Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4132

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

166

Состояние бедности касается как всей страны, так и отдель-

ных социальных групп, домашних хозяйств и т.д. При оценке 

ситуации на уровне всей страны используется показатель ВВП 

на душу населения, объем среднедушевых расходов на потре-

бление в день и др. 

По заключению ООН страна относится к проблемной, если 

ВВП на душу населения составляет менее 1200 долларов в год. 

если  личные  расходы  на  потребление  меньше  2  долларов  в 

день — это признак бедной, менее 1 доллара в день – нищей 

страны. На текущий момент треть населения планеты стабиль-

но имеет расходы менее 2 долларов в день. 

При определении удельного веса «бедного населения» ис-

пользуются следующие расчеты: 

1)  по норме потребления

, когда внимание концентрируется 

на степени достижения физиологического минимума су- 

ществования (пороговое значение бедности). Все те слои 

общества,  которые  по  уровню  потребления  находятся 

ниже черты физиологического прожиточного миниму-

ма, объявляются состоящими в бедности. Превышение 

отметки в 10% считается недопустимым для любой ци- 

вилизованной страны;

2)  по относительному доходу

, когда определяется порого- 

вое значение располагаемого личного дохода в процен- 

тах от среднего уровня по стране (относительная кон-

цепция  бедности).  Все  слои  общества,  доход  которых 

ниже  порогового  значения,  автоматически  относятся 

к беднякам. Понятно, что в данном случае на показа-

тель  бедности  непосредственно  влияет  выбор  шкалы 

эквивалентности;

3)  статистический прием

, когда сравнивается уровень по- 

требления, например, 10% богатого и 10% бедного на- 

селения, а затем с учетом принятого критерия соотно-

шения данных уровней делается вывод о наличии благо-

получной или неблагополучной социальной ситуации; 

4)  стратификационный прием

, когда к бедным относят те 

слои населения, для которых характерна низкая эластич- 

ность  функции  занятости  и  слабые  организационные 

возможности самообеспечения (старики, инвалиды, бе- 

женцы и т.д.);

5)  субъективная концепция 

бедности исходит из того, что 

люди, участвующие в социологическом опросе, сами в 


background image

167

состоянии  квалифицированно  определить,  относятся 

они к бедным или нет.

При обследовании домашних хозяйств определяется 

коэф- 

фициент глубины бедности

, который выражает среднее откло- 

нение доходов от величины прожиточного минимума. 

Коэффи- 

циент остроты бедности

 отражает средневзвешенное откло-

нение доходов обследуемых домашних хозяйств от величины 

прожиточного минимума.

Крайняя бедность

 (нищета) определяется как неспособность 

семьи удовлетворить даже минимальные потребности в пище. 

Можно заметить, что основной подход к определению уровня 

бедности связан в конечном счете с определением того объема 

потребностей,  удовлетворение  которых  признается  обще-

ственно необходимым. Так что число бедных непосредственно 

зависит от того, где будет проведена «черта бедности». 

11.3. национальная система социальной защиты 

населения. социальное обеспечение  

и социальные гарантии

неблагоприятные события и самозащита. 

реальная жизнь  

достаточно сурова. есть и такие неблагоприятные обстоятель-

ства,  которые  могут  сопровождать  человека  всю  его  жизнь 

(инвалидность, болезнь). 

В целом среди неблагополучных событий, которые оказыва-

ют прямое воздействие на уровень благосостояния, выделим: 

1) несчастные случаи, инвалидность с детства и т.п.; 2) потерю 

работы; 3) необратимые физиологические изменения в орга-

низме человека, болезнь человека и потерю трудоспособности; 

4) старость, беспомощность и смерть; 5) потерю кормильца.

самозащита.

 Выделим следующие 

классические приемы 

са- 

мозащиты: а) 

высокопроизводительный труд

 и получение ста- 

бильного высокого текущего дохода; б) 

накопление имущества 

и сбережений

, что со временем позволяет экономить на соот-

ветствующих статьях расходов, а также получать доход с капи-

тала; в) 

поддержка

 со стороны других членов семьи, имеющих 

стабильные доходы.

Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще осо-

бая система социальной защиты со стороны всего общества.


background image

168

коллективная социальная защита

 – это система мер, осу- 

ществляемых  обществом  и  государством  по  обеспечению 

устойчивого нормального (принятого в обществе) материаль-

ного и социального положения граждан.

По формам

 выделим материальную, социальную и правовую 

защиту. При этом материальная защита может осуществляться 

в виде денежных выплат, индексации доходов, натуральной по-

мощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот 

и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами

 коллективной социальной защиты выступают 

семья и дети, больные и инвалиды, старики и ветераны.

