ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4124
Скачиваний: 13
181
3) ошибки
, допущенные при выборе и реализации страте-
гии преобразований, игнорирование мирового опыта и
национальной специфики развития;
4) отсутствие научной концепции развития
, что является
следствием слабости отечественной экономической на-
уки и неподготовленности политической элиты страны
к системным преобразованиям.
Преодоление кризисных явлений.
Основы белорусской мо-
дели трансформационной экономики были заложены в 1994–
1996 гг. Тогда же белорусское государство
приняло на себя от-
ветственность
за сохранение экономического потенциала
страны. С данных позиций обеспечивались:
а) загрузка заказами производственных мощностей и выход
белорусских предприятий на докризисные объемы производ-
ства, что позволило удержать за собой рынки сбыта, сохранить
трудовые коллективы и снизить себестоимость продукции за
счет экономии на постоянных издержках производства;
б) восстановление управляемости государственными пред-
приятиями, укрепление в стране налоговой и финансовой
дисциплины;
в) сворачивание прежних схем рефинансирования коммер-
ческих банков и поворот кредитной эмиссии Национального
банка в пользу реального сектора экономики;
г) заметная стабилизация обменного курса и подавление
гиперинфляции, что способствовало укреплению финансовой
базы предприятий;
д) вытеснение из товарно-денежного оборота посредниче-
ских структур, созданных на основе монополизации каналов
сбыта продукции и обслуживающих теневой перелив капитала;
е) активное внешнеполитическое обеспечение белорусским
государством хозяйственной деятельности отечественных пред-
приятий.
12.3. Либерализация национальной экономики
в Беларуси. Формирование среды предпринимательства
Либерализация национальной экономики.
Свобода
иметь
собственность и свобода
распоряжаться
собственностью есть
182
либерализация. расширение коридора свободы знаменует ли-
берализацию национальной экономики. Не случайно одной из
задач трансформационного периода выступает
либерализация
национальной экономики.
Безусловно, либерализация это еще и
право выбора
видов
хозяйственной деятельности. это возможность принимать
сво-
бодные
решения
в условиях правовой защищенности. При этом
полюс экономической
свободы
дополняется полюсом экономи-
ческой и социальной
ответственности
.
Проявления либерализации.
Среди конкретных проявле-
ний либерализации трансформационной экономики стандар-
тно выделяют:
• упрощение режима регистрации новых частных пред-
приятий;
• отмену лицензирования на виды хозяйственной деятель-
ности;
• упрощение налогообложения, преодоление карательного
налогового администрирования;
• снятие ограничений в сфере ценообразования;
• развитие государственно-частного предпринимательства;
• совершенствование хозяйственного права на основе
доминирования законов прямого действия;
• компенсацию государством ущерба, нанесенного част-
ному предприятию.
экономическая природа предпринимательства.
Пред-
принимательство есть реальное проявление либеральной эко-
номики. При этом само предпринимательство есть особый тип
рационального экономического поведения человека в условиях
ограниченных ресурсов.
Предпринимательская деятельность
– это стремление к
извлечению экономической выгоды путем оптимального соче-
тания факторов производства и посредством рыночного обмена.
Основными признаками предпринимательства выступают
инициатива, коммерческий риск, хозяйственная ответствен-
ность, присвоение дохода, рациональное комбинирование фак-
торов производства. Основной экономический показатель
предпринимательства – рентабельность производства. Пред-
принимательство предполагает, что потребности общества
удовлетворяются наиболее эффективным способом.
183
развитие системы предпринимательства следует за эволю-
цией товарного производства и рыночного обмена. Существо-
вание прямой связи между результатами хозяйственной дея-
тельности и личным благосостоянием, неопределенность мате-
риального положения любого хозяйственника в будущем,
непрерывное изменение экономических условий – все это за-
ставляет
предпринимать
инициативу по совершенствованию
организации производства и рыночного обмена, отбирать луч-
шие варианты решений.
Функции предпринимательства.
Исторически предпри-
нимательство начинало с
арбитражирования
(«здесь купил, там
продал, но дороже»).
Но современным средством максимизации предпринима-
тельского дохода выступает
новаторство
, т.е. коммерциализа-
ция инноваций в производстве, креативность мышления.
