ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4132
Скачиваний: 13
166
Состояние бедности касается как всей страны, так и отдель-
ных социальных групп, домашних хозяйств и т.д. При оценке
ситуации на уровне всей страны используется показатель ВВП
на душу населения, объем среднедушевых расходов на потре-
бление в день и др.
По заключению ООН страна относится к проблемной, если
ВВП на душу населения составляет менее 1200 долларов в год.
если личные расходы на потребление меньше 2 долларов в
день — это признак бедной, менее 1 доллара в день – нищей
страны. На текущий момент треть населения планеты стабиль-
но имеет расходы менее 2 долларов в день.
При определении удельного веса «бедного населения» ис-
пользуются следующие расчеты:
1) по норме потребления
, когда внимание концентрируется
на степени достижения физиологического минимума су-
ществования (пороговое значение бедности). Все те слои
общества, которые по уровню потребления находятся
ниже черты физиологического прожиточного миниму-
ма, объявляются состоящими в бедности. Превышение
отметки в 10% считается недопустимым для любой ци-
вилизованной страны;
2) по относительному доходу
, когда определяется порого-
вое значение располагаемого личного дохода в процен-
тах от среднего уровня по стране (относительная кон-
цепция бедности). Все слои общества, доход которых
ниже порогового значения, автоматически относятся
к беднякам. Понятно, что в данном случае на показа-
тель бедности непосредственно влияет выбор шкалы
эквивалентности;
3) статистический прием
, когда сравнивается уровень по-
требления, например, 10% богатого и 10% бедного на-
селения, а затем с учетом принятого критерия соотно-
шения данных уровней делается вывод о наличии благо-
получной или неблагополучной социальной ситуации;
4) стратификационный прием
, когда к бедным относят те
слои населения, для которых характерна низкая эластич-
ность функции занятости и слабые организационные
возможности самообеспечения (старики, инвалиды, бе-
женцы и т.д.);
5) субъективная концепция
бедности исходит из того, что
люди, участвующие в социологическом опросе, сами в
167
состоянии квалифицированно определить, относятся
они к бедным или нет.
При обследовании домашних хозяйств определяется
коэф-
фициент глубины бедности
, который выражает среднее откло-
нение доходов от величины прожиточного минимума.
Коэффи-
циент остроты бедности
отражает средневзвешенное откло-
нение доходов обследуемых домашних хозяйств от величины
прожиточного минимума.
Крайняя бедность
(нищета) определяется как неспособность
семьи удовлетворить даже минимальные потребности в пище.
Можно заметить, что основной подход к определению уровня
бедности связан в конечном счете с определением того объема
потребностей, удовлетворение которых признается обще-
ственно необходимым. Так что число бедных непосредственно
зависит от того, где будет проведена «черта бедности».
11.3. национальная система социальной защиты
населения. социальное обеспечение
и социальные гарантии
неблагоприятные события и самозащита.
реальная жизнь
достаточно сурова. есть и такие неблагоприятные обстоятель-
ства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь
(инвалидность, болезнь).
В целом среди неблагополучных событий, которые оказыва-
ют прямое воздействие на уровень благосостояния, выделим:
1) несчастные случаи, инвалидность с детства и т.п.; 2) потерю
работы; 3) необратимые физиологические изменения в орга-
низме человека, болезнь человека и потерю трудоспособности;
4) старость, беспомощность и смерть; 5) потерю кормильца.
самозащита.
Выделим следующие
классические приемы
са-
мозащиты: а)
высокопроизводительный труд
и получение ста-
бильного высокого текущего дохода; б)
накопление имущества
и сбережений
, что со временем позволяет экономить на соот-
ветствующих статьях расходов, а также получать доход с капи-
тала; в)
поддержка
со стороны других членов семьи, имеющих
стабильные доходы.
Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще осо-
бая система социальной защиты со стороны всего общества.
168
коллективная социальная защита
– это система мер, осу-
ществляемых обществом и государством по обеспечению
устойчивого нормального (принятого в обществе) материаль-
ного и социального положения граждан.
По формам
выделим материальную, социальную и правовую
защиту. При этом материальная защита может осуществляться
в виде денежных выплат, индексации доходов, натуральной по-
мощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот
и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.
Субъектами
коллективной социальной защиты выступают
семья и дети, больные и инвалиды, старики и ветераны.
