Файл: Социология образования. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 910

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15. Модели образования.

Модель образования – это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.

Есть несколько подходов к выделению моделей образования. Так, М. В. Кларин считает, что все образовательные модели можно разделить на традиционные («знаниевые», целью которых является формирование у учащихся знаний, умений и навыков) и инновационные (развивающие, направленные на развитие личности ученика). Традиционные основываются на субъект-объектном взаимодействии педагога с обучающимися и воспроизведении образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Основа инновационных моделей - субъект-субъектные, сотрудничающие взаимоотношения между учителем и учеником. В инновационных моделях образовательный процесс строится как решение проблем и подразумевает высокую самостоятельность учащихся.

I. Теоретическая классиф-ия:

1. Модель образования как государственной ведомственной организации;

2. Модель развивающегося обр-ния (Давыдов, Рубцов и т.д.);

3. Традиционная модель обр-ния – систематическое академическое образование, роль кот. сводится к воспроизведению культуры? прошлого;

4. Рационалистическая модель О. – практическое приспособление молодого поколения к существующему общ-ву;

5. Феноменологическая модель (Маслоу, Роджерс) – персональных хар-р обр-ния с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, их потребностей и интересов;

6. Неинституциональная модель обр-ния – ориентирована на организацию обр-ния вне институтов.





16. Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект.

Возникновение школы приходится на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцированному общ-ву. Возникн-ие и развитие письменности считается главным фактором генезиса школы. Второй фактор – разделение деятельности чел-ка на умственный и физический труд и усложнение хар-ра последнего.

Институты сосредоточения образования:

1. Семья

2. Церковь

3. Гос-во

Первые учебные заведения назывались:

· В Месопотамии – дома табличек;

· В Др. Египте – семейные школы;

· В Римской империи – тривиальные школы.

Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцирован ному обществу. Несмотря на то, что древние цивилизации, как правило, существо вали обособленно друг от друга, они руководствовались принципиально общими основами в сфере образования человека. По данным этнографии, дописьменный (рисунчатый)

период завершился примерно к 3-му тысячелетию до н. э. и намети лось появление клинописной и иероглифической письменности как способов пе редачи информации.

Семья, церковь и государство были средоточием образования в эпоху древнейших цивилизаций. Поэтому появляются школы разных видов: домашние, церковные, частные и государственные.

В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.

В Древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II-VI века) при храмах организуются два типа школ — начальная (толь) и yчебное заведение более высокого уровня (аграхар).

В Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй».

В Римской империи оформились тривиальные школы, содержание образования которых представлял тривиум — грамматика, риторика, диалектика, и граматические школы — учебные заведения более высокой ступени, где обучали четырем предметам — арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных искусств. В IV веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.



17. Исторические типы образования и воспитательные системы.

Выделяют 3 типа обр-ния:

1. Мифологическое;

2. Схоластическое (культура текста, словесная природа знаний);

3. Просветительское (возникает в период зарождения регулярного светского обр-ния).

Тип обр-ния опред-ся типом воспитательной сис-мы (совок-ть взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной соц-ой стр-ры).

Выделяют 2 типа воспитания:

1. Восп-е первобытного человека;

2. Восп-е социально-ориентированного чел-ка.

Сис-мы воспитания:

1. Спартанская сис-ма. Этапы: 7-15 лет, 15-20 лет, 20-30 лет.

2. Афинская (др. Греция). Цель: всесторонне и нармоничное развитие личности.

3. Религиозная сис-ма. Цель: достижение гармонии в жизни чел-ка м/у небом и землей.

Три стадии образования (6-16 века) – Византия:

1. Начальное

2. Среднее

3. Высшее.

а) Система рыцарского восп-ния

б) Сис-ма восп-ния джентльмена.

Россия. 
Макаренко – коллективистская сис-ма вопитания.




18. Истоки возникновения и развития высших учебных заведений в мире.

Др. Греция – создание первого прообраза Вуза: Платон – академия, Аристотель – Ликей.

Эллинская эпоха: Птолемей – основан Мусеум.

425 г. – Константинополь – учреждена высшая школа «Аудиториум».

В Византии создаются «Домашние академии» - школы-академии.

Ислам – «Дома мудрости».

Христианство – церкви.

Китай (3-10 века) – появл-ние учебных заведений университетского типа.

Европа (11-нач 20 века) – исток – церковные школы, кот. преобразовались в унив-ты.

Отличительной особенностью 1-х универов являлась мобильность.

13 век – появление факультетов.

Ректор выбирался на год, совместно.

Основная цель универа – приобщение чел-ка ко всем видам знаний.

Главные принципы унив-го обр-ния (Гессен):

1. Полнота предоставляемого в универе научного знания;

2. Дух свободы и творчества в процессе обучения;

3. Способность университета с самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых.




19. Парадигмы университетского образования.

В процессе эволюции университетского образования сформировались ее исторически переменные парадигмы каждая из которых образовалась в зависимости от доминирования в определенную историческую эпоху идеального представления человека о универсальное знание.

В современной науке термин"парадигма"определяют как систему теоретических, методологических и аксиологических установок, принимаемых за образец решения проблемы всеми членами научного сообщества В 90 0-х гг XX века этот термин стал постоянно использоваться в педагогике, получил педагогическое значення.

Н.В. Бордовских, О.А. Реан предлагают следующую классификацию парадигм университетского образования: культурно - ценностная; академическая; профессиональная; технократическая; гуманистическая.

Культурно-ценностная парадигма - опирается на усвоение студентами универсальных элементов культуры и фундаментальных ценностей прошлых поколений средствами систематического и углубленного изучения достижений великих мыслителей. Обучение проходило на латинском или греческом языках, что характерно для первых университетов. Культурно-ценностная парадигма ориентировала молодежь на разностороннее познания окружающего мира. Выпускники университета получали образование - философа или богослова. Такая стратегия образования с древних времен до нашего времени традиционно относится к феномену классической образований.

Академическая парадигма университетского образования характеризуется приоритетом теоретических знаний и развитием фундаментальных наук, ориентацией на подготовку выпускников университета к поиску новых знаний, понимания и объяснения я окружающего мира с теоретических позиций. В рамках этой парадигмы главной ценностью считаются научные знания о природе, человеке в обществе, космос, жизнь.

Профессиональная парадигма нашла проявление в обогащении и расширении содержания университетского образования. В рамках этой парадигмы наука перестает быть самостоятельной в качестве средства познания и объяснения мира Она начала выполнять функцию производительной силы, которая способствует развитию техники и производства.

Технократическая парадигма выступает на первый план в XIX-ХХ веках как своеобразный мировоззрение, существенными чертами которого являются: примат техники и технологии над научными и культурными ценностями, узкопрагматично направлены ость высшего образования и развития научного знания. При определении целей и содержания университетского образования согласно этой парадигмы доминируют интересы производства, экономики и бизнеса, развития техники и средств коммуникации.

Сейчас альтернативой технократической и профессионально-прагматической парадигме университетского образования выступает гуманистическая (от лат Humanus - человеческий, человечный) ориентация университетского образования. Согласно гуманистической парадигмы главной ценностью университетского образования выступает личность человека с его способностями и интересами.