Файл: Социология образования. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 908

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Сущность и основные признаки социального института образования.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей в обществе.

Выделяют 5 основных социальных институтов: политический (государство) институт, экономика (производство), семья и брак, культура и религия, институт образования.

Признаки социального института образования:

1) выполняет одновременно социальные функций обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям;

2) наличие общественно-выработанных форм: образовательных учреждений, их организацию и положение в обществе, а также определённых лиц, осуществляющих функционирование данного института, их статус в обществе;

3) наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образовательной деятельности лиц,

а) целей, сознательно поставленных группой;

б) законов, определяющих функционирование учреждений, прав и обязанностей лиц, их реализующих;

в) методов образовательной деятельности (методов обучения и воспитания);

г) материально-технических средств (экономической базы)




11. Структурный анализ системы образования.

Национальная система образования РБ включает:

дошкольное образование;

общее среднее образование;

внешкольные формы образования;

— профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

— повышение квалификации и переподготовку кадров;

— самостоятельное образование граждан.




12. Функции образования.

Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).

* Накопление и хранение культуры общества.

* Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

* Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.

* Экономическая – формирование социально‑профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.

* Введение социокультурных инноваций.

* Социальный контроль.




13. Развитие национальной системы образования.

1) Демократизация системы образования (образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются).

2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения).

3) Непрерывность образования (в условиях научно‑технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии).

4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям).

5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе: экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний).

6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем).

7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).




14. Образование и культура: аспекты и уровни взаимодействия

Аспекты соотношения обр-ния и куль-ры:

1. В рамках культурологической парадигмы социологии образования – Нечаев.

2. Ч/з формирование поликультурологического обр-ния.

3. В условиях культурно-исторического типа образовательной сис-мы.

4. Ч/з анализ учебных дисциплин культурологической направленности.

5. В аспекте изучения путей и способов развития куль-ры S-ов обр-ния.

6. В аспекте обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа и нации.

Обр-ние выполняет социально-культурные функции в общ-ве.

Содержательные понятия образования на основе анализа человеческой куль-ры можно (нужно) понимать как совок-ть:

1. Сис-мы знаний, раскрывающих картину мира.

2. Опыта осуществления известных чел-ку способов деят-ти.

3. Опыта творчества, обеспечивающего развитие куль-ры, науки и общ-ва.

4. Опыта ценностного отношения к миру. Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и разви-тия цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться на разных уровнях:

на уровне социума, в историческом контексте;

на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отно-шений.