ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4123
Скачиваний: 13
186
экономической жизни страны с использованием новейших и
высокоэффективных инструментов. По тем направлениям, где:
а) недостаточно интенсивно проявляются рыночные сигна-
лы, постоянно возникают проблемы с обеспечением экономи-
ческой ответственности хозяйствующих субъектов;
б) часть рыночных отношений, утратив внутренние импуль-
сы развития, не обеспечивает
необходимый
уровень экономи-
ческой и социальной эффективности (откровенные «провалы
рынка»).
Пределы государственного регулирования.
активизируя
функцию централизованного регулирования, все же необхо-
димо соблюдать те
объективные пределы
, которые существуют
для государственного вмешательства в экономическую жизнь
страны. Нельзя упрощенно заявлять, что при переходе к рынку
роль государства в управлении экономикой не снижается, а во
многих отношениях даже возрастает.
Точно так же, как объективно существуют «провалы рынка»,
возникают и «провалы государства». Игнорирование последних
открывает дорогу для постепенной бюрократической рестав-
рации командной экономики. четко определить пределы для
вмешательства демократического государства в национальную
экономику – актуальная задача отечественной науки.
еще одна задача из данной сферы для белорусской эконо-
мической науки – при разграничении
двух
функций государства
(государство
защищающее
и государство
производящее
) опреде-
лить набор институциональных правил, которые препятствова-
ли бы трансформации государственного строя в тоталитарный
режим.
результативность государственных функций обнаружива-
ется через объективные показатели эффективности экономи-
ческой политики.
экономическая политика государства.
Выполняя соот-
ветствующие функции, государство разрабатывает и проводит
сбалансированную экономическую политику.
Экономическая политика
государства есть совокупность мер,
направленных на упорядочение процессов в национальной
экономике и предусматривающих достижение поставленных
целей.
государственная экономическая политика выступает как
генеральная линия действий, проводимых правительством в
области национального производства и социальной сфере.
187
Основными целями экономической политики государства
в трансформационный период непосредственно выступают те
задачи, которые определяют содержание самой трансформа-
ции, – стабилизация, либерализация и экономический рост.
Интегральная задача – формирование социально ориентиро-
ванной экономической системы рыночного типа.
Основными сферами экономической политики государства
выступают воспроизводственные процессы, финансово-кре-
дитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, социальная
сфера, а также внешние экономические связи.
В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить
промышленность и аграрный сектор, а также функциональные
программы (типа «здоровье нации» и т.п.), региональные про-
граммы развития.
законотворчество.
Нарождающаяся национальная эконо-
мическая система рыночного типа должна иметь свою «эко-
номическую конституцию». Поэтому в переходный период
процесс законотворчества, приобретая особое значение, на-
правляется на:
а) защиту прав собственности и формирование режима эко-
номической свободы;
б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъ-
ектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмос-
феры законопослушания;
в) сохранение единства внутреннего национального рынка,
сдерживание тенденций «теневой экономики»;
г) развитие свободной конкуренции и недопущение про-
явлений монополизма.
Принимаемые законодательные акты должны проходить
тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабиль-
ными и внутренне непротиворечивыми, формировать совре-
менную
институциональную экономику.
концепции и программы.
Проведение белорусским госу-
дарством экономической политики находит свое отражение
в разработке соответствующих документов (концепции, про-
гнозы, программы и т.д.), в принятии соответствующих за-
конодательных актов. Тем самым формируется современная
институциональная основа проводимых в Беларуси социально-
экономических преобразований.
188
Концепция
социально-экономического развития обычно
включает оценку итогов предшествующего этапа развития
общества и национальной экономики. Определяются важней-
шие проблемы развития, в соответствии с которыми форму-
лируются основополагающие цели и приоритеты социально-
экономической политики государства.
Прогноз
социально-экономического развития разрабаты-
вается на основе анализа состояния и перспектив развития
научно-технического, производственного потенциала страны,
инвестиционных возможностей, а также с учетом других со-
циально-экономических факторов.
Программа
(основные направления) социально-экономи-
ческого развития, как правило, имеет общегосударственное
значение. К ее разработке приступают на основе ранее одо-
бренной концепции и имеющихся прогнозов развития по ос-
новным направлениям. Поэтому такая программа имеет весьма
детализированную внутреннюю структуру. здесь содержатся
количественные и качественные показатели дальнейшего
социально-экономического развития, а также задания для со-
ответствующих органов государственного управления.
