Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4120

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

191

выков самостоятельного, логического мышления и развитию 

способности к экономическому анализу. Кроме того, решение 

задач по макроэкономике оживляет семинар, повышает инте-

рес студентов, так как они осуществляют поиск правильного 

решения, попутно решается также проблема контроля работы 

студентов.

По каждой теме курса «Макроэкономика» вниманию сту-

дентов предложены темы рефератов и докладов. В качестве тем 

для докладов выбраны, прежде всего, проблемы фактологиче-

ского характера и вопросы связи макроэкономической теории 

с политикой государственного управления национальной эко- 

номикой республики Беларусь.

эффективной формой организации семинарского занятия, 

отвечающей требованиям современного вузовского обучения,  

является сочетание реферативно-докладной формы с развер- 

нутой беседой. При этом целесообразно использовать дискус- 

сионный материал по макроэкономическим проблемам. рас- 

смотрение дискуссионных вопросов, сопоставление различных 

мнений  вырабатывает  у  студентов  способность  критически 

мыслить, формирует у них собственное мнение по тому или 

иному вопросу.

2. ПЛанЫ сеМинарских занЯТиЙ

Тема 1. введение в макроэкономику (2 часа)

1.  Предмет макроэкономики. Основные макроэкономичес- 

кие проблемы и цели макроэкономического регулиро- 

вания.

2.  Основные  методы  исследования  современной  макро- 

экономики.

3.  агрегирование.

4.  Макроэкономическое моделирование.

5.  Модель кругооборота в закрытой экономике без участия 

государства.

6.  Модель кругооборота в закрытой экономике с участием 

государства.

7.  Модель кругооборота открытой экономики.

8.  Общее экономическое равновесие (закон Вальраса).


background image

192

Темы рефератов и сообщений

1.  Связь макроэкономики с другими науками.

2.  Возникновение макроэкономики и формирование мак- 

роэкономики  как  науки  в  условиях  современной  Бе- 

ларуси.

3.  Теоретические основы и функции современной макро- 

экономики.

4.  Основные макроэкономические школы.

 

вопросы для обсуждения

1.  Современная макроэкономика и трансформационный 

период в рБ.

2.  формирование макроэкономики как науки в условиях 

современной Беларуси.

3.  Приступая к изучению курса «Макроэкономика», опре-

делите,  каких  знаний  из  области  функционирования 

национальной  экономики  Вам  не  достает  на  данный 

момент.

4.  Использование агрегированного подхода и концепции 

ожиданий в макроэкономическом анализе.

рекомендуемая учебная литература:

1.  Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и бе- 

лорусская практика: учеб. пособие для студентов вузов, 

обуч. по экон. спец. / И.М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. 

и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701с. (раздел 1,  

глава 2; раздел 2).

2.  агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов 

вузов, обуч. по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина; 

под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб. 

и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 1, 2).

3.  Макроэкономика:  учеб.  пособие  для  студентов  экон. 

спец.  вузов  /  [а.В.  Бондарь  и др.]. –  2-е  изд. –  Минск: 

БгэУ, 2009. – 415с. (глава 1).

4.  Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-

ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г. гряз- 

новой,  Н.Н.  Думной.  —  6-е  изд.,  стер.  –  М.:  Кнорус,  

2011. – 680 с. (глава 1).


background image

193

5.  Дорнбуш,  р.  Макроэкономика:  учебник  /  р.  Дорнбуш, 

С. фишер; пер. с англ. — Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М, 

1997. — 783 с. (глава 1, 

§

1).

6.  Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для 

вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 

2006. – 573 с. (глава 1, 2).

7.  Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник для студентов  

вузов,  обуч.  по  экон.  спец.  /  Л.С.  Тарасевич,  П.И.  гре- 

бенников, а.И. Леусский; Санкт-Петербургский гос. ун-т 

экономики и финансов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: 

юрайт: Высшее образование, 2009. — 654 с. (глава 1, 2).

8.  Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву- 

зов  /  И.В.  Новикова  [и  др.];  под  ред.  И.В.  Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 1).

9.  Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плот- 

ницкий, э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под. ред. 

М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: амалфея: Мисан- 

та, 2013. — 312 с. (глава 1).

