Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1611

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 


background image

   

5.7. 

Сравнения

самостоятельные

 

и

 

практические

 

работы

 

в

 

обучении

 

географии

 

Важное

 

значение

 

в

 

обучении

 

географии

 

имеют

 

сравнения

 

однородных

 

объектов

 

и

 

явлений

Для

 

сравнения

 

определяются

 

наиболее

 

существенные

 

признаки

Выявляется

 

их

 

наличие

 

у

 

сравниваемых

 

объектов

определяются

 

их

 

сходство

различие

 

и

 

выясняются

 

причины

 

(

Чем

 

сходны

 

объекты

Почему

Чем

 

отличаются

 

объекты

Почему

?).

 

На

 

начальных

 

этапах

 

сравниваются

 

не

 

более

 

двух

 

однородных

 

объектов

 

или

 

явлений

 

по

 

2-3 

признакам

После

 

овладения

 

приемом

 

сравнивается

 

значительное

 

число

 

однородных

 

объектов

 

по

 

комплексу

 

признаков

В

 

результате

 

сравнения

 

происходит

 

группировка

типология

 

однородных

 

объектов

Сходные

 

объекты

 

объединяются

 

в

 

группы

несходные

 

разграничи

-

ваются

К

 

примеру

таким

 

образом

 

выделяются

 

типы

 

рек

стран

 

и

 

других

 

объектов

.

 

Значение

 

типологии

 

географических

 

объектов

 

и

 

явлений

 

дает

 

возможность

 

учащимся

 

отнести

 

конкретные

 

географические

 

объекты

 

к

 

соответствующей

 

группе

что

 

позволяет

 

исполь

-

зовать

 

систему

 

общих

 

понятий

 

при

 

изучении

 

единичных

 

объектов

Особенно

 

важно

 

проводить

 

сравнение

 

новых

 

объектов

 

с

 

аналогичными

ранее

 

изученными

Это

 

дает

 

возможность

 

выявить

 

отличительные

 

черты

 

новых

 

объектов

их

 

специфику

 

и

 

своеобразие

Сравнивать

 

можно

 

и

 

динамику

 

процессов

стадии

 

развития

 (

например

саванна

 

во

 

влажный

 

и

 

сухой

 

период

).

 

Можно

 

сравнивать

 

физико

и

 

экономико

-

географическое

 

• 

положение

 (

равнины

горные

 

страны

водные

 

объекты

почвы

животный

 

и

 

растительный

 

мир

природные

 

зоны

материки

отдельные

 

регионы

население

 

стран

природные

 

ресурсы

отрасли

 

хозяйства

отдельные

 

страны

). 

Можно

 

проводить

 

сравнение

 

вначале

 

по

 

сходству

затем

 

по

 

отличию

а

 

в

 

заключение

 

— 

по

 

сходству

 

и

 

отличию

.

 

Сравнительные

 

работы

 

должны

 

быть

 

на

 

каждом

 

уроке

 

географии

Этот

 

вид

 

работы

 

развивает

 

мышление

 

учащихся

учит

 

анализировать

 

объекты

делать

 

выводы

 

и

 

обобщения

производить

 

типологию

что

 

развивает

 

абстрактное

 

мышление

Таким

 

путем

 

решается

 

одна

 

из

 

главных

 

задач

 

обучения

 — 

развитие

 

познавательных

 

способностей

 

детей

.

 

В

 

отношении

 

терминов

 «

самостоятельная

 

работа

» 

и

 «

практическая

.

работа

» 

нет

 

единого

 

мнения

 

у

 

методистов

Некоторые

 

считают

что

 

практическая

 

работа

 

должна

 

сопровождаться

 

определенными

практическими

 

действиями

ученики

 

применяют

 

полученные

 

знания

 

для

 

решения

 

практических

 

задач

вырабатывают

 

умения

 

и

 

навыки

По

 

мнению

 

этих

 

методистов

са

-

мостоятельная

 

работа

 

направлена

 

на

 

получение

 

новых

 

знаний

Однако

 

многие

 

методисты

 

ставят

 

знак

 

равенства

 

между

 

понятиями

.

