ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4120
Скачиваний: 13
191
выков самостоятельного, логического мышления и развитию
способности к экономическому анализу. Кроме того, решение
задач по макроэкономике оживляет семинар, повышает инте-
рес студентов, так как они осуществляют поиск правильного
решения, попутно решается также проблема контроля работы
студентов.
По каждой теме курса «Макроэкономика» вниманию сту-
дентов предложены темы рефератов и докладов. В качестве тем
для докладов выбраны, прежде всего, проблемы фактологиче-
ского характера и вопросы связи макроэкономической теории
с политикой государственного управления национальной эко-
номикой республики Беларусь.
эффективной формой организации семинарского занятия,
отвечающей требованиям современного вузовского обучения,
является сочетание реферативно-докладной формы с развер-
нутой беседой. При этом целесообразно использовать дискус-
сионный материал по макроэкономическим проблемам. рас-
смотрение дискуссионных вопросов, сопоставление различных
мнений вырабатывает у студентов способность критически
мыслить, формирует у них собственное мнение по тому или
иному вопросу.
2. ПЛанЫ сеМинарских занЯТиЙ
Тема 1. введение в макроэкономику (2 часа)
1. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономичес-
кие проблемы и цели макроэкономического регулиро-
вания.
2. Основные методы исследования современной макро-
экономики.
3. агрегирование.
4. Макроэкономическое моделирование.
5. Модель кругооборота в закрытой экономике без участия
государства.
6. Модель кругооборота в закрытой экономике с участием
государства.
7. Модель кругооборота открытой экономики.
8. Общее экономическое равновесие (закон Вальраса).
192
Темы рефератов и сообщений
1. Связь макроэкономики с другими науками.
2. Возникновение макроэкономики и формирование мак-
роэкономики как науки в условиях современной Бе-
ларуси.
3. Теоретические основы и функции современной макро-
экономики.
4. Основные макроэкономические школы.
вопросы для обсуждения
1. Современная макроэкономика и трансформационный
период в рБ.
2. формирование макроэкономики как науки в условиях
современной Беларуси.
3. Приступая к изучению курса «Макроэкономика», опре-
делите, каких знаний из области функционирования
национальной экономики Вам не достает на данный
момент.
4. Использование агрегированного подхода и концепции
ожиданий в макроэкономическом анализе.
рекомендуемая учебная литература:
1. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и бе-
лорусская практика: учеб. пособие для студентов вузов,
обуч. по экон. спец. / И.М. Лемешевский. – 3-е изд., доп.
и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701с. (раздел 1,
глава 2; раздел 2).
2. агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов
вузов, обуч. по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина;
под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб.
и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 1, 2).
3. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов экон.
спец. вузов / [а.В. Бондарь и др.]. – 2-е изд. – Минск:
БгэУ, 2009. – 415с. (глава 1).
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-
ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г. гряз-
новой, Н.Н. Думной. — 6-е изд., стер. – М.: Кнорус,
2011. – 680 с. (глава 1).
193
5. Дорнбуш, р. Макроэкономика: учебник / р. Дорнбуш,
С. фишер; пер. с англ. — Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М,
1997. — 783 с. (глава 1,
§
1).
6. Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для
вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер,
2006. – 573 с. (глава 1, 2).
7. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник для студентов
вузов, обуч. по экон. спец. / Л.С. Тарасевич, П.И. гре-
бенников, а.И. Леусский; Санкт-Петербургский гос. ун-т
экономики и финансов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.:
юрайт: Высшее образование, 2009. — 654 с. (глава 1, 2).
8. Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву-
зов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,
ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с.
(глава 1).
9. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плот-
ницкий, э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под. ред.
М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: амалфея: Мисан-
та, 2013. — 312 с. (глава 1).
10. Самуэльсон, П.э. Макроэкономика / П.э. Самуэльсон,
В.Д. Нордхаус; пер. с англ. О.Л. Пелявского. – 18-е изд. —
М.: Вильямс, 2009. – 592 с. (глава 1, 2, 3).
Тема 2. Макроэкономическое равновесие
в классической модели (2 часа)
1. Содержание макроэкономического равновесия. Общее
и частичное равновесие национальной экономики.
2. Совокупный спрос: сущность, элементы и основные
факторы формирования.
3. Совокупное предложение в классической модели.
4. Достижение краткосрочного и долгосрочного макроэко-
номического равновесия. Шоки спроса и предложения.
Темы рефератов и сообщений
1. рынок труда в классической модели. агрегированная
производственная функция.
2. Денежный рынок в классической модели. Количествен-
ная теория денег и общий уровень цен.
194
3. Макроэкономические пропорции и сбалансированность
в устойчивом развитии национальной экономики Бела-
руси.
4. Национальная экономика республики Беларусь в транс-
формационном периоде, цели ее функционирования и
развития.
вопросы для обсуждения
1. В текущий момент в Беларуси процентные ставки по бан-
ковским кредитам намного выше западноевропейского
уровня. Какое воздействие это оказывает на макроэко-
номическое равновесие?
2. Предположим, что правительство Беларуси приняло ре-
шение повысить в 2 раза денежные доходы населения,
включая пенсии, стипендии, заработную плату и т.п.
Какое влияние может оказать данное решение на реа-
лизацию модели аД-AS? При каких условиях такое ре-
шение следует признать экономически обоснованным?
3. резкое повышение мировых цен на сырье, материалы и
энергоресурсы в состоянии вызвать сдвиг совокупного
предложения AS вверх и влево. Какими методами можно
нейтрализовать такой негативный сценарий развития
событий?
4. Как вы считаете, какая функция совокупного предложе-
ния (классическая или кейнсианская) более подходит
для описания современной экономики Беларуси. Почему?
рекомендуемая учебная литература:
1. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и бе-
лорусская практика: учеб. пособие для студентов вузов,
обуч. по экон. спец. / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп.
и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701 с. (раздел
3, глава 6; раздел 4).
2. агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов
вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина;
под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб.
и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 3, 4).
3. Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-
ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г. гряз-
новой, Н.Н. Думной. — 6-е изд., стер. – М.: Кнорус,
2011. – 680 с. (глава 2, 3, 4, 5).
195
4. Дорнбуш, р. Макроэкономика: учебник / р. Дорнбуш,
С. фишер; пер. с англ. — Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М,
1997. — 783 с. (глава 15).
5. Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для
вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб: Питер,
2006. – 573 с. (глава 5, 6, 8).
6. Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву-
зов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,
ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с.
(глава 2).
7. Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву-
зов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,
ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с.
(глава 4, 5).
8. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плот-
ницкий, э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под. ред.
М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: амалфея: Мисан-
та, 2013. — 312 с. (глава 2, 3, 4).
Тема 3. равновесие товарного рынка
в кейнсианской модели (6 часов)
занятие 1 (2 часа)
1. Методологические основы кейнсианского подхода.
2. Потребление и сбережения сектора домашних хозяйств.
Кейнсианская функция потребления.
3. Средняя и предельная склонности населения к потреб-
лению и сбережению. факторы, определяющие динами-
ку потребления и сбережений.
Темы рефератов и сообщений
1. экономические возможности сбережений населения Бе-
ларуси в современных условиях.
2. Современное состояние пенсионной системы рБ и ее вли-
яние на потребление и сбережения населения страны с
точки зрения теории ф. Модильяни.
вопросы для обсуждения
1. На основе статистических данных рассчитайте показа-
тели средней склонности населения Беларуси к потреб-