располагается
оборудование
площадки
.
Для
выработки
вертикального
глазомера
устанавливается
столб
-
высотомер
высотой
10
м
.
Поочередно
каждый
метр
столба
выкрашивается
в
2
различных
цвета
.
На
столбе
устанавли
-
вается
флюгер
.
Имеется
на
площадке
и
ростомер
—
вертикальная
штанга
с
передвижной
перекладиной
.
Указанное
оборудование
служит
для
выработки
представлений
о
различных
единицах
измерения
,
определения
средней
величины
своего
шага
,
проведения
измерительных
работ
.
На
правом
квадрате
делается
искусственный
холм
(
высотой
2
м
,
шириной
3
м
и
длиной
4
м
).
Он
необходим
для
того
,
чтобы
дать
представление
о
различной
крутизне
склонов
,
познакомить
учащихся
с
изображением
холма
горизонталями
.
Рядом
с
холмом
целесообразно
расположить
искусственный
водоем
с
изрезанной
береговой
линией
.
На
правой
половине
делается
почвенный
разрез
.
Здесь
же
оборудуются
столы
и
скамейки
для
занятий
.