 

Самостоятельная

 

работа

 

понимается

 

как

 

деятельность

 

учащихся

выполненная

 

по

 

заданию

 

учителя

 

без

 

его

 

непосредственной

 

помощи

Должен

 

быть

 

результат

 

такой

 

работы

 

в

 

виде

 

устного

 

ответа

письменной

графической

 

и

 

других

 

работ

.

 

Различают

 

два

 

основных

 

вида

 

самостоятельных

 

работ

типовые

 

и

 

творческие

 

(

проблемные

). 

Типовые

 

относятся

 

к

 

репродуктивному

 

методу

 

обучения

 (

учащиеся

 

действуют

 

в

 

знакомой

 

учебной

 

ситуации

по

 

образцу

плану

).

 

Проблемные

 

используются

 

в

 

составе

 

частично

-

поискового

 

и

 

исследовательского

 

методов

 

обучения

Выполнение

 

таких

 

заданий

 

требует

 

больше

 

усилий

учащиеся

 

самостоятельно

 

осуществляют

 

поиск

 

решения

 

и

 

само

 

решение

.

 

Практические

 

работы

 

в

 

программе

 

представляют

 

собой

 

задания

 

для

 

самостоятельной

 

работы

 

учащихся

Они

 

могут

 

быть

 

типовыми

 

и

 

творческими

 

в

 

зависимости

 

от

 

дидактических

 

целей

.

 

Самостоятельные

 

и

 

практические

 

работы

 

активизируют

 

процесс

 

обучения

Учащиеся

 

получают

 

моральное

 

удовлетворение

 

от

 

результата

 

труда

Выполнение

 

работ

 

содействует

 

раз

-

витию

 

познавательных

 

способностей

связи

 

обучения

 

с

 

практикой

При

 

выполнении

 

работ

 

учащиеся

 

применяют

 

знания

 

на

 

практике

вырабатывают

 

умения

 

и

 

навыки

более

 

глубоко

 

осмысливают

 

учебный

 

материал

самостоятельно

 

приобретают

 

новые

 

знания

овладевают

 

опытом

 

творческой

 

деятельности

учатся

 

работать

 

с

 

различными

 

источниками

 

географической

 

информации

учатся

 

учиться

,

 

Можно

 

выделить

 

следующие

 

виды

 

самостоятельных

 

и

 

практических

 

работ

:

 

1)   

работы

 

с

 

географической

 

картой

  (

описания

 

по

 

карте

вычерчивание

 

картосхем

 

на

 

классной

 

доске

работы

 

с

 

контурной

 

картой

 

и

 

др

.);

 

2)  

работы

 

с

 

наглядными

 

пособиями

 (

анализ

 

и

 

описание

 

учебных

 

картин

воображаемые

 

путешествия

 

по

 

картинам

различные

 

виды

 

сравнения

составление

 

фотомонтажей

 

и

 

тема

-

тических

 

коллекционных

 

монтажей

анализ

 

диапозитивов

диафильмов

учебных

 

кинофильмов

 

и

 

др

.);

 


background image

3) 

работы

 

со

 

статистическим

 

материалом

  (

сравнение

 

и

 

конкретизация

 

цифр

разбивка

 

цифровых

 

показателей

 

на

 

группы

чтение

 

таблиц

графиков

 

и

 

диаграмм

вычерчивание

 

графиков

 

и

 

диаграмм

);

 

4) 

работы

 

с

 

учебником

 

и

 

дополнительной

 

литературой

  (

составление

 

развернутых

 

планов

выборочное

 

чтение

сопоставление

 

текста

 

и

 

иллюстративного

 

материала

графическое

 

выражение

 

текста

составление

 

тезисов

конспекта

подготовка

 

рефератов

докладов

сообщений

работа

 

с

 

вопросами

 

и

 

заданиями

анализ

 

иллюстративного

 

материала

 

и

 

пр

.);

 

5) 

практические

 

работы

 

на

 

местности

  (

съемка

 

плана

 

местности

определение

 

направлений

азимутов

высоты

 

и

 

крутизны

 

холма

изучение

 

горных

 

пород

 

и

 

рельефа

водного

 

объекта

наблюдение

 

за

 

погодой

изучение

 

населения

 

и

 

населенного

 

пункта

 

и

 

т

д

.).

