Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4124

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

181

3)  ошибки

, допущенные при выборе и реализации страте-

гии преобразований, игнорирование мирового опыта и 

национальной специфики развития; 

4)  отсутствие научной концепции развития

, что является 

следствием слабости отечественной экономической на-

уки и неподготовленности политической элиты страны 

к системным преобразованиям.

Преодоление кризисных явлений.

 Основы белорусской мо- 

дели трансформационной экономики были заложены в 1994– 

1996 гг. Тогда же белорусское государство 

приняло на себя от-

ветственность

  за  сохранение  экономического  потенциала 

страны. С данных позиций обеспечивались: 

а) загрузка заказами производственных мощностей и выход 

белорусских предприятий на докризисные объемы производ-

ства, что позволило удержать за собой рынки сбыта, сохранить 

трудовые коллективы и снизить себестоимость продукции за 

счет экономии на постоянных издержках производства; 

б) восстановление управляемости государственными пред-

приятиями,  укрепление  в  стране  налоговой  и  финансовой 

дисциплины; 

в) сворачивание прежних схем рефинансирования коммер-

ческих банков и поворот кредитной эмиссии Национального 

банка в пользу реального сектора экономики; 

г)  заметная  стабилизация  обменного  курса  и  подавление 

гиперинфляции, что способствовало укреплению финансовой 

базы предприятий; 

д) вытеснение из товарно-денежного оборота посредниче-

ских структур, созданных на основе монополизации каналов 

сбыта продукции и обслуживающих теневой перелив капитала; 

е) активное внешнеполитическое обеспечение белорусским 

государством хозяйственной деятельности отечественных пред- 

приятий. 

12.3. Либерализация национальной экономики  

в Беларуси. Формирование среды предпринимательства 

 

Либерализация национальной экономики.

 Свобода 

иметь

  

собственность и свобода 

распоряжаться

 собственностью есть 


background image

182

либерализация. расширение коридора свободы знаменует ли-

берализацию национальной экономики. Не случайно одной из 

задач трансформационного периода выступает 

либерализация

 

национальной экономики. 

Безусловно, либерализация это еще и 

право выбора

 видов 

хозяйственной деятельности. это возможность принимать 

сво- 

бодные

 

решения

 в условиях правовой защищенности. При этом 

полюс экономической 

свободы

 дополняется полюсом экономи-

ческой и социальной 

ответственности

.

Проявления либерализации.

 Среди конкретных проявле- 

ний либерализации трансформационной экономики стандар-

тно выделяют:

•  упрощение  режима  регистрации  новых  частных  пред- 

приятий;

•  отмену лицензирования на виды хозяйственной деятель- 

ности;

•  упрощение налогообложения, преодоление карательного 

налогового администрирования;

•  снятие ограничений в сфере ценообразования;

•  развитие государственно-частного предпринимательства;

•  совершенствование  хозяйственного  права  на  основе 

доминирования законов прямого действия;

•  компенсацию государством ущерба, нанесенного част-

ному предприятию.

экономическая  природа  предпринимательства. 

Пред- 

принимательство есть реальное проявление либеральной эко-

номики. При этом само предпринимательство есть особый тип 

рационального экономического поведения человека в условиях 

ограниченных ресурсов. 

Предпринимательская  деятельность

  –  это  стремление  к 

извлечению экономической выгоды путем оптимального соче- 

тания факторов производства и посредством рыночного обмена.

Основными признаками предпринимательства выступают 

инициатива,  коммерческий  риск,  хозяйственная  ответствен-

ность, присвоение дохода, рациональное комбинирование фак- 

торов  производства.  Основной  экономический  показатель 

предпринимательства – рентабельность производства. Пред- 

принимательство  предполагает,  что  потребности  общества 

удовлетворяются наиболее эффективным способом.


background image

183

развитие системы предпринимательства следует за эволю- 

цией товарного производства и рыночного обмена. Существо- 

вание прямой связи между результатами хозяйственной дея- 

тельности и личным благосостоянием, неопределенность мате- 

риального  положения  любого  хозяйственника  в  будущем, 

непрерывное изменение экономических условий – все это за-

ставляет 

предпринимать

 инициативу по совершенствованию 

организации производства и рыночного обмена, отбирать луч- 

шие варианты решений. 

Функции предпринимательства. 

Исторически предпри-

нимательство начинало с 

арбитражирования

 («здесь купил, там 

продал, но дороже»). 

Но современным средством максимизации предпринима-

тельского дохода выступает 

новаторство

, т.е. коммерциализа-

ция инноваций в производстве, креативность мышления. 

