Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4123

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

186

экономической жизни страны с использованием новейших и 

высокоэффективных инструментов. По тем направлениям, где:

а) недостаточно интенсивно проявляются рыночные сигна- 

лы, постоянно возникают проблемы с обеспечением экономи-

ческой ответственности хозяйствующих субъектов;

б) часть рыночных отношений, утратив внутренние импуль-

сы развития, не обеспечивает 

необходимый

 уровень экономи-

ческой и социальной эффективности (откровенные «провалы 

рынка»).

Пределы государственного регулирования.

 активизируя 

функцию  централизованного  регулирования,  все  же  необхо-

димо соблюдать те 

объективные пределы

, которые существуют 

для государственного вмешательства в экономическую жизнь 

страны. Нельзя упрощенно заявлять, что при переходе к рынку 

роль государства в управлении экономикой не снижается, а во 

многих отношениях даже возрастает. 

Точно так же, как объективно существуют «провалы рынка»,  

возникают и «провалы государства». Игнорирование последних 

открывает дорогу для постепенной бюрократической рестав-

рации командной экономики. четко определить пределы для 

вмешательства демократического государства в национальную 

экономику – актуальная задача отечественной науки. 

еще одна задача из данной сферы для белорусской эконо- 

мической науки – при разграничении 

двух

 функций государства  

(государство 

защищающее

 и государство 

производящее

) опреде-

лить набор институциональных правил, которые препятствова-

ли бы трансформации государственного строя в тоталитарный 

режим.

результативность  государственных  функций  обнаружива-

ется через объективные показатели эффективности экономи-

ческой политики.

экономическая  политика  государства. 

Выполняя соот-

ветствующие функции, государство разрабатывает и проводит 

сбалансированную экономическую политику.

Экономическая политика

 государства есть совокупность мер, 

направленных  на  упорядочение  процессов  в  национальной 

экономике и предусматривающих достижение поставленных 

целей.

государственная  экономическая  политика  выступает  как 

генеральная линия действий, проводимых правительством в 

области национального производства и социальной сфере.


background image

187

Основными целями экономической политики государства 

в трансформационный период непосредственно выступают те 

задачи, которые определяют содержание самой трансформа-

ции,  –  стабилизация,  либерализация  и  экономический  рост. 

Интегральная задача – формирование социально ориентиро-

ванной экономической системы рыночного типа.

Основными сферами экономической политики государства 

выступают  воспроизводственные  процессы,  финансово-кре-

дитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, социальная 

сфера, а также внешние экономические связи.

В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить 

промышленность и аграрный сектор, а также функциональные 

программы (типа «здоровье нации» и т.п.), региональные про-

граммы развития.

законотворчество.

 Нарождающаяся национальная эконо- 

мическая система рыночного типа должна иметь свою «эко-

номическую  конституцию».  Поэтому  в  переходный  период 

процесс  законотворчества,  приобретая  особое  значение,  на-

правляется на:

а) защиту прав собственности и формирование режима эко- 

номической свободы;

б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъ- 

ектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмос-

феры законопослушания;

в) сохранение единства внутреннего национального рынка, 

сдерживание тенденций «теневой экономики»;

г)  развитие  свободной  конкуренции  и  недопущение  про-

явлений монополизма.

Принимаемые  законодательные  акты  должны  проходить 

тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабиль- 

ными и внутренне непротиворечивыми, формировать совре-

менную 

институциональную экономику. 

концепции и программы.

 Проведение белорусским госу- 

дарством  экономической  политики  находит  свое  отражение 

в разработке соответствующих документов (концепции, про-

гнозы,  программы  и  т.д.),  в  принятии  соответствующих  за-

конодательных  актов.  Тем  самым  формируется  современная 

институциональная основа проводимых в Беларуси социально-

экономических преобразований. 


background image

188

Концепция

  социально-экономического  развития  обычно 

включает  оценку  итогов  предшествующего  этапа  развития 

общества и национальной экономики. Определяются важней-

шие проблемы развития, в соответствии с которыми форму-

лируются основополагающие цели и приоритеты социально-

экономической политики государства.

Прогноз

  социально-экономического  развития  разрабаты-

вается  на  основе  анализа  состояния  и  перспектив  развития 

научно-технического, производственного потенциала страны, 

инвестиционных возможностей, а также с учетом других со-

циально-экономических факторов.

Программа

  (основные  направления)  социально-экономи-

ческого  развития,  как  правило,  имеет  общегосударственное 

значение.  К  ее  разработке  приступают  на  основе  ранее  одо-

бренной концепции и имеющихся прогнозов развития по ос-

новным направлениям. Поэтому такая программа имеет весьма 

детализированную  внутреннюю  структуру.  здесь  содержатся 

количественные  и  качественные  показатели  дальнейшего 

социально-экономического развития, а также задания для со-

ответствующих органов государственного управления.