 

Указанные

 

виды

 

работ

 

вначале

 

имеют

 

обучающий

 

характер

затем

 

выполняются

 

самостоятельно

Для

 

проверки

 

овладения

 

приемами

 

учебной

 

работы

умения

 

работать

 

с

 

источ

-

никами

 

информации

 

проводятся

 

итоговые

 

практические

 

работы

.

 

Желательно

 

иметь

 

по

 

каждому

 

курсу

 

систему

 

усложняющихся

 

практических

 

и

 

самостоятельных

 

работ

 

по

 

различным

 

источникам

 

информации

Работы

 

должны

 

соответствовать

 

учебной

 

программе

Могут

 

быть

 

работы

 

с

 

использованием

 

нескольких

 

источников

 

географических

 

знаний

особенно

 

в

 

старших

 

классах

.

 

5.8. 

Кабинет

 

географии

 

Средства

 

обучения

 

могут

 

быть

 

успешно

 

использованы

 

при

 

наличии

 

кабинета

 

географии

В

 

нем

 

они

 

расположены

 

в

 

определенной

 

системе

что

 

дает

 

возможность

 

быстро

 

их

 

найти

 

и

 

использовать

 

в

 

учебном

 

процессе

Имеется

 

много

 

вариантов

 

структуры

 

кабинета

 

географии

Приведем

 

наиболее

 

общепринятое

 

устройство

 

кабинета

 

географии

.

 

Кабинет

 

географии

 

должен

 

быть

 

оснащен

 

полным

 

комплектом

 

средств

 

обучения

В

 

советской

 

школе

 

имелось

 

положение

  «

Типовой

 

перечень

 

учебно

-

наглядных

 

пособий

 

и

 

учебного

 

оборудования

 

для

 

общеобразовательной

 

школы

». 

В

 

нем

 

указывались

 

все

 

необходимые

 

средства

 

обучения

 

и

 

различные

 

виды

 

учебного

 

оборудования

которые

 

должны

 

быть

 

в

 

обязательном

 

порядке

 

в

 

школе

.

 

В

 

первую

 

очередь

 

необходимо

 

оборудовать

 

рабочие

 

места

 

для

 

учащихся

 

и

учителя

Для

 

учащихся

 

используются

 

двухместные

 

столы

 

и

 

стулья

В

 

связи

 

с

 

тем

 

что

 

в

 

кабинете

 

занимаются

 

ученики

 

с

 

б

-

го

 

по

  11-

й

 

класс

столы

 

и

 

стулья

 

должны

 

быть

 

различные

 

по

 

высоте

Ставятся

 

они

 

в

 

три

 

ряда

проходы

 

между

 

рядами

 

и

 

стенками

 

должны

 

быть

 

не

 

менее

  60 

см

от

 

передней

 

стенки

  — 

не

 

менее

  2 

м

В

 

рабочей

 

зоне

 

учителя

 

располагается

 

рабочий

 

и

 

демонстрационный

 

столы

На

 

последнем

 

показываются

 

опыты

объемные

 

наглядные

 

пособия

макеты

модели

приборы

За

 

демонстрационным

 

столом

 

учитель

 

работает

 

стоя

На

 

поверхности

 

демонстрационного

 

стола

 

располагается

 

пульт

 

дистанционного

 

управления

 

проекционной

 

аппаратурой

зашториванием

 

окон

поднятием

 

и

 

опусканием

 

карт

расположенных

 

в

 

картоподъемнике

Рабочий

 

стол

 

учителя

 

желательно

 

сделать

 

комби

-

нированным

предусмотреть

 

в

 

его

 

конструкции

 

тумбу

 

для

 

графопроектора

Можно

 

сблокировать

 

рабочий

 

стол

 

с

 

демонстрационным

.

 

На

 

передней

 

стенке

 

кабинета

 

в

 

рабочей

 

зоне

 

учителя

 

располагается

 

классная

 

доска

Она

 

служит

 

не

 

только

 

для

 

записи

 

графики

но

 

и

 

для

 

демонстрации

 

картин

таблиц

в

 

качества

 

экрана

 

для

 

проекционной

 

аппаратуры

Используется

 

классная

 

раздвижная

 

доска

Она

 

состоит

 

из

 

основного

 

щита

 

и

 

четырех

 

двухсторонних

 

раздвижных

 

щитов

Под

 

классной

 

доской

 

располагаются

 

ящики

 

специальной

 

конструкции

  (

до

 

четырех

). 