В качестве
целевой функции
предпринимательства признает-
ся получение максимальной выгоды на основе использования
предприимчивости как особого экономического ресурса.
Сущностные функции предпринимательства:
• мобилизация ограниченных ресурсов и их рациональное
использование в условиях НТП;
• содействие установлению на рынках продукта рыночно-
го равновесия;
• развитие конкурентной среды, соперничества;
• накопление передового хозяйственного опыта, развитие
на этой основе прогрессивной институциональной среды;
• социальная интеграция общества за счет расширения
круга участников предпринимательской деятельности;
• мобилизация социальных факторов экономического рос-
та; закрепление возможности креативной формы реа-
лизации личности.
Предпосылки дальнейшего развития предприниматель-
ства.
В условиях Беларуси следует обратить внимание на долж-
ный уровень развития:
а)
институциональной
среды (правовая защита предпри-
нимательства, хозяйственная культура);
б) общей и частной
рыночной инфраструктур
ы, обеспечива-
ющей надежность правил обмена (наличие профессиональных
посредников, информационное обеспечение), высокую ско-
рость реализации экономических решений;
184
в)
рыночной конкуренции
(ограничение монополизма, рав-
ный доступ к материальным и денежным ресурсам, достаточ-
ная емкость внутреннего рынка);
г) доступное налогообложение, исключение его каратель-
ного характера;
д) системы подготовки
современных кадров
(консалтинг, аудит,
финансовый менеджмент, маркетинг, лизинг, трансферт техно-
логий, венчурные операции, контрактное право и т.п.).
12.4. роль белорусского государства в обеспечении
эффективных трансформационных преобразований
стратегия поведения государства.
Когда речь заходит о
роли современного государства в регулировании национальной
экономики, то надо признать, что среди школ экономической
науки нет единого подхода.
Сторонники
неолиберализма
, признавая лишь ограниченную
роль государства и подчеркивая его тотальную некомпетент-
ность, основную его миссию сводят к функции «ночного сторо-
жа». При этом
монетаристы
основной набор инструментов го-
сударственного регулирования ограничивают денежной сферой.
Сторонники так называемого
дирижизма
, наоборот, значи-
тельно расширяют и объекты, и инструменты, и функции госу-
дарственного регулирования.
На противопоставлении неоклассического и неокейнсиан-
ского подходов, по сути дела, и сформирована основная интри-
га современного
макроэкономического
анализа.
Но при всех различиях общий подход все же сводится к тому,
что современное государство не может оставаться пассивным
наблюдателем за проходящими социально-экономическими
процессами.
Конечно, переходная экономика имеет свою историческую
специфику. здесь главная интрига состоит в том, что государ-
ство и формируемое гражданское общество должны выступить
в роли
могильщика
неэффективных государственных форм
регулирования экономики. Т.е. государственная бюрократия
должна признать лишним и чрезмерным свое присутствие в
национальной экономике, не препятствовать экономической
реформе.
185
Опыт, накопленный Беларусью и другими странами транс-
формационной группы, показывает, что в переходной экономи-
ке формируются три
стратегические
линии поведения государ-
ства (рис. 12.2).
Роль государства
Деэтатизация
Дебюрокра-
тизация
Демонтаж
административной системы
Формирование новой
экономической системы
Стабилизация.
Регулирование
рисунок 12.2
— Основные стратегические линии поведения
государства в трансформационный период
Первая линия (деэтатизация) определяется тем, что государ-
ство добровольно уходит из тех сфер социально-экономической
жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность
его присутствия. Место государства занимают рыночное само-
регулирование и экономическое самоуправление, т. е. инсти-
туты гражданского общества.
Благодаря деэтатизации выигрывает налогоплательщик, так
как государство становится для него более «дешевым». Общий
выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор эко-
номической свободы, выступающей фактором социального
прогресса.
Вторая линия (дебюрократизация) определяется тем, что
государство остается в эпицентре экономической жизни. Но
происходит
дебюрократизация
его функций, реформируются
стиль и методы работы органов государственного управления.
Демократическое
государство само кропотливо обучается
пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о
полноценном субъекте рыночных отношений.
Третья стратегическая линия государства состоит в том, что
последнее берет на себя ответственную роль
регулировщика