ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 910
Скачиваний: 8
15. Модели образования.
Модель образования – это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.
Есть несколько подходов к выделению моделей образования. Так, М. В. Кларин считает, что все образовательные модели можно разделить на традиционные («знаниевые», целью которых является формирование у учащихся знаний, умений и навыков) и инновационные (развивающие, направленные на развитие личности ученика). Традиционные основываются на субъект-объектном взаимодействии педагога с обучающимися и воспроизведении образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Основа инновационных моделей - субъект-субъектные, сотрудничающие взаимоотношения между учителем и учеником. В инновационных моделях образовательный процесс строится как решение проблем и подразумевает высокую самостоятельность учащихся.
I. Теоретическая классиф-ия:
1. Модель образования как государственной ведомственной организации;
2. Модель развивающегося обр-ния (Давыдов, Рубцов и т.д.);
3. Традиционная модель обр-ния – систематическое академическое образование, роль кот. сводится к воспроизведению культуры? прошлого;
4. Рационалистическая модель О. – практическое приспособление молодого поколения к существующему общ-ву;
5. Феноменологическая модель (Маслоу, Роджерс) – персональных хар-р обр-ния с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, их потребностей и интересов;
6. Неинституциональная модель обр-ния – ориентирована на организацию обр-ния вне институтов.
16. Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект.
Возникновение школы приходится на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцированному общ-ву. Возникн-ие и развитие письменности считается главным фактором генезиса школы. Второй фактор – разделение деятельности чел-ка на умственный и физический труд и усложнение хар-ра последнего.
Институты сосредоточения образования:
1. Семья
2. Церковь
3. Гос-во
Первые учебные заведения назывались:
· В Месопотамии – дома табличек;
· В Др. Египте – семейные школы;
· В Римской империи – тривиальные школы.
Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцирован ному обществу. Несмотря на то, что древние цивилизации, как правило, существо вали обособленно друг от друга, они руководствовались принципиально общими основами в сфере образования человека. По данным этнографии, дописьменный (рисунчатый)
период завершился примерно к 3-му тысячелетию до н. э. и намети лось появление клинописной и иероглифической письменности как способов пе редачи информации.
Семья, церковь и государство были средоточием образования в эпоху древнейших цивилизаций. Поэтому появляются школы разных видов: домашние, церковные, частные и государственные.
В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.
В Древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II-VI века) при храмах организуются два типа школ — начальная (толь) и yчебное заведение более высокого уровня (аграхар).
В Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй».
В Римской империи оформились тривиальные школы, содержание образования которых представлял тривиум — грамматика, риторика, диалектика, и граматические школы — учебные заведения более высокой ступени, где обучали четырем предметам — арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных искусств. В IV веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.
17. Исторические типы образования и воспитательные системы.
Выделяют 3 типа обр-ния:
1. Мифологическое;
2. Схоластическое (культура текста, словесная природа знаний);
3. Просветительское (возникает в период зарождения регулярного светского обр-ния).
Тип обр-ния опред-ся типом воспитательной сис-мы (совок-ть взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной соц-ой стр-ры).
Выделяют 2 типа воспитания:
1. Восп-е первобытного человека;
2. Восп-е социально-ориентированного чел-ка.
Сис-мы воспитания:
1. Спартанская сис-ма. Этапы: 7-15 лет, 15-20 лет, 20-30 лет.
2. Афинская (др. Греция). Цель: всесторонне и нармоничное развитие личности.
3. Религиозная сис-ма. Цель: достижение гармонии в жизни чел-ка м/у небом и землей.
Три стадии образования (6-16 века) – Византия:
1. Начальное
2. Среднее
3. Высшее.
а) Система рыцарского восп-ния
б) Сис-ма восп-ния джентльмена.
Россия.
Макаренко
– коллективистская сис-ма вопитания.
18. Истоки возникновения и развития высших учебных заведений в мире.
Др. Греция – создание первого прообраза Вуза: Платон – академия, Аристотель – Ликей.
Эллинская эпоха: Птолемей – основан Мусеум.
425 г. – Константинополь – учреждена высшая школа «Аудиториум».
В Византии создаются «Домашние академии» - школы-академии.
Ислам – «Дома мудрости».
Христианство – церкви.
Китай (3-10 века) – появл-ние учебных заведений университетского типа.
Европа (11-нач 20 века) – исток – церковные школы, кот. преобразовались в унив-ты.
Отличительной особенностью 1-х универов являлась мобильность.
13 век – появление факультетов.
Ректор выбирался на год, совместно.
Основная цель универа – приобщение чел-ка ко всем видам знаний.
Главные принципы унив-го обр-ния (Гессен):
1. Полнота предоставляемого в универе научного знания;
2. Дух свободы и творчества в процессе обучения;
3. Способность университета с самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых.
19. Парадигмы университетского образования.
В процессе эволюции университетского образования сформировались ее исторически переменные парадигмы каждая из которых образовалась в зависимости от доминирования в определенную историческую эпоху идеального представления человека о универсальное знание.
В современной науке термин"парадигма"определяют как систему теоретических, методологических и аксиологических установок, принимаемых за образец решения проблемы всеми членами научного сообщества В 90 0-х гг XX века этот термин стал постоянно использоваться в педагогике, получил педагогическое значення.
Н.В. Бордовских, О.А. Реан предлагают следующую классификацию парадигм университетского образования: культурно - ценностная; академическая; профессиональная; технократическая; гуманистическая.
Культурно-ценностная парадигма - опирается на усвоение студентами универсальных элементов культуры и фундаментальных ценностей прошлых поколений средствами систематического и углубленного изучения достижений великих мыслителей. Обучение проходило на латинском или греческом языках, что характерно для первых университетов. Культурно-ценностная парадигма ориентировала молодежь на разностороннее познания окружающего мира. Выпускники университета получали образование - философа или богослова. Такая стратегия образования с древних времен до нашего времени традиционно относится к феномену классической образований.
Академическая парадигма университетского образования характеризуется приоритетом теоретических знаний и развитием фундаментальных наук, ориентацией на подготовку выпускников университета к поиску новых знаний, понимания и объяснения я окружающего мира с теоретических позиций. В рамках этой парадигмы главной ценностью считаются научные знания о природе, человеке в обществе, космос, жизнь.
Профессиональная парадигма нашла проявление в обогащении и расширении содержания университетского образования. В рамках этой парадигмы наука перестает быть самостоятельной в качестве средства познания и объяснения мира Она начала выполнять функцию производительной силы, которая способствует развитию техники и производства.
Технократическая парадигма выступает на первый план в XIX-ХХ веках как своеобразный мировоззрение, существенными чертами которого являются: примат техники и технологии над научными и культурными ценностями, узкопрагматично направлены ость высшего образования и развития научного знания. При определении целей и содержания университетского образования согласно этой парадигмы доминируют интересы производства, экономики и бизнеса, развития техники и средств коммуникации.
Сейчас альтернативой технократической и профессионально-прагматической парадигме университетского образования выступает гуманистическая (от лат Humanus - человеческий, человечный) ориентация университетского образования. Согласно гуманистической парадигмы главной ценностью университетского образования выступает личность человека с его способностями и интересами.