В

 

них

 

хранятся

 

плоскостные

 

наглядные

 

пособия

 (

таблицы

картины

). 

Имеется

 

их

 

опись

 (

номер

 

и

 

название

). 

Только

 

в

 

таком

 

случае

 

они

 

могут

 

быть

 

быстро

 

подготовлены

 

к

 

уроку

.

 

Одним

 

из

 

важных

 

средств

 

обучения

 

является

 

карта

На

 

работу

 

с

 

картой

 

уходит

 

много

 

времени

 

на

 

уроке

Карты

 

должны

 

располагаться

 

в

 

рабочей

 

зоне

 

учителя

Для

 

демонстрации

 

карт

 

используются

 

различные

 

конструкции

картоподъемники

 

и

 

подставки

 

для

 

демонстрации

 

карт

Карты

 

не

 

должны

 

закрывать

 

классную

 

доску

.

 

У

 

задней

 

стенки

 

кабинета

 

располагаются

 

секционные

 

шкафы

состоящие

 

из

 

переставных

 

полок

 

и

 

полуполок

В

 

секционных

 

шкафах

 

хранится

 

разнообразное

 

учебное

 

оборудование

 

и

 

средства

 

обучения

  (

коллекции

гербарии

модели

приборы

 

и

 

приспособления

 

для

 

проведения

 

работ

 

на

 

местности

аудиовизуальные

 

пособия

 

и

 

др

.).

 

Центральную

 

часть

 

секционных

 

шкафов

 

занимает

 

картохранилище

оно

 

может

 

вместить

 

более

 

ста

 

карт

Карты

 

свернуты

 

в

 

рулоны

Каждая

 

карта

 

имеет

 

свой

 

порядковый

 

номер

 

и

 

подвешена

 

на

 

горизонтальные

 

штанги

.

 

В

 

кабинете

 

должен

 

быть

 

комплект

 

ТСО

 

(

диапроекторы

кинопроекторы

графопроекторы

 

и

 

др

.). 

Все

 

средства

 

обучения

 

в

 

кабинете

 

размещены

 

и

 

хранятся

 

по

 

разделам

.

 


background image

В

 

кабинете

 

географии

 

должны

 

быть

 

экспозиционные

 

стенды

краеведческие

 

материалы

На

 

стендах

 

отражаются

 

ведущие

 

события

 

в

 

мире

 

и

 

стране

новое

 

в

 

географии

географическая

 

летопись

В

 

них

 

должны

 

сочетаться

 

иллюстрации

картосхемы

графики

диаграммы

фотографии

текстовый

 

и

 

занимательный

 

материал

Желательны

 

вопросы

задания

 

по

 

со

-

держанию

 

экспозиционных

 

материалов

.

 

Обязательно

 

наличие

 

в

 

кабинете

 

географии

 

библиотеки

Обычно

 

она

 

включает

 

в

 

себя

 

научно

-

популярную

научно

-

фантастическую

приключенческую

 

и

 

художественную

 

ли

-

тературу

в

 

которой

 

ярко

 

описаны

 

географические

 

объекты

 

и

 

явления

Желательна

 

аннотация

 

на

 

книги

где

 

отражается

 

их

 

краткое

 

содержание

Можно

 

оформить

 

стенд

 

по

 

имеющейся

 

в

 

библиотеке

 

литературе

Литература

 

классифицируется

 

по

 

темам

 

и

 

разделам

 

курсов

 

школьной

 

географии

Для

 

того

 

чтобы

 

учитель

 

мог

 

следить

как

 

ученики

 

читают

 

дополнительную

 

литературу

можно

 

предложить

 

вести

 

журнал

 

по

 

следующей

 

форме

номер

 

по

 

порядку

автор

название

 

книги

год

 

издания

краткое

 

содержание

впечатления

 

о

 

прочитанной

 

книге

.