Объектами
социальной защиты выступают: а) уровень пот-
ребления материальных благ (доходы); б) минимальный уро-
вень охраны здоровья и медицинской помощи, получения об-
разования; в) жилищные условия.
Система коллективной социальной защиты предполагает
наличие определенной
инфраструктуры
, включая развитие
таких
социальных отраслей
, как здравоохранение, образование,
жКх. На рис. 11.3 выделены основные компоненты современ-
ной системы социальной защиты.
Система социальной защиты
Социальное
страхование
Социальная
помощь
Пенсия.
Пособия
Льготы.
Выплаты
Социальное обеспечение
Социальные гарантии
Минимум базовых
социальных услуг
рисунок 11.3
— Основные направления системы
социальной защиты
социальное страхование
– это основное направление со-
циальной защиты, предназначенное для материального обес-
печения населения в случае наступления социальных рисков.
169
Социальное страхование должно носить
обязательный
ха-
рактер, что обусловлено неизбежностью наступления основных
видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятель-
ности граждан. Для этого необходимо создавать специальные
фонды. Источниками средств фондов социального страхова-
ния служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые
взносы предпринимателей; в) субсидии государства. экономи-
ческим источником страховых взносов выступают средства,
необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает за-
дача определить общественно нормальную долю страховых
взносов, степень участия работополучателя, работодателя и госу-
дарства в формировании соответствующих страховых фондов.
Основные статьи расходов
социального страхования: а)
вы-
плата
трудовых пенсий
(по старости и инвалидности, по случаю
потери кормильца, за выслугу лет), а также
социальных пенсий
;
б)
выплаты по временной нетрудоспособности
(основная часть
расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление,
где используются средства фонда социального страхования; в)
пособия по безработице.
социальная помощь
– оказание адресной поддержки граж-
данам, нуждающимся в материальном содействии в связи с
ухудшением их материального положения, семейным поло-
жением, возрастом, состоянием здоровья. Социальная помощь
предоставляется в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде
денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования,
которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь
имеет адресный и категориальный характер. Используются
средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджет-
ных фондов, а также кредитные ресурсы национальной бан-
ковской системы.
Минимальные социальные гарантии.
В цивилизованном
обществе система социальной защиты предполагает обеспече-
ние
равного доступа
всех граждан к
базовым
социальным благам
на основе соответствующих гарантий государства. здесь реали-
зуются
конституционные права
граждан на получение минималь-
ного объема социальных благ и услуг. Так же выделим гарантии
суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их
наличие отражает современные права члена общества.
Выполняя
социальную функцию
, государство: а) законодатель-
но устанавливает минимальные нормативы обеспечения граж-
дан страны социальными благами; б) осуществляет финансиро-
170
вание развития и затрат социальных отраслей (здравоохране-
ние, образование, жКх и т.д.); в) устанавливает минимальные
размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, сти-
пендий.
На практике мероприятия социальной защиты приводятся в
определенную систему, разрабатываются программы социаль-
ной политики государства. Основные ориентиры – социальный
мир, социальная устойчивость экономического развития, ци-
вилизованность страны, оптимизация условий для развития
человека, решение демографических проблем.
11. 4. Цели и задачи социальной политики
современного государства
содержание и функции социальной политики.
Социаль-
ная политика – совокупность принципов, норм и методов, ис-
пользуемых государством для регулирования условий жизни
общества, уровня доходов и потребления, а также отношений
между социальными группами. Современная социальная по-
литика предполагает совместную деятельность государства
и профсоюзов, а также предпринимательских объединений,
общественных фондов, партий.
Основные функции
социальной политики:
1) стабилизация достигнутого социального мира, сложив-
шихся экономических отношений;
2) стимулирование экономической активности населения;
3) гарантия обеспечения минимально допустимого уровня
жизни;
4) обеспечение при возникновении неблагополучной си-
туации адресной поддержки гражданам, в том числе и
за счет выравнивания уровня личных доходов.
Основными принципами
социальной политики государства
выступают:
1) равенство перед законом всех членов общества, включая
национальные отношения, вероисповедование и т.п.;
2) социальная солидарность – общность основных интере-
сов и целей населения данной страны (идея всеобщей
зависимости);