Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4136

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

156

  Складывалась  видимость того,  что  основная 

причина

  за-

тянувшегося  экономического  кризиса  кроется  в  дефиците 

денежной  массы  в  национальной  платежной  системе.  Была 

выдвинута  идея  необходимости  форсированно  наращивать 

денежную эмиссию в пользу бюджета, а не коммерческих бан- 

ков, и таким способом повышать степень монетизации нацио- 

нальной экономики. Кредитная эмиссия через бюджет и специ- 

альные программы Национального банка направлялась на под- 

держку в первую очередь крупных государственных предпри-

ятий,  на  финансирование  жилищного  строительства  и  агро-

промышленного комплекса.

Наращивание массы необеспеченных денежных средств при- 

вело к ускоренной девальвации белорусского рубля темпами, 

фактически совпадающими с темпами инфляции. Ухудшился 

торговый баланс страны. До минимума были сведены валют-

ные резервы банковской системы. резко ускорилось обесцене-

ние денежных вкладов населения, а также оборотного капитала 

прибыльных предприятий. Снизилась средняя заработная плата  

в долларовом эквиваленте. Возросла «долларизация экономики». 

В условиях гиперинфляции имел место постоянный отрыв 

динамики нормы ссудного процента (ставки рефинансирова- 

ния) от уровня рентабельности реального сектора. В итоге при- 

быльность банковского капитала значительно превысила рен- 

табельность  первичного  сектора  национальной  экономики. 

загрузка малоэффективных производственных мощностей, соз- 

данных еще в советский период, и реализация продукции на 

внешних рынках по заниженным ценам финансировались за 

счет инфляционного налога, распределяемого среди населения, 

и устойчиво работающих предприятий.

корректировка курса.

 Следует отметить, что возвращение 

к прежнему курсу финансовой стабилизации незамедлительно 

выявило необоснованность замораживания ранее проводимых 

институциональных преобразований. Так, в государственном 

секторе экономики кроме убытков обнаружилась открытая его 

ригидность к рыночным экономическим сигналам, тотальная 

неэластичность издержек производства по цене приобретае-

мых ресурсов, что приводило к новым инфляционным волнам. 

Обнаружилось  и  то,  что  инфляция  издержек  производства 

выступает как постоянный спутник нереформированной эко-

номики, как результат экономической незаинтересованности 


background image

157

хозяйствующих  субъектов  бороться  за  их  снижение.  В  итоге 

значительно расширился перечень белорусских товаров, цены 

на которые (при низком качестве) стали превышать мировой 

уровень. что есть достаточно негативный сигнал.

Возникла ситуация, когда одновременно с ростом реальных  

доходов домашних хозяйств, средней заработной платы и уве- 

личения банковских депозитов населения произошло сниже- 

ние эффективности национального производства. Стали обна- 

руживать, что не машины вытесняют рабочих, а напротив за-

частую дешевая рабочая сила вытесняет технику. 

Проблемы дальнейшего экономического роста.

 По меж- 

дународному стандарту расчета макроэкономических показа- 

телей национальная экономика Беларуси устойчиво демонстри- 

рует ежегодный прирост ВВП на уровне 2–3%. Вместе с тем все 

более  ощущается  исчерпание  резервов  экстенсивного  роста 

за счет имеющихся свободных мощностей. актуальной стано-

вится реализация новых подходов, которые обеспечивали бы 

повышение 

качества

 экономической динамики.

В данном аспекте имеющийся дефицит инвестиций свиде-

тельствует о том, что белорусская экономика испытывает про-

блемы, связанные с обеспечением самофинансирования за счет 

собственных  ресурсов.  Искусственно  заниженная  стоимость 

основных  фондов  (ради  повышения  конкурентоспособности 

продукции) и другие причины уменьшают объемы амортизаци-

онных отчислений. Не обеспечивается целевое использование 

амортизационного фонда. 

При этом следует помнить, что сами по себе объемы инвес- 

тирования далеко не всегда способны решить проблемы эконо- 

мического роста. Не менее важным является обеспечение вы- 

сокой 

эффективности

 капитальных 

вложений

.

анализ  роста  ВВП  показывает,  что  на  динамику  данного 

показателя наиболее активно влияет потребление домашних 

хозяйств. Стабильно высокий прирост ВВП инициируется также 

внешним спросом, что обусловливает значительный ежегодный 

прирост экспорта, который часто превышает общий прирост 

объема ВВП. 

Менее заметно влияние на динамику ВВП инвестиционного 

спроса,  что  во  многом  обусловлено  низкой  инвестиционной 

активностью  и  наличием  незагруженных  производственных 

мощностей.  Одновременно  значительная  часть  прироста  со-


background image

158

вокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. 

При этом ситуация, когда на единицу прироста совокупного 

спроса приходится 0,65 единицы прироста импорта, вряд ли 

может  считаться  идеальной,  так  как  подобная  «утечка»  тор-

мозит экономический рост. Поэтому и в дальнейшем остается 

актуальным проведение политики импортозамещения.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается 

малой  открытой  экономикой

.  Не  секрет,  что  первоначально 

глубину кризисного спада удалось уменьшить и за счет того, 

что белорусская продукция на традиционных для нее внешних 

рынках выглядела более качественной. 