10.  Самуэльсон,  П.э.  Макроэкономика  /  П.э.  Самуэльсон, 

В.Д. Нордхаус; пер. с англ. О.Л. Пелявского. – 18-е изд. — 

М.: Вильямс, 2009. – 592 с. (глава 1, 2, 3).

Тема 2. Макроэкономическое равновесие  

в классической модели (2 часа)

1.  Содержание макроэкономического равновесия. Общее  

и частичное равновесие национальной экономики.

2.  Совокупный  спрос:  сущность,  элементы  и  основные 

факторы формирования.

3.  Совокупное предложение в классической модели.

4.  Достижение краткосрочного и долгосрочного макроэко-

номического равновесия. Шоки спроса и предложения.

Темы рефератов и сообщений

1.  рынок  труда  в  классической  модели.  агрегированная 

производственная функция.

2.  Денежный рынок в классической модели. Количествен- 

ная теория денег и общий уровень цен.


background image

194

3.  Макроэкономические пропорции и сбалансированность  

в устойчивом развитии национальной экономики Бела- 

руси.

4.  Национальная экономика республики Беларусь в транс-

формационном периоде, цели ее функционирования и 

развития.

вопросы для обсуждения

1.  В текущий момент в Беларуси процентные ставки по бан- 

ковским кредитам намного выше западноевропейского 

уровня. Какое воздействие это оказывает на макроэко-

номическое равновесие?

2.  Предположим, что правительство Беларуси приняло ре- 

шение повысить в 2 раза денежные доходы населения, 

включая  пенсии,  стипендии,  заработную  плату  и  т.п. 

Какое влияние может оказать данное решение на реа-

лизацию модели аД-AS? При каких условиях такое ре-

шение следует признать экономически обоснованным?

3.  резкое повышение мировых цен на сырье, материалы и 

энергоресурсы в состоянии вызвать сдвиг совокупного 

предложения AS вверх и влево. Какими методами можно 

нейтрализовать такой негативный сценарий развития 

событий?

4.  Как вы считаете, какая функция совокупного предложе- 

ния  (классическая  или  кейнсианская)  более  подходит 

для описания современной экономики Беларуси. Почему?

рекомендуемая учебная литература:

1.  Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и бе- 

лорусская практика: учеб. пособие для студентов вузов, 

обуч. по экон. спец. / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. 

и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701 с. (раздел 

3, глава 6; раздел 4).

2.  агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов 

вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина; 

под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб. 

и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 3, 4).

3.  Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-

ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г. гряз- 

новой,  Н.Н.  Думной.  —  6-е  изд.,  стер.  –  М.:  Кнорус,  

2011. – 680 с.  (глава 2, 3, 4, 5).


background image

195

4.  Дорнбуш,  р.  Макроэкономика:  учебник  /  р.  Дорнбуш, 

С. фишер; пер. с англ. — Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М, 

1997. — 783 с. (глава 15).

5.  Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для 

вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб: Питер, 

2006. – 573 с. (глава 5, 6, 8).

6.  Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву- 

зов  /  И.В.  Новикова  [и  др.];  под  ред.  И.В.  Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 2).

7.  Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву- 

зов  /  И.В.  Новикова  [и  др.];  под  ред.  И.В.  Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 4, 5).

8.  Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плот- 

ницкий, э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под. ред. 

М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: амалфея: Мисан- 

та, 2013. — 312 с. (глава 2, 3, 4).

Тема 3. равновесие товарного рынка  

в кейнсианской модели (6 часов)

занятие 1 (2 часа)

1.  Методологические основы кейнсианского подхода.

2.  Потребление и сбережения сектора домашних хозяйств. 

Кейнсианская функция потребления. 

3.  Средняя и предельная склонности населения к потреб- 

лению и сбережению. факторы, определяющие динами-

ку потребления и сбережений.

Темы рефератов и сообщений

1.  экономические возможности сбережений населения Бе- 

ларуси в современных условиях.

2.  Современное состояние пенсионной системы рБ и ее вли- 

яние на потребление и сбережения населения страны с 

точки зрения теории ф. Модильяни.

вопросы для обсуждения

1.  На основе статистических данных рассчитайте показа- 

тели средней склонности населения Беларуси к потреб-