При реализации своих планов государство опирается на на-
ходящийся в его собственности экономический и производ-
ственный потенциал, использует другие финансовые и мате-
риальные резервы, в первую очередь – возможности бюджета,
государственного сектора экономики, ведет активную законот-
ворческую деятельность.
вопросы для самопроверки:
1. Какие обстоятельства определяют радикальный харак-
тер преобразований в переходный период?
2. В чем состоит специфика синхронного решения задач
переходного периода?
3. В силу каких обстоятельств трансформационная эконо-
мика есть временное формирование?
4. Определите основные черты либерализации в экономиче-
ской сфере в переходный период.
5. Выделите пределы государственного регулирования пере-
ходной экономики.
189
раздел III. Планы семинарских
занятий и методические материалы
для подготовки к ним
1. ЦеЛЬ и заДаЧи сеМинарских занЯТиЙ
Семинар (seminarium – лат. рассадник) – это особая форма
обучения и воспитания, призванная решать ряд задач. Важ-
нейшие из них: обучение, воспитание, контроль за работой
студентов в процессе изучения учебного курса, индивидуа-
лизация преподавания. Назначение семинарского занятия
по макроэкономике может быть представлено следующим
образом: углубление, систематизация и закрепление знаний,
полученных студентами на лекциях или путем самостоятель-
ной работы над литературными источниками.
Семинарские занятия по макроэкономике призваны не
только углублять представления студентов о фундаментальных
основах и важнейших механизмах функционирования нацио-
нальной экономики в целом, но и научить их самостоятельно
мыслить, осмысливать экономические законы, категории, эко-
номические процессы и явления. Осмысливание экономиче-
ских явлений, закономерных связей между ними дает воз-
можность логически познать окружающую жизнь. И именно
на семинарских занятиях по макроэкономике студенты при-
обретают навыки самостоятельного анализа экономической
жизни общества. Конечно, и на лекциях преподаватель про-
являет заботу о сознательном усвоении студентами учебного
материала, однако на семинарских занятиях он получает пред-
ставление о действенности полученных студентами знаний и
именно здесь преподаватель учит их творчески подходить к
получению знаний. Семинарское занятие в значительно боль-
шей степени, чем лекция, создает необходимые условия для
того, чтобы осмысливание в процессе обучения преобладало
над запоминанием и превращалось в учение.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к семи-
нарскому занятию по макроэкономике – это активная форма
усвоения материала, прививающая умение самостоятельно по-
полнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке
190
научной и политической информации. это особенно важно в
современных условиях, когда объем необходимых для человека
знаний резко и быстро возрастает. Воспитание у студентов
интереса к самостоятельной работе необходимо также для
дальнейшего пополнения и совершенствования экономических
знаний после окончания вуза, что помогает будущим специ-
алистам принимать эффективные управленческие решения
с учетом осуществляемой в стране макроэкономической
политики.
На семинарском занятии по макроэкономике студенты
получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вести
полемику, дискутировать по тем или иным проблемам и от-
стаивать свои позиции.
Семинарское занятие обеспечивает контроль со стороны
преподавателя за работой студентов по изучению макроэко-
номики. формы осуществления контроля могут и должны быть
различными. Прежде всего это оценка выступлений студентов с
конкретным определением их достоинств и недостатков, про-
верка конспектов лекций, сдача темы курса в индивидуальном
порядке в случае пропуска занятий или неподготовленности к
семинару и др.
В планах семинарских занятий на свободное обсуждение
вынесены вопросы, имеющие основополагающее значение для
изучения курса макроэкономики в целом, — вопросы теории
и методологии, а также проблемные вопросы, ответы на ко-
торые требуют творческого, самостоятельного оперирования
экономическими категориями и законами, раскрытия их
взаимосвязей.
развернутая беседа на семинаре по макроэкономике может
сопровождаться решением задач, которые предложены к каж-
дому занятию. задачи позволят при помощи расчетов иллю-
стрировать существующие макроэкономические взаимосвязи,
помогут студентам лучше разобраться в обсуждаемых пробле-
мах, получить представление о количественном выражении ма-
кроэкономических явлений и процессов. решение задач заста-
вит студентов не просто запоминать, а осмысливать реальное
положение дел в современной национальной экономике, за-
ставит их рассуждать, анализировать, делать выводы и тем са-
мым глубже познавать ту или иную проблему. В этом случае
в известной степени достигается цель по формированию на-