В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимос- 

ти, а также длинного «транспортного плеча» единственно вер- 

ным решением может явиться лишь обеспечение 

высокого ка- 

чества

 конечного продукта.

чтобы  сохранить  конкурентную  способность  белорусской 

продукции, предстоит активизировать внедрение новых техно- 

логий, инновационную деятельность и таким способом улучшить  

свои позиции в системе международного разделения труда.

вопросы для самопроверки:

1.  Охарактеризуйте физический и экономический рост эко- 

номики, определите отличие этих явлений.

2.  Выделите критерий разграничения интенсивного и экс-

тенсивного экономического роста.

3.  Выделите основные факторы интенсивного варианта раз- 

вития национальной экономики.

4.  Определите параметры, которые определяют разработ-

ку национальной модели экономического роста.

5.  Выделите основные признаки так называемой инфляци-

онной модели восстановительного роста.


background image

159

Тема 11. соЦиаЛЬнаЯ ПоЛиТика ГосУДарсТва

11.1. Социальная устойчивость экономического разви- 

тия и условия обеспечения социальной справедливости.

11.2. Качество и уровень жизни населения. Основные по- 

казатели социального развития.

11.3. Национальная система социальной защиты насе- 

ления. Социальное обеспечение и социальные гарантии.

11. 4. Цели и задачи социальной политики современного 

государства.

Ключевые слова: 

социальная устойчивость, содержание соци- 

альной справедливости, качество жизни, уровень жизни, потреби- 

тельская корзина, прожиточный минимум, бюджет прожиточ-

ного минимума, минимальный потребительский бюджет, соци-

альная помощь, минимальные гарантии, компоненты социальной 

политики.

11.1. социальная устойчивость экономического развития 

и условия обеспечения социальной справедливости

социальная устойчивость.

 Важнейшим свойством нацио- 

нальной экономической системы современного типа выступает 

обеспечение единства экономического и социального развития. 

Само социальное развитие обнаруживается через сохранение 

стабильного  материального  положения  членов  общества,  их 

высокой уверенности в завтрашнем дне, а также через непре-

рывное повышение благосостояния и отсутствие социальных 

антагонизмов.

Способность общества постоянно сохранять и поддерживать 

свое стабильное социальное положение на приемлемом уровне 

есть социальная 

устойчивость

Социальная стабильность, состояние многих психологичес- 

ких  ожиданий  отражаются  на  динамике  совокупного  спроса 

(AD)  и  совокупного  предложения  (AS),  на  уровне  цен  и  про-

центных ставок, на склонности населения к сбережениям. Важ- 

но то, что социальная устойчивость позволяет в полном объеме 

мобилизовать так называемые 

социальные факторы

 экономи-

ческого роста.


background image

160

Социальная устойчивость национальной экономики отра- 

жает достижение макроэкономического равновесия. Социаль- 

ная  устойчивость  обеспечивается  через  стабильный  доступ 

каждого члена общества к материальным благам, а также бла-

годаря низкому уровню безработицы и инфляции. это в свою 

очередь предполагает достижение стабильных темпов развития 

национальной экономики.

Достижение социальной устойчивости предполагает наличие  

соответствующих 

институциональных предпосылок. 

социальная ответственность.

 Социальная устойчивость 

предполагает повышение ответственности людей за свое мате-

риальное положение, нейтрализацию популизма, расширение 

возможностей самостоятельно принимать экономические ре- 

шения. Известно, что в условиях рыночной экономики такая 

ответственность обеспечивается через дифференциацию това- 

ропроизводителей и механизм банкротства. 

Применительно к смешанной экономике такая либеральная  

модель уже подвергается критике, а поэтому предлагается более 

сложный механизм обеспечения социальной ответственности. 

активная позиция государства позволяет обеспечивать единый 

подход к системе социальной защиты населения, поддерживать 

приемлемые параметры социальной справедливости. 

содержание социальной справедливости. 

Во-первых

, ма- 

териальное  благополучие  каждого  члена  общества  и  его  со-

циальный  статус  должны  соответствовать 

личному  вкладу

  в 

благополучие страны (т.е. определяться с учетом объема труда, 

капитала и других факторов производства, предоставленных в 

распоряжение общества).

Во-вторых

, каждому члену общества должен гарантироваться 

некий  минимум  средств  существования  при  возникновении 

кризисной ситуации, т.е. общество должно на деле демонстри-

ровать уважение человеческого достоинства.

В-третьих

, ни для кого не должно существовать 

тупиковой 

ситуации

. Каждый человек при желании всегда должен иметь 

возможность улучшить свой сложившийся социальный статус. 

Всегда  должна  быть  перспектива  совершенствовать  личные 

качества, наращивать человеческий капитал. 

В-четвертых

, состоятельный и обеспеченный гражданин дол- 

жен  вносить 

больший  вклад 

в  финансирование  общегосудар-

ственных программ.