Объектами

 социальной защиты выступают: а) уровень пот- 

ребления материальных благ (доходы); б) минимальный уро- 

вень охраны здоровья и медицинской помощи, получения об-

разования; в) жилищные условия.

Система  коллективной  социальной  защиты  предполагает 

наличие  определенной 

инфраструктуры

,  включая  развитие 

таких 

социальных отраслей

, как здравоохранение, образование, 

жКх. На рис. 11.3 выделены основные компоненты современ-

ной системы социальной защиты.

Система социальной защиты

Социальное

страхование

Социальная 

помощь

Пенсия.

Пособия

Льготы.

Выплаты

Социальное обеспечение

Социальные гарантии

Минимум базовых

социальных услуг

рисунок 11.3

 — Основные направления системы  

социальной защиты

социальное страхование

 – это основное направление со- 

циальной защиты, предназначенное для материального обес- 

печения населения в случае наступления социальных рисков. 


background image

169

Социальное страхование должно носить 

обязательный

 ха- 

рактер, что обусловлено неизбежностью наступления основных 

видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятель- 

ности граждан. Для этого необходимо создавать специальные  

фонды.  Источниками  средств  фондов  социального  страхова- 

ния служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые  

взносы предпринимателей; в) субсидии государства. экономи- 

ческим  источником  страховых  взносов  выступают  средства, 

необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает за- 

дача  определить  общественно  нормальную  долю  страховых 

взносов, степень участия работополучателя, работодателя и госу- 

дарства в формировании соответствующих страховых фондов. 

Основные статьи расходов

 социального страхования: а) 

вы-

плата

 

трудовых пенсий

 (по старости и инвалидности, по случаю 

потери кормильца, за выслугу лет), а также 

социальных пенсий

б) 

выплаты по временной нетрудоспособности

 (основная часть 

расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, 

где используются средства фонда социального страхования; в) 

пособия по безработице.

социальная помощь

 – оказание адресной поддержки граж- 

данам,  нуждающимся  в  материальном  содействии  в  связи  с 

ухудшением  их  материального  положения,  семейным  поло-

жением, возрастом, состоянием здоровья. Социальная помощь 

предоставляется в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде 

денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, 

которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь 

имеет  адресный  и  категориальный  характер.  Используются 

средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджет- 

ных фондов, а также кредитные ресурсы национальной бан-

ковской системы.

Минимальные социальные гарантии.

 В цивилизованном 

обществе система социальной защиты предполагает обеспече- 

ние 

равного доступа

 всех граждан к 

базовым

 социальным благам  

на основе соответствующих гарантий государства. здесь реали- 

зуются 

конституционные права

 граждан на получение минималь- 

ного объема социальных благ и услуг. Так же выделим гарантии 

суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их 

наличие отражает современные права члена общества.

Выполняя 

социальную функцию

, государство: а) законодатель- 

но устанавливает минимальные нормативы обеспечения граж- 

дан страны социальными благами; б) осуществляет финансиро-


background image

170

вание развития и затрат социальных отраслей (здравоохране-

ние, образование, жКх и т.д.); в) устанавливает минимальные 

размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, сти- 

пендий.

На практике мероприятия социальной защиты приводятся в 

определенную систему, разрабатываются программы социаль-

ной политики государства. Основные ориентиры – социальный 

мир, социальная устойчивость экономического развития, ци- 

вилизованность  страны,  оптимизация  условий  для  развития 

человека, решение демографических проблем.

11. 4. Цели и задачи социальной политики  

современного  государства

содержание и функции социальной политики.

 Социаль- 

ная политика – совокупность принципов, норм и методов, ис-

пользуемых государством для регулирования условий жизни 

общества, уровня доходов и потребления, а также отношений 

между социальными группами. Современная социальная по-

литика  предполагает  совместную  деятельность  государства 

и  профсоюзов,  а  также  предпринимательских  объединений, 

общественных фондов, партий. 

Основные функции

 социальной политики: 

1)  стабилизация достигнутого социального мира, сложив-

шихся экономических отношений; 

2)  стимулирование экономической активности населения; 

3)  гарантия обеспечения минимально допустимого уровня 

жизни; 

4)  обеспечение при возникновении неблагополучной си- 

туации адресной поддержки гражданам, в том числе и 

за счет выравнивания уровня личных доходов.

Основными принципами

 социальной политики государства 

выступают: 

1)  равенство перед законом всех членов общества, включая 

национальные отношения, вероисповедование и т.п.;

2)  социальная солидарность – общность основных интере-

сов и целей населения данной страны (идея всеобщей 

зависимости);