 

Неотъемлемой

 

частью

 

кабинета

 

географии

 

являются

 

картотеки

 

различного

 

содержания

 

и

 

назначения

:

 

1)   

картотеки

 

подготовки

 

учителя

 

к

 

уроку

  (

в

 

них

  — 

содержание

 

урока

методы

 

и

 

приемы

средства

 

обучения

);

 

2)   

картотеки

 

предметов

 

учебного

 

оборудования

  (

названия

 

средств

 

обучения

номер

 

и

 

шифр

 

средства

 

обучения

место

 

хранения

);

 

3)  

картотека

 

задач

 

и

 

упражнений

 

для

 

учащихся

 

по

 

темам

 

программы

;

 

4)  

картотека

 

письменных

 

проверочных

 

работ

 

по

 

темам

;

 

5)  

тематическая

 

картотека

 (

отрывки

 

для

 

чтения

 

вслух

 

по

 

темам

 

школьной

 

географии

).

 

Кабинет

 

географии

 

используется

 

не

 

только

 

на

 

уроке

но

 

и

 

при

 

организации

 

и

 

ведении

 

внеклассной

 

работы

В

 

нем

 

учащиеся

 

разрабатывают

 

планы

 

вечеров

турпоходов

экскурсий

конкурсов

занимаются

 

моделированием

ремонтом

 

и

 

изготовлением

 

наглядных

 

пособий

учатся

 

пользоваться

 

ТСО

.

 

В

 

основном

 

в

 

кабинете

 

географии

 

проходят

 

занятия

 

географического

 

кружка

Здесь

 

заслушиваются

 

и

 

обсуждаются

 

географические

 

сообщения

 

и

 

информации

доклады

 

и

 

рефераты

прочитанные

 

книги

осуществляется

 

выпуск

 

рукописных

 

изданий

  (

газеты

бюллетени

журналы

).

 

Кабинет

 

географии

 

создает

 

благоприятные

 

условия

 

и

 

для

 

осуществления

 

факультативных

 

занятий

.  

5.9. 

Географическая

 

площадка

 

Кроме

 

кабинета

 

географии

 

желательна

 

в

 

школе

 

и

 

географическая

 

площадка

На

 

ней

 

проводятся

 

различные

 

практические

 

работы

наблюдения

 

за

 

погодой

Площадка

  — 

необходимое

 

звено

 

между

 

теоретическим

 

обучением

 

и

 

практическим

 

применением

 

знаний

Планировка

 

и

 

оборудование

 

площадки

 

зависит

 

от

 

возможностей

 

и

 

условий

 

школы

Мы

 

будем

 

вести

 

речь

 

о

 

типовой

 

площадке

 (

рис

. 10). 

Географическая

 

площадка

 

должна

 

находиться

 

вблизи

 

школы

на

 

школьном

 

дворе

с

 

таким

 

расчетом

чтобы

 

при

 

необходимости

 

можно

 

было

 

провести

 

на

 

ней

 

урок

располагаться

 

на

 

открытом

ровном

 

месте

ориентироваться

 

по

 

сторонам

 

горизонта

Оптимальные

 

размеры

 

географической

 

площадки

длина

 — 21

м

ширина

 —11

м


background image

 

Рис

.  10. 

Планировка

 

географической

 

площадки

  (

по

 

В

.

А

Жучкевичу

):  1  — 

ростомер

;  2 

— 

столб

-

высотометр

; 3 — 

экваториальные

 

солнечные

 

часы

; 4 — 

столб

 

с

 

ветровым

 

конусом

 

и

 

вымпелом

;  5  — 

кубический

 

метр

;  6  — 

квадратный

 

метр

;  7  — 

пень

-

ориентир

;  8  — 

камень

-

ориентир

;  9  — 

местный

 

меридиан

; 10  — 

гномон

; 11  — 

румбическое

 

азимутальное

 

кольцо

;  12 

— 

горизонтальные

 

солнечные

 

часы

;  13  — 

квадраты

 

размерами

 

по

 

одной

 

сотке

  (1 

ар

);  14  — 

местная

 

параллель

;  15  — 

снегомерная

 

рейка

;  16  — 

метерологическая

 

будка

 