В качестве 

целевой функции

 предпринимательства признает-

ся получение максимальной выгоды на основе использования 

предприимчивости как особого экономического ресурса.

Сущностные функции предпринимательства:

•  мобилизация ограниченных ресурсов и их рациональное 

использование в условиях НТП;

•  содействие установлению на рынках продукта рыночно-

го равновесия;

•  развитие конкурентной среды, соперничества;

•  накопление передового хозяйственного опыта, развитие  

на этой основе прогрессивной институциональной среды;

•  социальная  интеграция  общества  за  счет  расширения 

круга участников предпринимательской деятельности; 

•  мобилизация социальных факторов экономического рос- 

та; закрепление возможности креативной формы реа-

лизации личности.

Предпосылки дальнейшего развития предприниматель- 

ства. 

В условиях Беларуси следует обратить внимание на долж-

ный уровень развития: 

а) 

институциональной

  среды  (правовая  защита  предпри-

нимательства, хозяйственная культура);

б) общей и частной 

рыночной инфраструктур

ы, обеспечива- 

ющей надежность правил обмена (наличие профессиональных 

посредников,  информационное  обеспечение),  высокую  ско- 

рость реализации экономических решений; 


background image

184

в) 

рыночной конкуренции

 (ограничение монополизма, рав- 

ный доступ к материальным и денежным ресурсам, достаточ-

ная емкость внутреннего рынка);

г) доступное налогообложение, исключение его каратель-

ного характера;

д) системы подготовки 

современных кадров

 (консалтинг, аудит,  

финансовый менеджмент, маркетинг, лизинг, трансферт техно-

логий, венчурные операции, контрактное право и т.п.). 

12.4. роль белорусского государства в обеспечении 

эффективных трансформационных преобразований

стратегия поведения государства. 

Когда речь заходит о 

роли современного государства в регулировании национальной 

экономики, то надо признать, что среди школ экономической 

науки нет единого подхода. 

Сторонники 

неолиберализма

, признавая лишь ограниченную 

роль государства и подчеркивая его тотальную некомпетент-

ность, основную его миссию сводят к функции «ночного сторо- 

жа». При этом 

монетаристы

 основной набор инструментов го- 

сударственного регулирования ограничивают денежной сферой. 

Сторонники так называемого 

дирижизма

, наоборот, значи- 

тельно расширяют и объекты, и инструменты, и функции госу- 

дарственного регулирования.

На противопоставлении неоклассического и неокейнсиан- 

ского подходов, по сути дела, и сформирована основная интри-

га современного 

макроэкономического

 анализа.

 Но при всех различиях общий подход все же сводится к тому,  

что современное государство не может оставаться пассивным 

наблюдателем  за  проходящими  социально-экономическими 

процессами. 

Конечно, переходная экономика имеет свою историческую 

специфику. здесь главная интрига состоит в том, что государ-

ство и формируемое гражданское общество должны выступить 

в  роли 

могильщика

  неэффективных  государственных  форм 

регулирования  экономики.  Т.е.  государственная  бюрократия 

должна признать лишним и чрезмерным свое присутствие в 

национальной экономике, не препятствовать экономической 

реформе. 


background image

185

Опыт, накопленный Беларусью и другими странами транс- 

формационной группы, показывает, что в переходной экономи- 

ке формируются три 

стратегические

 линии поведения государ-

ства (рис. 12.2).

Роль государства

Деэтатизация

Дебюрокра-

тизация

Демонтаж 

административной системы

Формирование новой

экономической системы

Стабилизация.

Регулирование

рисунок 12.2

 — Основные стратегические линии поведения 

государства в трансформационный период

Первая линия (деэтатизация) определяется тем, что государ-

ство добровольно уходит из тех сфер социально-экономической 

жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность 

его присутствия. Место государства занимают рыночное само- 

регулирование и экономическое самоуправление, т. е. инсти-

туты гражданского общества. 

Благодаря деэтатизации выигрывает налогоплательщик, так  

как государство становится для него более «дешевым». Общий 

выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор эко-

номической  свободы,  выступающей  фактором  социального 

прогресса.

Вторая  линия  (дебюрократизация)  определяется  тем,  что 

государство  остается  в  эпицентре  экономической  жизни.  Но 

происходит 

дебюрократизация

  его  функций,  реформируются 

стиль и методы работы органов государственного управления. 

Демократическое

  государство  само  кропотливо  обучается 

пользоваться  рыночным  механизмом,  заявляет  о  себе  как  о 

полноценном субъекте рыночных отношений.

Третья стратегическая линия государства состоит в том, что 

последнее  берет  на  себя  ответственную  роль 

регулировщика