При реализации своих планов государство опирается на на- 

ходящийся  в  его  собственности  экономический  и  производ- 

ственный потенциал, использует другие финансовые и мате-

риальные резервы, в первую очередь – возможности бюджета, 

государственного сектора экономики, ведет активную законот-

ворческую деятельность.

вопросы для самопроверки:

1.  Какие обстоятельства определяют радикальный харак-

тер преобразований в переходный период?

2.  В  чем  состоит  специфика  синхронного  решения  задач 

переходного периода?

3.  В силу каких обстоятельств трансформационная эконо-

мика есть временное формирование?

4.  Определите основные черты либерализации в экономиче-

ской сфере в переходный период.

5.  Выделите пределы государственного регулирования пере-

ходной экономики.


background image

189

раздел III. Планы семинарских 

занятий и методические материалы 

для подготовки к ним

1. ЦеЛЬ и заДаЧи сеМинарских занЯТиЙ

Семинар (seminarium – лат. рассадник) – это особая форма  

обучения  и  воспитания,  призванная  решать  ряд  задач.  Важ- 

нейшие  из  них:  обучение,  воспитание,  контроль  за  работой 

студентов  в  процессе  изучения  учебного  курса,  индивидуа-

лизация  преподавания.  Назначение  семинарского  занятия 

по  макроэкономике  может  быть  представлено  следующим 

образом: углубление, систематизация и закрепление знаний, 

полученных студентами на лекциях или путем самостоятель-

ной работы над литературными источниками.

Семинарские  занятия  по  макроэкономике  призваны  не 

только углублять представления студентов о фундаментальных 

основах и важнейших механизмах функционирования нацио-

нальной экономики в целом, но и научить их самостоятельно 

мыслить, осмысливать экономические законы, категории, эко- 

номические процессы и явления. Осмысливание экономиче-

ских  явлений,  закономерных  связей  между  ними  дает  воз-

можность логически  познать  окружающую  жизнь.  И  именно 

на семинарских занятиях по макроэкономике студенты при-

обретают  навыки  самостоятельного  анализа  экономической 

жизни  общества.  Конечно,  и  на лекциях  преподаватель  про-

являет заботу о сознательном усвоении студентами учебного 

материала, однако на семинарских занятиях он получает пред-

ставление о действенности полученных студентами знаний и 

именно  здесь  преподаватель  учит  их творчески  подходить  к 

получению знаний. Семинарское занятие в значительно боль-

шей  степени,  чем лекция,  создает  необходимые  условия для 

того, чтобы осмысливание в процессе обучения преобладало 

над запоминанием и превращалось в учение.

Самостоятельная работа студентов при подготовке к семи-

нарскому занятию по макроэкономике – это активная форма 

усвоения материала, прививающая умение самостоятельно по-

полнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке 


background image

190

научной и политической информации. это особенно важно в 

современных условиях, когда объем необходимых для человека 

знаний  резко  и  быстро  возрастает.  Воспитание  у  студентов 

интереса  к  самостоятельной  работе  необходимо  также  для 

дальнейшего пополнения и совершенствования экономических 

знаний после окончания вуза, что помогает будущим специ-

алистам  принимать  эффективные  управленческие  решения 

с  учетом  осуществляемой  в  стране  макроэкономической 

политики.

На  семинарском  занятии  по  макроэкономике  студенты 

получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вести 

полемику, дискутировать по тем или иным проблемам и от-

стаивать свои позиции.

Семинарское  занятие  обеспечивает  контроль  со  стороны 

преподавателя за работой студентов по изучению макроэко-

номики. формы осуществления контроля могут и должны быть 

различными. Прежде всего это оценка выступлений студентов с 

конкретным определением их достоинств и недостатков, про-

верка конспектов лекций, сдача темы курса в индивидуальном 

порядке в случае пропуска занятий или неподготовленности к 

семинару и др.

В  планах  семинарских  занятий  на  свободное  обсуждение 

вынесены вопросы, имеющие основополагающее значение для 

изучения курса макроэкономики в целом, — вопросы теории 

и методологии, а также проблемные вопросы, ответы на ко-

торые требуют творческого, самостоятельного оперирования 

экономическими  категориями  и  законами,  раскрытия  их 

взаимосвязей. 

развернутая беседа на семинаре по макроэкономике может  

сопровождаться решением задач, которые предложены к каж- 

дому занятию. задачи позволят при помощи расчетов иллю-

стрировать существующие макроэкономические взаимосвязи, 

помогут студентам лучше разобраться в обсуждаемых пробле-

мах, получить представление о количественном выражении ма-

кроэкономических явлений и процессов. решение задач заста- 

вит студентов не просто запоминать, а осмысливать реальное 

положение дел в современной национальной экономике, за-

ставит их рассуждать, анализировать, делать выводы и тем са- 

мым глубже познавать ту или иную проблему. В этом случае 

в известной степени достигается цель по формированию на-