с

 

термометром

 

и

 

барометром

;  17  — 

эклиметр

;  18  — 

указатель

 

Полярной

 

звезды

;  19  — 

осадкомер

;  20  — 

нефоскоп

;  21  — 

клумба

 

с

 

компасными

 

растениями

;  22  — 

классная

 

доска

;  23  — 

столики

 

для

 

работы

; 24 — 

искусственный

 

водоем

; 25 — 

мерная

 

дорожка

; 26 — 

искусственный

 

холм

; 27 — 

почвенные

 

монолиты

; 28 — 

забор

-

измеритель

 

вокруг

 

площадки

флюгер

 

установлен

 

на

 

столбе

-

высотомере

 2

                                  

 

Оборудование

 

площадки

 

можно

 

разделить

 

на

 3 

группы

1)  

устройства

 

по

 

теме

 «

Измерения

 

и

 

меры

»; 

2)  

устройства

 

и

 

приспособления

 

по

 

ориентированию

3)   

метеорологические

 

приборы

 

и

 

оборудование

К

 

теме

  «

Измерения

 

и

 

меры

» 

относятся

 

забор

-

измеритель

мерная

 

дорожка

квадратный

 

метр

ар

столб

-

высотомер

ростомер

Забор

-

измеритель

 

делается

 

из

 

планок

 

высотой

  1 

м

ши

-

рина

 

планок

 

и

 

просветы

 

между

 

ними

 

составляют

 10 

см

Пять

 

планок

 

с

 

просветами

 

равны

 1 

м

Штакетник

 

закрашивается

 

поочередно

 

в

 

два

 

различных

 

цвета

 

по

 1 

м

Длина

 

мерной

 

дорожки

  —  20 

м

ширина

  —1

м

Она

 

располагается

 

возле

 

одной

 

из

 

длинных

 

сторон

 

площадки

Двадцатый

 

метр

 

дорожки

 

выкладывается

 

кирпичом

 

либо

 

цементируется

  (

асфальтируется

и

 

дает

 

представление

 

о

 

площадной

 

единице

 

в

  1 

кв

м

На

 

двадцать

 

первом

 

метре

 

дорожки

 

располагается

 

кубический

 

метр

который

 

дает

 

представление

 

об

 

единице

 

измерения

 

объема

. 1 

куб

м

 

может

 

делаться

 

цельным

 

или

 

из

 

планок

Вся

 

площадка

 

поперечной

 

метровой

 

дорожкой

 

разделена

 

на

 

правую

 

и

 

левую

 

половины

размер

 

которых

  10 

x10 

м

Это

 — 1 

сотка

или

 1 

ар

На

 

этих

 

квадратах

 

располагается

 

оборудование

 

площадки

Для

 

выработки

 

вертикального

 

глазомера

 

устанавливается

 

столб

-

высотомер

 

высотой

  10 

м

Поочередно

 

каждый

 

метр

 

столба

 

выкрашивается

 

в

 2 

различных

 

цвета

На

 

столбе

 

устанавли

-

вается

 

флюгер

Имеется

 

на

 

площадке

 

и

 

ростомер

 — 

вертикальная

 

штанга

 

с

 

передвижной

 

перекладиной

Указанное

 

оборудование

 

служит

 

для

 

выработки

 

представлений

 

о

 

различных

 

единицах

 

измерения

определения

 

средней

 

величины

 

своего

 

шага

проведения

 

измерительных

 

работ

На

 

правом

 

квадрате

 

делается

 

искусственный

 

холм

  (

высотой

  2 

м

шириной

  3 

м

 

и

 

длиной

  4 

м

). 

Он

 

необходим

 

для

 

того

чтобы

 

дать

 

представление

 

о

 

различной

 

крутизне

 

склонов

познакомить

 

учащихся

 

с

 

изображением

 

холма

 

горизонталями

Рядом

 

с

 

холмом

 

целесообразно

 

расположить

 

искусственный

 

водоем

 

с

 

изрезанной

 

береговой

 

линией

На

 

правой

 

половине

 

делается

 

почвенный

 

разрез

Здесь

 

же

 

оборудуются

 

столы

 

и

 

скамейки

 

для

 

занятий